Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Историческая справка. Образование СССР






Развал Российской империи и последствия Гражданской войны поставили перед победителями вопрос о создании новой единой административно-территориальной системы. Требовалась централизация и воссоединение хозяйственного комплекса дореволюционной империи для восстановления разрушенной экономики. К этому моменту на долю РСФСР приходилось 92% территории страны, а её население составило около 70% в созданном СССР. Остальные 8% приходились на другие советские республики: Украинскую, Белорусскую и Закавказскую Федерацию (в неё в 1922 году объединились Армения, Грузия и Азербайджан). Также ещё существовали Дальневосточная республика, управляемая из Читы и Хорезмская и Бухарская народные республики в Средней Азии.

В июне 1919 года РСФСР, Белоруссия и Украина, в целях усиления централизации управления и концентрации ресурсов для победы в Гражданской войне, объединились в союз. Это дало возможность объединить вооружённые силы, ввести централизованное командование - Реввоенсовет РСФСР и Главнокомандующий РККА. От каждой республики в состав государственных органов власти были делегированы представители. Кроме того, соглашение предусматривало переподчинение ряда республиканских отраслей промышленности, транспорта и финансов соответствующим народным комиссариатам РСФСР. Была создана т. н. «договорная федерация». Её особенностью было то, что органы управления РСФСР получили возможность действовать как единственные представители верховной власти государства. Одновременно компартии республик вошли состав РКП(б) фактически как областные партийные организации.

Однако развал Российской империи и Гражданская война породили мощные сепаратистские, центробежные силы. Это быстро привело к разногласиям между центром управления в Москве и республиканскими властями. Благо была хорошая предпосылка для конфликтов: официально республики были независимы, а де-факто, делегировав свои основные полномочия, республиканские власти лишились возможности самостоятельно принимать решения. Эта ситуация и неопределённость в определении границ полномочий центра и республик стали основаниями для неразберихи и конфликтов. Иногда причиной конфликта становился и центр, принимавший решения, не учитывающие местную специфику. Часто решения центра в сфере экономики не находило должного понимания в республиках, что приводило к их саботажу. Поэтому в августе 1922 года, чтобы изменить ситуацию коренным образом, Политбюро и Оргбюро ЦК РКП(б) подняли вопрос «О взаимоотношениях РСФСР и независимых республик». Была учреждена специальная комиссия, в которую вошли республиканские представители, во главе с Валерианом Куйбышевым. Эта комиссия поручила Иосифу Сталину разработать проект «автономизации» республик. Предполагалось включить в состав РСФСР, с правами республиканской автономии Белоруссию, Украину, Грузию, Армению и Азербайджан. Фактически республики были должны войти в РСФСР на таких же правах, как Татария, Башкирия и другие регионы, что в общем было справедливо, уравнивая все народы. Этот проект был направлен республикам на утверждение, считалось, что это только формальность. Сталин, учитывая значительное урезание прав республик, предлагал не применять обычную практику публикации решения ЦК РКП(б) если оно будет принято. Однако требовал республиканские ЦК неукоснительно воплотить в жизнь решение Москвы.

Владимир Ленин, воспринял игнорирование независимости и самоуправления субъектов государства, с одновременным укреплением роли центра, как нарушение принципа пролетарского интернационализма. В сентябре 1922 года он предложил план создания единого государства на принципах федерации. Первоначально предлагалось назвать новое государство «Союзом Советских Республик Европы и Азии». По мнению Ленина, многонациональное государство надо было строить на принципе равноправности и независимости, добрососедства, паритетности, открытости, уважительности и взаимопомощи, при общих органах власти федерации. Каждая республика должна была сделать осознанный выбор. Учитывая мировую и российскую ситуации, это был набор благих пожеланий, не имеющих ничего общего с реалиями жизни.

Надо отметить, что национальный вопрос под властью большевиков оказался сильно запутанным. Здесь сталкивались интересы государственников и национал-сепаратистов, троцкистов-интернационалистов. Национальным вопросом ведал не только нарком по делам национальностей (им был Сталин), но и национальный отдел ВЦИК. Фактически законодательные прерогативы и право определения национальных границ принадлежали ВЦИК. Весной 1918 года была принята структура, при которой различные народы получили автономию в составе России. Принципы этой автономии вырабатывались Сталиным, но он много времени должен был уделить войне, а деятели из ВЦИК продавливали другую линию. Фактически они действовали в интересах «финансового интернационала» (мирового закулисья, чьим ставленником был Троцкий и ряд других видных деятелей партии большевиков), поощряя национализм в ущерб интересам русского народа и Русской государственности. Шли постоянные заигрывания с разного рода кавказскими, крымскими, татарскими, башкирскими и прочими националистами. Так, пантюркисты признавались союзниками против белогвардейцев. Им, как и «революционным горцам», передавались значительные территории, заселённые и освоенными русскими. Сталину пришлось прилагать большие усилия, чтобы пресечь наиболее откровенные процесс, ведущие к развалу. В частности, в 1920 году была пересечена попытка учредить отдельную, «мусульманскую» компартию. Понятие «автономия» была ограничена внутренним самоуправлением, административными и культурными вопросами. Проблема была с республиками, которым из политических соображений позволили сохранить «независимость».

Образовалось два главных центра сепаратизма – Грузия и Украина. Так, ещё во время объединения закавказских республик в одну Закавказскую федерацию, грузинское руководство восприняло это решение в штыки. Лидеры грузинской компартии – Мдивани, Махарадзе, Сванидзе и другие вообще выступали против процессов воссоединения, выдвигали идеи строительства «своего», особенного социализма. Другим центром сопротивления стало украинское руководство – Раковский, Петровский, Антонов-Овсеенко. Тут главной причиной сопротивления был даже не национализм, а желание местных лидеров властвовать самим, в своё удовольствие. Поэтому, Белоруссия, Армения, Азербайджан поддержали проект Сталина, а Грузия и Украина выступили резко против. Причём они настаивали даже не на проекте федерации, который предложил Ленин, а конфедерации. Общими должны были остаться только вопросы обороны и охраны границ (фактически России предлагалось охранять и защищать независимые государства).

Ленин писал, что идею «автономизации» породили «торопливость и администраторское увлечение Сталина, а также его озлобление против пресловутого «социал-национализма». Разумные доводы о необходимости восстановления единого народного хозяйства, о равноправии всех народов в составе единого государства вождь пролетариата отмёл. Для Ленина главными были планы «мировой революции». Он по-прежнему считал, что социализм может победить только в мировом масштабе. Поэтому новые социалистические республики должны были получить возможность войти в «союз равных», идея вхождения в Российскую Федерацию, им бы вряд ли понравилась. Сталин был вынужден уступить. Одержала вверх ленинская формула: «формальное объединение вместе с РСФСР в союз советских республик Европы и Азии». Эта противоречивая, таящая в себе большую опасность формула были принята на пленуме ЦК 6 октября 1922 года.

Однако споры не закончились и на этом. В Тифлисе это решение вызвало бурные протесты. Председатель Кавбюро РПК (б) Орджоникидзе был вынужден за неподчинение партийной дисциплине снимать нарушителей с постов, ЦК компартии Грузии в полном составе было отправлено в отставку. Москву стали засыпать жалобами на него. Добавился и скандал с Кабахидзе, который обвинил Орджоникидзе в коррупции и получил по физиономии. Для расследования конфликта в Москве создали комиссию во главе с Ф. Э. Дзержинским. Она никакого криминала не нашла и стала на сторону Орджоникидзе. Грузинское руководство было подвергнуто жёсткой критике.

Ленин снова попытался встать на сторону возмутителей спокойствия, наказать «виновников столкновения», чтобы исключить возможность ущемления независимости республик. Однако прогрессирующая болезнь не позволила ему это сделать. В ночь на 16 декабря у Ленина произошёл второй инсульт. Стало очевидно, что роль полноценного вождя он утратил. 30 декабря открылся I съезд Советов СССР, который принял Декларацию об образовании СССР, был подписан союзный договор. Сталин провозгласил: «Сегодняшний день является днём торжества новой России… превратившей красный флаг из знамени партийного в знамя государственное…». В Состав Союза вошли Россия, Украина, Белоруссия и Закавказская Федерация. Договором были разграничены функции центральных и республиканских органов власти. Центру вверялись вопросы внешней политики и торговли, национальной безопасности, путей сообщения, связи, финансов. Все остальные вопросы относились к сфере управления республиканских властей. Высшим органом Союза был провозглашён Всесоюзный съезд Советов. В период между съездами высшая власть принадлежала ЦИК СССР, который был учреждён двухпалатным - Союзный Совет и Совет Национальностей. Председателем ЦИК избрали М. И. Калинина, сопредседателями были Г. И. Петровский, Н. Н. Нариманов, А. Г. Червяков. Главой исполнительной власти – Совета Народных Комиссаров СССР стал В. И. Ленин.

Создание Союза позволило аккумулировать и направить все ресурсы на ликвидацию последствий гражданской войны. Это способствовало развитию культуры и народного хозяйства, позволило направлять средства в наиболее пострадавшие области и наименее развитые регионы. Центр старался равномерно развивать республики, поэтому с территории РСФСР в республики Средней Азии и Закавказья были перемещены некоторые производства с обеспечением их высококвалифицированной рабочей силой. Построение СССР на основе единых стандартов положительно сказалось на развитие в республиках таких сфер жизнедеятельности, как культура, образование и здравоохранение. В 1920-1930-е годы повсеместно строились школы, здравницы, открывались театры, другие учреждения культуры и искусства, развивались средства массовой информации и литература. Некоторым народностям была создана письменность, а вместе с ней возникла национальная интеллигенция. Быстро развивалась система медицинских учреждений. Объединение республик в Союз молодому государству занять одну из ведущих позиций в геополитическом пространстве мира.

Автор Самсонов Александр

https://topwar.ru/22622-90-let-nazad-na-karte-mira-poyavilsya-sssr.html






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.