Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава 9. Местное самоуправление— это одна из форм наро- довластия в Украине, сущность которой состоит в само- стоятельном решении населением вопросов местного зна-






МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ
В УКРАИНЕ

9.1. ПОНЯТИЕ И ПРИНЦИПЫ МЕСТНОГО
САМОУПРАВЛЕНИЯ В УКРАИНЕ

Местное самоуправление — это одна из форм наро-
довластия в Украине, сущность которой состоит в само-
стоятельном решении населением вопросов местного зна-
чения. Местное самоуправление — разновидность поли-
тической, но не государственной власти. Оно признается и
гарантируется Конституцией Украины, является одной из
основ конституционного строя.

Местное самоуправление в Украине регулируется раз-
делом XI Конституции Украины, Законом Украины «О
местном самоуправлении» (21 мая 1997 г.), а также Ев-
ропейской хартией местного самоуправления, ратифици-
рованной Верховной Радой Украины и вошедшей, таким
образом, в состав национального законодательства.

Принципы местного самоуправления:

1) народовластие. Как указывалось выше, местное
самоуправление является формой участия населения в
управлении делами местного значения;

2) законность. Территориальные громады и их орга-
ны обязаны действовать в строгом соответствии с законо-
дательством Украины и в пределах своих полномочий;

3) гласность. Деятельность органов местного самоуп-
равления должна освещаться средствами массовой инфор-
мации, быть открытой для критики и предложений;

4) коллегиальность. Органы местного самоуправления
являются коллегиальными. Принимаемые ими решения
носят коллективный характер;

5) сочетание местных и государственных интере-
сов
. Территориальные громады и их органы существуют и
действуют в пределах Украинского государства. В силу
этого недопустимо противопоставление интересов грома-
ды и всего украинского народа. Местное самоуправление
должно действовать с учетом общегосударственных про-
грамм социально-экономического и культурного развития;


 

6) выборность. Все органы местного самоуправления
избираются гражданами в соответствии с демократичес-
кими принципами избирательного права Украины;

7) правовая, организационная и материальная самосто-
ятельность.
Местное самоуправление отделено от госу-
дарства. Органы местного самоуправления имеют право
принимать уставы территориальной громады, издавать об-
щеобязательные правовые акты. Они имеют статус юриди-
ческого лица и действуют на основе самофинансирования;

8) подотчетность и ответственность перед терри-
ториальными громадами органов местного самоуправле-
ния. Представительные органы местного самоуправления
и их должностные лица обязаны периодически отчиты-
ваться перед населением о своей работе;

9) государственная поддержка и гарантия местного
самоуправления. Государство поддерживает местное само-
управление путем передачи ему имущества, путем финан-
сирования программ социально-экономического и куль-
турного развития, осуществляемых в пределах территори-
альной громады;

10) судебная защита прав местного самоуправления.
Нарушения прав территориальной громады, ее органов
является поводом для судебного рассмотрения.

9.2. ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
В УКРАИНЕ

Основой местного самоуправления в Украине является
территориальная громада — коллектив жителей села,
поселка или города.

Местное самоуправление осуществляется в следующих
организационных формах:

1) непосредственно населением — путем референду-
мов, выборов, собраний и сходов жителей;

2) через выборные органы, которыми являются:

 

—сельские, поселковые, городские советы и их испол-
нительные органы;

—выборные главы органов местного самоуправления —
сельские, поселковые, городские головы (председатели
исполнительных органов соответствующих советов);

- выборные районные и областные советы, которые
представляют общие интересы территориальных гро-
мад сел, поселков и городов.


Депутаты выборных органов местного самоуправления
избираются жителями села, поселка, города на основе все-
общего, равного, прямого избирательного права путем тай-
ного голосования сроком на четыре года. На таких же
условиях избираются сельские, поселковые и городские
головы.

Председатель районного и председатель областного со-
вета избираются соответствующим советом и возглавля-
ют исполнительный аппарат рады.

Органы местного самоуправления обладают определен-
ной материальной и финансовой базой своей деятельнос-
ти, в которую входят:

— объекты коммунальной собственности (движимое и
недвижимое имущество, земля, природные ресурсы);

— доходы местных бюджетов и внебюджетные средства.
Они формируются за счет местных налогов и сборов
и финансовой поддержки государства.

Компетенция органов местного самоуправления:

1) управление имуществом, находящимся в коммуналь-
ной собственности;

2) утверждение программ социально-экономического и
культурного развития и контроль за их выполнением;

3) утверждение бюджета соответствующих админист-
ративно-территориальных единиц и контроль за их ис-
полнением;

4) установление местных налогов и сборов!

5) проведение местных референдумов и реализация их
результатов;

6) создание, реорганизация и ликвидация коммуналь-
ных предприятий, организаций и учреждений.

Органам местного самоуправления могут передаваться
отдельные полномочия исполнительной власти. Их ис-
полнение финансируется за счет Государственного бюдже-
та Украины. По этим вопросам органы местного самоуп-
равления подконтрольны соответствующим органам ис
полнительной власти.

Органы местного самоуправления в пределах своих
полномочий принимают решения, являющиеся обяза-
тельными к исполнению на соответствующей территории.


9.3. ОРГАНЫ САМООРГАНИЗАЦИИ
НАСЕЛЕНИЯ В УКРАИНЕ

Местное самоуправление имеет многообразные органи-
зационно-правовые формы. В частности, наряду с местны-
ми советами по инициативе жителей могут создаваться
органы самоорганизации населения. Их статус определя-
ется Конституцией Украины и Законом Украины «Об орга-
нах самоорганизации населения» (11 июля 2001 г.).

Орган самоорганизации населения является одной из
форм участия населения в решении вопросов местного
значения. Виды органов самоорганизации населения:

1) сельские и поселковые комитеты. Действуют в
пределах территории села, поселка, если его пределы не
совпадают с пределами деятельности сельского, поселко-
вого совета;

2) уличные и квартальные комитеты. Действуют в
пределах территории квартала, нескольких, одной или ча-
сти улицы с прилегающими переулками в местах индиви-
дуальной застройки;

3) комитеты микрорайонов. Действуют в пределах
территории отдельного микрорайона, жилищно-эксплуа-
тационной организации в городах;

4) домовые комитеты. Действуют в пределах дома
(нескольких домов) в государственном и общественном
жилищном фонде и фонде жилищно-строительных коо-
перативов;

5) комитеты районов в городах. Действуют в преде-
лах одного или нескольких районов в городе, если его гра-
ницы не совпадают с границами районного в городе совета.

С инициативой о создании органа самоорганизации
населения может выступить собрание (конференция) жи-
телей по месту жительства, если в нем участвовало (было
представлено) не менее половины жителей соответствую-
щей территории, имеющих право голоса. Разрешение на
создание органа самоорганизации населения предоставля-
ет сельский, поселковый, городской, районный в городе со-
вет. Орган самоорганизации населения обязательно дол-
жен быть легализован путем регистрации (в таком слу-
чае он получает статус юридического лица) или
Уведомления о создании (без статуса юридического лица).

Полномочия органа самоорганизации населения мно-
гообразны. К числу важнейших его собственных полно-
мочий относятся:


 




1) право представлять интересы жителей в местном
совете и местных органах исполнительной власти;

2) право вносить предложения к проектам местных
программ социально-экономического и культурного раз-
вития;

3) организовывать участие населения в мероприятиях
по охране окружающей среды, памятников истории и куль-
туры, по благоустройству территории;

4) осуществлять контроль за качеством жилищно-ком-
мунальных услуг;

 

5) организовывать помощь гражданам преклонного
возраста, инвалидам, семьям погибших воинов, партизан
и военнослужащих, малообеспеченным и многодетным
семьям, детям-сиротам;

6) содействовать органам пожарного надзора в осу-
ществлении противопожарных мероприятий и правоохра-
нительным органам в обеспечении общественного поряд-
ка.

Кроме того, местные советы вправе передать органу са-
моорганизации населения часть своих полномочий и
средств, необходимых для их исполнения.

Члены органа самоорганизации населения исполняют
свои обязанности на общественных началах (без оплаты).
По решению собрания (конференции) жителей по месту
жительства руководитель и секретарь этого органа могут
работать в нем на постоянной основе с оплатой их труда.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.