Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Бак Виктория Федоровна - учитель биологии, руководитель лаборатории Гуманной педагогики (г. Артемовск, Донецкая область, Украина). 5 страница






Для следующей конференции, «Россия и космическое мышление», проходившей во Дворце творчества в 2007 году, он подготовил доклад «Павел Флоренский – ученый, философ, священник, уникальное явление отечественной культуры». Это была попытка целостно охватить многогранное творчество мыслителя. В том же году Давид стал стипендиатом Благотворительного Фонда имени Е.И.Рерих и был приглашен на научно-общественную конференцию «Живая Этика и наука» в Международный Центр Рерихов. Там он выступил с докладом «Вселенная Павла Флоренского». Это было первое в жизни Давида выступление перед серьезными, взрослыми учеными, подарившее незабываемые ощущения и опыт. «Выступать на конференции в МЦР, – признается юный философ, – было значительно легче, чем делать доклад в тульском Дворце творчества».

«Вселенная Павла Флоренского, – говорил он в своем докладе, – объединяла в себе и науку и религию, причем одна другой не мешала, они скорее дополняли друг друга. Из этих двух дисциплин складывалась истина Флоренского».

Чем глубже Давид изучает мир Флоренского, тем сильнее ощущает близость своих мыслей мыслям и идеям философа. Идея соединения науки и религии, материи и духа вдохновляет его больше всего. Поразителен сам факт, что четырнадцатилетний мальчик нашел для себя формулу целостного человеческого знания: «Наука не исключает религию». Начав маленьким ребенком изучать мир как мозаику, в его отдельных проявлениях, он постепенно складывал эту мозаику в общую картину Вселенной, и к четырнадцати годам созрел для глобальных умозаключений. Эти обобщения имеют для него ту же форму жизненной необходимости, как и изучение природы электричества десять лет назад. Сегодня Давид глубоко задумывается над проблемами возникновения Вселенной и существования разумной жизни в иных мирах: «Существует теория Большого взрыва... Я думаю, что сам Господь принимал в этом участие. Кстати, наука уже доказала существование Бога». «В космосе наверняка есть нематериальные разумные сущности. Почему разум – это обязательно только материя? Может быть, и что-то нематериальное, какие-то излучения, какие-то очень высокие по своей эволюции энергетические оболочки...»

Давид с взрослой ответственностью рассуждает об относительности человеческого знания, которое может служить как добру, так и злу, об истинном понимании добра и зла, об энергетическом поле нашей планеты, которое образуется из мыслей людей, о том, что человек должен оставить после себя культурный след, подобно Франциску Ассизскому и Павлу Флоренскому.

В восьмом классе мальчик признавался, что на многие вещи смотрит с религиозной точки зрения и верит до конца только религии. Он даже думал стать священником. На одном дыхании прочел «Откровение святого Иоанна Богослова», потом «Откровение святой Феодоры». В это время Давид создал одну из самых интересных своих художественных работ – икону Богородицы с младенцем. Он написал ее «не по канону, а как само написалось»: Мать и Дитя находятся в глубоком сосредоточении, со скорбью созерцая открытые их внутреннему взору дела человеческие. Одновременно юный философ продолжал с увлечением изучать мировую историю и литературу. Он погрузился в историю Средних веков; неизгладимое впечатление в его душе оставили «Жерминаль» Эмиля Золя, «Тарас Бульба» Гоголя, произведения Жюля Верна и братьев Стругацких. По-прежнему любимое чтение – биографии выдающихся людей. К концу девятого класса Давид отказался от намерения стать священником и решил связать жизнь с медициной. На вопрос «Почему?» ответил: «Истинная религия всегда находится в сердце, это внутренняя духовная основа жизни и любого дела человека». Наука никогда не разлучит Давида с религией, это ясно из его взгляда на медицину: «Не может же врач разбираться только в медицинской профессии и жить в своем “аквариуме”, ничего другого не зная!» «Открытия в науке можно совершать не только с помощью приборов, но и с помощью человеческого организма, человеческого восприятия. В ауре человека отражаются все особенности его мироощущения, психологии и здоровья». Воспринимая человека в единстве его материальной и духовной природы, юный философ понимает, что нужно исследовать не только внешние, но и внутренние причины болезней и лечить одновременно и физическую, и энергетическую составляющие. «К любому больному надо подходить с духовной точки зрения. Излечить физическую болезнь можно, излечив дух», – уверен Давид.

Шаг за шагом познавая отдельные составляющие мира и постепенно складывая их в единую картину, он понял, что религия разлита всюду, в каждом фрагменте жизни. Постижение мира привело этого ребенка к главному – к пониманию основ космического мировоззрения, столь необходимого для человека нового сознания, который участвует в построении будущего. Все достижения и открытия мальчика, вся его энергия с самого раннего детства помимо воли направляли его именно к этой цели – к постижению космической природы мира и человека, которые суть одно.

Понял Давид и особую роль сердца в жизни человека. Мальчик долго изучал идеи и теории разных мыслителей и религиозных деятелей, познакомился с философской системой Живой Этики, сыгравшей решающую роль в формировании его представлений о сердце. «Сердце – прежде всего духовный орган, средоточие духа человека. Оно соединяет земное с небесным и ведет к вершинам совершенствования», – обобщает он свои размышления. На последней конференции во Дворце творчества «Россия и космическое мышление», посвященной 145-летию со дня рождения В.И.Вернадского, Давид выступил с докладом «Роль сердца в новой системе познания». Этот доклад обозначил новую ступень в его собственном движении к целостной картине мира и не менее значимое направление его будущих медицинских исследований.

Очень важно, что при всей нестандартности мышления мальчик не оторван от жизни и в достаточной степени адаптирован к реалиям сегодняшнего дня. Это результат не только гибкости и подвижности его сознания, но и любви и заботы окружающих его взрослых.

Давид всерьез задумывается над проблемами личности и общества, следит за всеми событиями, происходящими на планете. На вопрос, по какому пути, по его мнению, должно пойти наше общество в будущем, мальчик ответил очень серьезно и почти торжественно: «Каждый человек выберет для себя. И Дух, само Провидение, Судьба сплотит людей, объединенных общей целью, родственных по духу. И пойдут туда, куда надо, и направят всех остальных. Человек не останется без надзора Отца, и потому обязательно должен прийти к чему-то хорошему». Сейчас Давид Володин готовится к поступлению в медицинский колледж, впереди у него широкие возможности. От всего сердца желаем ему больших успехов на выбранном пути.

 

Журнал «Культура и время». Москва, 2008, № 3

 

 

Давид Володин

Роль сердца в новой системе познания

 

 

Известный русский ученый, философ, богослов Павел Александрович Флоренский был причастен к формирующейся в первой половине XX века новой системе познания. Эта система познания связана с более целостным отношением к жизни человека, учитывающим как земное, так и небесное, как телесное, так и духовное. Одно без другого не может иметь развития, эволюционировать. Флоренский уделял большое внимание сердцу – не как органу, но сердцу как местоположению души и человеческой духовности. Одна из глав его труда «Столп и утверждение истины» посвящена изучению духовного сердца и называется «Сердце и его значение в духовной жизни человека, по учению Слова Божия». Сердцу в религиозной практике издревле уделялось первостепенное внимание, и его рассматривали как средоточие духовных и телесных сил человека. Очищение сердца дает общение с Богом, а общение с Богом выпрямляет и благоустраивает всю личность. Человек мыслит в сердце своем, человек недобрый имеет сердце, «кующее мысли злы». Сердце есть средоточие всех душевных чувствований, волнений и страстей, а также нравственной жизни человека. В сердце соединяются все состояния человека, сердце есть исходное место всего доброго и злого в словах, мыслях и поступках. Сердце еще называют истоком жизни, кругом или колесом, в котором заключается наша жизнь. Посему оно и составляет глубочайшую часть нашего существа: «глубоко сердце человека паче всех, и кто познает его» (Иер. 17, 19). Душа человека играет непосредственную роль в познании всего духовного, тогда как мозг является лишь посредником между духом и материей. Душа каждого требует особенных духовных упражнений, помогающих подниматься по лестнице духа к свету. Во многих религиях сердцу придается сакральное значение, оно воспринимается как сосуд души. Вспомним хотя бы жертвоприношения древних ацтеков или католическую иконопись. В Древнем Египте сердце усопшего сохраняли в керамической емкости. А какое значение оно имеет в современном мире? Как разные культуры и религии относятся к сердцу и какое место ему уделяют? В некоторых религиозных обществах с сердцем связывалось солнечное сплетение, а оно, в свою очередь, было центром мистической энергии и проводником между миром физическим и горним. Библия приписывает сердцу не только значение центра жизни физической, но и духовной жизни. В самом деле сердце обозначает скрытую глубину, недоступную для взора, сокровенный центр личности. Он прежде всего недоступен чужому взору, как бы ни старались, мы не проникнем в него. Сердца ближних для нас не прозрачны.

Но можем ли мы сами проникнуть в глубины своей же души? Часто это очень сложно, так как за повседневными проблемами мы все более и более отдаляемся от сердца и все сложнее становится познать себя. «Познай самого себя, и познаешь других» – это высказывание очень подходит к ситуации. Какая польза человеку, если он весь мир приобретет, но себя самого потеряет? По мнению религиозных философов, «Я» – это совокупность души и тела, равновесие между ними. Но атеизм подразумевает под «Я» только заботу о плоти, только материальную сущность, потребности тела. Человек без сердца – человек без любви, не существует какая-то безрелигиозная сердечность в форме гуманности, солидарности, классовой терпимости. Самые большие преступления были совершены ради такой гуманности, были оправданы декларациями о любви к человечеству.

Совершенно исключительное значение придается сердцу человека: только Богу вполне ведомы его тайны. Мы должны чувствовать благоговение перед глубиной сердца своего и своих ближних. В нем скрыта нетленная красота духа; сердце есть «драгоценность перед Богом». Сердце глубже и центральнее мозга, который является психологическим центром. Эмоции, будь то любовь или неприязнь, появляются в сердце. Часто свое собственное сердце тяжело познать именно от обилия в нем эмоций, в них легко запутаться. Для того чтобы было легче познать себя, надо сбрасывать духовную грязь, негативную энергию, которую так легко впитать вместе с чужими словами и делами. В разных религиозных системах имеются практики для очищения духа.

Нельзя преуменьшать значение чужой души. Мы сами часто не знаем возможности своего духа. Внутренний мир наш ограничен пределами разума, но возможности души безграничны. Только невежество, или незнание, или отсутствие устремления заключает свободную и бессмертную душу человека в тот малый личный мирок, в котором, как в темнице, обычно живет обыватель. Человек должен отдать Богу одно свое сердце, чтобы сделаться Ему верным в мыслях, словах и делах: «даждь ми сыне твое сердце», взывает к человеку Божия премудрость (Притчи 23, 25). В наше время прогресс гонится за удовлетворением собственных нужд, что все сильнее отдаляет людей от сердца, разум преобладает над духом. Но бывает и так, что изголодавшееся по духовной пище сердце начинает преобладать над сознанием, прося человека опомниться и избавиться от оков материальных потребностей.

Человек для себя должен сделать выбор, служить ли временным потребностям и страстям или приобщиться к высокому и нетленному духовному миру. Урбанистическая цивилизация принимает только логический метод познания, отвергая духовный. Неотъемлемой частью жизни наших предков и древних вообще была религия. Сегодня эта потребность отпала, так как ее заменили потребности материальные, они стали почти что целью жизни. Известно, что очень многие философы признавали метанаучный способ познания как наиболее правильный. Наши научные знания ограничены рамками, в то время как возможности духа безграничны.

Сердце – та часть человека, которая позволяет ему стать единым целым с Богом. Именно поэтому смерть духовного существа страшнее смерти физической. Часто тот кризис, который переживает человек, связан именно с несоответствием его душевной организации современному миру с его технократической доминантой.

Раньше человек как физически, так и духовно был в гармонии с природой, но сейчас техника, техническая цивилизация стала преобладать над сердцем. Полученные разумом шаблонные результаты не только не приносят желаемых результатов, но и ухудшают положение еще больше. Как ум, не просветленный сердцем, так и сердце, не поддерживаемое умом, – явления уродливые. Во всем нужна гармония. Бедствие нашего времени именно и заключается в разногласиях между умом и сердцем. Мозг и сердце – это два полюса развития, это материя и дух. Один приобщает человека к материи и тянет его вниз, к животному состоянию. Другой приобщает человека к духу и ведет к вершинам совершенствования. Оба необходимы, один другого дополняет. Сердце – ступень эволюции; мозг – это прошлое, сердце – будущее. Дальнейший прогресс человека заключен в познании сердца. Самое великое значение сердца в том, что оно соединяет земное с небесным и приобщает его к миру высшему, без чего немыслимо наше существование.

Мы часто смотрим на чувства, проявляемые сердцем, как на слабость, в то время как к голосу сердца надо прислушаться. Истинное чувство всегда одержит верх над разумом. Можно представить, что было бы с человечеством, если бы мы были здоровы физически, но с больной душой, с акультурным сердцем. При малейшем очищении сердца можно увидеть водопады благодати. Культура вне сердца немыслима. Как бы человек ни превозносился своей ученостью, но если в нем нет сердечности, то он далек от культурности. Для нас сегодня очень актуально духовное, сердечное совершенствование, так как только оно может помочь строительству новой цивилизации. Тема сердца и души испокон веков интересовала философов и религиозных деятелей, но в наше время она важна втройне.

 

Журнал «Культура и время». Москва, 2008, № 3

 


Шапошникова Людмила Васильевна – заслужен­ный деятель искусств Российской Федерации, академик Российской академии естественных наук, Российской академии космонавтики им. К.Э.Циолковского, Российской экологической академии, историк, философ, писатель, индолог, лауре­ат премии Дж. Неру, генеральный директор Центра-Музея имени Н.К.Рериха (Москва), первый вице-президент Между­народного Центра Рерихов, исследователь и популя­ризатор творчества семьи Рерихов, автор книг по философии исторического процесса, а также книг, посвященных культуре Индии и российско-индийским культурным связям. Печатается выступление на конференции «Дети нового сознания» (2006 г.).

[1] Поколение Индиго // Совершенно секретно. Июль 2006. №7.

[2] Использована электронная версия:

https://www.devyatka.ru/uk/uk_deta/2005-06-01-3

[3] Там же.

[4] Там же.

[5] Использована электронная версия:

https://www.rusisa.com/news/print.asp-id-4507-lang-rus

[6] Использована электронная версия:

https://www.budhi.com.ua/news1770.html

[7] Использована электронная версия

https://www.tvc.ru/cinter/index/id/40102000030071-2004-08-20.html

[8] Кэрролл Л., Тоубер Д. Дети Индиго – 2. М., 2005. С. 81.

[9] Там же. С. 105.

[10] Там же. С. 111.

[11] Кэрролл Л., Тоубер Д. Дети Индиго. М., 2005. С. 181.

[12] Кэрролл Л., Тоубер Д. Дети Индиго – 2. М., 2005. С. 71.

[13] Там же. С. 185.

[14] Там же. С. 186.

[15] Беспредельность, 332.

[16] Беспредельность, 190.

[17] Беспредельность, 219.

[18] Беспредельность, 216.

[19] Беспредельность, 188.

[20] Письма Елены Рерих: 1939-1955. Новосибирск, 1993. С. 34

[21] Мир Огненный. Ч. I, 197

[22] Озарение, 3, II, 7

[23] Листы Сада Мории. Зов. Первое обращение.

[24] Кэрролл Л., Тоубер Д. Дети Индиго - 2. С. 136.

[25] Там же. С. 139.

[26] Там же. С. 106-107.

[27] Там же. С. 68.

[28] Там же. С. 81.

[29] Кэрролл Л., Тоубер Д. Дети Индиго. С. 61.

[30] Там же. С. 263.

[31] Там же. С. 116.

[32] Там же. С. 60.

[33] Мир Огненный. Ч. III, 372.

[34] Кэрролл Л., Тоубер Д. Дети Индиго. С. 138.

[35] Там же. С. 139-140.

[36] Там же. С. 141-142.

[37] Там же. С. 144.

[38] Там же. С. 147.

[39] Там же. С. 162-163.

[40] Кэрролл Л., Тоубер Д. Дети Индиго - 2. С. 192.

[41] Там же. С. 167.

[42] Кэрролл Л., Тоубер Д. Дети Индиго. С. 95.

[43] Сердце, 503.

[44] Кэрролл Л., Тоубер Д. Дети Индиго. С. 261.

[45] Там же. С. 60.

[46] Там же. С. 113.

[47] Там же. С. 153-154.

[48] Там же. С. 163.

[49] Там же. С. 170-171.

[50] Кэрролл Л., Тоубер Д. Дети Индиго - 2. С. 167.

[51] Там же. С. 12.

[52] Там же. С. 222.

[53] Кэрролл Л., Тоубер Д. Дети Индиго. С. 54-55.

[54] Кэрролл Л., Тоубер Д. Дети Индиго - 2. С. 76.

[55] Там же. С. 54.

[56] Кэрролл Л., Тоубер Д. Дети Индиго. С. 76.

[57] Там же. С. 99.

[58] Там же. С. 100.

[59] Там же. С. 124.

[60] Там же.

[61] Там же. С. 125.

[62] Там же. С. 79.

[63] Там же. С. 53.

[64] Там же. С. 60-61.

[65] Кэрролл Л., Тоубер Д. Дети Индиго - 2. С. 214-215.

[66] Листы Сада Мории. Зов. 24 ноября 1921.

[67] Письма Елены Рерих. В 2 т. Минск, 1992. Т. 1. С. 363.

[68] Кэрролл Л., Тоубер Д. Дети Индиго. С. 137.

[69] Газета «Совершенно секретно». №7, 2006

[70] Док. фильм «Власть Вуду». «Первый канал». 06.07.2006 г.

[71] Письма Елены Рерих. В 2 т. Т. 1. Минск, 1992. С. 291.

[72] Кэрролл Л., Тоубер Д. Дети Индиго. С. 265.

[73] Кэрролл Л., Тоубер Д. Дети Индиго - 2. С. 192-193.

Амонашвили Шалва Александрович – доктор психологических наук, профессор, академик Российской академии образования, руководитель Международного центра гуманной педагогики при Международном Центре Рерихов. Печатается выступление на конференции «Дети нового сознания» (2006 г.).

[74] Учение Живой Этики. Листы сада Мории. Кн. 1: Зов. 14.12.1922.

[75] Акимов А.Е. (1938-2007) – физик, философ, изучал модели физического вакуума, прикладные проблемы торсионных полей и технологий на новых физических принципах, состоял действительным членом Российской академии естественных наук, руководил Международным институтом теоретической и прикладной физики. Постоянно выступал с докладами на Международных Педагогических Чтениях в Москве. Выступил с докладом «Дети Света, учителя Света» на конференции «Дети нового сознания». – Ред.

Черноземова Елена Николаевна – доктор филологических наук, профессор кафедры всемирной литературы Московского педагогического государственного университета, руководитель научно-просветительского отдела Международного Центра Рерихов (Москва), автор более ста работ по драматургии английского Возрождения, творчеству Шекспира, Мильтона, Пушкина, англо-русским литературным связям.

[76] Михайлов А.В. Литература и философия языка // Логос, 1997, № 8. С. 62-63.

[77] Арьес Ф. Ребенок и семейная жизнь при старом порядке. М., 1999.

[78] Горелов Н.С. Царствие Небесное: Легенды крестоносцев ХII-ХIV веков. СПб., 2006. С. 372.

[79] Там же. С. 381.

[80] Иннокентий III.

[81] Горелов Н.С. Царствие Небесное: Легенды крестоносцев ХII-ХIV веков. СПб., 2006. С. 373.

[82] Там же.

[83] Там же. С 376.

[84] Там же. С. 381.

[85] Там же. С. 377.

[86] Там же. С. 375.

[87] Там же. С. 378.

[88] Там же.

[89] Там же. С. 374.

[90] Там же. С. 375.

[91] Там же. С. 377.

[92] Там же. С. 376.

[93] Там же. С. 378.

[94] Там же.

[95] Там же. С. 374.

[96] Там же. С. 382.

[97] Там же. С. 277-278.

[98] Там же.

[99] Асоян А.А. К семантике шекспировской метафоры the age is out of joint // Сборник статей и материалов по литературе и культуре Великобритании. № 9. Москва-Тамбов, 2001.

[100] Эфроимсон В.П. Педагогическая генетика. Родословная альтруизма. М, 2003.

[101] Одаренность. Рабочая концепция. М., 1998. С.13.

Бак Виктория Федоровна - учитель биологии, руководитель лаборатории Гуманной педагогики (г. Артемовск, Донецкая область, Украина).

[102] Шапошникова Л.В. Великое путешествие. Книга третья. Вселенная Мастера. М., 2005. С. 333.

[103] Шапошникова Л.В. Великое путешествие. Книга третья. Вселенная Мастера. М., 2005. С. 490.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.