Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вождь в идеологии чучхе

Вождю идеология чучхе уделяет особое значение: он является выразителем народных чаяний. Он должен быть сведущ во всех делах, творящихся в стране, обязан иметь всестороннее образование, дабы руководить на местах [11]. Руководитель страны должен разбираться как в военном деле, так и в сельском хозяйстве, так и в промышленности. Он должен знать, чего хотят люди, и воплощать их мечты в жизнь, «должен поклоняться народу, как небу». А люди, в свою очередь, выказывают безмерную благодарность за заботу.

Так исторически сложилось, что корейцам, как, собственно, и всем восточным народам, свойственна мифологизация жизни своего лидера. Эта самая мистификация имеет корнями вековую забитость и угнетенность корейцев, это не некий «менталитет» или ещё что-то эфемерное. Официально мифы, что логично, не подтверждаются, но, соответственно, и не опровергаются. Вокруг вождя создаётся ореол непогрешимости, сакральности, все СМИ работают на создание положительного образа.

Хочу отметить, что вождь считается непогрешимым, его мысли и действия абсолютно верны. На личности вождя зиждется общество. Полагается, что он, в силу своего воспитания и образованности, не предаст народ. Это наиболее крепкий и одновременно наиболее слабый элемент. Если вождь решит проводить рыночные реформы – народ может воспринять это безоговорочно. С другой стороны, подобное решение будет противоречить идеям предыдущих вождей, так что предугадать реакцию северокорейского общества на политику «реформ и открытости» очень сложно.

Тут мы вплотную подходим к вопросу о передаче власти от отца к сыну. Мне подобное положение дел, скажем так, не по душе, но, всё же, следует понять логику действий. В действительности, никакого наследования власти в стране нет: глава государства избирается Верховным Народным Собранием, включающим 687 депутатов. Ровно как Ким Ир Сен готовил Ким Чен Ира, так и последний готовил к руководству партией и страной Ким Чен Ына. Предполагается, что воспитывающийся с детства в духе чучхе вождь пройдёт закалку сначала в низовых звеньях, переходя всё выше и выше по «служебной лестнице», и когда действующий лидер партии и правительства примет решение о готовности преемника принять на себя ответственность за страну, тогда проводятся выборы. Выставляются на суд Верховного Народного Собрания кандидатуры. Решение их обусловлено подготовкой преемника и безмерным уважением к своему вождю. Теоретически, может быть избран кто угодно, но шансы у рекомендованного действующим лидером значительно выше.

Не стоит забывать, что никакой глава государства не принимает решения в одиночку; зачастую он является лицом страны. В КНДР решения принимает партия, а именно, Центральный Комитет.

Однако ситуация несколько изменилась в конце июня 2016 года [12], когда на сессии Верховного Народного Собрания КНДР объявили о создании Государственного Совета, и об упразднении бывшего высшего органа власти – Государственного Комитета Обороны. Председатель Госсовета отныне имеет ограничение на пребывание на своём посту – 5 лет, затем следует переизбрание, количество которых не ограничено, или же избрание другого человека на столь высокий пост, что закреплено изменениями в Конституции страны.

Что могут означать такие изменения? В первую очередь, что теперь страна переходит постепенно к периоду нормального развития, о чём свидетельствует и проведённый в мае 7 съезд ТПК, но о нём чуть позже. После успешного создания ядерного арсенала, страна постепенно отходит от положения осаждённой военной крепости. Нынешняя политика Ким Чен Ына направлена, как мне видится, на постепенный отход от доминирования военных, которые получили дополнительные полномочия на время «Трудного похода». Безусловно, и в 1990-е, и сегодня руководит страной Трудовая Партия, а не генералитет. Следует чётко понимать, что институт армии командует винтовкой, и этот институт должен быть подчинен партии, а не стоять над ней, или наравне с ней: «партия командует винтовкой», и никак иначе. ГКО же стоял над действующей иерархией власти и являлся, по факту, верховным органом власти. Текущая ситуация не требует чрезвычайных органов управления, в связи с чем и создан Государственный Совет.

Подводя итоги поднятым вопросам, скажу следующее: читая работы лидеров КНДР, нельзя сказать, что эти люди не разбираются в марксизме, не понимают диалектического материализма. Напротив, во многих вопросах видно применение диамата. Чучхе – это, грубо говоря, марксизм, переведённый на корейский язык и деформированный местной спецификой. К сожалению, деформация не в лучшую сторону: националистические нотки, возвеличивание корейской нации, придание чрезвычайно большого значения, буквально обожествление, вождю, то есть привнесение субъективного идеализма – вот те искажения, от которых никому лучше не стало. Ким Чен Ир во многих работах, например, в сочинении «К некоторым вопросам, возникающим при изучении идей чучхе», упоминает: философия чучхе исходит из диалектического материализма. В таком случае, субъективный идеализм, выраженный в вождизме, тем более выглядит сомнительно. Товарищ Ким Ир Сен говорит, что история человечества есть история борьбы народных масс – к которым он относит пролетариат, крестьянство и рабочую интеллигенцию – за свою самостоятельность, то есть практически под копирку берёт теорию классовой борьбы Маркса, после чего следуют слова об устаревании марксизма. Он берёт теории и концепции Маркса, даёт им свои названия, то есть переводит на корейский язык, использует придуманные им самим термины. Если корейские крестьяне в середине XX века в большинстве своём были необразованные, и в такой ситуации упрощение научного социализма до чучхе вполне обоснованно (хотя, утверждение тоже спорно), то сейчас неграмотность ликвидирована: все люди имеют доступ к образовательным учреждениям, и тем важнее на текущем этапе переходить от «топорной» пропаганды к научному обоснованию всех положений идеологии. По факту, если убрать сложности перевода, национальную подоплёку и роль вождя, то результатом станет марксизм. Следовательно, корейцам необходимо последовательно проводить курс на научную, а не эмоциональную, моральную и какую бы то ни было подобную критику капитализма, требуется делать упор на научное обоснование социализма с последующим переходом к марксизму.

Критика марксизма - одна из наиболее сомнительных составляющих чучхе. Почему-то эта критика сводится к наиболее пошлым выводам: «марксизм учитывает только экономику». Я полагаю, подобные оценки даны преднамеренно, дабы ещё раз подчеркнуть самобытность корейской нации, важность идей Ким Ир Сена и Ким Чен Ира.

Религиозные вопросы

Ситуация в плане религии, которая сложилась в Корейской Народно-Демократической Республике, достаточно неплоха для государства, провозглашающего социалистический путь развития: Трудовая Партия Кореи придерживается атеистического мировоззрения, что подтверждается идеями чучхе – опорой на собственные, а не потусторонние силы. В стране действует свобода совести, прописанная в конституции. Есть пара буддистских монастырей, но монахи там отрешены от мира. При желании человек может уйти в монастырь, верить в своего бога и работать там. Количество храмов сведено к минимуму, практически все действующие духовные учреждения – скорее аттракцион для туристов. Суеверия в Северной Корее изведены – по крайней мере, такова официальная позиция Пхеньяна.

Руководство КНДР положительно относится к различным пасторам, которые выступают за мир на Корейском полуострове, за мирное объединение Кореи. Само собой, если какой-то пастор явится в страну с антикоммунистической пропагандой, и будет на этом пойман - его отправят в места не столь отдалённые [13].

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | 




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.