Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вопрос № 0. История развития анатомии.






Анатомия – морфологическая дисциплина, не является идеологической наукой.

Анатомия – это наука, изучающая строение человеческого организма и устанавливающая взаимосвязь между различными системами органов и выполняемыми ими функциями.

Рассечение трупов – первый метод анатомии.

Методы анатомии:

Изучение трупов путем вскрытия, рассечения, препарирования;

Изучение живого человека.

Методы:

Традиционные (внешний осмотр, антропометрия, постукивание)

Современные (рентген, эндоскопия, ультразвук)

История:

Слово врач в переводе означает «знающий воду, масла». IV-II век до н э Китай, Древняя Индия, Древний Вавилон, Древняя Палестина. Врачевание предполагало изучение основ строения тела человека. В Древнем Египте бальзамирование трупов - разрезы тела, извлечение внутренних органов, мозга, тело умершего пропитывали солевыми растворами и смолистыми составами. Анатомические сведения этого периода были во многом неверны.

Древняя Греция, Древний Рим.

Древняя Греция – зарождение анатомии как науки.

Имена (Древняя Греция):

А. Кротонский - 1ый анатом, вскрывал животных.

Гиппократ – «отец» медицины., строение сердца, некоторые кости. ОШИБКА: он считал, что вдыхаемый воздух случит для охлаждения сердца.

Аристотель – описывал кости, принцип «всякое живое от живого»

Герофил – первым начал вскрывать трупы человека (более 600), впервые обобщил данные о строении тела человека в своей работе, его считают создателем анатомии как науки. Он описал внешнее строение головного мозга, его оболочки, желудочки мозга, отличал артерии и вены, описал предстательную железу, 12типерстную кишку.

Имена (Древний Рим):

Клавдий Гален – врач в школе гладиаторов, сделал классификацию костей, описал глаз животного, отделы мозга, системы органов, описал блуждающий и лицевой нервы. Изучал строение оболочек мозга и вены мозга. Его именем названа одна из вен мозга. Было много ошибок, так как в Древнем Риме нельзя было анатомировать труп. Гален сделал много ошибок, так вскрывал не трупы человека, а животных.

 

Средневековье.

Инквизиция!!! Не сделано никаких открытий. Уделялось много внимания комментариям трудов Гиппократа и Галена. Вскрытие трупов было ЗАПРЕЩЕНО! Влияла церковь.

Развивается медицина на Востоке. Авиценна – таджикский ученый, философ, врач. «Канон врачебной науки».

Эпоха Возрождения.

Возникает интерес к вскрытию – анатомический театр.

Леонардо да Винчи – художник, ученый. Рисунки с пояснительными записками. Распилы костей, пропорции тела человека, работа мышц с точки зрения механики. Изгибы позвоночного столба, классификация мышц, описал впервые щитовидную железу. НО его труды стали известны лишь спустя 300 лет (инквизиция! Они были спрятаны).

Андрей Везалий – исправил ошибки Галена (в грудине НЕ 7 частей, а 3; в сердце НЕТ костей). Он вскрывал и препарировал трупы людей, делал зарисовки костей, мышц, внутренних органов, сосудов и нервов, кровеносная система мозга. Труд – «О строении тела человека» и атлас «Анатомические таблицы». ЕГО УЧЕНИКИ: Фаллопий – кости черепа, женская половая система, маточные трубы. Евстахий – впервые обнаружил и описал слуховую трубу, заслонку нижней полой вены, изучил строение зубов, строение почек.

Варолей – отделы головного мозга, Варолиевый мост.

Гарвей – теория кровообращения.

Мальпиги – капиллярное кровообращения.

Середина XVII век – центр анатомических исследований Голландия. Ф. Рюйш – основан анатомический музей, он считается «восьмым чудом света».

Петр I – купил коллекцию Рюйша, которая храниться в Кунсткамере и в Военно-медицинской академии.

С XVII века – начало развития микроанатомии.

1675 год – Антони ванн Левенгук – поперечно - полосатые мышцы под микроскопом.

Граф – описал яичник.

Анатомия в России.

До XVII века нет никаких сведений, медицина и анатомия не развиваются.

При Петре I возникает интерес к медицине. Он узаконил рассечение трупов, начало образования Кунсткамеры. Он пытался привить анатомию народу. Перевод на русский язык трудов Везалия. Открытие первых госпитальных школ.

М. И. Шеин – первый анатомический атлас «Силабус, или Указатель всех частей человеческого тела». Перевел на русский с латыни учебник «Сокращенная анатомия…» Л. Гейстера. Это был первый учебник, переведенный на русский язык.

Шумлянский – правильно описал внутренне строение почек.

Протасов – изучение сердца и сосудов, ученик Ломоносова.

Буяльский – совершенствовал методы препарирования, бальзамирования.

Пирогов – гениальный русский военный хирург, анатом и педагог, создатель топографической анатомии и оперативной хирургии. Использовал метод распилов замороженных трупов и метод скульптурной анатомии, при котором соответствующий орган высекался из замороженного объекта.

Бэц – строение коры головного мозга, пирамидные гигантские клетки Бэца.

 

По Куприянову историю анатомии можно разделить на 2 периода:

  1. Период древней анатомии, или предыстория научной анатомии, происходит накопление эмпирических знаний.
  2. Период научной анатомии, начиная с XVI века, со времен Везалия и до наших дней.

 

 

Общий план строения и функции скелета.

Скелет - биологическая система, которая представляет собой комплекс костей. В состав скелета входит более 200 костей, из них 33—34 непарные. Скелет условно подразделяют на две части: осевой и добавочный. К осевомускелету относится позвоночный столб (26 костей), череп (29 костей), грудная клетка (25 костей); к добавочному— кости верхних (64) и нижних (62) конечностей. Масса «живого» скелета у новорожденных около 11% массы тела, у детей разного возраста — от 9 до 18%. У взрослых людей отношение массы скелета к массе тела до пожилого, старческого возраста сохраняется на уровне до 20%, затем несколько уменьшается.

Функции:

Механическая функция включает в себя:
1. опорную функцию — кости вместе с их соединениями составляют опору тела, к которой прикрепляются мягкие ткани и органы;
2. функцию передвижения (хотя и косвенно, так как скелет служит для прикрепления скелетных мышц);
3. рессорную функцию — за счет суставных хрящей и других конструкций скелета (свод стопы, изгибы позвоночника), смягчающих толчки и сотрясения;
4. защитную функцию — формирование костных образований для защиты важных органов: головного и спинного мозга; сердца, легких. В полости таза располагаются половые органы. В самих костях находится красный костный мозг.
Под биологической функцией понимают:
5. кроветворную функцию — красный костный мозг, находящийся в костях, является источником клеток крови;
6. запасающую функцию — кости служат депо для многих неорганических соединений: фосфора, кальция, железа, магния и поэтому участвуют в поддержании постоянного минерального состава внутренней среды организма.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.