Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Забелин Иван Егорович Забелин И. Е.: биографическая справка

 
   

 

Забелин Иван Егорович - замечательный русский историк-археолог. Родился в 1820 г. в Твери, в бедной семье. Окончив курс в преображенском училище в Москве, не мог продолжать образования по недостатку средств и в 1837 г. поступил на службу в оружейную палату, канцелярским служителем второго разряда. Знакомство со Строевым и Снегиревым возбудило в нем интерес к изучению русской старины. По архивным документам он написал свою первую статью о путешествиях русских царей на богомолье в Троице-Сергиевскую лавру, напечатал в извлечении в " Московских Губернских Ведомостях" 1842 г., No 17. Статья эта, переделанная и дополненная, появилась в 1847 г. в " Чтениях Московского Общества Истории и Древности". Прочитанный Грановским на дому курс истории расширил исторический кругозор Забелина. В 1848 г. он получил место помощника архивариуса в дворцовой конторе, а в 1856 г. занял место архивариуса. В 1859 г. он перешел в Императорскую археологическую комиссию младшим членом, и ему были поручены раскопки скифских курганов в Екатеринославской губернии и на Таманском полуострове, близ Керчи, давшие множество драгоценных находок. Результаты раскопок описаны Забелиным в " Древностях Геродотовой Скифии" (1866 и 1873) и в отчетах археологической комиссии. В 1876 г. Забелин оставил службу в комиссии. В 1871 г. Забелин получил степень почетного доктора русской истории от университета святого Владимира. В 1879 г. избран председателем Общества Истории и Древности и затем товарищем председателя исторического музея. В 1884 г. Забелин член-корреспондент, а в 1892 г. - почетный член Академии Наук. На торжественном праздновании 50-летнего юбилея, в 1892 г., и в 1907 г. (70-летний юбилей) Забелин был приветствован всем русским ученым миром. Забелин скончался 31 декабря 1908 г. Исследования Забелина касаются, главным образом, древнейшей киевской эпохи и московского периода русской истории. В области истории внешнего быта и археологии древнейших времен труды его занимают видное место Забелин рассматривает также основные начала русской жизни. Характеристические черты его - вера в самобытные творческие силы русского народа и любовь к низшему классу, " крепкому и здоровому нравственно народу - сироте, народу - кормильцу". В связи с этим Забелин стремится выдвинуть при изучении исторического процесса народную " общую правду". Глубокое знакомство со стариной и любовь к ней отражаются в языке Забелина, выразительном и оригинальном, необыкновенно красочном и богатом, с архаическим, народным оттенком. При всем своем идеализме, Забелин не скрывает и отрицательных сторон древней русской истории, например, принижения личности в роде и домостроевской семье. Разбирая идейные основы русской культуры, он отмечает важное значение экономических отношений в истории политики и культуры. Первые капитальные сочинения Забелина: " Домашний быт русских царей в XVI - XVII веках" (1862) и " Домашний быт русских цариц в XVI - XVII веках" (1869, новое издание, 1872, 1895 и 1901), которые должны были составить часть труда о быте русского народа (остался незаконченным). Им предшествовал ряд статей по отдельным вопросам того же рода, печатался в " Московских Ведомостях" 1846 г. и в " Отечественных Записках" 1851 - 58 гг. Рядом с обстоятельнейшим исследованием обряда жизни царя и царицы, мы находим здесь исследования о значении Москвы как вотчинного города, о роли государева дворца, о положении женщины в древней России (глава об этом вопросе издана отдельно в " Дешевой библиотеке" Суворина), о влиянии византийской культуры, о родовой общине. Важное значение имеет развитая Забелиным теория вотчинного происхождения Московского государства. Продолжением I главы " Домашнего быта русских царей" является замечательная статья " Большой боярин в своем вотчинном хозяйстве" (" Вестник Европы", 1871, No 1 и 2). Вышедшие в 1876 и 1879 гг. два тома " Истории русской жизни с древних времен" (2-е исправленное издание, т. I, М., 1908; т. II, М., 1912, под редакцией А.В. Орешникова) представляют начало обширного труда по истории русской культуры. Забелин хотел выяснить все самобытные основы, " корни и истоки" русской жизни и заимствования ее от финнов, норманов, татар и немцев, и выявить, изобразить наиболее тонкие и интимные, а также наиболее повседневные стороны и черты быта и жизни русского народа. Во имя самобытности славян Забелин вооружается против норманской теории. Он отступает здесь от прежнего своего взгляда на род как на стихийную силу, пригнетавшую и уничтожавшую личность. Ослабляя значение родоначальника, он говорит, что " отец - домодержец, выходя из дому и становясь в ряды других домохозяев, становился рядовым братом; братский род представлял такую общину, где первым и естественным законом жизни было братское равенство". Сочинение оканчивается водворением христианства (эпоха Владимира и Ярослава). В книге " Минин и Пожарский, прямые и кривые в Смутное время" (М., 1883; 4-е изд., М., 1901), составившейся из полемических статей против Костомарова, Забелин разбирает причины, смуты и отношения классов в древнерусском обществе. В Минине и Пожарском он видит национальных героев, " святые образы всенародного движения". Из ряда статей 50-х и 60-х годов, собранных в 2 томах " Опытов изучения русских древностей" (1872 - 1873), особенно выдаются: " История и древности Москвы", " Царь Алексей Михайлович", " Русская личность и русское общество накануне петровской реформы", " Размышления о современных задачах русской истории и древностей". Интересны также позднейшие статьи: " Взгляд на развитие московского единодержавия" (" Исторический Вестник", 1881, No 5; попытка объяснить, при помощи экономических и психологических факторов, усиление московских князей) и " Черты самобытности в древнерусском зодчестве" (" Древняя и Новая Россия", 1878, No 3 и 4). Кроме того, Забелиным изданы: " Историческое описание московского Донского монастыря" (М., 1865 и 1893), " Кунцево и древний Сетунский стан" (М., 1873, с поразительным очерком истории чувства природы в древнерусском обществе), " Преображенское или Преображенск" (М., 1883), " Материалы для истории, археологии и статистики города Москвы" (М., 1891 - 1894). Задумав обширную " Историю города Москвы", Забелин успел дать лишь один ее первый том (М., 1902; 2-е изд. и альбом М., 1905). В 86-томном " Энциклопедическом Словаре" Брокгауз-Ефрона (т. XIX, стр. 927 - 936) напечатана статья Забелина об истории Москвы. - См. Коялович " История русского самосознания" и многочисленные журнальные статьи, в том числе А.Н. Цыпина (" Вестник Европы", 1876, No 8); К.Н. Бестужева-Рюмина (" Древняя и Новая Россия", No 8); Первольфа (" Журнал Министерства Народного Просвещения", 1877, No 7); М.В. Клочкова (" Исторический Вестник", 1909, No 2); Василия Сахновского (" Русская Мысль", 1912, No 5); Н.Н. Ардашева (" Древности", т. XXII, 62), речь Д.Н. Анучина " И.Е. Забелин как археолог" (ib. и отдельно, М., 1909) и " Два юбилея учено-литературной деятельности" (L, LXX, М., 1910). Список трудов Забелина в приложении в " Юбилейный Отчет Императорского Российского Исторического Музея" (М., 1912). Н. Павлов-Сильванский (А. Ел-ч).

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Системы канализационных сетей. Материал канализационных труб и конструкции колодцев | причин вести дневник питания и тренировок




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.