Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Не ходить вам в камергерах, евреи!






Не горюйте вы, зазря не стенайте,

Не сидеть вам ни в Синоде, ни в Сенате...»

Александр Галич

О различии между евреями и ЖИДами читаем в книге, написанной евреем Стюартом Каганом (внучатым племянником Лазаря Моисеевича Кагановича): «Было определенное отличие между евреями и теми, кого называли «жидами». Еврейский народ был известен своей высокой культурой. Он пережил много страданий. Христос и Карл Маркс – лишь двое представителей этого народа. Однако в среде евреев нередко говаривали: «Люди, толкущиеся на базарах, участники черного рынка, перебрасывающиеся шуточками с царскими солдатами, – не евреи. Они – жиды». [209]

«...осознание простой истины, что есть колоссальная разница между евреями и жидами, дает ответ на очень многие вопросы». [210]

«Сами евреи говорят так: хороший еврей – это еврей. А плохой еврей – это «жид», причём слово «жид» – это чисто еврейское слово, взятое из древнееврейского языка, и означает то же самое, что «поц» (отсюда пацан) или «шмок», а по-русски – член собачий. Так что «жид» – не какое-то там ругательство, которым антисемиты обзывают евреев, а просто слово, которым хороший еврей обзывает плохого еврея. Разумеется, и мы должны различать, где еврей, а где жид». [211]

 

Все три перечисленных выше крайних случая проявления склонностей Дельца, Воина и Жреца чрезвычайно опасны для социума. По сути это образцы ментального нездоровья, носители которого должны быть изолированы от общества – для обоюдного блага.

 

Завершая описание триадного «устройства» человека на индивидуальном уровне, обратимся к теме морали.

Истоки человеческой морали, феномены добра и зла в мире людей изучает эволюционная этика – научное направление, исследующее биологические корни и происхождение альтруизма. Эволюционная этика ищет ответ на вопрос, откуда в природе берутся взаимопомощь и альтруизм, если движущей силой эволюции является эгоистический в своей основе механизм естественного отбора.

 

«Выявлены гены, которые влияют на эмоции и, соответственно, на мотивацию наших поступков. Сейчас нам все яснее генетические и нейробиологические основы некоторых аспектов морали, семейных отношений. Гены влияют на поведение, отношения людей, понимание, доброту и прочее». [212]

А. В. Марков

 

В мире, населенном столь разными людьми, трудно найти моральный принцип, способный объединить их, ведомых по жизни столь различными мотивами. Скажу определеннее: три разные жизненные программы, имеющиеся у представителей трех упомянутых категорий, приводят к наличию у них трех несовпадающих морально-этических[213] систем.

Впрочем, приведенный выше абзац не вполне точен – люди все-таки гораздо ближе друг к другу, поскольку любой из нас не есть Делец, Воин, Жрец в чистом виде, а является комбинацией трех перечисленных.

 

Заметка на полях.

Вот как знаменитый немецкий мыслитель Макс Вебер в своей работе «Наука как призвание и профессия» сравнил мораль Воина и мораль Жреца:

«Какой человек отважится «научно опровергнуть» этику Нагорной проповеди, например заповедь «непротивления злу» или притчу о человеке, подставляющем и левую и правую щеку для удара? И тем не менее ясно, что здесь, если взглянуть на это с мирской точки зрения, проповедуется этика, требующая отказа от чувства собственного достоинства. Нужно выбирать между религиозным достоинством и мужским достоинством… В зависимости от конечной установки индивида одна из этих этических позиций исходит от дьявола, другая – от Бога, и индивид должен решать, кто для него Бог и кто дьявол». [214]

 

Мораль, как и правда, – это то, что позволяет ее носителю выжить. Но то, что правда для одного, может оказаться ложью для другого.

 

«Цель оправдывает средства – об этом много говорилось, и действительно, этот принцип – универсальный руководитель всех поступков; но его можно выразить лучше: каждая определенная цель имеет свои определенные средства; мораль следует отыскивать в самой цели, а средства фатальны, непреклонны».

Энрико Малатеста

«Вы будете всегда иметь только такую мораль, которая соответствует вашим силам».

Фридрих Ницше

 

«Зло есть добро, добро есть зло». [215]

Вильям Шекспир

«В мире не существует добра и зла, как не существует двух начал, но есть силы, направленные на поддержание Баланса или на его сбой. Эти силы входят в соприкосновение и разрушают друг друга, а на их обломках возникает новая сила, представляющая нечто среднее, необходимое Балансу». [216]

Сергей Норка

 

Мораль Дельца не совпадает с моралью Воина или Жреца. То, что высокоморально для индивидуума, может оказаться аморальным для социума, что морально для ближних, легко может быть аморальным для дальних.

Для абсолютного Дельца все чужие, для Воина есть чужие, но есть и свои, для Жреца все свои.

 

«Это люди морально совершеннолетние. Они «поступают с другими так, как хотят, чтобы другие с ними поступали» – просто потому, что научились видеть в других таких же людей, как и они сами…» [217]

Александр Круглов

 

Заметка на полях.

Считаю уместным процитировать Михаила Юрьевича Невелева, написавшего книгу «Случайное христианство» (М.: URSS. 2004.). Обратите внимание – автор цитаты подтверждает не только триадное представление инстинктов сохранения у человека, он также указывает на их тесную связь с используемыми в животном мире поведенческими программами: «При внимательном взгляде можно понять, что то, что именуется родительским инстинктом, имеет нравственную природу, что мораль в обществе – это только продолжение внутрисемейных отношений, перенос отношений, практикуемых маленькой семьей, на большую семью, в то время как внутрисемейные отношения – это только форма, в которой способна мыслиться мораль на данном уровне. Община как форма организации социума, предшествующая государству, в которой в качестве механизма регуляции отношений действовала система, очень похожая на систему морали, являлась наследницей той формы семьи, которая именуется сегодня групповым браком; здесь просто сохранялись отношения между лицами, переставшими быть членами семьи. В свою очередь прямыми наследниками этой общины являются действующие в государстве объединения людей на узкой основе (местное самоуправление, узконациональные, узкоконфессиональные, профессиональные интересы, хобби, а также вынужденные объединения, такие как армейские, арестантские). Во всех этих объединениях котируются определенные нравственные ценности, не выходящие за их пределы.

Сказанное заставляет усомниться в правильности распространенного мнения о том, что этическая природа отличает человека от других существ. Уже беглый взгляд обнаруживает, что принципы морали связывают всех животных. В первую очередь мораль объединяет тех, кто живет коллективными сообществами, которые при более пристальном изучении оказываются чаще всего (а может быть, и всегда) определенным видом семейного объединения. Продолжение линии этого взгляда в иные сокрытые мраком сферы приведет неизбежно к убеждению, что то, что мы называем нравственным, существует уже на клеточном уровне и проявляется в том, что значительное количество вырабатываемой клеткой энергии отдается ею на нужды организма и только оставшееся потребляется для собственных нужд. То, что мы испытываем, будучи движимы нравственными побуждениями, есть только развитие того, что испытывает клетка, или лучше, того, что двигает клеткой, работающей на организм.

Таким образом, мораль в какой-то своей части дана записью в генетическом коде. Более того, само образование этого кода есть в некотором смысле требование морали.

Ведь за благо для данного существования всегда почитается только то, что идет на сохранение этого существования или способствует его распространению в пространстве и во времени. Человек, непрерывно обновляющий атомы своего тела и в ожидании утраты этой способности продуцирующий другие тела, занятые подобным обновлением, как и любое существо, с этой точки зрения есть только волна, стремящаяся сохранить форму (выделено мной. – М.Г. ).

Существо заявляет о своем рождении этой субъективной волей к сохранению формы. Производным от этой воли является инстинкт продолжения рода, который, в свою очередь, есть первообразное для морали. Иными словами, мораль представляет собой вторую производную от слепой воли эго.

Полученная таким образом функция есть воля субъекта к созданию благоприятных условий для существования семьи, для продолжения рода и в конечном счете для распространения этого субъекта, этой формы, этой волны в той части пространства и времени, где это движение должны будут продолжить другие носители.

Таким образом, мораль – это механизм, при помощи которого Я, субъективное, распространяет себя за пределами самого себя».

Комментарий.

Таким образом, в соответствии с принятой М. Невелевым терминологией, три инстинкта сохранения связаны друг с другом следующим образом. Изначален инстинкт индивидуального сохранения (автор цитаты называет его волей к сохранению формы). Это первый, первичный инстинкт. Назван он так, поскольку зачатки его можно наблюдать в свойстве неодушевленных материальных предметов, единственным проявлением субъектности которых является их стремление сохранять свою форму. Первой производной от этого (первого) инстинкта является инстинкт продолжения рода (половой инстинкт). Второй производной от древнейшего инстинкта индивидуального сохранения автор называет мораль – в нашей терминологии инстинкт сохранения вида.

Мораль индивидуума можно определить как систему ценностей, определяющую, что для него является целью, а что – средством. Соответственно, мораль Дельца – это принцип монады, согласно которому морально то, что способствует его выживанию, и ничего более. Мораль Воина уже дуальна, и наравне со своими личными интересами он рассматривает интересы членов своей семьи, своего клана. Мораль Жреца триадна – это мораль сосуществования всех со всеми и каждого для других.

Таким образом, Делец пытается поглотить мир, сделать его частью себя. Воин старается расширить себя, превратить в себя как можно бó льшую часть мира. Жрец не видит разницы между собой и миром.

 

Продолжим цитату из упомянутой книги М. Невелева: «Сказанное обнаруживает порок приведенного выше определения морали как системы, противоположной борьбе за выживание: мораль не противоположна борьбе за выживание, она один из механизмов этой борьбы, продолжение, распространение этой борьбы в иные, по ту сторону субъективного, пределы, или, напротив, отголосок подлинного смысла, понимание которого дается только в тех высоких пределах. Можно сказать по-другому: нравственность – это то, что остается от борьбы за существование, или то, во что превращается эта борьба, после того как Я начинает отождествлять свое существование с существованием других Я (выделено мной. – М.Г. ).

Представляется очевидным, что такое отождествление характерно уже для древних обществ, для начального состояния сознания, при котором Я осознает себя как Я-коллективное, и это только в последующем обнаруживается, что подлинное Я, выражаемое субъектом, кажется, не вполне с этим коллективным совпадает. Тождество первично, и оно здесь покоится на биологических основаниях. На этом уровне мораль – даже еще не продолжение борьбы Я за свое существование, а сама эта борьба – борьба вида, которая ведется там, где Я есть еще только коллективное, бессознательное Я».

 

После того как мы описали, чем морали Дельца, Воина и Жреца отличаются друг от друга, нам уже не покажется странным, что они исповедуют религиозные системы, имеющие общие корни, но в деталях сильно отличающиеся друг от друга. Дельцы со своим богом подписывают Договор (Завет). Воины беспрекословно подчиняются своему богу (слово «ислам» переводится как «подчинение»). Жрецы христианской религии проповедуют братские отношения между людьми, когда исчезают разделяющие людей барьеры, и уже нет разницы между эллинами и иудеями, между ближними и дальними. Современные Жрецы (научное сообщество) не ищут бога, а изучают его, накапливают сведения о нем – о социуме, о Божестве, состоящем из людей подобно тому, как мы состоим из клеток нашего тела.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.