Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Формирование полисного строя в Аттике. Солон, Писистрат, Клисфен






Афины в VIII—VII вв. до н.э. Здесь проживало коренное население (ионийцы и пеласги), но в Аттике нашли убежище некоторые ахейские роды, вытесненные дорийцами из Пелопоннеса. Из всех этих элементов в начале I тысячелетия до н. э. сложилась племенная группа афинян, говорившая на ионийском диалекте греческого языка. В гомеровский период на территории Аттики существовало несколько родовых общин, управляемых басилеями и советами старейшин. Население делилось по кровнородственному признаку на четыре филы (племени), каждая из которых, в свою очередь, состояла из трех фратрий, каждая фратрия насчитывала несколько десятков родов. Рождение полисной организации началось в Аттике с преобладания Афин среди других родовых поселков. Расположенные в центре плодородной долины, удобной для земледелия, Афины располагали запасами качественной глины и наладили керамическое производство (дипилонские вазы (украшенные геометрическим орнаментом сосуды)). Афины располагали довольно мощными укреплениями на скалистом Акрополе и могли обеспечить безопасность жителей Аттики в большей степени, чем какой-либо другой поселок. Вокруг Афин начинается объединение (синойкизм).

Процессы дифференциации афинского общества привели к выделению трех социальных групп: родовой знати - эвпатридов, основной массы населения — земледельцев-геоморов и ремесленников-демиургов. В полит. басилей — племенной вождь — уступает место коллегии должностных лиц—архонтов, а совет старейшин - совет Ареопага.

В VIII—VII вв. до н. э. власть захватили эвпатриды. Сильный удар по родовым учреждениям был нанесен записью действующих в Афинах правовых норм, проведенной архонтом Драконтом в 621 г. до н. э. (отменялось древнее право кровной мести, вводились новые правила судопроизводства, причем устанавливалось различие между предумышленным и непредумышленным убийством, законы оформляли право частной собственности, причем вводилась высшая мера наказания — смерть за посягательство на права собственника). Но, основное богатство – земля, было в руках эвпатридов и афиняне были недовольны. Бедные находились в порабощении — не только сами, но также их дети и жены. Назывались они пелатами и шестидольниками (т. е. 1/6, или 17%, урожая получал землевладелец).

2. Реформы Солона. Формирование основ афинской демократии.

Реформы Солона затронули все стороны афинского общества: экономические отношения, социальную структуру, военное дело и государственное управление.

В экономической области Солон преследовал цель активизировать хозяйственную жизнь Афин в целом. Были приняты меры для регулирования водоснабжения на территории Аттики, обычно страдавшей от засухи. Особое внимание было обращено на развитие оливководства: был разрешен вывоз оливкового масла за пределы Аттики с целью наживы, в то время как вывоз зерна был законодательно запрещен, изданы предписания, регулирующие порядок посадки и обработки оливковых деревьев. Поощрение земледелия – закон о сыне и отце.

Для создания более благоприятных условий для торговых операций Солон вместо архаической фидоновской системы мер и весов и громоздкой эгинской денежной системы ввел более удобную и распространенную в Эгейском бассейне эвбейскую весовую и денежную систему.

Солон повел активную борьбу против всяких излишеств и непроизводительных расходов: запрещались дорогостоящие погребения, бесцельное принесение в жертву огромного количества животных, строительство роскошных гробниц.

Введенное Солоном разделение всего свободного коренного населения Афин на четыре разряда (по величине земельного дохода) (пятисотники, всадники, зевгиты и феты). Принадлежность к тому или иному разряду была связана с наличием определенного набора прав и обязанностей.

Отменены все долги и законодательно запрещалось обращение в рабство за долги, т. е. долговая кабала была отменена

Стремясь укрепить экономическое положение средних земледельцев, Солон ввел ограничения ссудного процента.

введение свободы завещания при отсутствии прямых наследников и введение земельного максимума.

Теперь основой военной организации стала тяжеловооруженная пехота гоплитов, которая комплектовалась из разряда зевгитов (владельцы упряжки волов).

Народное собрание работало против знати + Совет из 400 человек (100 чел. От каждой филы). Повышение их роли привело к ограничению функций аристократического совета Ареопага.

Новым государственным органом стала гелиея, многочисленная коллегия судей, избранных из всех граждан, включая и фетов. Гелиея должна была проверять отчеты должностных лиц, вести разбирательства конфликтов между гражданами.

Тирания Писистрата и Писистратидов в Афинах (560—510 гг. до н. э.)

После Солона в Афинах организуются три политические группировки (не полит. партии), возглавляемые представителями знатных родов: педиеи во главе с Ликургом, паралии во главе с Мегаклом и диакрии во главе с Писистратом. Острая борьба политических группировок закончилась победой диакриев во главе с Писистратом, который в 560 г. до н. э. овладел Афинами и провозгласил себя верховным правителем полиса.

Писистрат хотел угодить всем. Земледельцам раздавал льготные ссуды, разъездные суды (чтобы не отвлекаться от работы и решать вопрос на месте). Но он ввел налог 10% урожая в пользу казны. При нем в Афинах началось обширное строительство: был построен храм Афины на акрополе, начато сооружение святилищ Аполлона и Зевса. Для снабжения города питьевой водой был устроен водопровод. Писистрат проводил активную политику в Эгейском бассейне, поощрял морскую торговлю (кораблестроение). К эпохе Писистрата относится смена чернофигурного стиля знаменитых ваз более нарядным краснофигурным. Забрал земли у своих противников и раздал бедным крестьянам. Поощрял литературу и искусство, не жалел средств для организации общественных празднеств.

Писистрату удалось овладеть богатыми рудниками в Пангее на фракийском побережье, афиняне утвердились на островах Лемнос и Имброс. Писистрат установил дружеские отношения с тиранами островов Наксоса и Самоса, с фессалийской знатью, с городами Аргосом и Коринфом.

Сыновья Писистрата Гиппий и Гиппарх, унаследовавшие власть после смерти отца в 527 г. до н. э., продолжали его политику, но не смогли удержать в своих руках власть. В 514 г. до н. э. в результате заговора был убит Гиппарх, а Гиппий усилил жестокость режима, вызывавшего всеобщее недовольство. Ухудшилось и внешнеполитическое положение Афин. Персия захватила все греческие города в Малой Азии и большую часть островов Эгейского моря. С Гиппием боролся род Алкмеонидов + Спарта + дельфийский оракул. Они осадили акрополь и свергли тиранию в Афинах (510 г. до н. э.).

Законодательство Клисфена. Организация полисной демократии (508 - 500 г. до н. э.)

Новое административное деление Аттики: 10 областей (филы), каждая из которых состоит из 3 районов (триттий), каждый район включал несколько демов. Создание новых фил и включение в их состав полноправных граждан значительное число метеков и вольноотпущенников + 4 тыс. бедных афинян (поселенцев-клерухов), получивших земельные участки.

Совет 400, состоящий из представителей старых родовых фил, был упразднен. Вместо него учрежден Совет 500, в который входили 50 человек от каждой новой филы, внутри филы кандидаты в члены Совета 500 избирались по демам и триттиям. На выборные должности также назначали, учитывая число территориальных фил, по 10 членов от каждой. Были введены новые должности аподектов (10 сборщиков различных взносов) и стратегов (10 военных командиров).

Остракизм — специальное голосование в Народном собрании по вопросу, есть ли в государстве человек, угрожающий существующему порядку. 6 тыс. черепков – изгоняли из Афин на 10 лет. В итоге, общественная жизнь держалась на соц. и гос. началах, а не кровнородственных. Дифференциация на основе наличия или отсутствия частной собственности, административное деление - территориальный принцип. Были заложены основы динамичной экономики, базирующейся на возможности самого широкого использования труда рабов-иноплеменников. Организация политической власти обеспечивала участие в управлении широким кругам гражданского населения. Военная организация на фланге тяжеловооруженных гоплитов. Завершилось формирование демократического полиса.

9. Эллинский полис – общая характеристика. (VI - V вв. до н.э.)

Виды полисов: Лакедемон, Спарта (аграрные полисы) и Афины (торгово-земледельческий). Самый маленький - фокидский полис Панопей (на границе с Беотией). Полис – это гражданская община с античной формой собственности. Идеальный полис (Платон, Аристотель) – это утопия. В самом полисе уже заложены предпосылки к его кризису.

Возникновение: классический полис должен был быть такого размера, чтобы его легко можно было защитить, чтобы им легко можно было управлять (прямая демократия). Желателен доступ к морю и наличие удобных дорог. Среднестатистический полис имел территорию 100–200 км2, население 5-10 тыс. чел. (из них 1-2 тыс. – полноправные мужчины). В центре города – народное собрание, агора, храмы. Вокруг полиса – хора. В случае опасности ее жители укрываются за стенами полиса (если они есть).

Социум. Все знают друг друга в лицо, место в фаланге соответствует месту в обществе. Три основных класса: господствующая верхушка (крупные землевладельцы, собственники больших мастерских, торговых кораблей, солидных денежных сумм, пускаемых в рост), свободные мелкие производители (основная масса населения – земледельцы (зевгиты и феты), ремесленники и торговцы) и рабы и зависимые работники самых различных категорий. Труд рабов – небольшой.

Экономика. В классическом полисе основное занятие – земледелие. В силу природных условий – триада. Необходимы рабы и развитие торговли.

Политика. Греческий полис имел республиканское устройство. Верховная власть принадлежала Народному собранию, которое состояло в принципе из всех полноправных граждан. Народное собрание управляло полисом совместно с Советом и должностными лицами, избираемыми на определенный срок (1 год, повторно нельзя). Домирующее значение Народного собрания и Совета воплощало главный принцип политического мышления древних греков: право участия в управлении всего гражданского коллектива.

Гражданство. Четкое разделение на граждан и неграждан (метеков). Гражданин – это коренной житель, владеющий наследственным земельным участком, участвующий в народных собраниях и в народном ополчении (триада «гражданин-землепользователь-гоплит» идеальный гражданин). Чужак и потерявший землю – метек. В каждом полисе существовал резервный фонд, так называемый ager publicus (общественное поле), из которого могли нарезать новые участки для наделения ими потерявших землю граждан. На свои участки – полное право собственности, но продажа ограничена. На богатых граждан налагались так называемые литургии, т. е. обязанность тратить часть своих средств на общественные нужды (поставка кораблей, устройство общественных празднеств). Осуждали накопительство. Профанация гражданства – признак кризиса полиса. Полис отличал греков от варваров.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.