Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Чарльз Г. Сперджен






Избрание

" Мы же всегда должны благодарить Бога за вас, возлюбленные Господом братия, что Бог от начала, чрез освящение Духа и веру истине, избрал вас ко спасению, к которому и призвал вас благовествованием нашим, для достижения славы Господа нашего Иисуса Христа" (2 Фессалоникийцам 2, 13-14).

Если бы в священном Слове не было больше стихов, кроме этих, я думаю, что все мы были бы вынуждены принять и признать истину великого и славного учения о Божьем предвечном избрании Своей семьи. Но в человеческом уме, по-видимому, живет глубоко укоренившееся предубеждение против данного учения. И хотя исповедующие христианство признают большинство других учений - одни с осмотрительностью, другие с удовольствием, - все же это, кажется, чаще других пренебрегается и отвергается. За многими нашими кафедрами проповедь об избрании посчиталась бы большим грехом и изменой, потому что его не могут перевести в область так называемого " практического" рассуждение. Я думаю, что они ошибаются относительно этой истины.

Все, что Бог открыл, Он открыл с какой-то целью. В Писании нет ничего, что под влиянием Духа Божьего было бы невозможно использовать в практическом рассуждении, так как " все Писание богодухновенно и полезно" с определенным замыслом духовной пользы. Правда, его нельзя превратить в рассуждение о свободной воле - это мы точно знаем, - но его можно превратить в практическое рассуждение о дарованной благодати; а применение дарованной благодати - наилучшее применение, когда истинное учение о неизменной любви Бога оказывает влияние на сердца святых и грешных.

Пусть те из вас, кого само звучание этого слова заставляет вздрогнуть, скажут: " Я отложу в сторону свои предубеждения и выслушаю беспристрастно; я только послушаю, что скажет этот человек". Не отказывайтесь слушать и не говорите сразу: " Это высокая доктрина". Кто позволил вам называть ее высокой или низкой? Для чего вам противостоять учению Божьему? Помните, что случилось с детьми, которые насмехались над пророком Божьим и кричали: " Иди, плешивый! иди, плешивый! "? Не говорите ничего против учений Божьих, чтобы случайно не вышел из лесу какой-то дикий зверь и не растерзал вас.

Кроме открытого суда неба, есть и другие беды - остерегайтесь, чтобы они не пали на вашу голову. Отложите свои предубеждения; выслушайте спокойно, беспристрастно; послушайте, что говорит Писание. И когда вы примете истину, если Богу будет угодно открыть и показать ее вашим душам, не стыдитесь исповедать ее. Сознаться, что вчера вы ошибались, значит только признать, что сегодня вы немножко мудрее. Вместо того, чтобы запятнать вас, это сделает честь вашей рассудительности и докажет, что вы возрастаете в познании истины.

Библия должна быть превыше всего, а служитель Божий должен находиться под ней. Проповедуя, нам нельзя стоять на Библии, но мы должны проповедовать с Библией над головой. После многих проповедей мы прекрасно понимаем, что гора истины выше, чем могут увидеть наши глаза; облака и мрак окружают ее вершину, и мы не можем разглядеть ее верхушку. И все же мы попытаемся проповедовать ее как можно лучше. Но поскольку мы смертны и склонны ошибаться, применяйте свое суждение, " испытывайте духов, от Бога ли они". Если после тщательных раздумий на склоненных коленах вы придете к тому, что избрание не следует принимать во внимание - что, как я считаю, совершенно невозможно, - то оставьте его, не слушайте проповедей о нем, но веруйте в то и исповедуйте то, что вы считаете Словом Божьим. У меня больше нечего сказать для вступления.

А теперь, во-первых, я скажу немного о истинности данного учения: " Бог от начала избрал вас ко спасению". Во-вторых, я постараюсь доказать, что это избрание абсолютно: " Бог от начала избрал вас ко спасению - не для освящения, но - чрез освящение Духа и веру истине". В-третьих, это избрание вечное, потому что стих говорит: " Бог от начала избрал вас..." В-четвертых, оно личное: " Бог избрал вас". Потом мы рассмотрим результаты данного учения - что оно делает; и наконец, если Бог позволит, постараемся рассмотреть его тенденции и увидеть, на самом ли деле оно - ужасное учение, ведущее к распущенности. Мы возьмем цветок и, как настоящие пчелы, проверим, есть ли в нем мед вообще, может ли из него выйти что-либо доброе или же оно - чистое, неразбавленное зло.

Во-первых, я должен постараться доказать, что данное учение истинно. Позвольте мне начать с argumentum ad hominem - я буду обращаться к вам согласно вашему различному статусу и положению. Некоторые из вас принадлежат к англиканской церкви. Я знаю, что вы глубоко веруете в то, что провозглашают здравым учением тридцать девять догматов. Я дам вам образец того, что они говорят об избрании, так что, если вы верите им, вам придется признать избрание. Я прочитаю часть семнадцатого догмата о предопределении и избрании:

" Предопределение к жизни - это вечный замысел Божий, посредством которого (прежде основания мира) Он по Своему сокрытому от нас изволению неизменно установил избавить от проклятия и осуждения тех из людей, кого Он избрал во Христе, и привести их через Христа к вечному спасению, как сосуды в чести. По сей причине те, кого Бог одарил таким превосходным преимуществом, в свое время будут призваны, согласно намерению Божьему, действием Его Духа; благодаря действию благодати, они повинуются призванию; им даруется оправдание; через усыновление они становятся сынами Божьими; они уподобляются образу Его единородного Сына Иисуса Христа; они живут благочестиво, творя добрые дела, и наконец, по милости Божьей, достигают вечного блаженства".

Я привел этот догмат только для того, чтобы показать вам, что если вы принадлежите к англиканской официальной церкви, то, по крайней мере, не должны возражать против доктрины предопределения.

Еще один человеческий авторитет, которым я хочу подтвердить доктрину, - древний Вальденский символ веры. Если прочитать символ веры древних вальденсов, рожденный среди жгучей ярости преследований, вы увидите, что эти прославленные исповедники христианской веры весьма твердо принимали и признавали эту доктрину как часть истины Божьей. Я переписал из старой книги один из догматов их веры:

" Бог спасает от растления и осуждения тех, кого Он избрал от создания мира не за какое-то предрасположение, веру или святость, которые Он бы предвидел в них, но только по Своей милости во Христе Иисусе, Сыне Своем, пройдя мимо всех остальных, руководствуясь безукоризненным соображением Своей свободной воли и справедливости".

Значит, то. что я проповедую, - не новость, не новое учение. Я люблю провозглашать эти незыблемые древние доктрины, которые называют кальвинизмом, но которые несомненно являются открытой истиной Божьей, какой она есть во Христе Иисусе. При помощи этой истины я совершаю паломничество в прошлое и, проходя, вижу, как встают, чтобы пожать мою руку, отец за отцом, исповедник за исповедником, мученик за мучеником. Если бы я исповедовал пелагианство или верил в учение о свободной воле, то мне пришлось бы проходить через столетия наедине. Там или тут поднимется еретик не очень достойного поведения и назовет меня братом. Но, принимая истину об избрании за критерий своей веры, я вижу землю патриархов, населенную моими братьями; я взираю на толпы людей, исповедовавших то же, что и я, и признающих, что это - религия Церкви Самого Бога.

Также я приведу отрывок из старого баптистского исповедания веры. В этом собрании мы - баптисты, во всяком случае большая часть из нас, и нам приятно читать то, что писали наши праотцы. Примерно двести лет тому назад баптисты собрались и обнародовали свой символ веры для того, чтобы положить конец неким слухам против их ортодоксальности, которые пустили по миру. Я обращаюсь к этой древней книге и в третьем догмате нахожу следующее:

" По установлению Божьему, для явления славы Его, одни люди и Ангелы предопределены, или предназначены, к вечной жизни через Иисуса Христа - для прославления Его великой благодати; другие оставлены действовать в своих грехах к их справедливому осуждению - для прославления Его справедливости. Эти Ангелы и люди, предопределенные и предызбранные таким образом, предуставлены лично и неизменно, и их число определено и установлено, так что не может быть увеличено или уменьшено. Людей, предопределенных к вечной жизни, Бог, согласно Своему вечному и неизменному намерению и тайному изволению совета Его благой воли, еще прежде создания мира избрал во Христе к вечной славе, и это исключительно по Его благодати и любви, без чего-либо в людях, что служило бы для Него условием или причиной сделать это".

Что касается этих человеческих авторитетных источников, то мне совершенно безразличны все три из них. Мне все равно, что они говорят о данной доктрине, будь то " за" или " против". Я использовал их всего лишь как некое подтверждение для вашей веры, чтобы доказать, что, несмотря на то что меня могут поносить, как еретика или неумеренного кальвиниста, все же меня поддерживает древность.

Если горсточка нас будет стоять одиноко, непоколебимо отстаивая владычество нашего Бога, если нас будут теснить не только враги, но даже наши братья, которые должны бы быть нашими друзьями и помощниками, - это ничего, если только мы сможем рассчитывать на прошлое; доблестная армия мучеников, славный сонм святых исповедников - наши друзья; свидетели истины стоят за нас. Если они за нас, то нельзя сказать, что мы одиноки. Вместе с ними мы воскликнем: " Вот, Бог оставил Себе семь тысяч, которых колена не преклонились пред Ваа-лом! ". Но лучше всего то, что с нами Бог.

Самой большой истиной всегда является Библия и только она. Мои слушатели, вы же не верите ни в какую иную книгу, кроме Библии, не так ли? Если бы я смог доказать эту доктрину на основании всех книг христианства, если бы я смог принести сюда в доказательство всю Александрийскую библиотеку, вы бы не поверили ей больше, чем Библии. Но вы непременно поверите тому, что записано в Слове Божьем.

Я выбрал несколько стихов, чтобы прочитать вам. Когда я допускаю, что вы сомневаетесь в истине, я люблю засыпать вас стихами для того, чтобы изумить вас, заставить сомневаться, если вы действительно не верите. Позвольте мне исследовать ряд стихов, в которых дети Божьи названы избранными. Конечно, если людей называют избранными, то должно быть и избрание. Если Иисус Христос и Его Апостолы имели обычай величать верующих избранными, то мы непременно должны верить, что они были ими, иначе это слово ничего не значит.

Иисус Христос говорит: " И если бы Господь не сократил тех дней, то не спаслась бы никакая плоть; но ради избранных, которых Он избрал, сократил те дни... Ибо восстанут лжехриста и лжепророки, и дадут знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных... И тогда Он пошлет Ангелов Своих и соберет избранных Своих от четырех ветров, от края земли до края неба" (Мр. 13: 20, 22, 27). " Бог ли не защитит избранных Своих, вопиющих к Нему день и ночь, хотя и медлит защищать их? " (Лк. 18: 7). Можно процитировать множество других стихов, в которых упоминается слово " избранные", или " предызбранные", или " предназначенные", или " призванные"; в которых упоминается фраза " Мои овцы" или же другое подобное определение, указывающее на то, что народ Христа выделен среди прочих людей.

Но у вас есть симфонии, и я не буду затруднять вас стихами. Во всех посланиях святые постоянно называются " избранными". В Послании к Колоссянам Павел говорит: " Итак облекитесь, как избранные Божий, святые и возлюбленные, в милосердие..." В письме Титу он называет себя " Павел, раб Божий, Апостол же Иисуса Христа, по вере избранных Божиих..." Петр говорит: "...избранным по предведению Бога Отца". Если обратиться к Иоанну, то оказывается, он тоже очень любил это слово. Он пишет: " Старец - избранной госпоже"; он говорит о нашей " избранной сестре". И нам известен стих: "...избранная, подобно вам, церковь в Вавилоне". В те дни этого слова не стыдились, не боялись говорить о нем.

А теперь это слово приукрасили разнообразными значениями, изувечили и исказили данное учение до такой степени, что сделали его неким дьявольским учением. И многие, называющие себя верующими, ушли в ряды антиномиан. Но хоть люди и извратили это учение, почему я должен стыдиться его? Мы так же любим истину Божью, когда она истерзана, как и тогда, когда она ходит прямо. Если мы любим мученика до того, как он подвергнут мучениям, то еще сильнее будем любить его, когда он терпит мучения. Когда истина Божья подвергается пытке, мы не называем ее ложью. Нам не нравится, что ее терзают, но мы любим ее даже тогда, когда она истерзана, потому что можем различать, какой бы она была, если бы люди не терзали и не мучили ее своей жестокостью и выдумками.

Если вы прочитаете многие послания древних Отцов, то обнаружите, что они всегда обращаются к народу Божьему как к избранным. И в самом деле, обычным обиходным словом, которым первые христиане называли друг друга во многих церквах, было " избранные". Они часто использовали это слово по отношению друг ко другу, свидетельствуя тем самым о широко распространенном убеждении, что все люди Божьи явно " избранны".

А теперь перейдем к стихам, которые безусловно доказывают это учение. Откройте Библии и обратитесь к Иоанна 15, 16. Вы увидите, что Иисус Христос избрал Свой народ. Он говорит: " Не вы Меня избрали, а Я вас избрал и поставил вас, чтобы вы шли и приносили плод, и чтобы плод ваш пребывал, дабы, чего ни попросите от Отца во имя Мое, Он дал вам". Далее, в стихе 19: " Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое; а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир".

Далее в главе 17, стихах 8-9: " Ибо слова, которые Ты дал Мне, Я передал им, и они приняли и уразумели истинно, что Я исшел от Тебя, и уверовали, что Ты послал Меня. Я о них молю: не о всем мире молю, но о тех, которых Ты дал Мне, потому что они Твои". Обратимся к Деяниям 13, 48: " Язычники, слыша это, радовались и прославляли слово Господне, и уверовали все, которые были предуставлены к вечной жизни". Пусть те, кто хочет, пытаются придираться к этому стиху; но в оригинале он совершенно ясно гласит: "...предуставлены к вечной жизни". А разные комментарии на него нас не интересуют.

Вряд ли вам нужно напоминать о 8-й главе Римлянам, так как, я надеюсь, вы хорошо знаете ее и теперь уже понимаете. В стихе 29 и последующих говорится: " Ибо, кого Он предузнал, тем и предопределил (быть) подобными образу Сына Своего, дабы Он был первородным между многими братиями; а кого Он предопределил, тех и призвал; а кого призвал, тех и оправдал; а кого оправдал, тех и прославил. Что же сказать на это? Если Бог за нас, кто против нас? Тот, Который Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас, как с Ним не дарует нам и всего? Кто будет обвинять избранных Божиих? "

Также было бы излишне повторять всю 9-ю главу Послания к Римлянам. Пока она остается в Библии, никто не сможет доказать арминианизм; пока она там записана, самые сильнейшие искажения этого отрывка никогда не смогут искоренить учение Писания об избрании. Прочитаем стихи 11-12: " Ибо, когда они [дети] еще не родились и не сделали ничего доброго или худого, - дабы изволение Божие в избрании происходило не от дел, но от Призывающего, - сказано было ей: " больший будет в порабощении у меньшего" ". Потом прочитаем стихи 22-23:

" Что же, если Бог, желая показать гнев и явить могущество Свое, с великим долготерпением щадил сосуды гнева, готовые к погибели, дабы вместе явить богатство славы Своей над сосудами милосердия, которые Он приготовил к славе..."

Далее перейдем к Римлянам 11, 7: " Что же? Израиль, чего искал, того не получил; избранные же получили, а прочие ожесточились". В стихе 5 той же главы: " Так и в нынешнее время, по избранию благодати, сохранился остаток". Вы, несомненно, все припоминаете отрывок из 1 Коринфянам 1, 26-29:

" Посмотрите, братия, кто вы призванные: не много из вас мудрых по плоти, не много сильных, не много благородных; но Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное; и незнатное мира и уничиженное и ничего не значущее избрал Бог, чтобы упразднить значущее, - для того, чтобы никакая плоть не хвалилась пред Богом".

Вспомните место из 1 Фессалоникийцам 5: 9: "...Бог определил нас не на гнев, но к получению спасения чрез Господа нашего Иисуса Христа". А еще стих, избранный темой проповеди, чего, мне кажется, вполне достаточно. Впрочем, если мы не полностью удалили ваши подозрения того, что это учение неистинно, и вам нужно больше стихов, можно найти их на досуге.

Мне кажется, друзья мои, что такое огромное количество свидетельств Писания обязательно ошеломит тех, кто дерзает пренебрегать этой доктриной. Что нам сказать о тех, кто так часто ни во что не ставил ее, отвергал ее божественность, кто поносил ее справедливость и брал на себя смелость презирать Бога и называть Его Всемогущим тираном, когда слышал, что Он избрал так много людей к вечной жизни? Можешь ли ты, отвергающий, выбросить ее из Библии? Можешь ли ты взять писцовый ножичек Иегудия и вырезать ее из Слова Божьего? Уподобишься ли ты женщине у ног Соломона и согласишься ли на то, чтобы дитя рассекли надвое и тебе досталась твоя половина? Не здесь ли она, в Писании? И не твои ли долг - преклониться перед ней и кротко признать то, чего не понимаешь, принять ее как истину, хотя ты и не можешь понять ее значения?

Я не стану пытаться доказать справедливость Божью в том, что Он избрал одних, а других оставил. Не мне защищать моего Учителя. Он заступится за Себя, и Он это делает: " А ты кто, человек, что споришь с Богом? Изделие скажет ли сделавшему (его): " зачем ты меня так сделал? " Не властен ли горшечник над глиною, чтобы из той же смеси сделать один сосуд для почетного употребления, а другой для низкого? " " Горе тому, кто говорит отцу: " зачем ты произвел меня на свет? ", а матери: " зачем ты родила меня? "...Я Господь Бог и нет иного. Я образую свет и творю тьму... Я, Господь, делаю все это". Кто ты, что споришь с Богом? О человек, трепещи и целуй Его жезл; преклонись и покорись Его скипетру; не оспаривай Его справедливость и не привлекай Его дела на свой суд!

Но есть и те, кто говорит: " Мало вероятно, чтобы Бог избирал одних и оставлял других". Но я задам вам вопрос: есть ли между вами желающие быть святыми, желающие быть возрожденными, оставить грех и ходить в святости? " Да, - отвечает кто-то, - я желаю". Тогда Бог избрал вас. А другой скажет: " Нет, я не хочу быть святым; я не желаю оставлять свои похоти и пороки". Зачем же тогда ты ропщешь, что Бог не избрал тебя к спасению? Ведь если бы ты и был избран, то, согласно твоему признанию, тебе бы это не понравилось. Если бы Бог сегодня избрал тебя к святости, то, по твоим словам, она бы тебя не интересовала.

Не признаешься ли ты, что предпочитаешь пьянство трезвости, нечестность правдивости? Ты любишь удовольствия мира сего больше религии; тогда зачем тебе роптать, что Бог не избрал тебя к религии? Если ты любишь святую жизнь, то Он избрал тебя к ней. Если ты желаешь ее, Он избрал тебя к ней. Если же нет, какое ты имеешь право говорить, что Богу следовало бы дать тебе то, чего ты не хочешь?

Представь себе, что у меня в руке то, чем ты не дорожишь, и я сказал, что отдам эту вещь такому-то человеку. Разве у тебя есть право выражать недовольство из-за того, что я не дал ее тебе? Ты не был бы столь безрассудным, чтобы негодовать потому, что другой получил то, что тебя не интересует. Согласно вашему же признанию, многие из вас не хотят иметь дело с религией, не желают нового сердца и правого духа, не желают прощения грехов, не хотят освящения. Вы не желаете быть избранными к этим вещам - зачем тогда вам роптать? Если вы считаете это всего лишь рожками, то для чего вам жаловаться на Бога, Который дал их тем, кого избрал?

Если ты считаешь все перечисленное благом и желаешь его, то оно для тебя. Бог щедро дает всем, кто желает; но сначала Он дает им желание, иначе они никогда не пожелали бы. Если ты любишь эти вещи, то Он избрал тебя к ним и ты можешь обладать ими; но если нет, то кто ты, чтобы придираться к Богу, если твоя же безрассудная воля удерживает тебя от любви к этим вещам и твое же " я" заставляет тебя ненавидеть их?

Допустим, какой-то человек на улице говорит: " Как жаль, что для меня нет места в церкви, чтобы послушать, что скажет этот проповедник". И тут же продолжает: " Я не выношу проповедника, не терплю его учения; но все равно жаль, что для меня нет места". Ожидали ли вы таких слов от него? Нет. На это вы бы ответили: " Этому человеку безразлично. Для чего ему расстраиваться из-за того, что другие получают то, чем он пренебрегает? " Тебе не нравится святость, ты не любишь праведность. Если же Бог избрал меня к ним, оскорбил ли Он этим тебя?

" Но я думал, - говорит другой, - что Бог избрал одних для неба, а других для ада". Это понятие очень отличается от евангельского учения. Он избрал людей к святости и праведности, а через это - для неба. Нельзя говорить, что Он избрал одних только для неба, а других - только для ада. Он избрал тебя к святости, если ты любишь святость. Если кто из вас жаждет быть спасенным через Иисуса Христа, то Иисус Христос избрал вас ко спасению. Если кто из вас желает получить спасение, то вы избраны к получению его, если вы искренне и горячо этого желаете. Но если вы не хотите, почему же вы так безнадежно глупы, что ропщете на Бога, Который дарует другим то, что вам не нравится?

Таким образом, я попытался сказать немного в защиту истинности учения об избрании. А теперь позвольте кратко сказать, что избрание абсолютно, то есть оно не обусловлено тем, какие мы. Наш стих говорит: " Бог от начала избрал вас ко спасению". Наши же оппоненты говорят, что Бог избирает людей потому, что они хорошие; что Он избирает их, принимая во внимание разные дела, которые они совершили. В ответ на это мы спрашиваем: за какие дела Бог избирает Своих людей? За так называемые " дела закона" - дела послушания, которые творение может исполнять? Если да, то на это мы ответим: если люди не могут оправдаться делами закона, то нам кажется совершенно ясным, что они не могут и быть избраны по делам закона; если они не могут оправдаться добрыми делами, то и спастись через них не могут. Следовательно, выбор избранных не может основываться на добрых делах.

" Но, - скажет кто-то, - Бог избрал их, поскольку предвидел их веру". Но ведь веру дает Бог, а поэтому Он не смог избрать их благодаря вере, которую предвидел. На улице сидит двадцать нищих, и я решаю дать одному из них шиллинг. Скажет ли кто-либо, что я выбрал его, чтобы дать ему шиллинг, потому что предвидел, что он получит его? Это было бы вздором. Подобно этому сказать, что Бог избрал людей, предвидя, что они будут иметь веру, которая есть спасение в зародыше, было бы слишком абсурдным, чтобы поверить этому хоть на мгновение. Вера - дар Божий. Всякая добродетель нисходит от Него. Поэтому она не смогла побудить Его избирать людей, так как она - Его дар.

Избрание, мы уверены, является абсолютным и полностью обособлено от добродетелей, которые святые получают после. Пусть даже святой будет столь свят и благочестив, как Павел; пусть даже он будет смел, как Петр, или любящий, как Иоанн, - все же он не вправе ничего требовать от своего Творца. Я никогда не знал ни одного святого любого вероисповедания, который бы считал, что Бог спас его, поскольку предвидел, что у него будут эти добродетели и заслуги.

Более того, если самые лучшие драгоценности, которые когда-либо носил святой, выработаны им самим, они не чистейшей воды. К ним примешано немного праха. Самая возвышенная добродетель, которой мы обладаем, имеет в себе немного земной суеты. Мы чувствуем это, когда наиболее очищены, наиболее освящены. И нашими словами всегда должно быть:






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.