Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Экономика. Ситуация напоминает порядок расположения цветных горизонтальных полос на флаге Филиппин






 

Заметка на полях.

Ситуация напоминает порядок расположения цветных горизонтальных полос на флаге Филиппин. Как известно, это единственный в мире флаг, цвета на котором могут меняться местами: в военное время верхняя полоса – красная, а нижняя – синяя, в мирное время – наоборот.

 

В дальнейшем, наравне с термином «Второе направление вращения» триады мы будем использовать эквивалентный термин «нисходящее направление вращения».

 

Триадный цикл содержит следующую метафору.

В каждый момент времени существует дуальный, доминирующий конфликт между двумя из трех элементов триады, при этом третий элемент находится в латентном состоянии, на вторых (точнее, третьих) ролях, ожидая, которая из двух сил одержит победу и примет участие в следующем дуальном конфликте – уже с против него самого. К примеру, в фазе противостояния Экономики и Политики в следующую фазу, в следующий доминирующий конфликт выйдет один из двух указанных элементов – победитель, который войдет в дуальное взаимодействие с Идеологией. При этом, если победа останется за Политикой, пришедшей на смену Экономики, мы получаем прогресс, восходящее направление вращения, если победителем в дуальном конфликте окажется Экономика – мы получим регресс, вращение триады по второму сценарию.

Вопрос о «направлении вращения» является отнюдь не умозрительным – по сути это вопрос о том, что в каждый отдельный момент времени в социальной динамике является причиной, а что – следствием.

 

«Все в мире подчиняется Причине и Следствию. И никому не дано избежать Следствия, создав Причину. И как любая причина является следствием, так и любое следствие является причиной другого следствия».

Сергей Норка, «Заговор против России»

 

Заметка на полях.

Обсуждая тему перехода власти между тремя элементами социальной триады, уместно привести диалог из экранизации великолепной саги Джорджа Р. Р. Мартина «Песнь Льда и Пламени» (сериал канала HBO Entertainment «Игра престолов», сезон № 2, серия № 3).

Варис, мастер-над-шептунами (шеф тайной полиции), задает загадку (по сути дела, коан) деснице (первому министру) короля, Тириону Ланнистеру: «В комнате три больших человека – Король, Священник и Богач. Между ними стоит простой наемник, и каждый из троих приказывает ему убить двух других. Кто останется в живых?»

Ответ Вариса: «Властью обладает тот, кто убеждает в ней всех остальных.

Это обман.

Тени на стене.

Но даже маленький человек способен отбрасывать очень большую тень».

 

Итак, Г. С. Кваша считает, что мирному периоду существования социума соответствует второе «направление вращения». А первому, противоположному направлению соответствует период ведения военных действий.

По нашему же мнению, все происходит с точностью до наоборот – исторический опыт показывает, что в мирный период существования социума доминирование Политики всегда ослабляет Экономику. Отсюда уже однозначно следует, что доминирование Идеологии ослабляет Политику, а доминирование Экономики ослабляет Идеологию.

Математическим выражением отрицательной обратной связи, действующей в замкнутом триадном цикле, является формула Политика * Экономика * Идеология = Е, при этом отметим, что сделанный нами выбор «направления вращения» энергии в социальной триаде совпадает с тем, что было указано в Следствии № 4 из социогенетического закона, сформулированного нами на первом Шаге текущей Ступени.

Заметка на полях.

Рассказывают, что математик, член-корреспондент АН СССР Израиль Моисеевич Гельфанд как-то раз заметил: «Когда все строили пирамиды – евреи воевали. Когда все бросились воевать и запретили воевать евреям – евреи стали торговать. Когда все бросились торговать и запретили торговать евреям – евреи стали заниматься наукой, как я. Интересно, что будет, когда все бросятся заниматься наукой и запретят науку евреям? Ничего придумать не могу!» [290]

Комментарий.

И. М. Гельфанд описал цикл, движущийся по второму (деградирующему) направлению вращения: Политика–Экономика–Идеология. Поскольку цикл замкнутый, на риторический вопрос математика у нас есть печальный ответ: следующая фаза – опять фаза Политики, фаза войны.

 

В нестационарный период развития социума (в период войны – войны внутренней, гражданской, или войны с внешним противником) иерархия Политика подавляет духовные и гражданские свободы, ослабляя иерархию Идеология, и видит своей основной задачей развитие Экономики (примеры – переход экономики воюющих стран на «военные рельсы», период индустриализации в СССР как подготовка ко Второй мировой войне, «экономическое чудо», организованное А. Пиночетом в Чили после военного переворота). Понятно, что в этом случае за подъемом Политики следует фаза доминирования, расцвета Экономики, после чего либо опять наступает фаза Политики, как признак стабилизации ситуации и восстановления стационарного «направления вращения», либо приходит фаза Идеологии – если период потрясений для страны не закончился и ее ждет продолжение войны и/или революции.

По сути, в нестационарный год происходит сбой, и фаза Политики приходит во внеочередной раз, «внедряясь» между наступившей фазой подъема Идеологии и еще не наступившей фазой подъема Экономики, после чего опять возобновляются циклы мирного времени (если одна революция не переходит в следующую, как это случилось в России между 1905 и 1917 гг.).

 

Заметка на полях.

Триадным циклом «дышит» в природе любая живая система – в частности, любое государство. Этим объясняется подмеченное А. В. Шубиным в его написанной в 1992 г. книге «Гармония истории (Введение в Теорию исторических аналогий)» [291] совпадение циклов исторического развития у разных стран мира.

В процитированной ранее книге[292] Г. С. Кваши содержится перечисление событий российской истории с 1901 по 2001 г., с указанием характера каждого описываемого периода.

 

Заметка на полях.

Прежде чем привести цитату из книги Григория Кваши «Принципы истории», еще раз обращаю ваше внимание на то, что с точки зрения триадной геополитики описанные автором события мирной жизни страны должны быть интерпретированы несколько иначе – приведенный Квашой порядок следования фаз является, с нашей точки зрения, обратным. Более того, порядок следования фаз у Кваши не меняется при переходе от мирного периода жизни страны к военному (порядок следования один и тот же как для революционных лет и периодов военных действий, так и для мирного времени).

Поэтому в период мирного времени фазу, которую автор считает периодом расцвета в стране Политики, мы обозначаем фазой развития Идеологии, и наоборот (заметьте, насколько данные Квашой описания периодов подходят как для его, так и для нашей интерпретации). При этом период Экономики (экономического роста), конечно же, ни с чем не спутаешь (и ничем не заменишь). Таким образом, в круглых скобках дается авторская интерпретация описываемого периода, в квадратных же, с выделением жирным шрифтом – наша. Экономические фазы в обеих интерпретациях совпадают.

При этом в годы революций и гражданской войны, в период с 1905 по 1921 г., и в годы Великой Отечественной войны, как мы уже выше указывали, происходит сбой, и направление вращения триады меняется на противоположное. Последовательность смены фаз Идеология–Экономика–Политика, которую мы имеем в мирное время, заменяется схемой военного времени Идеология–Политика–Экономика. Поэтому для периодов военного времени (с 1901 по 1921 г. и с 1937 по 1945 г.) указанный Г. Квашой порядок следования фаз совпадает с указанным нами. И соответствует ранее упомянутому изречению Отто фон Бисмарка (приписываемому также Максимилиану Робеспьеру) о трех категориях участников революционного процесса: революцию задумывают идеалисты (Идеологи), осуществляют фанатики (Политики), а ее плоды достаются прагматикам (Экономистам).

Цитата из книги Г.Кваши:

«(Идеология) [ Идеология ] (переход от стационарного, мирного «направления вращения» социальной триады к противоположному, революционному. – М.Г.)

1901–1905. Идеологическое четырехлетие, своими спорами и поисками подготовившее Кровавое воскресенье. Предают анафеме Льва Толстого (1901). «Три сестры» Чехова (1901), «На дне» Горького (1902), «Мир искусства» (1898–1904). Из академии исключен Горький, в знак протеста выходят из академии Чехов и Короленко...

(Политика) [ Политика ]

1905–1909. Революция. Серия роспусков Думы. Столыпин «затягивает галстук». Ленин в эмиграции. «Дело Азефа».

(Экономика) [ Экономика ]

1909–1913. Последнее мирное четырехлетие. Потом мы еще много лет будем все цифры производства сравнивать с 1913 г. Реальное проведение столыпинской аграрной реформы.

 

«…социальные революции происходят после бурного экономического роста, а не из-за обнищания масс. Мать революций – зависть, а не страдания». [293]

А. П. Никонов

(Идеология) [ Идеология ]

1913–1917. 300-летие дома Романовых. Кризис в германо-российских отношениях (декабрь 1913-го). Мировая война. «Дело Бейлиса» (1913). Распутинщина. Начавшись с патриотического взрыва, война за четыре года довела народ до полного разочарования в монархии. Такие метаморфозы возможны лишь в четырехлетии беспрерывного думания.

(Политика) [ Политика ]

1917–1921. Революция и гражданская война.

(Экономика) [ Экономика ]

1921–1925. Новая экономическая политика.

(Идеология) [ Политика ](восстановление стационарного, мирного «направления вращения» социальной триады. – М.Г.)

1925–1929. Рождение единого советского общества.

Как будто из ничего рождается новая литература. «Белая гвардия» Булгакова (1925), «Конармия» Бабеля (1926), «Тихий Дон» Шолохова (1928), «Двенадцать стульев» Ильфа и Петрова (1928), «Петр I» А. Толстого (1929) и многое другое. Еще более грандиозен прорыв в кино. Снимаются фильмы, возглавившие мировой процесс в кинематографе.

(Политика) [ Идеология ]

1929–1933. Большой перелом. Коллективизация. Сталин избавляется от конкурентов. Троцкий (1929), Бухарин (1929), Киров (1934) и т. д. Резкое расширение системы трудовых лагерей (1930).

(Экономика) [ Экономика ]

1933–1937. Культурный подъем еще продолжается, террор набирает обороты, но вместе с тем появляются первые зримые плоды индустриализации. В Москве открыто метро (1935). Магнитка и Кузбасс, Днепрогэс (1932) и «Уралмаш» (1933)... Стахановское движение... Впрочем, в 1937 г. темпы развития промышленности снижаются.

(Идеология) [ Идеология ] (переход от стационарного, мирного «направления вращения» социальной триады к противоположному, военному. – М.Г.)

1937–1941. Сталинский террор переходит границы политики и экономики и врывается в сферы чистого искусства. Закрытие театра (1938) и арест (1939) Мейерхольда. Арест (1939) и расстрел Бабеля. Выходит «Краткий курс истории ВКП(б)», оформивший новую идеологию сталинизма (1938). Смерть Мандельштама и Булгакова – двух лидеров новейшей русской культуры.

(Политика) [ Политика ]

1941–1945. Великая Отечественная война.

(Экономика) [ Экономика ]

1945–1949. Послевоенное восстановление промышленности и сельского хозяйства.

(Идеология) [ Политика ] (возвращение к стационарному, мирному «направлению вращения» социальной триады. – М.Г.)

1949–1953. Борьба с космополитизмом, упадничеством, морганистами-вейсманистами, кибернетикой – «продажной девкой мирового империализма» и т. д. Вновь репрессии против врачей, ученых, писателей, людей, не имеющих отношения к борьбе за власть.

(Политика) [ Идеология ]

1953–1957. Не просто смена правящей элиты, а довольно крутое изменение политической системы. Решающая победа одержана летом 1957-го.

(Экономика) [ Экономика ]

1957–1961. Политическое затишье и внушительный экономический рост. Совнархозы, семилетка, семичасовой рабочий день, дисциплинарные послабления. Череда космических успехов...

(Идеология) [ Политика ]

1961–1965. В космос летит не мышь, не собака, а Человек! В литературе, в кино – мощная волна энтузиазма. Невероятный подъем в науке, образовании, медицине. На сферу культуры наконец-то обращают внимание. Хрущев громит абстракционистов (1962). Сажают за тунеядство Иосифа Бродского (1964). Барды, поэты, волны нового кино, нового театра. Галич, Солженицын, «Новый мир» Твардовского, «Юность»...

(Политика) [ Идеология ]

1965–1969. Брежнев со товарищи отстраняют Хрущева и начинают разбираться между собой. Одновременно идет борьба с невесть откуда взявшимися диссидентами: Синявским, Даниэлем, Сахаровым... Ввод войск в Чехословакию (1968) усиливает политическую линию. Введена должность генсека.

(Экономика) [ Экономика ]

1969–1973. Спасти от возможных политических осложнений может только сытая жизнь. На XXIV съезде КПСС (1971) ставится цель повышения благосостояния трудящихся. На политические и идеологические вопросы стараются не дискутировать.

(Идеология) [ Политика ]

1973–1977. Максимально успокоив народ, можно заняться беспокойными «отщепенцами». Вывозятся за рубеж Солженицын и Галич. Фигуры помельче зажимаются на дому. Фильмы снимают для полки, книги пишут в стол. Культура начинает уходить в подполье, рождается массовый самиздат. Молодежь уходит в рок-культуру. Расцвет неофициальной живописи. Хорошая книга становится предметом престижа и роскоши.

(Политика) [ Идеология ]

1977–1981. Сдает Косыгин, выходит из силы Брежнев. Становится ясно, что сколько веревочке ни виться... Рождается некий тип коллективной власти, коллективной ответственности (точнее, коллективной безответственности). Утверждение власти серости, пассивности. Резко обостряются отношения с США. Афганистан. Бойкот Олимпиады в Москве. Политический кризис в Польше.

(Экономика) [ Экономика ]

1981–1985. Наступает четырехлетие пышных похорон. У власти одни старики, у которых нет сил ни править, ни жить. С одной стороны, полная безнадега, с другой – ясно, что что-то будет, ведь в какой-то момент они уйдут все. Страна окунается в болото личного обогащения, политические и нравственные идеалы припрятаны до лучших времен. Правители делают многочисленные и бессмысленные попытки удержать экономику на краю пропасти. Борьба за дисциплину на производстве и прочее такое.

(Идеология) [ Политика ]

1985–1989. Перестройка и гласность. Перестроить ничего не удается, а вот в гласность вцепляются, как будто в ней спасение. Журналы каждый месяц готовят сенсационные публикации. Тиражи взлетают до небес. Возрождаются все загнанные под сукно разногласия в идеологии. Внешне еще все спокойно, но мозги уже кипят. Запретных тем все меньше, уверенности в крушении социалистического строя все больше.

(Политика) [ Идеология ]

1989–1993. От разговоров можно переходить к делу. Начинается реальная битва за власть. Март 1989-го – август 1991-го – октябрь 1993-го. Дело сделано, полная смена властной элиты, полная смена политического строя. Да и страна уже совсем другая.

(Экономика) [ Экономика ]

1993–1997. Укрепившись во власти, можно укрощать взбесившийся рубль, оживлять умершее производство. Забыв о душе, теряя политическую искренность, вся страна думает лишь о деньгах, о зарплате, о процентах. Слава Богу, купить можно все, были бы деньги. От бешеной инфляции через крушение финансовых пирамид четырехлетие приводит к финансовой стабилизации. Политика становится денежной, деньги делают политику.

(Идеология) [ Политика ]

1997–2001. Очевидный подъем в кино. Театральный бум. Власть имущие все больше смотрят в сторону мыслителей, ибо дальнейшее существование новой России без хоть какой-нибудь идеологии становится просто нестерпимым. Резкое обострение религиозных исканий».

 

Из любопытства продолжим приведенную последовательность (тихо надеясь, что годы с 2013 по 2017 будут мирными):

2001–2005. Идеология

2005–2009. Экономика

2009–2013. Политика

2013–2017. Идеология

Как видите, 12-летний цикл достаточно точно предугадывает окончание в 2008 г. всеобщей халявы и наступление фазы усиления авторитарных методов управления социумом в 2011–2012 гг. Почему так происходит и откуда взялся этот 12-летний цикл (и существует ли он на самом деле), мы подробнее расскажем на седьмом Шаге этой Ступени.

 

Отметим, что развитие социума есть интерференция, сложение триадных циклов, обладающих различными периодами. Ранее мы уже упоминали самый длинный цивилизационный цикл. Внутри него существуют циклы меньшей длительности, обладающие меньшим периодом, – это геополитические циклы, о них пойдет речь на третьем Шаге. К геополитическим циклам относятся и описанные Л. Н. Гумилевым циклы этногенеза (сопоставлению триадного подхода и теории Гумилева мы посвятим отдельный, шестой Шаг этой Ступени). В приведенной выше обширной цитате из работы Г. С. Кваши были описаны наиболее короткие циклы, действующие в масштабе отдельного государства.

Обратите внимание: чем крупнее рассматриваемый живой объект, тем бó льший период имеет его триадный цикл. Существует еще один, самый быстрый цикл, действующий в масштабе организма человека. Об этом относительно высокочастотном цикле, а также о природе всех названных триадных циклов будет сказано на седьмом Шаге, названном «Дети Солнца».

Вернемся к вопросуконтроля, осуществляемого одним функциональным блоком социума над другим.

 

Заметка на полях.

Что означает слово «контроль»? Контролировать кого-либо означает управлять его доступом к жизненно необходимому ресурсу.

 

История учит нас, что по мере развития социума изменяются и способы контроля со стороны властей предержащих над формирующими его элементами, людьми. В древнейшие времена вождь племени держал всех под своим контролем, используя личную физическую Силу и угрозу ее применения. Прошли века, и уже Жрецы контролировали социум, используя накопленные и передаваемые из поколения в поколение тайные Знания о природе. Наступил расцвет античности, и на передний план вышли Дельцы-Торговцы, с помощью Денег поставившие социум под свой экономический контроль. Описанных циклов в жизни человечества было несколько – об этом пойдет разговор на предстоящих Шагах.

Еще десять лет назад философы по обе стороны границы предрекали наступление эры Знания, технотронного века, провозглашали зарю постиндустриального общества. Однако грянул мировой экономический кризис, и многие прозрели, разглядев в надвигающемся из будущего силуэт жесткого, тотального контроля и всевластия корпократии.

 

Заметка на полях.

Корпократией мы называем новейший класс, приходящий в мир вместе с новым социальным укладом, вытесняющим индустриальный уклад с центральной позиции в способе производства цивилизации. Иногда для обозначения этого новейшего класса используется термин «нетократия», однако ни то. ни другое название не является достаточно удачным. Термин «нетократия» указывает на его сетевую структуру, однако она будет сетевой, распределенной, одноранговой лишь до той поры, пока этот новейший класс решает основную задачу текущего момента – вытеснение буржуазии, капиталистов с центральной позиции доминирующего способа производства (и распределения произведенного) на периферию. Туда, где в свое время оказалась феодальная аристократия, в свою очередь вытесненная буржуазией с центральной позиции бенефициара основного способа производства. После того как задача разрушения ядра капитализма (его исполнительного механизма – суверенных национальных государств) будет решена, новейший класс обретет иерархию и потеряет свой сетевой характер, которым он в настоящий момент обладает и который придает ему практически абсолютную неуязвимость.

Термин «корпократия» содержит в себе лишь указание на генезис новейшего класса, на породившие его корпоративные структуры.

Правильное название грядущего класса должно содержать наименование основного продукта грядущего доминирующего (и обладающего, в ряду других уже известных, максимальной рентабельностью) способа производства. Наименование того продукта, власть над которым будет в ближайшем будущем определять власть над людьми.

Таким продуктом станет смысл существования людей. Поэтому тончайший слой людей, которые будут контролировать смыслы существования остального человечества, следует называть Хозяевами Смыслов, – гнозократией.

 

Мысль о том, что грядущий век может оказаться вовсе не Золотым веком Знания, а тоталитарным адом, апофеозом Политики, для многих действительно оказалась футурошоком. По мнению Элвина Тоффлера, высказаному еще в далеком 1990 г., мир стоит на пороге глобальной битвы за Власть. Но что является основой Власти в современном мире?

Не насилие, не деньги, а знание, утверждает философ.

 

Три вида оружия, используемых тремя иерархиями в качестве основного инструмента контроля над иерархией-соседом, имеют разное характерное время срабатывания.

Самым быстродействующим оружием обладают Воины, члены иерархии Власть. Насилие имеет масштаб минуты – за это время ограничение доступа кислорода к клеткам тела объекта управления приводит к его смерти.

Управление экономическими рычагами, посредством денег, имеет бó льший временной масштаб. Обычно мы не думаем о том, как дышим – и замечаем это лишь тогда, когда нам перестает хватать кислорода и мы начинаем задыхаться. То же происходит с деньгами, без которых в современном мире не возможно выжить. Однако были времена, когда денег не существовало и управление осуществлялось напрямую, через ограничение доступа к пище. Товар (пища) – оружие Дельца. Время действия – месяцы, в течение которых «костлявая рука голода» лишает жизни того, против кого применяется это оружие.

Знание – это оружие, управляющее воздействие которого имеет самый большой лаг, временную задержку, максимальный временной масштаб. Обладателями этого оружия, действующего медленно, но безотказно, являются Жрецы. Древние способы управления обществом посредством Знания – это жреческие ритуалы, лечение внушением, знание дней начала / окончания сельскохозяйственных работ, времени наступления затмений, максимального прилива, даты разлива Нила. Время действия этого оружия – годы, время жизни поколений, но действует оно самым радикальным образом.

Управляя доступом к Знанию, нельзя убить человека как живое существо, но лишенный Знания человек теряет способность быть человеком. Не дать ребенку развиться до состояния человека, с пеленок воспитывать его рабом, предназначенным для удовлетворения потребностей властвующей элиты. Сделать для раба недоступными Знания, накопленные предшествующими поколениями, не дать ему возможности понимать смысл происходящего, превратить его восприятие мира в череду не связанных друг с другом самопроизвольных событий.

 

Заметка на полях.

Процесс разворачивается буквально на наших глазах, – сегодня глобальная корпократия осуществляет демонтаж капитализма, и, переходя к посткапитализму и постдемократии, стремится перейти к технологиям инфраструктурного управления, основанного не на политическом (силовом) или финансовом (в обоих случаях – аналоговом и внешнем) контроле, а на цифровом управлении человеком через подпороговое, подсознательное управление его мотивациями.

Здесь уместно вспомнить недавнюю историю применения нашими западными заклятыми «партнерами» против русского народа трех названных типов оружия.

В битвах Великой Отечественной войны применялось оружие Воинов. Неудачно – СССР не только выстоял, но даже сумел присоединить к себе ранее потерянные территории и сформировать союзный блок стран Восточной Европы.

Третья мировая (холодная) война. СССР выстоял в войне, которая велась экономическими средствами. США проиграли СССР экономическую войну, и в наших силах было столкнуть их в бездонную пропасть последней экономической депрессии, на краю которой Штаты оказались к середине семидесятых годов прошлого века. Старцам в Политбюро не хватило решительности, куража – Америка выстояла и начала против нас третью, идеологическую войну. Перестройка – это первая битва, проигранная нами в этой третьей по счету войне.

В настоящее время идеологическая война против России находится в самом разгаре. В стране сформирована пятая колонна, с чьей помощью уничтожается самосознание народа, основа его культуры – система школьного, среднего профессионального и высшего образования. Большинство тех детей, что сейчас идут в первый класс, окончат среднюю школу (если вообще ее окончат), обладая знаниями и навыками, пригодными лишь для работы в забегаловках-фастфудах. Конец настоящего образования – конец науки и высокотехнологичного производства – конец обороноспособности России – конец России. Вот так медленно, но верно действует оружие Жрецов, которым Дельцы западного Глобального проекта сегодня пытаются убить Россию.

 

Помимо времени срабатывания у каждого из трех перечисленных инструментов власти есть еще одна немаловажная характеристика – универсальность, понимаемая как заложенное в инструменте разнообразие результатов его применения.

 

«Штыки хороши всем, кроме одного – на них нельзя сидеть». [294]

Талейран

 

С универсальностью дело обстоит прямо противоположным образом: наиболее примитивным, грубым инструментом власти является Насилие, наибольшая гибкость, максимально возможное разнообразие результатов воздействия – у Знания. Поэтому с развитием, усложнением цивилизации Насилие как инструмент Власти постепенно отходит на второй план, на периферию цивилизационной практики, уступая место сначала Деньгам, место которых, в свою очередь, на наших глазах занимает Знание.

Заметка на полях.

Цитата из книги Элвина Тоффлера «Метаморфозы власти»:

«Главная слабость грубой силы кроется в ее абсолютной негибкости. Насилие может быть использовано лишь для наказания. Если быть кратким, оно – низкокачественная власть.

Богатство – более удобный инструмент власти. Сила толстого бумажника значительно многостороннее. Вместо просто запугивания или наказания он может предложить превосходно градуированные награды – выплаты и вознаграждения деньгами или чем-то подобным. Богатство может использоваться как в позитивном, так и в негативном плане. Оно, следовательно, значительно гибче силы. Богатство – власть среднего качества.

Однако самую высококачественную власть дает применение знаний. Актер Шон Коннери в кинофильме, действие которого разворачивается на Кубе в период диктатуры Батисты, играет британского наемника. В одной незабываемой сцене военачальник тирана говорит: «Майор, назовите ваше любимое оружие, и я вам его предоставлю». На что Коннери отвечает: «Мозги».

Власть высокого качества – это не просто возможность дать затрещину. Не просто возможность сделать по-своему, принудить других делать то, что хочется вам, даже если они предпочитают иное. Высококачественная власть предполагает значительно большее. Она предполагает эффективность – достижение цели с минимальными источниками власти. Знания часто могут использоваться для того, чтобы заставить другую сторону полюбить вашу последовательность операций при выполнении действия. Они могут даже убедить человека в том, что он сам придумал эту последовательность.

Следовательно, именно знание – самое многостороннее из трех основных источников управления в обществе – производит то, что высшие военные чины в Пентагоне любят называть «самым главным оружием рядового». Оно может быть применено для наказания, вознаграждения, убеждения и даже изменения. Оно может превратить врага в союзника. Лучше всего то, что, обладая верными знаниями, можно в первую очередь обойти нежелательные ситуации, а также избежать излишних трат сил и средств.

Знание также служит для приумножения богатства и силы. Оно может использоваться для роста имеющихся в распоряжении сил и богатства или, наоборот, снизить их, если это необходимо для достижения данной цели. В любом случае оно увеличивает эффективность, позволяя, если проводить аналогию с картами, тратить меньше «фишек» власти, открывая карты во время игры.

Конечно, максимальная власть доступна тем, кто в должном месте способен применить все три инструмента, искусно сочетая их друг с другом, чередуя угрозу наказания и обещание награды с убеждением и быстрым пониманием. По-настоящему квалифицированные игроки во власть интуитивно (иногда они хорошо обучены этому) знают, как использовать и соотносить ресурсы власти.

Следовательно, чтобы оценить соперников в конфликте, связанном с властью, – будь то переговоры или война, – полезно вычислить, кто имеет доступ к инструментам власти и к каким именно. (…)

Так, сила ограничена во всем, что касается практического применения. Существует предел приложения сил, если мы не хотим разрушить то, что должны заставить капитулировать или защитить. Это же верно и для богатства. Не все можно купить за деньги, и в определенный момент даже самый толстый кошелек истощается.

Знания же, напротив, – нет. Мы можем накопить их еще больше». [295]

Понятно, что характерное для каждого из трех перечисленных инструментов управления разное время срабатывания поставило бы три иерархии в неравные условия, будь они вооружены каждая исключительно своим типом оружия. Однако трудно себе представить главу государства, пытающегося управлять страной, опираясь исключительно на «кулачное право». Так же сложно поверить в то, что члены иерархии «Идеология» смогли бы питаться Святым Духом, обходясь без использования денег и других благ цивилизации. Еще сложнее найти Дельца, который не использовал, не применял бы в производстве знания, последние достижения науки и техники – плоды, добытые Жрецами.

В стране, которую нам предстоит построить, три иерархии социума в своем арсенале будут иметь все три инструмента власти, применяемые ими попарно друг против друга (с целью взаимного контроля друг над другом).

Сделанные Жрецами открытия во все времена прежде всего шли на усиление власти Воинов, и лишь после этого плоды прогресса, принятые к использованию Дельцами, становились доступны всем остальным.

Даже на заре цивилизации, когда современного ВПК не было и в помине, насилие сначала использовалось в качестве способа захвата Власти и лишь потом становилось частью производственного процесса. Силой оружия поселок на берегу Тибра стал Римом, пик использования насилия в тамошней экономике пришелся на период заката Империи, когда расширенное воспроизводство древнеримской экономики обеспечивалось армейскими поставками ее основной производительной силы – рабов, принуждаемых к труду опять-таки силой оружия.

В наше время Знание приобретает все бó льшее значение – но даже в древние времена случалось, что его воздействие оказывалось жизненно важным, несмотря на большую временнý ю задержку между моментом воздействия и появлением первых его результатов.

Давайте вспомним, как (в соответствии с современными научными представлениями[296]) кроманьонцы победили неандертальцев. Последние в Европе были местными, задолго до соперников придя в нее из Африки, колыбели человечества. Их было больше, они обладали бó льшей физической силой, имели зачатки культуры – как и кроманьонцы, пришедшие в конце последнего ледникового периода в Западную Европу с Востока (в отличие от неандертальцев, они там оказались, прежде уйдя из Африки не на северо-запад, а на северо-восток). Может быть, неандертальцы были глупее? Маловероятно – измерения найденных черепов показывают, что мозг неандертальца был больше мозга кроманьонца.

Но неандертальцы оказались слишком Дельцами и Воинами. На их стоянках палеонтологи нашли скелеты пожилых особей, принадлежащих тому же виду неандертальцев, с проломленными черепами. Неандертальцы были практичны, убивали (и съедали) своих предков, когда те не могли уже приносить пользу племени[297]. Съедали, надо полагать, не всех – на стоянках неандертальцев были обнаружены захоронения, по-видимому, принадлежащие вождям племени. Неандертальцы не осознавали, что польза бывает не только утилитарной, что старшие и немощные являются носителями Знания – об охоте, повадках зверей, птиц и рыб, о том, как надо мастерить снасть. А вот кроманьонцы носителей Знаний ценили – и постепенно вытеснили неандертальцев из жизни.

Вытеснили потому, что бережное отношение к Знанию и его носителям имело далеко идущие последствия: изготавливаемые кроманьонцами резцы, ножи, наконечники стрел и копий были гораздо совершеннее, чем орудия, производимые неандертальцами. Именно у кроманьонцев впервые появились составные орудия – наконечники, каменные вкладыши, сшитая одежда (на нее указывают иглы, найденные на стоянках). Принадлежащие кроманьонцам инструменты для изготовления орудий, практически отсутствующие у неандертальцев, также говорят о технологическом превосходстве первых над вторыми.

Превосходство материальной культуры однозначно указывает на существовавшую у кроманьонцев более высокую степень социальной организации. Одним из ее показателей является требующееся для производства орудий разделение труда, возможное лишь при наличии в сознании изготовителя образа последовательности процесса изготовления, состоящего из ряда связанных между собой операций. Не подлежит также сомнению, что высокая степень разделения труда не могла быть достигнута без соответствующей степени развития речи. Наконец, именно кроманьонцы начали размещать на стенах пещер, изготавливаемых орудиях и других предметах первые художественные произведения – изображения животных и сцены охоты.

 

Заметка на полях.

Точка зрения доктора биологических наук Сергея Савельева (ранее мы уже ссылались на его работы): «Приблизительно 30 тыс. лет назад это привело к уничтожению неандертальцев. Они были умнее, сильнее, чем наши предки кроманьонцы; они творчески решали все проблемы, придумывали орудия, средства добывания огня и т. д. Но из-за того, что они жили небольшими популяциями, у них социальный отбор был меньше выражен. А кроманьонцы пользовались преимуществами больших популяций. В результате длительного негативного социального отбора их группы были хорошо интегрированы. Благодаря популяционному единству кроманьонцы уничтожили неандертальцев». [298]

 

В современном обществе носителей Знания, Жрецов, содержат Дельцы – и они не будут делиться многим, отдадут только то, без чего Жрецы физически не смогут существовать. Конечно, Дельцы могут, объединившись с Воинами, задавить Жрецов – что у нас в России до последнего времени и происходит. Но в этом случае рано или поздно соседи-кроманьонцы расправятся с ними, неонеандертальцами. С другой стороны, Дельцам невыгодно оставаться с Воинами один на один – сдерживающей силой для Воинов являются именно Жрецы, поставляющие им смыслы существования. Жрецы помогают Воинам управлять социумом, одновременно удерживая их (само)разрушительные порывы.

 

Заметка на полях.

Вспомним, как митрополит киевский и всея Руси Никифор – грек, присланный в Россию константинопольским патриархом в 1104 г., заявил русским князьям: «Мы поставлены от Бога унимать вас от кровопролития».

 

«Волхвы не боятся могучих владык,

А княжеский дар им не нужен;






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.