Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Введение. Книга предназначена в качестве учебно-методического пособия для воспитателей детских садов и школ раннего развития для детей 4-6 лет






Книга предназначена в качестве учебно-методического пособия для воспитателей детских садов и школ раннего развития для детей 4-6 лет. Технической основой обучения является группа специальных пакетов заданий в курсе «Информатика» дистанционной системы обучения DL.GSU.BY. Каждый преподаватель может зарегистрировать своих детей, подписать их на курс «Информатика», установить режим автоматической выдачи заданий, войти за каждого в выбранный пакет заданий. После этого система поддерживает автоматическую выдачу заданий индивидуально для каждого ученика в зависимости от выполнения / не выполнения предложенного задания с синхронной фиксацией результатов и запоминанием текущей позиции в обучении.

Обучение включает пять уровней сложности заданий на последовательное развитие базовых мыслительных операций, классифицированных в пять групп:

Операции над парами: сравнение, упорядочивание, ассоциация

Операции над множествами: объединение, пересечение, вычитание

Операции на множестве: классификация, структуризация, обобщение

Логические операции: отрицание, дизъюнкция, конъюнкция, эквивалентность, импликация

Комплексные операции: анализ, синтез, аналогия, абстракция, воображение, позиционирование, запоминание.

Для заданий, вызывающих трудности у большинства учеников, встроены системы автоматических подводящих заданий, пошагово обучающих выполнению проблемного задания.

Для учеников, имеющих серьёзные проблемы с определёнными типами заданий, например: нахождение отличий, составление фигурок танграма, выполнение заданий по аналогии и др., созданы специальные пакеты заданий, называемые «Техминимумами» для целенаправленного формирования соответствующих навыков у конкретного ребёнка.

Таким образом, преподаватель освобождается от огромного количества работы по подготовке заданий, предъявлению их ученикам, объяснению того, что и как нужно сделать, проверке правильности выполнения заданий каждым учеником, накоплению статистики по работе и формированию ведомостей проведённых занятий.

Основные задачи преподавателя в такой системе занятий – организовать и поддерживать рабочую атмосферу в классе, избирательно консультировать детей по возникающим вопросам, стремясь обеспечить максимальную самостоятельность детей при выполнении заданий.

Возможно проведение индивидуальной пропедевтической работы без компьютера с помощью дополнительных учебных материалов.

В книге имеется специальный раздел «Из опыта работы», содержащий описания успешных приёмов практического использования данной системы обучения.

На момент написания книги предлагаются следующие пакеты заданий для работы с детьми 4-6 лет:

Учимся думать – 2012 (620 главных заданий)

Учимся думать (быстро) (128)

Техминимум. Учимся работать с " мышкой" (20)

Техминимум. Учимся думать - 0 (38)

Техминимум. Отличия (75)

Техминимум. Танграм. Часть 1 (64)

Техминимум. Танграм. Часть 2 (142)

Техминимум. Танграм. Часть 3 (42)

Техминимум. Аналогия (47)

Техминимум. Учимся считать (135)

Для преподавателей, у которых возникают собственные идеи по созданию новых заданий, и их комплексов, приводится описание возможностей по разработке заданий и интеграции их в систему DL.GSU.BY.

Далее приводятся конкретные технологические достоинства работы по дошкольному обучению и воспитанию с помощью описываемой системы обучения.

Занятия базируются на системе дистанционного обучения DL, основанной на использовании Интернет-технологий. Это приводит к тому, что каждый дошкольник может продолжить занятия и дома, и у бабушки, и т.д., то есть в любом месте, из которого есть доступ к Интернет. Многие так и поступают.

Другой важной особенностью нашей системы обучения является автоматическая выдача заданий с учётом дифференцированного подхода.

То есть, при входе в систему ученику автоматически выдаётся задание, на котором он остановился. Если он справляется с этим заданием (что автоматически выясняется системой DL, после того как ребёнок кликает мышкой по кнопке «Проверить»), то ему предлагается следующее задание. Если же он не справляется, то возможны следующие варианты.

1) К данному заданию есть система обучающих подводящих заданий – и тогда ученику выдаётся первое из этих обучающих заданий, последовательно справившись с которыми он вернётся к проблемному заданию, с необходимыми знаниями для его правильного выполнения. Заметим, что любое из подводящих заданий тоже может вызвать проблему и у него тоже может быть своя система подводящих заданий и т.д., без ограничений на глубину вложенности.

2) К данному заданию ещё нет подводящих заданий, и тогда ученик останется на «проблемном» задании, и может попробовать выполнить его снова сам или попросить помощи у учителя.

Учитель, безусловно, оказывает помощь, иногда сам, чаще просит помочь кого-то из других дошколят, поскольку помощь сверстника имеет значительный стимулирующий эффект. Малыш может подумать примерно так: «Он такой же маленький, как и я – а справился, значит, и я тоже могу, и в следующий раз и мне нужно подумать и постараться побольше, и справиться самостоятельно».

3) Проблемы ребёнка регулярны и систематически, и есть смысл отправить его в специальный пакет заданий, систематически (от простого к сложному) развивающий требуемый навык. Такие пакеты заданий называются у нас «Техминимумы». Подробнее об их разновидностях и содержании будет описано далее.

Таким образом, обеспечивается дифференцированное обучение – то есть для каждого дошкольника обеспечивается индивидуальная траектория движения по учебному материалу, учитывающая его индивидуальные особенности в подготовке и мотивации.

Все задания выполнены таким образом, что даже дошкольник может догадаться, что и как нужно сделать, не умея читать. Способы выполнения задания основаны на кликах мыши и переносе мышью рисунка из одной области экрана в другую. В случае необходимости повернуть рисунок используются клавиши «Стрелка вправо» и «Стрелка влево». Вместе с автоматической выдачей заданий этим обеспечивается третье технологическое преимущество – возможность эффективной фронтальной работы одного учителя с группой малышей от 3 до 15 и более.

Результаты работы всех детей накапливаются, можно получить таблицу результатов работы, как за текущий день (кто сколько заданий сделал, кто где находится в процессе обучения), так и за весь период обучения. Систематическое доведение этих результатов до ребят повышает мотивацию к занятиям и более активной работе на них.

Работа с помощью описываемой системы обучения имеет также важные воспитательные эффекты. В частности, при работе с дошкольниками наряду с развитием навыков выполнения базовых мыслительных операций, важной задачей является параллельное достижение ниже перечисленных воспитательных целей. Заметим сразу, что поскольку занятия на компьютере вызывают у детей огромный интерес, то и достижение воспитательных целей упрощается.

Самостоятельность. Все задания каждый ученик выполняет сам, если он получает помощь от учителя или от ученика, то часто его потом просят повторить выполнение задания самостоятельно. Каждый видит, что рядом сидит до 10 и более таких же маленьких детей, каждый из которых работает самостоятельно. Это, безусловно, активизирует стремление к самостоятельности каждого ребёнка.

Трудолюбие. Для того чтобы, выполнить задание, каждый раз приходится немало потрудиться. И пусть этот труд не физический, а умственный, усталость он тоже вызывает. «Как много я сегодня думал», – сказал один малыш после завершения занятия.

Внимательность. Часто дети недостаточно внимательно слушают объяснение учителя или другого ребёнка («в одно ухо влетело, в другое вылетело»). Это приводит к тому, что похожие задания он не может сделать дважды, трижды и тогда начинает приходить понимание, что более внимательное слушание позволит быстрее делать задания без посторонней помощи.

Креативность. Задания выстроены в порядке возрастания сложности, ориентированы на развитие различных базовых мыслительных операций, и потому ребёнок постоянно находится в ситуации, когда нужно придумать что-то новое.

В тоже время хочется подчеркнуть, что в начале занятий имеются огромные организационные и психологические проблемы, преодолению которых необходимо уделить первоочередное внимание.

Прежде всего, это – дисциплина в классе. Детки маленькие и очень важно настоять на осознанном выполнении некоторых простейших правил, как-то:

- в аудитории должна быть тишина

- если требуется помощь учителя, нужно поднять руку

- если есть кнопка «Не знаю», не следует ждать помощи от учителя.

Особенно сложно дается некоторым детям последнее правило. Кто-то не хочет признаваться, что он чего не знает. Кто-то хочет «быстрее» выполнить это задание. Кто-то не хочет выполнять «лишних» заданий. А результат – постоянное требование себе учительского внимания. Очевидно, что даже наличие одного такого ребенка на занятиях с десятью детьми создает проблемы, а если их больше одного, то занятие в принципе не может быть эффективным.

Далее более подробно излагается распределение материала по главам книги.

Глава 1 посвящена технологическим аспектам работы с описываемой системой обучения. Где, в частности, освещаются следующие вопросы: как найти сайт, зарегистрироваться на нём, подписаться на нужный курс, выбрать нужный пакет заданий, как переключаться с одного пакета заданий на другой. В принципе этого достаточно, чтобы самые нетерпеливые читатели, отложив в сторону книгу, немедленно приступили к работе самостоятельно или вместе с детьми. У такого подхода есть важное достоинство – при чтении последующего материала книги у читателя уже будет собственное ясное представление о предмете обсуждения, равно как и целый спектр, замечаний, предложений и возражений.

Глава 2 содержит подробное описание изучаемого материала, включая предысторию вопроса, методологические основы и примеры конкретных заданий для каждого из 5 уровней сложности и каждой из базовых мыслительных операций. При этом в разделе 2.2. «Базовые мыслительные операции» материал излагается предельно лаконично, для того чтобы вдумчивый читатель как можно быстрее получил представление о предлагаемом материале и «окунулся» в практику. В разделе 2.3. «Уровни сложности и структура обучения», напротив, материал излагается максимально подробно, с множеством картинок, иллюстрирующих задания. Данный раздел книги можно использовать не только для того, чтобы абсолютно точно представить чему и как учат дошкольников в этой системе обучения, но и для непосредственной работы с детьми, показывая им картинки и обсуждая процесс выполнения. Материал этого раздела можно использовать для пропедевтической работы перед его прохождением на компьютере. В разделе 2.4 «Техминимумы» так же подробно описываются аналогичные материалы для подтягивания ребёнка по отдельным наиболее проблемным для детей видам заданий: отличия, аналогия, танграм, устный счёт, работа с мышкой.

Глава 3 содержит описание используемых материалов для работы за столом (до издания данной книги), где фактически находятся «твёрдые копии» предлагаемых в процессе обучения электронных заданий. Эти материалы используются в случае, когда учеников больше, чем имеющихся компьютеров, или когда у ребёнка проблемы с некоторыми заданиями, или когда ребёнок по каким-то причинам не хочет работать за компьютером.

Глава 4 содержит попытки осмысления, обсуждения и обобщения, как нашего опыта работы, так и опыта работы известных педагогов по их книгам. В конце главы, в частности, предлагается задуматься о создании нового системного средства целенаправленного обучения и воспитания на основе имеющейся системы обучения, её критического анализа и выработке рекомендаций по разработке «идеальной» системы обучения.

Глава 5 предлагает описание разработанных средств создания заданий на развитие мышления, использование которых не требует углубленной компьютерной подготовки, а тем более умения программировать. Все описанные средства находятся в открытом доступе и могут быть использованы для разработки заданий с последующим использованием на собственном компьютере или в собственной локальной компьютерной сети. В тоже время любое задание может быть сделано достоянием общественности, если оно будет загружено в систему дистанционного обучения DL.GSU.BY.

 


 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.