Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Великие истины слишком важны, чтобы быть новыми».






Сомерсет Моэм

 

Заметка на полях.

«Воспоминания о будущем родной страны.

Я хочу напомнить историю народа, который, подобно нам, украинцам, встретил своих будущих палачей со всем радушием. И чем это для него кончилось. Думаю, понятно, что речь пойдет о коренных жителях Америки – индейцах.

Когда британцы научились преодолевать большие водные просторы, они переплыли Атлантический океан, чтобы начать осваивать новые территории. Здесь их встретили аборигены, которые решили, что не обеднеют, если отдадут часть своей земли в обмен на красивые побрякушки, цена которым – рубль в базарный день. Они выделили несчастным переселенцам землю под пашню, научили, какие культуры и каким образом выращивать на каменистой почве, поделились пищей – словом, помогли не умереть с голоду.

На праздник осенью 1621 года отцы-пилигримы пригласили Скванто, вождя племени патуксетов, и еще 90 индейцев, которые помогли им выжить в незнакомых условиях. Эта трапеза, разделенная с аборигенами, и стала первым празднованием Дня благодарения. Теперь его ежегодно отмечают в США.

До этого Скванто несколько лет жил в Лондоне, хорошо говорил по-английски. Он вернулся в родные земли в составе экспедиции, обследовавшей побережье Новой Англии. Именно Скванто научил пилигримов методам повышения урожая местных культур путем удобрения и показал хорошие места для рыбалки.

Но пришельцы были алчными и жестокими. Они решили завладеть всеми ничейными, с их точки зрения, землями. Поскольку аборигенов было много, в честной борьбе переселенцев ждало неминуемое поражение. Да и не в правилах британцев воевать самим. Был придуман коварный план – стравить родственные народы в междоусобной войне. Пусть соседние племена, которые раньше делили только шкуры убитых медведей, уничтожают сами себя. (...)

Всегда находилась причина, по которой гуроны должны ненавидеть делаваров (вспомним Купера) и наоборот. В итоге от обоих племен в истории остались только названия рек и штатов, а земля и все ее богатства достались колонизаторам. Так были уничтожены миллионы людей, которые посмели не согласиться с новым порядком.

Шли годы, пришельцев становилось все больше и больше, а аборигенов все меньше и меньше. Наконец настал тот день, когда «избранная нация» решила, что союзники им больше не нужны. И начались «индейские войны», в которых своих бывших союзников пришельцы уничтожали столь же безжалостно, как и врагов. Выживших выслали вон из страны предков, чтобы они постепенно забыли свои обычаи.

Это только первая глава той трагедии, заключительный акт которой пока еще не написан. Далее были страны, народы, которые точно так же либо исчезали, либо покорялись культуре и обычаям пришельцев, становясь их жалким подобием. А их земли подвергались такому же разграблению, как и земли наивных индейцев. Пришельцы бурили дырки в земле, копали шахты. Местное население за гроши работало на новых хозяев. История повторялась от страны к стране. Вождей покоренных народов пришельцы «приручали», давали им «свое» образование и разрешали затем править своими народами, но во благо пришельцев.

И вот они пришли в мой дом – Украину. Им нужна моя земля. Пришельцы, как они делают столетиями, разделили украинцев на два сорта при помощи своих «миссионеров». «Миссионеры» доходчиво объяснили одной части моего народа, почему должна быть уничтожена его вторая часть.

Вы, конечно, поняли, что я имею в виду Новороссию, а конкретно – Донбасс. На моей земле началась война. Брат пошел на брата. Сосед на соседа. Если мы, подобно индейцам, не прекратим ее и не обернем оружие против наших настоящих врагов (которые уже получили «свое» образование у колонизаторов для управления теми из нас, кто останется в живых), то Украина останется без украинцев, как штат Индиана остался без индейцев.

Кстати, племя патуксетов, которое помогло первопроходцам в Северной Америке пережить зиму 1620 года, уничтожено полностью. На месте родного селения Скванто появился город Плимут». [388]

«Так англоамериканцы поступали всегда: в Европе – натравив всех на Германию (1904–1945); на Ближнем Востоке – втиснув Израиль в самое сердце арабского мира (1917 [389] – по настоящее время); на Дальнем Востоке – всадив несколько шипов в бок Китаю – Вьетнам, Корею и Тайвань (1950 – по настоящее время); в Центральной Азии – дестабилизировав весь этот регион межплеменными столкновениями, опираясь на помощь Пакистана, для того чтобы предотвратить переход стран Каспийского побережья в сферу влияния России (1970 – по настоящее время)». [390]

«Среди популярных методов, используемых доминантом, – раскол страны изнутри, появление пятой колонны, прежде всего в лице вестернизованной элиты. Учитывая притягательность западного типа потребления, это касается практически всех периферийных элит, включая даже мулл в Иране. Они уже в возрасте, хотят спокойной жизни, имеют детей и внуков, которые стремятся учиться на Западе, некоторые даже могут держать там счета и т. п.

Коррупция в этот момент становится органичной и превращается в принципиальный рычаг давления со стороны доминанта. Именно она делает местные элиты уязвимыми, иногда парадоксальным образом на фоне активнейшей националистической, фундаментально религиозной и даже чисто антизападной риторики. Взять, к примеру, аятолл Ирана, которые при всем при том настроены более мирно, чем известный антикоррупционер Ахмадинежад. Если умелое давление на слабые места, включая тайные счета, детей в западных вузах, жен в Лондоне и Майами и пр., не достигает намеченных целей сразу же, никто не мешает доминанту сделать следующий шаг. Заполучив союзников внутри страны, можно простимулировать гражданскую войну, а это война «по дешевке», где за твои идеалы умирают другие.

Такую стратегию можно условно назвать британским раджем [391]. Конечно, в истории много примеров завоевателей, вошедших в страну с помощью пятой колонны. Однако только британцы поставили эту технологию на широкую ногу и сумели вырасти в доминанта почти исключительно на базе этого принципа, успешно применявшегося в массовых масштабах и на огромной мировой территории. Это позволило Британии, небольшой европейской стране с ограниченным ресурсно-демографическим потенциалом, стать глобальным доминантом XIX века, империей, над которой никогда не заходило солнце.

Технология формировалась постепенно, начиная от захвата Бенгалии в 1757 году в борьбе против французско-бенгальской коалиции. Британцы взяли Бенгалию руками самих же индийцев под командованием британского офицера, средней руки сотрудника Ост-Индской компании. Потом вымуштрованные войска сикхов воевали за империю на всех континентах, а индийские вольные трудбатальоны строили имперскую колониальную инфраструктуру на всех континентах, вплоть до Африки, где с тех пор осталось значительное индийское население.

Основной трюк, отработанный в системе британского раджа, состоит в том, что доминант воюет руками местного контингента, опираясь на лояльность местной элиты, как правило, предельно коррумпированной. На практике такой подход идеально работает на уровне племенных структур, где соседние племена – непримиримые враги, готовые воевать друг с другом до победного конца. Появление более интегрированных крупных структур типа национальных государств резко снижает эффективность технологии. Тем не менее почти всегда остается некое пространство для маневра за счет использования вкраплений инородных и недоинтегрированных структур, как поля для разжигания внутриэтнической вражды.

Это нечто вроде троянского коня – обнажает слабые места периферии и дает опорную точку внутри для враждебных внешних сил. Тем самым лояльность населения становится основой самозащиты периферии, особенно богатой ресурсами». [392]

 

Война ослабляет две противоборствующие силы и дает преимущество третьей, в этой войне не участвующей. Поэтому третьей стороне всегда выгодно сделать конфликт затяжным, перманентным, до полного взаимного уничтожения конфликтующих сторон.

 

«Если мы увидим, что Германия побеждает, мы должны помогать России, а если будет побеждать Россия, мы должны помогать Германии. Надо дать им возможность убивать друг друга как можно больше, хотя я при любых условиях не хочу видеть победы Гитлера». [393]

Гарри Трумэн

 

Заметка на полях.

Считаю уместным напомнить Закон № 20 «Ни с кем не объединяйся» из книги Роберта Грина «48 законов власти» [394].

Формулировка закона: «Только глупец торопится примкнуть к одной из сторон. Не вверяйте себя никому, кроме себя самого, не связывайте себя обязательствами. Сохраняя независимость, вы получите возможность властвовать – сталкивая людей между собой, заставляя их следовать за вами».

Указанному искусству оставаться над схваткой учат нас две нижеприведенные притчи.

Первая притча – «Цена зависти»:

«Бедная женщина торговала на рынке сырами. Кошка подкралась и стащила один. Собака, заметив воровку, хотела было отнять у нее сыр. Кошка и собака сцепились. Собака рычала и лаяла, кошка шипела и царапалась, но ни одна не могла взять верх в драке. «Пойдем к лису, пусть он нас рассудит», – предложила наконец кошка. «Хорошо, пойдем», – сказала собака. И они отправились к лису. Тот выслушал обеих с рассудительным видом. «Глупые звери, – упрекнул он их, – кто же так себя ведет? Хотите, я поделю сыр пополам между вами, так что вы оба будете довольны». «Согласны», – сказали собака и кошка. Лис вынул нож и разделил сыр, но, вместо того чтобы разрезать его вдоль, он рассек его по ширине. «Моя половина меньше», – запротестовала собака. Лис посмотрел оценивающе из-под очков на долю собаки. «Ты права, совершенно права!» – решил он. Лис подошел и откусил кусочек от доли кошки. «Теперь они сравнялись», – сказал он. Кошка, увидев, что сделал лис, начала мяукать: «Посмотрите только! Мой кусок теперь меньше!»

Снова лис надел очки и поглядел оценивающе на долю кошки. «Ты права! – сказал он. – Погодите-ка, я это исправлю». И он откусил кусочек от половинки собаки. Так лис подравнивал то кошачью, то собачью долю, пока не доел весь сыр прямо у них на глазах». [395]

Вторая притча – индийская басня «Коршуны, вороны и лисица»:

«Коршуны и вороны договорились между собой, что станут делить пополам любую добычу. Однажды они увидели раненую лисицу, беспомощно лежащую под деревом, и собрались вокруг нее. Вороны сказали: «Мы возьмем себе переднюю половину лисицы». – «Тогда мы возьмем заднюю», – согласились коршуны. Лисица посмеялась над этим и сказала: «Я всегда думала, что коршуны по рождению выше ворон, и тогда именно им должна достаться моя передняя часть, ведь в ней находится голова с мозгом и другими вкусными вещами». – «О да, это правда, – сказали коршуны, – мы возьмем эту часть лисицы себе». – «А вот и нет, – возразили вороны, – она наша, как договаривались». Тут между спорщиками началась настоящая битва, многие пали с обеих сторон, а те немногие, что уцелели, едва унесли ноги.

Лисица провела под деревом несколько дней, питаясь убитыми воронами и коршунами, а потом удалилась крепкая и бодрая, заметив: «Слабый выигрывает, когда сильные враждуют». [396]

Не связывай себя ни с кем и ни с чем – ведь это означает стать рабом, рабом кого угодно… Самое важное – сохранить свободу от обязательств и долгов – инструмента, которым пользуются противники, чтобы с твоей помощью захватить власть».

Бальтазар Грациан

«Соперники в искусстве брани,

Не знайте мира меж собой;

Несите мрачной славе дани,






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.