Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Предложение фирмы. Чистая конкуренция и фирма-ценополучатель. Рыночная среда. Обратная кривая предложения. Прибыль и излишек производителя. Предложение в долгом периоде.






21.1. Рыночная среда

Каждая фирма сталкивается с необходимостью принятия двух важных решений: она должна выбрать, сколько продукции производить и какую цену установить на свою продукцию. В отсутствие ограничений максимизирующая прибыль фирма устанавливала бы произвольно высокую цену и производила бы произвольно большой объем выпуска. Однако ни одна фирма не действует в подобной среде, где ограничения отсутствуют. В общем случае фирма сталкивается в своей деятельности с двумя видами ограничений.

Во-первых, она сталкивается с технологическими ограничениями, воплощаемыми в производственной функции. Существуют лишь некоторые технологически доступные комбинации факторов производства и объемов выпуска, и даже самая жадная до прибыли фирма вынуждена учитывать реалии физического мира. Мы уже обсудили выше, как можно суммировать технологические ограничения, и видели, как технологические ограничения ведут к экономическим ограничениям, в итоговой форме выражаемым функцией издержек.

Однако теперь мы введем новое ограничение, или по крайней мере старое, но рассматриваемое с другой точки зрения. Это ограничение со стороны рынка. Фирма может произвести физически возможный выпуск и установить ту цену, которую пожелает,...но она может продать лишь столько, сколько люди готовы купить.

Если она установит определенную цену p, то продаст определенный объем выпуска x. Мы называем взаимосвязь между ценой, устанавливаемой фирмой, и количеством продукции, которое она продает, кривой спроса для фирмы.

Если бы на рынке действовала только одна фирма, описать кривую спроса для этой фирмы было бы очень легко: это была бы просто кривая рыночного спроса, описанная в предыдущих главах, посвященных поведению потребителя. Ведь кривая рыночного спроса показывает, сколько товара люди хотят купить по каждой цене. Следовательно, кривая спроса в итоговой форме выражает те ограничения со стороны рынка, с которыми сталкивается фирма, единолично господствующая на рынке.

Если же на рынке действуют и другие фирмы, ограничения для индивидуальной фирмы будут иными. В этом случае фирме приходится догадываться, как поведут себя остальные действующие на рынке фирмы, когда она выберет цену и объем выпуска.

Эту задачу решить нелегко как фирмам, так и экономистам. Существует множество различных возможностей, и мы попытаемся систематическим образом их рассмотреть. Термин " рыночная среда " будем использовать для описания способов реагирования фирм на поведение друг друга при принятии ими решений по поводу цен и выпуска.

В настоящей главе мы изучим простейшую рыночную среду — среду чистой конкуренции. Эта модель — хорошая отправная точка для сравнения с другими моделями рыночной среды, и, кроме того, сама по себе представляет значительный интерес. Вначале мы дадим определение чистой конкуренции с позиций экономистов, а затем попытаемся его обосновать.

21.2. Чистая конкуренция

Человек несведущий подразумевает под " конкуренцией" острое соперничество. Вот почему студенты часто удивляются тому, что определению конкуренции с позиций экономистов присущ оттенок пассивности: мы говорим, что рынок является чисто конкурентным, если каждая фирма считает рыночную цену не зависящей от ее собственного объема выпуска. Следовательно, на конкурентном рынке каждую фирму должно заботить только то, какой объем выпуска она хочет произвести. Что бы она ни произвела, это может быть продано только по одной цене — текущей рыночной цене.

Применительно к какого рода среде данная предпосылка в отношении поведения фирмы могла бы быть разумной? Допустим, перед нами отрасль, состоящая из многих фирм, производящих одинаковый продукт, и на каждую фирму приходится лишь малая доля рынка. Хорошим примером такой отрасли мог бы служить рынок пшеницы. В Соединенных Штатах существуют тысячи фермеров, выращивающих пшеницу, и даже самый крупный из них производит лишь ничтожно малую долю общего предложения. В данном случае для любой отдельно взятой фирмы отрасли разумно считать рыночную цену предопределенной. Фермеру, выращивающему пшеницу, не нужно беспокоиться о том, какую цену следует установить на его пшеницу, — если он вообще хочет продать хоть сколько-то пшеницы, он должен продать ее по рыночной цене. Он — ценополучатель: ему цена задана; единственное, о чем ему надо беспокоиться, — это о том, сколько пшеницы произвести.

Ситуация такого рода — одинаковый продукт и много мелких фирм —классический пример ситуации, в которой поведение фирм как ценополучателей является разумным. Однако это не единственный случай, в котором поведение фирм как ценополучателей является возможным. Даже если на рынке существует всего лишь несколько фирм, они тем не менее могут относиться к рыночной цене как к чему-то, находящемуся вне своего контроля.

Представьте ситуацию, в которой на рынке имеется постоянное предложение скоропортящегося товара, скажем, живой рыбы или свежесрезанных цветов. Даже если на рынке существуют только 3 или 4 фирмы, каждая из них может быть вынуждена принимать цены других фирм заданными. Если покупатели на данном рынке покупают товар лишь по самой низкой цене, то самая низкая из предлагаемых цен и будет рыночной ценой. Если одна из остальных фирм хочет вообще продать что-либо, ей придется продать это по рыночной цене. Поэтому в данного рода ситуации конкурентное поведение — отношение к рыночной цене как к чему-то находящемуся вне вашего контроля — также представляется приемлемым.

Можно описать взаимосвязь между ценой и количеством спроса с точки зрения восприятия конкурентной фирмы графически, как на рис.21.1. Нетрудно заметить, что эта кривая спроса очень проста. Конкурентная фирма полагает, что не продаст ничего, если запросит цену выше рыночной. Продавая товар по рыночной цене, она может продать любое его количество, какое захочет, а продавая по любой цене ниже рыночной, она удовлетворит по этой цене весь рыночный спрос.

Как обычно, мы можем рассматривать данную кривую спроса двояко. Если считать количество функцией цены, эта кривая говорит о том, что вы можете продать любое количество товара, какое пожелаете, по цене, равной рыночной или ниже нее. Если считать цену функцией количества, эта кривая говорит о том, что, как бы много товара вы ни продали, рыночная цена останется независимой от объема ваших продаж.

(Разумеется, сказанное не должно быть справедливым буквально для любого проданного количества товара. Цена должна быть независимой от вашего выпуска при том любом его объеме, который вы намереваетесь продать. В случае с продавцом свежесрезанных цветов цена должна быть независимой от объема его продаж в пределах имеющегося у него под рукой запаса — того максимума, о продаже которого могла бы идти речь.)

Важно понять различие между " кривой спроса для фирмы" и " кривой рыночного спроса". Кривая рыночного спроса показывает взаимосвязь между рыночной ценой и общим объемом проданного выпуска. Кривая же спроса для фирмы показывает взаимосвязь между рыночной ценой и выпуском этой конкретной фирмы.

Кривая рыночного спроса зависит от поведения потребителей. Кривая спроса для фирмы зависит не только от поведения потребителей, но и от поведения других фирм. Обычным оправданием конкурентной модели служит то, что когда на рынке имеется много мелких фирм, каждая из них сталкивается с практически горизонтальной кривой спроса. Однако даже если на рынке действуют всего две фирмы, и одна из них настаивает на установлении постоянной цены независимо ни от чего, другая фирма, действующая на данном рынке, сталкивается с кривой спроса для конкурентной фирмы, подобной той, которая изображена на рис.21.1. Таким образом, конкурентная модель может быть справедливой при более разнообразных обстоятельствах, чем кажется на первый взгляд.

 

 

 

Рис. 21.1 Кривая спроса для конкурентной фирмы. При рыночной цене кривая спроса для фирмы горизонтальна. При более высоких ценах фирма не продает ничего, а при цене ниже рыночной она сталкивается с кривой совокупного рыночного спроса.  

 

21.3. Решение о предложении, принимаемое конкурентной фирмой

Применим факты, выясненные нами в отношении кривых издержек, для того чтобы вычислить кривую предложения конкурентной фирмы. По определению, конкурентная фирма игнорирует свое влияние на рыночную цену. Таким образом, задачу максимизации, стоящую перед конкурентной фирмой, можно записать:

 

max pyc (y).

y

 

Это говорит просто о том, что конкурентная фирма хочет максимизировать свою прибыль: разность между общим доходом py и издержками c (y).

Какой объем выпуска решит производить конкурентная фирма? Ответ: она будет действовать в точке, где предельный доход равен предельным издержкам, — там, где добавочный доход, приносимый еще одной единицей выпуска, как раз равен добавочным издержкам производства еще одной единицы выпуска. Если бы данное условие не удовлетворялось, фирма всегда могла бы увеличить свою прибыль путем изменения своего объема выпуска.

В случае конкурентной фирмы предельный доход есть просто цена. Чтобы увидеть это, спросим себя, сколько добавочного дохода получит конкурентная фирма, увеличив выпуск на D y. Мы получим

 

D R = p D y,

 

поскольку согласно нашей гипотезе p не изменяется. Поэтому добавочный доход на единицу выпуска задается формулой

 

D R /D y = p,

 

представляющей собой выражение для предельного дохода.

Таким образом, конкурентная фирма выберет объем выпуска y в точке, где предельные издержки как раз равны рыночной цене. В условных обозначениях:

 

p = MC (y).

 

Мы хотим найти объем выпуска, максимизирующий прибыль при данной рыночной цене p. Если при каком-то объеме выпуска y цена больше предельных издержек, фирма может увеличить свою прибыль, чуть увеличив выпуск. Ведь превышение ценой предельных издержек означает, что

 

p .

 

Поэтому увеличение выпуска на D y означает, что

 

p D y .

 

Упростив это неравенство, мы находим, что

 

p D y —D c > 0,

 

а это означает, что прирост общего дохода от добавочного выпуска превышает прирост издержек. Следовательно, прибыль при этом должна увеличиться.

Аналогичные рассуждения можно провести и для случая, когда цена ниже предельных издержек. Тогда сокращение выпуска приведет к увеличению прибыли, поскольку потерянный при этом доход более, чем компенсируется сократившимися издержками.

Таким образом, при оптимальном объеме выпуска фирма должна производить в точке, где цена равна предельным издержкам. Каков бы ни был уровень рыночной цены p, фирма выберет объем выпуска y, соответствующий условию p = MC (y). Поэтому кривая предельных издержек конкурентной фирмы есть в точности ее кривая предложения. Или, другими словами, рыночная цена есть в точности предельные издержки до тех пор, пока каждая фирма производит объем выпуска, максимизирующий ее прибыль.

 

 

 

Рис. 21.2 Предельные издержки и предложение. Хотя существуют два объема выпуска, соответствующих точкам, в которых цена равна предельным издержкам, количество предложения, максимизирующее прибыль, может лежать только на восходящей части кривой предельных издержек.  

 

21.6. Обратная функция предложения

Как мы видели, кривая предложения конкурентной фирмы определяется условием равенства цены предельным издержкам. Как и раньше, можно выразить эту связь между ценой и выпуском двумя способами: либо, как обычно, считать выпуск функцией цены, либо рассматривать " обратную функцию предложения", представляющую цену как функцию выпуска. Последний подход к рассмотрению указанной связи имеет определенный смысл. Поскольку в каждой точке кривой предложения цена равна предельным издержкам, рыночная цена должна служить мерой предельных издержек для каждой фирмы отрасли. И фирма, производящая большой объем выпуска, и фирма, производящая лишь малый объем, должны иметь одинаковые предельные издержки, если они обе максимизируют прибыль. Общие издержки производства у этих фирм могут очень различаться, но предельные издержки производства у них должны быть одинаковы.

Уравнение p = MC (y) — это уравнение обратной функции предложения, представляющей цену как функцию выпуска. Этот способ описания кривой предложения может быть очень полезным.

21.7. Прибыль и излишек производителя

При заданной рыночной цене мы можем теперь найти оптимальную точку функционирования фирмы, воспользовавшись условием p = MC (y). Зная оптимальную точку функционирования фирмы, можно подсчитать прибыль фирмы. На рис.21.4 площадь прямоугольника есть не что иное, как p * y *, или общий доход. Площадь y * AC (y *) представляет общие издержки, так как

 

.

 

Прибыль есть просто разность этих двух площадей.

Вспомним наши рассуждения об излишке производителя в гл. 14. Мы определили излишек производителя как площадь слева от кривой предложения по аналогии с излишком потребителя, представленным площадью слева от кривой спроса. Оказывается, излишек производителя тесно связан с прибылью фирмы. Точнее, излишек производителя равен общему доходу за вычетом переменных издержек, или, что то же самое, сумме прибыли и постоянных издержек:

 

Прибыль = pycv (y) — F

Излишек производителя = pycv. (y).

 

Наиболее непосредственный способ измерения излишка производителя заключается в подсчете разности площади прямоугольника дохода и площади прямоугольника y * AVC (y *), как на рис.21.5A. Однако имеются и другие способы измерения излишка производителя на основе использования самой кривой предельных издержек.

 

 

 

Рис. 21.4 Прибыль. Прибыль есть разность общего дохода и общих издержек, показанная заштрихованным прямоугольником.  

 

Как мы знаем из гл. 20, площадь под кривой предельных издержек измеряет общие переменные издержки. Это верно, потому что площадь под кривой предельных издержек есть издержки производства первой единицы выпуска плюс издержки производства второй единицы выпуска плюс и т.д. Поэтому чтобы получить излишек производителя, можно вычесть площадь под кривой предельных издержек из прямоугольника общего дохода и получить площадь, представленную на рис.21.5B.

Наконец, можно соединить оба способа измерения излишка производителя. Вплоть до точки, в которой предельные издержки равны средним переменным издержкам, можно использовать определение через площадь прямоугольника, а затем воспользоваться площадью над кривой предельных издержек, как показано на рис.21.5C. Этот способ наиболее удобен для большинства приложений, поскольку излишек производителя здесь выступает просто как площадь слева от кривой предложения. Обратите внимание, что этот способ согласуется с определением излишка производителя, данным в гл. 14.

 

 

 

A Общий доход — переменные издержки B Площадь над кривой MC

 

 

C Площадь слева от кривой предложения

 

  Излишек производителя. Три эквивалентных способа измерения излишка производителя. На рис.A показан прямоугольник, измеряющий разность общего дохода и переменных издержек. На рис.B показана площадь над кривой предельных издержек. На рис.C до точки выпуска z излишек производителя измеряется с помощью прямоугольника (площадь R), а затем для его измерения используется площадь над кривой предельных издержек (площадь T). Рис. 21.5

 

Нас редко интересует общая величина излишка производителя; чаще интерес представляет изменение этого излишка. Изменение излишка производителя при перемещении фирмы из точки выпуска y * в точку выпуска y 'обычно представлено трапециевидной областью, изображенной на рис.21.6.

 

 

 

Рис. 21.6 Изменение излишка производителя. Поскольку кривая предложения совпадает с восходящей частью кривой предельных издержек, изменение излишка производителя имеет, как правило, примерную форму трапеции.  

 

 

Обратите внимание на то, что изменение излишка производителя при движении от y * до y ' есть не что иное, как изменение прибыли при движении от y * до y ', поскольку постоянные издержки, по определению, не изменяются. Поэтому влияние изменения выпуска на прибыль можно измерить на основе информации, заложенной в кривой предельных издержек, совершенно не прибегая при этом к кривой средних издержек.

ПРИМЕР: Кривая предложения для конкретной функции издержек

Как выглядит кривая предложения для примера, приведенного в предыдущей главе, в котором c (y) = y 2 + 1? В этом примере кривая предельных издержек везде располагалась над кривой средних переменных издержек и везде имела положительный наклон. Поэтому в данном случае условие " цена равна предельным издержкам" непосредственно дает кривую предложения. Подставив вместо предельных издержек 2 y, получаем формулу

 

p = 2 y.

 

Это формула обратной кривой предложения или цены как функции выпуска. Выразив из нее выпуск как функцию цены, получаем в качестве формулы для кривой предложения

 

S (p) = y = p /2.

 

Соответствующая кривая изображена на рис.21.7.

 

 

 

  Конкретный пример кривой предложения. Кривая предложения и излишек производителя для функции издержек c (y) = y 2 + 1. Рис. 21.7

 

 

Если подставить эту функцию предложения в выражение, определяющее прибыль, можно подсчитать максимальную прибыль для каждой цены p. Выполнив расчеты, получаем:

 

p(p) = pyc (y)

 

= p — 1

 

= — 1.

Как связан максимум прибыли с излишком производителя? На рис.21.7 мы видим, что излишек производителя — площадь слева от кривой предложения — является площадью треугольника с основанием y = p /2 и высотой p. Площадь этого треугольника есть

 

A = p = .

 

Сравнивая полученное выражение с выражением для прибыли, видим, что излишек производителя, как и утверждалось, равняется прибыли плюс постоянные издержки.

21.8. Кривая долгосрочного предложения фирмы

Функция долгосрочного предложения фирмы показывает, сколько будет производить фирма в точке оптимума, когда получит возможность корректировать размер завода (или какие-то другие факторы, являющиеся в коротком периоде постоянными). Иными словами, кривая долгосрочного предложения задается выражением

 

p = MCl (y) = MC (y, k (y)).

 

Кривая краткосрочного предложения задается условием равенства цены пердельным издержкам при некотором постоянном уровне k:

 

p = MC (y, k).

 

Обратите внимание на различие между этими двумя выражениями. Кривая краткосрочного предложения показывает предельные издержки выпуска при данном уровне выпуска и при сохранении k без изменений, в то время как кривая долгосрочного предложения показывает предельные издержки выпуска при оптимальном изменении k.

Но нам кое-что известно о взаимосвязи между краткосрочными и долгосрочными предельными издержками: краткосрочные и долгосрочные предельные издержки совпадают при том объеме выпуска y *, при котором выбор постоянного фактора, связываемый с краткосрочными предельными издержками, есть оптимальный выбор k *. Таким образом, кривые краткосрочного и долгосрочного предложения фирмы совпадают при y *, как на рис.21.8.

В коротком периоде некоторые факторы имеются у фирмы в постоянном количестве; в длительном периоде эти факторы переменны. Таким образом, в длительном периоде фирме приходится приспосабливать к изменению цены выпуска больше выбираемых ею величин, чем в коротком. Как показано на рис.21.8, это предполагает большую чувствительность кривой долгосрочного предложения к цене — большую эластичность, чем у кривой краткосрочного предложения.

 

 

  Кривые краткосрочного и долгосрочного предложения. Кривая долгосрочного предложения, как правило, является более эластичной, чем кривая краткосрочного предложения. Рис. 21.8

 

 

Что еще можно сказать о кривой долгосрочного предложения? Длительный период определяется как период времени, в котором фирма вольна изменять количества всех применяемых ею факторов производства. Один из имеющихся у фирмы вариантов выбора — выбор, касающийся продолжения или прекращения деятельности. Поскольку в длительном периоде фирма всегда может получить нулевую прибыль, прекратив деятельность, прибыль, получаемая фирмой в условиях долгосрочного равновесия, должна быть по меньшей мере нулевой:

 

pyc (y) ≥ 0,

 

что означает

 

.

 

Это говорит о том, что в длительном периоде цена должна быть по крайней мере равна средним издержкам. Поэтому соответствующая часть кривой долгосрочного предложения есть восходящая часть кривой предельных издержек, лежащая над кривой долгосрочных средних издержек, как показано на рис.21.9.

Это полностью соответствует сказанному о коротком периоде. В длительном периоде все издержки являются переменными, поэтому условие превышения ценой средних переменных издержек в коротком периоде эквивалентно условию превышения ценой средних издержек в длительном периоде.

 

 

Рис. 21.9 Кривая долгосрочного предложения. Кривая долгосрочного предложения есть восходящая часть кривой долгосрочных предельных издержек, лежащая над кривой средних издержек.  

 

21.9. Долгосрочные постоянные средние издержки

Один из случаев, представляющих особый интерес, — случай, когда в длительном периоде применяемая фирмой технология характеризуется постоянной отдачей от масштаба. В этой ситуации кривая долгосрочного предложения является кривой долгосрочных предельных издержек, которая в случае постоянных средних издержек совпадает с кривой долгосрочных средних издержек. Следовательно, складывается ситуация, изображенная на рис.21.10, в которой кривая долгосрочного предложения представляет собой горизонтальную прямую, проходящую на уровне постоянных средних издержек c min.

Эта кривая предложения означает, что фирма готова предложить любой объем выпуска при p = c min, произвольно большой объем выпуска при p > c min и нулевой объем выпуска при p < c min. Если вспомнить объяснение постоянной отдачи от масштаба с позиций довода о возможности повторения того, что уже было сделано раньше, то сказанное совершенно разумно. Постоянная отдача от масштаба подразумевает, что если вы можете произвести 1 единицу за c min долл., значит вы можете произвести n единиц за nc min долл. Поэтому вы готовы будете предложить любой объем выпуска по цене, равной c min, и произвольно большой объем выпуска по любой цене, большей чем c min.

С другой стороны, если p < c min, так что вам не удается работать без убытков, даже предлагая одну единицу выпуска, вы, конечно, не сможете работать без убытков, предлагая n единиц выпуска. Следовательно, при любой цене ниже c min вы захотите предложить нуль единиц выпуска.

Краткие выводы

1. 1. Взаимосвязь между ценой, запрашиваемой фирмой, и продаваемым ею выпуском известна как кривая спроса для фирмы. По определению, конкурентная фирма сталкивается с горизонтальной кривой спроса, высота которой определяется рыночной ценой — ценой, запрашиваемой другими фирмами на этом рынке.

2. 2. Кривая предложения (краткосрочная) конкурентной фирмы есть восходя-щая часть кривой ее предельных (краткосрочных) издержек, которая лежит над кривой средних переменных издержек.

 

 

 

  Постоянные средние издержки. В случае постоянных средних издержек кривая долгосрочного предложения — горизонтальная линия. Рис. 21.10

 

 

1. 3. Изменение излишка производителя при изменении рыночной цены с p 1 до p 2 есть площадь слева от кривой предельных издержек между p 1 и p 2. Эта площадь также измеряет изменение прибыли фирмы.

2. 4. Кривая долгосрочного предложения фирмы есть восходящая часть кривой ее долгосрочных предельных издержек, которая лежит над кривой ее долгосрочных средних издержек.

 

Монополия. Максимизация прибыли фирмой-ценоискателем. Социальные издержки монополии, ее неэффективность. Естественная монополия. Проблема минимального эффективного масштаба производства.

 

В предшествующих главах мы провели анализ поведения конкурентной отрасли — рыночной структуры, возникающей с наибольшей вероятностью тогда, когда в отрасли имеется большое число мелких фирм. В настоящей главе обратимся к противоположной крайности и рассмотрим такую отраслевую структуру, при которой в отрасли существует только одна фирма — монополия.

Когда на рынке действует только одна фирма, очень маловероятно, что она будет считать рыночную цену заданной. Вместо этого монополия признает свое влияние на рыночную цену и будет выбирать такой уровень цены и объем выпуска, которые максимизировали бы ее совокупную прибыль.

Конечно, она не может выбирать цену и выпуск независимо одно от другого: при каждой заданной цене монополия сможет продать лишь столько выпуска, сколько сможет поглотить рынок. Если она выберет высокую цену, то сможет продать лишь небольшое количество товара. Выбор цены и объема выпуска монополистом ограничен поведением потребителей в отношении спроса.

Можно представлять себе монополиста выбирающим цену и предоставляющим потребителям возможность выбора количества товара, которое они хотят купить по данной цене, а можно думать, что монополист выбирает предлагаемое им количество товара, позволяя потребителям решить, какую цену они готовы за него заплатить. Первый подход, возможно, выглядит более естественным, однако второй оказывается более удобным для анализа. Разумеется, при корректном использовании оба подхода эквивалентны.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.