Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Необходимые условия для организации самостоятельной изобразительной деятельности.

Организация самостоятельной изобразительной деятельности дошкольников вне занятий

Григорьева Г.Г., Косминская В.В., Комарова Т.С. и др.

Проблема формирования самостоятельности у детей широко рассматривается в современных педагогических трудах. Ей посвящено много исследований, ее изучают в самых различных аспектах.

Содержание самостоятельной изобразительной деятельности

Художественное воспитание детей происходит не только на заня­тиях, но и в повседневной жизни, в часы самостоятельной изобра­зительной деятельности, возникающей по инициативе детей. Полу­ченный на занятиях художественный опыт, усвоенные знания, уме­ния, навыки дети переносят в новые необычные условия

Источник самостоятельности — впечатления от восприятия окружающей действительности. Свидетельство тому — рисунки, лепка, аппликации по замыслу, в которых дети выражают свои представления, интересы, стремления, проявляют различные чувства.

Искусство также источник самостоятельной изобразительной деятельности. Различные виды его (живопись, музыка, литература и т. д.) обогащают детей впечатлениями. Просмотр театральных спектаклей, кинофильмов, цирковых представлений, телевизионных передач способствует созданию выразительных образов. Вне занятий дети любят рассматривать иллюстрации, открытки, репродукции, альбомы, что, несомненно, развивает художественное восприятие, разыгрывают различные дидактические игры («Что бывает такого цвета?», «Напечатай и раскрась», «Подбери по цвету и по форме»).

Желание поупражняться в способах действий, полученных на занятиях, возникает у детей и вне занятий: они рисуют, скажем, коврики для кукольных комнат, рисуют то, что особенно близко.

В самостоятельное пользование в свободное время следует пре­доставить детям разнообразные альбомы для раскрашивания; рабо­тая с ними, дети решают разные изобразительные задачи.

Самостоятельную художественную деятельность детей воспита­тель может организовать как в помещении, так и на воздухе: рисование мелом на асфальте, выкладывание мозаики из керамической плитки, лепка из глины, рисование с натуры, созда­ние скульптур из снега, украшенных цветными льдинками.

Задача воспитателя — наблюдать за самостоятельной деятель­ностью детей, отмечать особенности проявлений.

В самостоятельной изобразительной деятельности дети дей­ствуют индивидуально, объединяются по трое-четверо или боль­шими группами.

Необходимые условия для организации самостоятельной изобразительной деятельности.

Самостоятельная художественная деятельность возникает по инициативе самого ребенка.

Объективные условия следующие:

а) источники различной художественной информации, обогащающие переживания детей: телевидение, радио (широко используемые в семейных условиях), занятия, развлечения, праздники в детском саду, многочисленные жизненные ситуации, окружающие ребенка;

б) условия материальной среды, позволяющие детям развернуть свою деятельность и придать ей тот или иной характер, выбрать какой-либо вид художественной практики;

в) характер и тактика руководства педагога, его косвенные действия, его соучастие, проявляющееся в выражении своего отношения к самостоятельности детей, в поощрительных замечаниях, создающих благоприятную атмосферу.

К субъективным условиям относятся:

а) художественные интересы детей, их избирательность, устойчивость;

б) побуждения детей, вызывающие их самостоятельную деятельность на основе стремления выразить вои художественные впечатления, применить имеющийся художественный опыт или усовершенствовать его, включиться во взаимоотношения с детьми.

Взрослый выступает как руководитель, использующий субъективные интересы ребенка. Эта деятельность взрослого отличается творческим, активным, но косвенным характером.

У детей младшего возраста можно отметить лишь отдельные попытки самостоятельных действий в изобразительной деятельности, то четырехлетние могут действовать по собственной инициативе. Становление этой деятельности, впрочем, происходит в том случае, если у ребенка накопился уже запас жизненных впечатлений и практически опыт рисования, лепки.

Самостоятельной деятельности детей во многом способствует создание среды: оборудование места работы, приобретение пособий, материалов, удобное их размещение.

Использование более широкого ассортимента материалов обогащает изобразительную деятельность детей. Место деятельности, если оно удобно для ребенка, способствует развертыванию работы. Материалы и оборудование воспитатель время от времени меняет, дополняет, пересматривает.

Свое воздействие оказывает на детей выставки, которые воспитатель организует в групповой комнате или в зале.

Воспита­тель не осуществляет прямого обучения, а использует главным об­разом приемы косвенного руководства, которые во многом опреде­ляются содержанием самостоятельной изобразительной деятельности ребенка. Но для того чтобы ребенок смог самостоятельно передавать впечатления об окружающем, он должен свободно владеть изо­бразительно-выразительными средствами.

Педагог помогает детям планировать работу, избегать торопливости, дово­дить замысел до конца; он выступает в роли заинтересованного советчика: не диктует ребенку, как и что делать, а живо обсуждает с ним ход работы, помогает добиваться нового качественного уров­ня изображения.

Чтобы рисунок, лепка, аппликация, возникшие по инициативе детей, нашли свое конкретное применение, воспитатель может разыграть игру в настольный театр.

В самостоятельной изобразительной деятельности инициатива исходит от детей. Если в средней группе воспитатель советует, организует, помогает, то в старшей группе он предоставляет детям большую самостоятельность.

Ребята с любопытством наблюдают процесс творчества товарища, стремятся помочь ему советом. Иногда в процесс рисования, лепки вклю­чаются еще 2—3 детей, возникает творческое содружество.

Коллективное творчество обогащает детей.

В процессе непосредственного общения с детьми педагог выби­рает главным образом позицию сотрудничества. Выбор позиции подчиняется цели руководства самостоятельной деятельностью. Цель: развитие личности ребенка и в первую очередь развитие ини­циативы, творческой сущности личности. Поэтому в руководстве деятельностью надо идти от интересов ребенка, его инициативы.

Наблюдая за деятельностью, возникающей по инициативе до­школьников, педагог очень осторожно может «подключиться» к детским замыслам: сначала в роли благодарного зрителя, умею­щего удивляться, радоваться, сопереживать. На фоне такого эмо­ционального соучастия, обыгрывания образа, его эстетического восприятия возможны вопросы, побуждающие ребенка к разви­тию замысла, поиску способов действия; советы, если ребенок нуждается в них.

Сомневаясь в своих решениях, советуясь с детьми, демонстрируя радость, удовлетворение от их соучастия, подхватывая и разви­вая их идеи, воспитатель постепенно раскрывает им сущность такой деятельности.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | Постановка очистительной клизмы




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.