Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Характеристика источников.






Источники по истории Крита и Ахейской Греции II тыс. до н.э. таблички, написанные слоговым письмом А (хеттов), Б (ахейцев), на о. Крит, А.Эванс. Надписи на сосудах, печатях, пробках и бирках. Дворцовые комплексы без стен с фресками. Укрепления, бронзовое литье. Расписная керамика, бронзовое и золотое литье. «Илиада» и «Одиссея» Гомера – устная народная поэма о десятом годе Троянской войны между микенским царем Агамемноном и героем Ахиллом; о возвращении царя Итаки Одиссея после разрушения Трои. Герои: боги, герои, цари. Материалы передавались от ветерана, к сыну и певцу с кифарой (рабсод), чтобы доказать легитимность власти. Хеттские надписи и египетские вещи.

Источники по классической и архаической Греции «Труды и дни» Гесиода (рубеж VIII— VII вв. до н. э.) о земледелии и крестьянском труде; «Теогония» религиозные воззрения греков, происхождение богов, их генеалогия и взаимоотношения. Первыми греческими историками были так называемые логографы, из них наиболее известны Гекатей из Милета (540—478 гг. до н. э.) и Гелланик из Митилены (480—400 гг. до н. э.). Логографы описывали древнейшую историю родных городов.

«История» Геродота. Чтобы не забыть про достойные деяния эллинов и варваров. Геродот передает все, что рассказывают. Из нескольких точек зрения выбирает на его взгляд наиболее правдоподобную. Рационалистические доводы Геродот использует наравне с мифологическими, критически относясь и к тем, и к другим. Про-афинская тенденция, т.к. а) Афины – вторая родина Г. и б) Галикарнас, как и Афины, - торговый город. Источники Геродота: личные наблюдения, Гекатей Милетский (его цитирует не ссылаясь) и др. логографы, рассказы переводчиков, легенды и др. пестрый материал. Весь разнородный материал «Истории» объединен темой Греко-персидских войн, или борьбой Запада и Востока, свободы и рабства.

Интересные данные получены при изучении отдельных комплексов, например при раскопках квартала гончаров в Афинах и афинской центральной площади — агоры, исследовании афинского Акрополя, театра в Эпидавре, некрополя в Танагре и других аналогичных комплексов.

Источники по истории Греции эллинистического периода. Полибий излагает историю греческого и римского мира с 220 по 146 г. до н. э. В «Исторической библиотеке» Диодора Сицилийского (I в. до н. э.), состоящей из 40 книг, в которых кроме истории классической Греции (V—IV вв. до н. э.) подробно описаны борьба диадохов, история правления тирана Агафокла в Сицилии и другие события раннеэллинистической истории (до 30 г. до н. э.). «География» Страбона - энциклопедическое руководство для практических нужд государственного управления. В книгах Страбона довольно много сведений, относящихся к архаическому и классическому времени, но наибольшая информация дана как раз по эллинистическому периоду греческой истории.

" История" Фукидида (5-4 вв.) Ссылается на логографов (Гелланик – I 97, 2), но вместе с тем противопоставляет себя им, у него правдоподобнее. Начал писать во Фракии, будучи изгнанным из Афин (т. к. позволил спартанцам захватить Амфиполь), после войны был реабилитирован и возвращён на родину. Произведение не закончено. Источник в первую очередь по периоду 431-411 гг. (Пелопонесская война), косвенно – история Греции с начал. Новое по отношению к Геродоту – очень тщательный сбор и анализ данных. Всё, что вызывает сомнения, отбрасывается. Рассматривает, не только военные действия, но и внутреннюю ситуацию в городах. Впервые – внимание к социальным противоречиям и т. д.

Биографии Плутарха (46-120). 2 группы произведений – Моралии и Биографии. Биографий греческих 22 (структура биографий – по парам: грек-римлянин, сопоставление). Самые ранние – Тесей и Ликург. Охватывает ключевые периоды греческой истории, вплоть до македонского завоевания. Связь Греции и Рима. Но главное для Плутарха – морально-этический аспект, а не исторический. Отсюда некритическое отношение к источникам, использование мифов, сказок, баек.

3. Минойская цивилизация во III - II тыс. до н.э. Минос - повелитель Критской державы. Критская цивилизация появилась в конце 3 в., стала первой европейской цивилизацией. Почему? Природные условия: мягкий средиземноморский климат (растительность, земледелие), обильные осадки, высокие урожаи зерновых, винограда, оливок. География: морские просторы охраняли крит от вторжения больших армий; расположение в Эгейском море, не пересечении торговых путей послужило развитию международной торговля + заимствованию технологий и идей более развитых дальневост стран (слав бронзы). Критская цивилизация = автохтонное населения + Малая Азия.

Периодизация: Раннеминойский период (30-23 вв до н.э.) - время постепенного накопления признаков цивилизации и разложения примитивных род отношений. Появл новая бронзовая технология, кот привела к прогрессу в земледелии, строительном деле, в обработке камня; освоение гончарного круга - пятнистая керамика-стенки сосудов покрывали цветной росписью; торговля с Египтом, сирийскими городами, Кипром(покупали критяне олово и медь); возникают племена вблизи морского побережья; морские достижение (укрепление нос части лодки, парус); появл более крупные сооружения как в жилых комплексах, так и в могильниках, выделение знати и имуществ расслоении.

Среднеминойский период(22-18 вв до н.э.) - эпоха «старых дворцов». Развитие цивилизации – внедрение бронзового производства. Первые государственные образования на основе местных объединений. Их эк., торг., религ. и полит. центром стал царский дворец, где были сосредот резиденции правителя и его гос аппарата, а также жречества и придворные знати. Развитие керамики стиля «камарес» - стенки сосудов покрыв цветной растительной росписью + геометрические фигуры. соперничество за политич преобладание Кносса и Феста, выиграл Кносс и подчинил себе Фест. Старые дворцы. Их четыре, каждый – самостоятельное государство: Кносс, Малия, Фест, Закрос. Возникает письмо – сначала пиктографическое, затем – слоговое (А). Конец эпохи ок. 1700 – землетрясения и пожары разрушают дворцы.

Период расцвета минойской цивилизации (17-15 вв до н.э.) – созд мощной морской державы – крупные палубные корабли, паруса, якоря, рулевое весло. Торговля с далекими странами. Важным фактором укрепления минойского мира стало политическое объединение мелких региональных образований в единое общекритское государство во главе с г. Кноссом. Создали «колонии» в Анатолии, Сицилии, Южной Италии. Особое развитие получили 3 отрасли производства: керамическое дело, строительство и кораблестроительство. Дворец включал в себя придворную аристократию, чиновников и губернаторов. По данным мифологии в критском общ имелись рабы-пленники из о. Эгеского моря, Аттики. Большую роль в придворной жизни и отправлении религ культов игр женщины (по найденным фрескам). Критский монарх - это верховный собственник и распорядитель большей части производимых в стране ресурсов, предположительно обладал религиозной харизмой. Религия. Главное божество – «владычица». Много ипостасей, но скорее всего – божество плодородия, Великая Мама. Мужское начало, разрушение – бык, иногда – человек с бычьей головой. Ему – жертвы, в т. ч. и человеческие. Особо – культ царя. Кузищин мыслит: его даже нельзя было видеть простым смертным.

Позднеминойский период (14-12 вв до н.э.) – ослабление, завоевание крита ахейцами, угасание минойской цивилизации. В середине 15 века минойские правители теряют свои позициив Сицилии и Эгейском море, морская держава распадется, приморские города – центры морской торговли – деградируют, критское искусство вырождается. Эти сробытия связ с извержением вулкана Фера (прибл 1470 гг) + вторжение греков-ахейцев.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.