Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Техминимум. Танграм. На рисунке представлено классическое задание на синтез с использованием древней китайской головоломки «танграм»:






На рисунке представлено классическое задание на синтез с использованием древней китайской головоломки «танграм»:

Рисунок 2.4.1.1. – Задание «Всадник»

Из семи цветных геометрических фигурок представленных вверху слева требуется составить черную фигурку. Подобные задания вызывают непреодолимые сложности у части детей. В комплексе интерактивных флеш-заданий «Техминимум. Танграм» мы пытаемся формировать навыки решения подобных заданий поэтапно, от простейших заданий, постепенно накапливая элементарные полезные приемы и усложняя предлагаемые к выполнению задания. Далее представлены некоторые характерные из этих заданий.

Очевидно, что первая трудность, которая может останавливать детей, это трудности с управлением фигурками мышкой и клавиатурой, поэтому «Техминимум. Танграм» начинается с серии заданий, где нужно одну фигурку повернуть на нужный угол и положить на нужное место. При этом формируются навыки ловкого управления геометрическими фигурками с помощью мышки и клавиш «стрелка (влево/вправо)». На рисунке представлено задание такого типа:

Рисунок 2.4.1.2. – Задание «Треугольник без комплекта»

Папка таких заданий носит название «Без комплекта», то есть всегда одна фигурка, которую и нужно перенести к нужному месту и повернуть (или сначала повернуть на нужный угол, а потом перенести на нужное место).

Следующий «уровень сложности» выбрать фигурку, которую нужно переносить и поворачивать на рисунке представлен пример такого задания:

Рисунок 2.4.1.3. – Задание «Большой треугольник с комплектом»

Папка с этими заданиями носит название «С комплектом». Для каждой из фигурок (три вида треугольников: маленький, средний, большой, параллелограмм, квадрат) имеются наборы таких заданий.

Данное задание показывает также, насколько тесно могут быть сплетены мыслительные операции, с одной стороны, и насколько сложна мыслительная операция «Синтез», с другой стороны. Ведь для того, чтобы выполнить даже такое простое задание, нужно выполнить операцию «Сравнение», выбрав из полного комплекта фигурок именно ту, которую предстоит поставить на свое место.

А еще перед сравнением ее нужно и мысленно повернуть – а здесь уже задействована мыслительная операция «Воображение». Ну и собственно выполнение задания связано с мыслительной операцией «Позиционирование». Таким образом, выполнение серии таких заданий способствует не только подготовке к выполнению более сложных заданий на синтез, но и, параллельно, работать на развитие таких мыслительных операций, как сравнение, воображение, позиционирование.

Следующий этап усложнения – «две и более разделенных фигурки». Пример такого задания приведен на рисунке:

Рисунок 2.4.1.4. – Задание «Два больших треугольника»

Большинство детей легко справляются с таким усложнением, и, тем не менее, такие задания психологически очень важны, поскольку воспитывают у детей «дух победителя» – то есть уверенность в том, что непрерывно занимаясь, они смогут легко делать все более и более сложные задания.

Рисунок 2.4.1.5. – Квадрат из треугольников

Гораздо больше проблем вызывает простейшее задание на синтез фигурки из двух компонент, например задание «Квадрат из двух треугольников», представленное на рисунке 2.4.1.5.

К сожалению, есть дети, которые не могут справиться с ним самостоятельно, и приходиться прибегать к подсказке:

Рисунок 2.4.1.6. – Подсказка к заданию «Квадрат из двух треугольников»

Необходимо напомнить, что в нашей системе задания предъявляются детям автоматически. После того как ребенок выполнил, по его мнению, задание, он должен кликнуть мышкой по кнопке «Проверить». Если задание выполнено правильно, то ему будет предъявлено следующее задание, а если неправильно, то возможны два варианта:

1) Если в данном месте у нас нет вспомогательных заданий (подводящих к решению, как мы их называем), то у него останется ошибочно выполненное задание

2) Если в данном месте есть подводящее задание, то оно предъявляется ученику.

Кроме того, если есть подводящее задание, то наряду с всегда присутствующей кнопкой «Проверить», имеется и кнопка «Не знаю», которую ученик может нажать (кликнув по ней мышкой), если он не может сам справиться с заданием.

Заметим, попутно, что и в основном курсе «Учимся думать» и «Техминимумах», каждый раз, когда ученик поднимает руку, чтобы попросить помощи у учителя, наряду с помощью, учитель всегда задумывается, какое еще задание нужно добавить в обучение до того или в «Не знаю» к этому заданию, чтобы ученики могли решать свои проблемы самостоятельно.

Хочется подчеркнуть, что здесь имеются огромные организационные и психологические проблемы, преодолению которых необходимо уделить первоочередное внимание.

Прежде всего, это – дисциплина на занятии. Детки маленькие и очень важно настоять на осознанном выполнении некоторых простейших правил, как-то:

- в аудитории должна быть тишина

- если требуется помощь учителя, нужно поднять руку

- если есть кнопка «Не знаю», не следует ждать помощи от учителя.

Особенно сложно дается некоторым детям последнее правило. Кто-то не хочет признаваться, что он чего-то не знает. Кто-то хочет «быстрее» выполнить это задание. Кто-то не хочет выполнять «лишних» заданий. А результат – постоянное требование себе учительского внимания. Очевидно, что даже наличие одного такого ребенка на занятиях с десятью детьми создает проблемы, а если их больше одного, то занятие в принципе не может быть эффективным.

Кроме того, начиная с этого момента, появляется и неоднозначность решения задачи. В частности, квадрат на рисунке 2.4.1.5 может быть собран двумя способами (по числу диагоналей в квадрате) и дети должны научиться находить все правильные решения, поскольку принимается только тот способ, которым составил автор задания. С одной стороны, это недоработка программного средства, а с другой – это повышение сложности выполнения задания. Автор задания может упростить ситуацию, указав, что фигурки должны «прыгать» на свою позицию с расстояния в несколько пикселей, если они правильно ориентированы. Таким образом, для проверки правильно ли поставлена фигурка (например, треугольник) достаточно отодвинуть ее чуть-чуть в сторону, и отпустить – если она прыгнула – значит, это правильное положение данной фигурки, иначе – нет.

Практика показала, что определенному количеству детей подобных заданий достаточно, чтобы по возвращении в основной курс «Учимся думать» они уверенно справлялись (иногда прибегая к кнопке «Не знаю») со всеми заданиями на синтез фигурок танграма.

Однако, не меньшее количество детей из тех, кто справился с вышеописанными заданиями, все-таки в определенный момент снова не смогли работать в основном курсе. Для таких детей появился курс «Техминимум. Танграм. Часть 2». Прежде всего, в этой части стоят задания, как складывать большие фигурки танграма из меньших, например, такое как представлено на рисунке:

Рисунок 2.4.1.7. – Пример задания из Техминимум. Танграм. Часть 2.

При этом ребенку предъявляется вся картинка задания основного курса, но сейчас требуется сложить только ее часть, видя целое. Серия таких заданий, очевидно, работает как на сознание ребенка, там, где он должен сложить фигурку, так и на подсознание – когда он просто видит, как складывалась остальная часть фигурки.

Также в «Техминимум. Танграм. Часть 2» попали задания на подготовку детей к последующему изучению английских слов, используемых при написании программ. Пример такого задания на пропедевтику слова WRITELN (писать) приведен на рисунке:

Рисунок 2.4.1.8. – Задание на пропедевтику изучения слов

В «Техминимум. Часть 3» вынесены сложные задания на синтез монолитных фигурок, например, таких как задание «Трапеция».

 

Рисунок 2.4.1.9. – Задание «Трапеция»






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.