Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






II. Фантастическое и достоверно-реальное в сказке. Причудливый сюжет






Краткий пересказ
Вызывая учеников к доске, предупредим их, что пересказ нужен именно краткий. Будем следить, чтобы дети не сбивались на живописание деталей. Одному человеку трудно пересказать такой большой отрывок, поэтому начинает один ученик, продолжают другие. Это поможет детям сохранять внимание и следить за ответами товарищей.
Учитель, формулируя вопросы, может воспользоваться заданиями 2—4 учебника (с. 151—152).
— Когда перед нами стоит задача сделать краткий пересказ, это значит, что мы должны выделить и пересказать сюжет произведения. Как вы понимаете, что такое сюжет?
Слушая ответы детей, будем учитывать, что в современном русском языке это существительное имеет не только традиционное для литературоведения значение. Оно часто встречается в речи дикторов телевидения, ведущих, например, программы новостей: «Теперь посмотрим сюжет, связанный с этой темой». В таком случае имеется в виду отснятый видеоматериал, сопровождаемый аналитическим текстом.
Литературоведческое определение запишем, оно дано в учебнике, в «Кратком словаре литературоведческих терминов»:
Сюжет — ряд событий, описанных в художественном произведении, положенных в его основу.
— Трудно было вам подготовить краткий пересказ или легко? Почему?
Дети скажут, что трудно, но редко кто из них понимает причины этого. Можно нарисовать им простой рисунок: линия (назовем ее сюжетной линией), которая идет «елочкой», т. е. имеет множество ответвлений. Пройдя по одному такому ответвлению, мы вновь возвращаемся к основному направлению.
Вот, например, мы читаем о том, что учитель и учительша ждали важного гостя и потому кухарке Трине был дан приказ зарезать черную курицу. Этот факт имеет отношение к развитию сюжета. А вот рассказ о том, какие яства были приготовлены к приезду директора и как была украшена прическа учительши, к развитию действия отношения не имеет, это ответвление, которое при кратком пересказе мы опускаем.
— Приведите еще примеры таких ответвлений.
Можно вспомнить описание забора из барочных досок с круглыми дырочками, в которые подолгу смотрел Алеша.
— Зачем же нужны такие ответвления? Для чего автор вставляет подобные описания в сказку?
Благодаря этим описаниям мы хорошо представляем себе обстановку, в которой жил мальчик, и словно бы переживаем те чувства, которые были в его душе.
— Если бы вам предложили представить сюжет этой сказки в виде узора, каким был бы этот узор?
Учитель может заранее приготовить или нарисовать на доске два узора: геометрический орнамент и причудливый узор восточного типа. Такая визуализация для детей очень важна, поэтому постараемся проявить свой художественный талант. Дети скажут, конечно, что причудливый узор больше соответствует характеру сюжета. Возможно, они перерисуют себе в тетради фрагмент второго узора и сделают подпись: причудливый сюжет.
На уже прочитанном фрагменте удобно отследить, как в этой сказке сочетаются фантастические и достоверно-реальные элементы. Это можно сделать с помощью вопросов уже в ходе краткого пересказа или задать вопросы отдельно.
— Как вы докажете, что перед нами сказка, а не просто повесть из жизни мальчика XVIII века?
— Какие события и явления можно назвать в этом повествовании сказочными, фантастическими?
— Какие особенности сказки заставляют нас иногда верить, что перед нами не сказка, а реальная история?
— Какие факты, описания показывают нам действительную, реальную жизнь того времени, достоверно рисуют перед нами события и обычаи той эпохи?
— Могла ли такая сказка быть народной?

Сделаем вывод: сочетание реального и фантастического — одна из особенностей литературной сказки.
Учебник предлагает для обсуждения вопрос, который поможет четко прочертить грань между народной и литературной сказками (вопрос 6, с. 152):
— Похож ли Алеша на героев народных волшебных сказок? Положительный он герой или отрицательный? Бывают ли такие герои в народных сказках?
Дети заметят, что герой народной сказки однозначен: он или хороший, или плохой; или герой, или злодей. В народной сказке никогда не описывается характер: перед нами четко обозначенный тип. В сказке Антония Погорельского описано изменение нрава, т. е. характера, главного героя. Мы следим за причинами, за динамикой этих изменений, и это заставляет нас лучше понимать свои собственные поступки и более ответственно относиться к своей жизни.
Есть еще один важный вопрос, на который могут обратить внимание сами пятиклассники: это сущность и форма обучения детей двести лет назад.
Дети могут удивиться тому, какие уроки (домашние задания) задавали пансионерам: выучить наизусть целые страницы текста. В те времена от ученика часто требовалось только одно: выучить назубок и дословно повторить за учителем или книгой заданные тексты. Такой тип обучения называется репродуктивным, воспроизводящим. Традиция эта берет начало в церковных (а именно христианских) учебных заведениях в Средние века, когда главной книгой, которую изучали, была Библия. Считалось, что это абсолютная истина, что все самое важное уже сказано в ней и задача человека состоит в том, чтобы выучить наизусть как можно больше библейских текстов, не привнося ничего нового, ничего личного, никаких фантазий от себя.
Несмотря на то что наука постепенно развивалась, принцип обучения оставался тем же. Детей часто не учили анализировать, понимать смысл читаемого, учили лишь повторять уже сказанное церковными или научными авторитетами. Инерция такого стиля в педагогике оказалась исключительно велика.
В течение последних двух столетий педагогический стиль постепенно меняется, так как меняются задачи обучения. Сейчас ценятся не те люди, которые умеют слепо повторять сказанное кем-то, а те, кто способен совершать свои открытия, кто готов к творческому поиску. Повторять и сейчас часто бывает необходимо, чтобы накапливать знания, расширять объем памяти. Но этого мало: надо уметь выделять главное — для этого мы учимся составлять планы, писать конспекты и пересказывать текст. Надо уметь анализировать — для этого мы пытаемся понять причины и делать выводы. Надо уметь сопоставлять разные явления — для этого мы учимся сравнивать.
— Если бы мы получили волшебное семечко сейчас, помогло бы оно нам написать сочинение, выиграть олимпиаду по математике или, скажем, по географии либо придумать собственную компьютерную программу?
Семечко помогало воспроизводить, повторять, от Алеши не требовалось творчества. Написать сочинение, решить нестандартную задачу или создать свою программу без творческих усилий невозможно. Творить можно лишь опираясь на собственную внутреннюю силу и знания.

III. Нравоучительное содержание сказки

Выразительное чтение
Следующий отрывок сказки до слов: «Увы! бедный Алеша не знал, что для исправления самого себя необходимо начать тем, чтоб откинуть самолюбие и излишнюю самонадеянность» (с. 140—147) — ярко и динамично читает учитель. Чтение этого отрывка занимает около 10 минут.
— Как изменялся характер, по-старинному говоря, нрав Алеши после того, как он получил волшебный подарок?
Если время позволяет, попросим детей найти абзацы, в которых рассказывается об изменениях Алешиного нрава.
1) «Учитель очень его хвалил; однако Алеша не принимал его хвалу с тем удовольствием, которое прежде чувствовал он в подобных случаях. Внутренний голос его говорил, что он не заслуживает этой похвалы, потому что урок этот не стоил ему никакого труда» (с. 140).
2) «Сначала он очень о том [об отсутствии Чернушки] горевал, но потом успокоился мыслию, что она, вероятно, занята важными делами по своему званию. Впоследствии же похвалы, которыми все его осыпали, так его заняли, что он довольно редко о ней вспоминал» (с. 141).
3) «Алеша, как сказал я уже выше, сначала стыдился похвал, чувствуя, что вовсе их не заслуживает, но мало-помалу он стал к ним привыкать, и наконец самолюбие его дошло до того, что он принимал, не краснея, похвалы, которыми его осыпали. Он много стал о себе думать, важничал перед другими мальчиками и вообразил себе, что он гораздо лучше и умнее всех их. Нрав Алешин от этого совсем испортился, из доброго, милого, скромного мальчика он сделался гордым и непослушным» (с. 141).
4) «Притом Алеша сделался страшным шалуном. Не имея нужды твердить уроки, которые ему задавали, он в то время, когда другие дети готовились к классам, занимался шалостями, и эта праздность еще более портила его нрав» (с. 142).
— Есть художественные произведения, авторы которых просто развлекают читателей. Есть произведения, авторы которых учат. Как вы думаете, к какому виду принадлежит эта сказка?
— Чему учит пример превращения Алеши?
— Автор в этой сказке учит нас на примере Алеши, но не только. Есть несколько абзацев, в которых мы видим прямые наставления. Найдите эти абзацы.
1) «Совесть часто его в том упрекала, и внутренний голос ему говорил: „Алеша, не гордись! Не приписывай самому себе того, что не тебе принадлежит; благодари судьбу за то, что она тебе доставила выгоды против других детей, но не думай, что ты лучше их. Если ты не исправишься, то никто тебя любить не будет, и тогда ты, при всей своей учености, будешь самое несчастное дитя! “» (с. 142).
2) «— Не полагай, — отвечала Чернушка, — что так легко исправиться от пороков, когда они уже взяли над нами верх. Пороки обыкновенно входят в дверь, а выходят в щелочку, и потому если хочешь исправиться, то должен беспрестанно и строго смотреть за собою» (с. 146—147).
3) «...Для исправления самого себя необходимо начать тем, чтоб откинуть самолюбие и излишнюю самонадеянность» (с. 147).

Домашнее задание
Подготовить выразительное чтение конца сказки (с. 147—151).
Приготовиться объяснить свое понимание выделенных наставлений.

 

 

В. М. Гаршин: страницы биографии. «Attalea princeps»

Цель: познакомить учащихся с творчеством В.М. Гаршина, ввести их в художественный мир писателя, помочь учащимся понять нравственные проблемы сказки, формировать у детей нравственные ориентиры

Ход урока

I. Проверка домашнего задания
Дети читают выразительно окончание сказки Антония Погорельского «Черная курица...» до конца (с. 147—151). Класс коллективно оценивает чтение учеников. (Работа должна проводиться динамично, чтобы осталось достаточно времени на чтение вслух учителем сказки В. М. Гаршина «Attalea princeps», которая непременно должна прозвучать на уроке полностью.)
Обязательно спросим детей, как они понимают выделенные на предыдущем уроке наставления. Предложим им пояснить мысль автора своими словами. Особенное внимание обратим на третий отрывок.
— Что такое самолюбие и самонадеянность? Чем самонадеянность отличается от уверенности в себе?
Вот как определяет эти понятия С. И. Ожегов:
Самолюбие — чувство собственного достоинства, соединенное с ревнивым отношением к мнению о себе окружающих.
Самонадеянность — чрезмерная уверенность в себе самом.
— Почему для исправления своего характера, нрава надо откинуть в сторону эти качества?
— Можно ли завершить эту сказку словами А. С. Пушкина: «Сказка — ложь, да в ней намек! //Добрым молодцам урок»? Почему?

II. В. М. Гаршин: страницы биографии. «Attalea princeps»
— Сейчас я прочитаю вам отрывок из сказки, а вы попробуйте вспомнить, что это за сказка.
«Утки летели над сжатыми полями, над пожелтевшими лесами и деревнями, полными хлеба в скирдах, оттуда доносился людской говор и стук цепов, которыми молотили рожь. Люди смотрели на стаю уток и, замечая в ней что-то странное, показывали на нее руками. И лягушке ужасно захотелось лететь поближе к земле, показать себя и послушать, что об ней говорят. На следующем отдыхе она сказала:
— Нельзя ли нам лететь не так высоко? У меня от высоты кружится голова, и я боюсь свалиться, если мне вдруг сделается дурно.
И добрые утки обещали ей лететь пониже. На следующий день они летели так низко, что слышали голоса:
— Смотрите, смотрите! — кричали дети в одной деревне: — утки лягушку несут!»
Скорее всего, дети вспомнят, что это сказка «Лягушка-путешественница». Ее автор — Всеволод Михайлович Гаршин.
— Когда вы впервые познакомились с этой сказкой? Помните ли вы, чем она кончилась?
— Нравится ли вам сама лягушка? Почему? Чему учит эта сказка?
— Сегодня мы с вами познакомимся еще с одной сказкой Гаршина. Но сначала постараемся узнать немного о самом писателе. (Открываем учебник на с. 153.)
Один из учеников вслух читает страничку, посвященную биографии писателя, кроме последнего абзаца (!).
Сказку «Attalea princeps» читает вслух учитель. Чтение сказки полностью, «с чувством, с толком, с расстановкой» занимает около 18 минут. Прочитанная выразительно, с глубоким чувством, сказка оставляет неизгладимое впечатление в детских душах. Поэтому учителю к подготовке чтения вслух надо отнестись со всей серьезностью.
Выдержав паузу, попросим пятиклассников высказать первые впечатления, затем запишем домашнее задание.
Дома предложим детям подготовить выразительное чтение отрывков сказки и распределим отрывки между учениками (по два-три человека на каждый отрывок в зависимости от количества детей в классе). Предупредим, что каждый отрывок потребует особого подхода, внимания к интонации. В 3-м и 4-м отрывках возможно чтение по ролям.
1. От слов: «В одном большом городе...» — до слов: «...там листья бледнели, съеживались и увядали» (с. 154).
2. От слов: «Но стекла вставляли очень скоро» — до слов: «...а на другой день он уже ехал на пароходе домой» (с. 155).
3. От слов: «А пальма осталась» — до слов: «Остальные хоть и молчали, но все-таки сердились на Attalea за ее слова» (с. 156—157).
4. От слов: «Только одна маленькая травка...» — до слов: «...вспоминайте иногда своего маленького друга!» (с. 157—159).
5. От слов: «Тогда пальма принялась расти» — до слов: «Над стеклянным сводом гордо высилась выпрямившаяся зеленая крона пальмы» (с. 159—160).
6. От слов: «„Только-то? “ — думала она» — до конца (с. 160—162).

Домашнее задание
Подготовить выразительное чтение сказки В. М. Гаршина «Attalea princeps» (каждый ученик готовит один из выделенных отрывков).

 


«Attalea princeps»: героическое и обыденное в сказке. Антитеза как основной художественный прием. Пафос произведения

I. Артикуляционная разминка
Перед выразительным чтением надо обязательно провести разминку. Однако учить новую скороговорку не будем, повторим уже известные, так как надо успеть очень много сделать за урок.

II. «Attalea princeps»: героическое и обыденное в сказке. Антитеза как основной художественный прием. Пафос произведения
На этом уроке стоит использовать одновременно два пути к постижению сущности сказки-притчи В. М. Гаршина: выразительное чтение, в котором интонации и паузы уже говорят нам о степени понимания текста, и анализ. Работу организуем таким образом: ученики, готовившие выразительное чтение отрывков дома, последовательно читают сказку (один отрывок могут читать два-три человека, 3-й и 4-й отрывки можно читать по ролям); после каждого отрывка коллективно оцениваем чтение детей, просим их объяснить выбор интонаций.
— Какие чувства вы хотели выразить, когда читали этот отрывок?
— Как вы представляете себе характеры персонажей?
Затем зададим несколько аналитических вопросов.

1. Анализ 1-го фрагмента сказки от слов: «В одном большом городе...» до слов: «...там листья бледнели, съеживались и увядали» (с. 154)
Интонации в начале сказки спокойные, повествовательные. Первый абзац — любование оранжереей как чудесным произведением искусства, созданием человеческих рук. Во втором абзаце вместе со словами «заключенные растения» появляется тревога, интонации становятся напряженными.
— С каких сторон показывает нам писатель оранжерею? В чем ее двойственность?
С одной стороны, это прекрасный «драгоценный камень», с другой стороны, для растений это тюрьма.
— Как чувствовали себя в оранжерее растения? Как вы понимаете фразу: «Как ни прозрачна стеклянная крыша, но она не ясное небо»?
— Каким был воздух в оранжерее? О каком ветре мечтали растения?
— Какое отношение к оранжерее создается у читателя после первой страницы сказки?

2. Анализ 2-го фрагмента сказки от слов: «Но стекла вставляли очень скоро» до слов: «...а на другой день он уже ехал на пароходе домой» (с. 155)
При описании директора, при чтении его реплик звучит сухой, педантичный тон, несколько ворчливый и неприязненный. При чтении реплик бразильянца и абзаца, посвященного его воспоминаниям о родине, тон становится лиричным, мечтательным, задумчивым.
— Как вы думаете, похожи ли друг на друга директор оранжереи и путешественник из Бразилии? Чем они не похожи?
— Каково основное занятие директора? Чем занимался последние годы бразильянец?
Директор и бразильянец противопоставлены друг другу: первый сидит в стеклянной будочке и рассматривает препараты, второй ездит по свету и видит весь мир. Первый видит и слышит лишь то, что хочет видеть и слышать (отказывается узнать родное имя пальмы); глаза второго открыты миру, он воспринимает явления во всей их полноте, не отвергая мнений других людей («...я вполне верю вам, что ботаники называют ее Attalea, но у нее есть и родное, настоящее имя»).
— Почему бразильянец принял решение уехать на родину?
— Кто из людей — директор или путешественник — ближе по духу пальме?

3. Анализ 3-го фрагмента сказки от слов: «А пальма осталась» до слов: «Остальные хоть и молчали, но все-таки сердились на Attalea за ее слова» (с. 156—157)
Первый абзац этого отрывка показывает нам прекрасную душу пальмы, ее переживания и тоску. Ей противопоставлены болтающие между собой растения: капризная саговая пальма, самодовольный кактус, по-обывательски удовлетворенная жизнью корица, язвительный папоротник. Спор растений прерывает гордая пальма, призывающая их вместе вырваться на свободу.
— На что похоже поведение растений в оранжерее? Что их заботило? Чем они гордились?
— Почему растения стали доказывать пальме, что она предлагает им «ужасный вздор»? Что является причиной их возмущения?
Страх за свою жизнь, боязнь изменений.
— Почему растения не поддержали пальму в ее стремлении к свободе? Почему они были настроены к пальме враждебно, желали ей зла, как саговая пальма, и сердились на нее?

4. Анализ 4-го фрагмента сказки от слов: «Только одна маленькая травка...» до слов: «...вспоминайте иногда своего маленького друга!» (с. 157—159)
С помощью изменения интонаций и громкости голоса при чтении сказки надо постараться передать контраст между пальмой и маленькой травкой и в то же время ту любовь и уважение, которые испытывала травка к пальме.
— Почему травка, в отличие от других растений, понимала пальму?
«Она не знала южной природы, но тоже любила воздух и свободу. Оранжерея и для нее была тюрьмой».
— Почему травка желала пальме выйти на Божий свет? Почему считала, что сама никогда не доберется до свободы?
— Какое чувство вызывает у нас травка?
Мы жалеем ее и восхищаемся ее способностью сострадать, понимать чувства пальмы.

5. Анализ 5-го фрагмента сказки от слов: «Тогда пальма принялась расти» до слов: «Над стеклянным сводом гордо высилась выпрямившаяся зеленая крона пальмы» (с. 159—160)
Это самый динамичный отрывок. Интонации во время чтения становятся все напряженнее, ожидание развязки вызывает волнение. Растения удивляются, но все равно пытаются злорадствовать. Травка сочувствует и жалеет пальму. Перед нами кульминация сказки. Напряжение борьбы сменяется гордыми интонациями победы.
— Какие чувства испытывал директор ботанического сада, глядя на быстро растущую пальму?
— Почему пальма готова была издать вопль гнева при ударах тростью?
— Как пальма боролась за свободу? Какой ценой платила она за желание увидеть настоящее небо?
«Тогда ствол начал сгибаться. Его лиственная вершина скомкалась, холодные прутья рамы впились в нежные молодые листья, перерезали и изуродовали их, но дерево было упрямо, не жалело листьев, несмотря ни на что, давило на решетки, и решетки уже поддавались, хотя были сделаны из крепкого железа».
— Почему маленькая травка замирала от волнения?
— Почему пальма не хотела жалости? Почему она сказала: «Я умру или освобожусь!»?
— К какому идеалу стремилась пальма?
— Как вы думаете, какие чувства испытал директор, увидев гордо выпрямившуюся вершину пальмы?
6. Анализ 6-го фрагмента сказки от слов: «Только-то? думала она» — до конца (с. 160—162)
— Пальма достигла своей цели: она пробила крышу оранжереи, вырвалась на свободу и увидела небо. Почему же пальма испытала разочарование? Почему поняла, что для нее все было кончено?
— Что ожидала увидеть пальма и что она увидела в действительности?
Подчеркнем противоречие мечты и действительности, противопоставление идеала и обретенной реальности.
— Как рассуждал директор, решая, что надо спилить пальму? Почему он приказал выбросить маленькую травку?
— Какие чувства мы испытываем, когда читаем о том, как погибла пальма? Переживаем ли мы гибель травки?

Сам Гаршин считал себя одним из последних идеалистов, и, возможно, в образе пальмы, увидевшей серый мир, отразилось его восприятие действительности. Пальма, стремящаяся к идеалу свободы, создавшая себе образ голубого неба, не вынесла столкновения с действительностью, как не вынес этого столкновения и чуткий писатель.
Одна из проблемных граней сказки — это противоречивость воспитания человека в искусственных условиях, когда самая прекрасная обстановка, созданная, казалось бы, для максимального проявления лучших свойств человека, становится главным препятствием для его развития. Прямое отношение к современным проблемам воспитания имеет фраза, сказанная директором ботанического сада: «Мы приложили все наше знание, чтобы растения развивались в теплице совершенно так же свободно, как и на воле, и, мне кажется, достигли некоторого успеха».
Учитель, исходя из готовности класса, сможет самостоятельно определить глубину обсуждения проблематики сказки.
Домашнее задание
На усмотрение учителя: можно рекомендовать детям прочитать сказки В. М. Гаршина «Лягушка-путешественница», «То, чего не было», «Сказка о жабе и розе», «Сказание о гордом Аггее» или перечитать сказки А. С. Пушкина.

 

М. Ю. Лермонтов: детство и начало литературной деятельности, интерес к истории России. «Бородино». Историческая основа стихотворения. Мастерство Лермонтова в создании батальных сцен. Сочетание разговорных интонаций с патриотическим пафосом стихотворения

I. М. Ю. Лермонтов: детство и начало литературной деятельности, интерес к истории России
Учитель принесет в класс портрет М. Ю. Лермонтова, приготовит и в нужный момент покажет ученикам картины, изображающие Бородинское сражение, и карту-схему Отечественной войны 1812 г.
— Какие произведения М. Ю. Лермонтова вы читали в начальной школе? Что вы знаете об этом поэте?
Дети вспоминают сказку «Ашик-Кериб», отрывок из стихотворения «Терек», говорят о том, что Лермонтов любил Кавказ.
Знакомство с детскими и юношескими годами поэта может быть организовано двумя способами: с помощью слова учителя или чтения статьи учебника. В нашем учебнике помещена содержательная и краткая статья о жизни Лермонтова (по В. Мануйлову). Ученики прочитают ее, ответят на вопросы (с. 164—165). Учитель при необходимости дополнит материал статьи.
Можно обратиться к справочным материалам учебника и прочитать короткий очерк «Село Тарханы» (с. 301—303), рассмотреть фотографии (с. 302).
Не будем долго останавливаться на биографии Лермонтова: подробное ее изучение у школьников еще впереди, на данном же уроке главное для нас — это тема Бородина.

II. «Бородино». Историческая основа стихотворения. Мастерство Лермонтова в создании батальных сцен. Сочетание разговорных интонаций с патриотическим пафосом стихотворения
После того как ученики настроились и приготовились слушать стихотворение, учитель выразительно читает его. Ученики следят по учебнику.
Выдержав необходимую паузу, учитель проведет небольшую работу по выявлению восприятия этого стихотворения. Несмотря на то что большое количество слов детям незнакомо, стихотворение производит глубокое впечатление на пятиклассников.

Эвристическая беседа
Невозможно дать четкие рекомендации по проведению эвристической беседы, так как трудно предусмотреть варианты развития темы. От учителя требуется особенная гибкость и доверие к детям. Наметим основные пункты беседы.
— О каком событии рассказывается в этом стихотворении?
Дети говорят о войне 1812 г. и о Бородинском сражении, подключая все имеющиеся знания.
— Какое произведение, посвященное Отечественной войне 1812 г., вы уже изучали в 5 классе?
Вспомним басню И. А. Крылова «Волк на псарне».
— Кто рассказывает о сражении? Почему именно он начинает свой рассказ?
Старый солдат рассказывает о сражении молодым. Дядя — это распространенное в нашей стране обращение к незнакомому старшему человеку. Можно представить картину, как старый солдат на привале беседует с молодыми солдатами или, вернувшись в родную деревню, рассказывает о битве односельчанам.
— Когда происходит разговор: сразу после сражения, через год или через много лет?
— Как возможно, чтобы старый солдат рассказывал молодым о битве?
Объясним детям, что срок службы в царской армии составлял 25 лет: человек поступал на службу молодым, а заканчивал ее уже пожилым человеком.
— Почему молодые хотят узнать о сражении под Бородином? О каком событии говорится в словах: «...Москва, спаленная пожаром, // Французу отдана»?
— С чего начинает свой рассказ старый солдат? О чем он сожалеет?
— Как вы понимаете выражение «нынешнее племя»?
— О каких событиях говорится в строке: «Мы долго молча отступали...»?
Учитель повесит карту, подготовленный ученик расскажет о первом этапе войны — об отступлении русских армий и о трехдневном кровопролитном сражении под Смоленском.
— Что означает фраза: «...ворчали старики...»? Что такое зимние квартиры!
По правилам, принятым в то время в Европе, зимой не воевали: войска располагались на зимних квартирах.
— Чем были возмущены «старики»? Что такое штык?
— «И вот нашли большое поле...» Что это за поле?
По ходу чтения обращаем внимание на сноски, выясняем значение военных терминов.
— Подберите синоним к выражению «ушки на макушке».
— Что означает фраза: «Забил заряд я в пушку туго...»?
Объясним, что артиллерист, забивающий заряд, должен был выходить за укрепления и поэтому был открыт вражеским выстрелам.
— Почему солдат называет противника «брат мусью»? С какой интонацией он говорит о готовности к сражению?
— Как вы понимаете следующие слова?

Что тут хитрить, пожалуй к бою; Уж мы пойдем ломить стеною, Уж постоим мы головою За родину свою!

Во время атаки убитые падали, но оставшиеся в живых смыкали строй. Об этом говорит выражение пойдем ломить стеною.
Постоим мы головою означает, что солдаты не будут трусить, не будут отступать и жалеть себя в атаке.

Два дня мы были в перестрелке. Что толку в этакой безделке? Мы ждали третий день.

— Какие реальные события лежат в основе слов солдата? Что в этих словах напоминает сказку?
Подготовленный ученик рассказывает, что военные действия на Бородинском поле начались боем за Шевардинский редут (передовое укрепление русской армии) 24 августа (5 сентября по новому стилю). Само сражение произошло 26 августа (7 сентября), т. е. на третий день. В устах старого солдата выражение: «Мы ждали третий день» — звучит со сказочной интонацией. В сказках три — волшебное число и решающие события происходят, как правило, на третий раз.
— Чего хотели солдаты? Почему они ждали добраться до картечи?

И вот на поле грозной сечи Ночная пала тень.

— Найдите эпитеты в строках: «И вот на поле грозной сечи // Ночная пала тень». Какое настроение они создают?
— Почему ликовал француз?
Французы были уверены в победе и заранее праздновали ее.
— Чем занимались солдаты перед боем? Какое чувство солдат передает нам рассказчик?
Бойцы были полны решимости сражаться, не жалея собственной жизни. Все понимали важность наступающего дня.
— Как говорит рассказчик о начале сражения? Обратите внимание на глаголы, передающие движение.

Полковник наш рожден был хватом: Слуга царю, отец солдатам, Да, жаль его: сражен булатом, Он спит в земле сырой.

— Как вы понимаете эти слова рассказчика?
Быть хватом значит все уметь, делать хорошо любые дела, быть удалым, смелым человеком. Полковник верно служил царю, выполняя все приказы, и был заботлив по отношению к солдатам, как отец. В словах солдата слышится искренняя, глубокая горечь, когда он вспоминает о гибели полковника.
Булат — сталь, обладающая высокой прочностью и упругостью. Из булата изготовляли холодное оружие исключительной стойкости и остроты. Слова сражен булатом говорят о том, что полковника убила не пуля: он участвовал с сражении вместе с солдатами, подавая пример своей храбростью, и был убит в ближнем бою холодным оружием, возможно шпагой.
— «И молвил он, сверкнув очами...» Какие слова в этой строчке создают торжественное настроение?
Дети отметят слова молвил, очами. Строфу прочитаем торжественно и сдержанно, без ложного пафоса.
Описание сражения (три строфы от слов: «Ну ж был денек!») прочитает один из учеников. Возможные задания:
— Найдите эпитеты. Какое впечатление они создают?
— С помощью слов каких частей речи передается стремительное движение, звуки боя? Найдите и выпишите эти слова.
— Как вы думаете, почему автор пишет: «...рука бойцов колоть устала...», а не «руки бойцов колоть устали»?
— С помощью каких строк автор передает грохот боя?
Ученики уже встречались с примерами аллитерации (термин не называем) и покажут роль звука [р] в строках: «И ядрам пролетать мешала // Гора кровавых тел».
— Подберите синоним к глаголу изведал.

Изведал враг в тот день немало, Что значит русский бой удалый, Наш рукопашный бой!..

— Как вы понимаете эти строки? Кого объединяет слово наш?
Бородинское сражение продолжалось с утра до позднего вечера, за день и русские, и французы несколько раз ходили в атаки, которые заканчивались рукопашным боем. Французы узнали, что такое русская храбрость, сила и удаль. Слово наш объединяет в этом тексте самого рассказчика, русских солдат и весь русский народ.
— С какими строками стихотворения перекликаются слова сказки «Иван — крестьянский сын и чудо-юдо»: «Только пошло время за полночь, сыра земля закачалась, воды в реке взволновались, буйные ветры завыли, на дубах орлы закричали...»?
Ученики отметят строки: «Земля тряслась — как наши груди...» С помощью выявления таких деталей можно донести до детей мысль о точности и одновременно фольклорности рассказа о великом событии. Предложим им найти строку в тексте, при чтении которой вспоминается мать сыра земля.
— Рассмотрите в учебнике репродукцию фрагмента «Бородинской панорамы» Ф. А. Рубо. Какие строки лермонтовского стихотворения соответствуют тому, что изобразил Рубо?
По некошеному полю скачут всадники и сшибаются в схватке, пушечный дым и дым горящих деревень застилает окрестности, летят ядра и пули, ржут кони. Слева над массой всадников видно знамя.
Читаем предпоследнюю строфу.
— К чему были готовы русские воины?
— Что означают слова: «Вот затрещали барабаны — // И отступили басурманы»?
В те времена команды подавались с помощью барабанных сигналов. Были разработаны различные сигналы, смысл которых понимали солдаты.
— Чем завершается стихотворение? Почему автор повторяет строфу, которая уже звучала?
Воин сожалеет о гибели многих русских людей.
После кровопролитного Бородинского сражения русская армия продолжала отступать и оставила Москву. Наполеон занял город. Старый солдат считает, что на то была воля Господа, а иначе русские не отдали бы Москвы.

Домашнее задание
Подготовить выразительное чтение наизусть стихотворения «Бородино».

Индивидуальное задание
Подготовить рассказ о Бородинском сражении.
Подготовить рассказ о «Бородинской панораме» Ф. А. Рубо и о других произведениях изобразительного искусства, посвященных Бородинской битве. (Можно использовать книгу: 1812 год. Бородинская панорама. — М.: Изобразительное искусство, 1982.)

 


«Бородино»отклик на 25-ю годовщину Бородинского сражения. Образ старого солдатаучастника сражения. Произведения живописи, посвященные Бородинской битве

I. «Бородино»отклик на 25-ю годовщину Бородинского сражения
Расскажем ученикам, что стихотворение Лермонтова было откликом на 25-ю годовщину Бородинской битвы.
Подготовленный ученик расскажет о ходе Бородинского сражения. Хорошо, если будет возможность показать портреты героев этого сражения.
Бородинское сражение можно разделить на четыре этапа:
1) с пяти до десяти часов утра — французская армия наносит главный удар по левому флангу русских войск, однако ей не удается прорвать фронт войск генерала П. И. Багратиона;
2) с девяти до двенадцати часов — Наполеон направляет главный удар против центра русских войск в районе батареи Н. Н. Раевского, где несет огромные потери, но не может прорвать позиции русских;
3) с двенадцати до четырнадцати часов — действия русской кавалерии генерала Ф. П. Уварова и казаков атамана М. И. Платова на левом фланге и в тылу неприятельских войск с целью облегчить положение центральных позиций и дать возможность подтянуть резервы;
4) с четырнадцати до восемнадцати часов — безуспешное наступление французов против центра русской армии, борьба за батарею Раевского, окончание сражения.
Артиллерия, поставленная на подготовленных позициях, являлась опорой всего боевого порядка русских войск.
Солдатам и офицерам не уступали в мужестве крупные военачальники, личным примеров вдохновлявшие подчиненных. Генерал П. И. Багратион отбивал атаки французских колонн на Семеновские флеши и был смертельно ранен во время восьмой атаки. Под генералом М. Б. Барклаем-де-Толли было убито пять лошадей, но не было ни одного места в центре русской обороны, где он не появлялся и не ободрял солдат своими словами и примером.
Когда французы ворвались на батарею Раевского, находившиеся поблизости генерал-майор А. П. Ермолов и начальник артиллерии генерал-майор А. И. Кутайсов собрали отступающих, построили их и ударили в штыки. Батарея была отбита. А. И. Кутайсов заплатил за этот успех жизнью.

II. Выразительное чтение стихотворения «Бородино»
После артикуляционной разминки слушаем выразительное чтение стихотворения. Ученики слушают внимательно, обсуждают и оценивают выступления товарищей.

III. Произведения живописи, посвященные Бородинской битве
Подготовленный ученик расскажет о нескольких произведениях живописи, посвященных Бородинской битве и войне 1812 г.

IV. Образ старого солдатаучастника сражения
Прочитаем материал рубрики «Поразмышляем над прочитанным» (с. 170—171). Впервые в литературе Лермонтов показал историческое событие глазами рядового воина.
— Какие характерные черты солдата вы заметили?
Характерные черты солдата — простодушие, благородство, храбрость, отсутствие хвастовства, правдивость, преданность, любовь к Родине. Храбрость доказывает участие солдата в сражении от начала до конца, его слова: «Что тут хитрить, пожалуй к бою...» Он предан своей клятве сражаться за Отечество: «Уж постоим мы головою // За родину свою!»
Старый солдат правдив, он без хвастовства говорит о том, что к вечеру французы отступили. Он не превозносит свои подвиги, а говорит, что солдаты начали считать свои раны и убитых товарищей.
Искренность чувств, особенная правдивость описания создают впечатление, будто читатель тоже участвует в этом событии.
Два раза — в начале и в конце стихотворения — поэт устами солдата выражает гордость за ушедшее поколение и жалобу на нынешнее:

Да, были люди в наше время, Могучее, лихое племя: Богатыри — не вы.

— В чем, по-вашему, заключается основная мысль стихотворения?
Основная мысль стихотворения — то, что русские люди не жалеют жизни для победы над врагом, для защиты Родины. Стихотворение пронизано чувствами любви к Родине и гордости за храбрость русских солдат и офицеров. Стихотворение создает торжественное настроение. Мы узнаем из стихотворения о подвигах русского народа и учимся гордиться своей страной.

Самостоятельная работа
Напишите ответ на один из вопросов:
— В чем заключается основная мысль стихотворения?
— Каким предстает перед нами защитник Родины?

Домашнее задание
Выразительное чтение наизусть стихотворения «Бородино».

Индивидуальное задание
Подготовить чтение или пересказ народных преданий о кладах.

 

Н. В. Гоголь: детство, годы учения, начало литературной деятельности. Народные предания о кладах — основа повести «Заколдованное место». «Заколдованное место»повесть из книги «Вечера на хуторе близ Диканьки»

I. Проверка домашнего задания
После артикуляционной разминки слушаем выразительное чтение наизусть стихотворения «Бородино».

II. Н. В. Гоголь: детство, годы учения, начало литературной деятельности
Учитель расскажет о детстве, годах учения и первых литературных произведениях Гоголя, запишет вместе с учениками на доске и в тетради название сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки» и год первого издания повестей.
Возможен другой вариант работы: ученики самостоятельно читают учебную статью (с. 172—173 учебника), затем отвечают на вопросы учителя по тексту.
Работаем с понятиями юмор, сатира, фантастика, гротеск (в тексте статьи они помечены звездочкой), находим объяснение этих слов в «Кратком словаре литературоведческих терминов» в конце учебника.

III. Народные предания о кладах — основа повести «Заколдованное место»
Ученики, которые выполняли индивидуальные задания, выразительно читают или пересказывают народные предания о кладах.
Сообщения учеников
Согласно поверьям русских крестьян, кладами, подземными сокровищами могут владеть различные существа: нечистые духи, черти, бесы, разбойники-колдуны, злодеи-грешники. Охранять и указывать на клады могут наделенные особыми свойствами пресмыкающиеся, другие животные: змея медяница, ящерицы, голубая змейка, земляная кошка, черный кот, прикованный цепями медведь, филин. Охранители кладов могут иметь с трудом поддающееся описанию обличье. Например, в Симбирской губернии рассказывали: клад охраняет «медведь не медведь, человек не человек, будто солдат! Глазища так и прядают, как свечи; рот до ушей, нос кривой как чекушка, ручища — что твои грабли, рыло все на сторону скошено... идет это чудовище, кривляется на разные манеры и ревет так, что земля стонет и гудит».
Обычный знак клада — колеблющийся, перемещающийся огонек. В Пермской губернии бытовало такое предание:
«Жил-был бедняк-бобыль, и терпел он страшную нужду. Вот однажды довелось пахать ему свою пашенку, а пашня находилась невдалеке от курганов. Вечерело. Вот на одном могилище видит бобыль коня, весь будто из золота и горит как огонь. Бобыль не струсил: погнался за конем. С кургана на курган прыгала чудная лошадь; но наконец умаялась и остановилась на одном из курганов. Бобыль к ней, — почти касается лошадиной гривы и готовится ухватиться за нее. Глядь — расступилась земля, — и конь исчез под курганом. На другой день, на том же самом кургане, поблазнилось ему, что теплится свечка. Бобыль был человек досужливый и тотчас смекнул, что под курганом находится клад, которому пришла очередь выйти на свет Божий. Знал бобыль, как добываются клады, и, хотя много вытерпел от нечистой силы, достал-таки себе кучи серебра и золота и сделался первым богачом в своем обществе».
По народным поверьям, клады охраняют кладовые, или кладовики. Их забота — не дать людям подступиться к кладу. Сами сторожа могли и не появляться, но кладоискателям начинало казаться, что на них падают камни, деревья, осыпается гора; голос кричал, что горит их деревня; потом все оказывалось на своих местах, но клад уже был потерян. Клад уходил с грохотом в землю, когда нарушался какой-нибудь запрет: например, копавший отвечал подошедшему человеку (это был «приставник»), а говорить было нельзя. Клады не давались жадным и корыстным людям.
Представления о тщетном кладоискательстве отразились в поговорках: «И рукою бы взял, да клад не дается!»; «Своя воля — клад, да черти его стерегут!»; «Клад добудешь, зато домой не будешь» 6.
Можно порекомендовать детям литературу о кладах:
Горбовский А., Семенов Ю. Закрытые страницы истории. — M.: Мысль, 1989. — С. 83—99.
Книга кладов: сборник сказок, преданий, легенд. — СПб., СЕВЕРО-ЗАПАД, 1995.
Легенды. Предания. Бывальщины / сост., подгот. текстов, вступ. статья и примеч. Н. А. Криничной. — M.: Современник, 1989. — С. 241—245.
Бурмистрова Л. Клады и сокровища. — М.: Белый город, 2000.

— Как вы думаете, почему люди считали, что клады охраняет нечистая сила?
— Есть ли, по-вашему, правда в этих рассказах? Что в них чудесного, фантастического?
— Слышали ли вы сами легенды и предания о зарытых где-нибудь кладах?

IV. «Заколдованное место»повесть из книги «Вечера на хуторе близ Диканьки»
Комментированное чтение
Мы рекомендуем комментированное чтение повести. На наш взгляд, не стоит заранее объяснять диалектизмы и устаревшие слова, которые употребляет Гоголь. Лучше, если дети будут пытаться определить смысл этих слов исходя из контекста и лишь потом искать значение незнакомого слова в сносках или выслушивать объяснение учителя. Такая работа развивает языковую интуицию, учит ставить вопросы к тексту.
Очень важна хорошая подготовка учителя к выразительному чтению повести, правильное интонирование и эмоциональность. От этого зависит, насколько детям станет понятен юмор Гоголя. Чтение повести с комментариями занимает не менее двадцати пяти минут, повесть должна быть прочитана на уроке полностью. В соответствии с этим заранее определим, сколько времени мы можем потратить на другие этапы урока.

Домашнее задание
Подготовить рассказ о Н. В. Гоголе, ответы на 1-й, 2-й, 4-й вопросы учебника (с. 184) (нарисовать иллюстрацию к тексту повести). Подготовить выразительное чтение произведения.

 

 

Заколдованное место». Поэтизация народной жизни, народных преданий. Сочетание комического и трагического, светлого и мрачного, сатирического и лирического, реального и фантастического

I. Артикуляционная разминка

II. Проверка домашнего задания
Ученики рассказывают о детстве и начале творческого пути Гоголя. Класс обсуждает и оценивает эти рассказы.

III. «Заколдованное место». Поэтизация народной жизни, народных преданий. Сочетание комического и трагического, светлого и мрачного, сатирического и лирического, реального и фантастического
Беседа
Беседа по повести «Заколдованное место» начинается с выяснения восприятия этого произведения.
— Понравилось ли вам это произведение? Какие чувства оно вызвало у вас? Что вас удивило, поразило?
— Верите ли вы, что все случившееся было на самом деле? Что вам кажется фантастическим, что — реальным? (2-й вопрос, с. 184.)
Именно такая история не могла приключиться на самом деле. Реальным выглядит дед, охраняющий баштан вместе с внуками, чумаки, которые проезжали мимо и остановились отдохнуть, мать, которая принесла галушки на ужин. Правдивы и другие бытовые детали.
Не могло быть фантастического попадания из одного места в другое, которое в обычной жизни невозможно найти, превращение пня в рожу чудища. Не может птичий нос отдельно от птицы клевать котел и говорить, баранья голова не может блеять с верхушки дерева. Не может говорить медведь. В этой истории дед спустя день попадает на то же самое место, а там все еще горит свечка. Свечка не может так долго гореть. В этой истории реальность соединяется с фантастикой.
— Кто главный герой «Заколдованного места»?
Главный герой рассказа, который сам автор называет «былью», — дед дьячка ***ской церкви, непосредственного рассказчика.
— Кто рассказывает слушателям эту историю? В какой обстановке? Ответ подтвердите цитатами из текста.
Дьячок деревенской церкви рассказывает историю своим односельчанам, уступая их настойчивым просьбам. Начинает свой рассказ он словно бы с неохотой, потом укоряет невнимательных слушателей.
— Рассмотрите иллюстрации М. Клодта к этому произведению, опишите их. Так ли вы представляли себе пляшущего деда?

Словесное рисование
— Как вы представляете себе заколдованное место?
Ответ может быть таким: «Мне заколдованное место представляется немного иначе. Слева нависает огромная темная скала, справа провал, туда летят камни. В центре из-за скалы выглядывает „мерзостная рожа“ с красными глазами, высунула красный язык и дразнит деда. Дед по сравнению с этой харей маленький и испуганный».
Просим детей представить рисунки, приготовленные ими к уроку. Рассматриваем и обсуждаем эти рисунки.
— Что в этом произведении вызывает смех, что — горечь?
— Какие события автор описывает с любовью? Какие черты человеческого характера показывает нам с неприглядной стороны?
Сделаем вывод, что светлыми красками автор рисует народную жизнь, встречу с чумаками, работу деда на баштане. Автор весело смеется над попытками деда показать, как надо танцевать, над тем, как дед устроил на «проклятом месте» загородку, куда велел кидать все, «что ни есть непотребного». Но за этим смехом мы ясно видим: «легкого богатства» не бывает. Истинно лишь то, что добыто трудом.

IV. Выразительное чтение произведения
Учитель прочитает статью учебника «Из воспоминаний современников о Н. В. Гоголе» (с. 184—185) и спросит:
— Как вы думаете, помогло ли Гоголю в литературной работе увлечение театром, умение читать и ставить пьесы, перевоплощаться в самых разных героев?
Гоголь еще в гимназии увлекался театром. Это увлечение помогло ему писать свои произведения так, как будто не автор говорит о людях, а люди на самом деле рассказывают о себе. Гоголь подробно и красочно описывает место действия, как режиссер, который должен хорошо представлять себе, что находится на сцене. Писатель перевоплощается в своих героев. Нам кажется, как будто дьячок на самом деле сначала отказывается рассказывать свою историю, а потом укоряет слушателей в том, что они невнимательны. Затем автор перевоплощается в испуганного деда и рассказывает уже о том, что тот видел и чувствовал.
Задача учеников при выразительном чтении и чтении по ролям — перевоплотиться в гоголевских героев. Выберем для чтения два-три эпизода (в зависимости от ресурса времени), например: дед и чумаки; дед выкапывает клад. Второй эпизод читаем по ролям от слов: «Ввечеру, уже повечерявши...» — до слов: «...и как добежал до попова огорода, только тогда перевел немного дух».

Домашнее задание
Повторить стихотворения Н. А. Некрасова, которые читали и учили наизусть в начальной школе.

Индивидуальное задание
Подготовить рассказ о Н. А. Некрасове.

 

Н. А. Некрасов: детство и начало литературной деятельности. «На Волге». Картины природы и жизни народа. Раздумья поэта о судьбе народа. Подневольный труд, социальная несправедливость. Вера в потенциальные силы народа, лучшую его судьбу

I. Артикуляционная разминка

II. Н. А. Некрасов: детство и начало литературной деятельности
Вспомним произведения этого поэта, которые читали и учили в начальной школе: «Дед Мазай и зайцы», «Мужичок с ноготок», отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос»: «Не ветер бушует над бором...»
— Что вы знаете о жизни Некрасова?
Подготовленный ученик расскажет о жизни поэта. Учитель дополнит его сообщение, сделав акцент на том, что Некрасов провел свое детство в деревне на Волге и хорошо знал жизнь крестьян. Позже, будучи известным писателем, он часто приезжал и подолгу жил в своем имении Карабиха, ходил на охоту, беседовал с крестьянами. Знаменитую поэму «Коробейники» (напомним детям строки из этой поэмы, ставшие народной песней) он посвятил «другу-приятелю Гавриле Яковлевичу (крестьянину деревни Шоды Костромской губернии)», с которым вместе ходил на охоту «по болотинам вдвоем».
Главное внимание обратим на текст стихотворений.

III. «На Волге». Картины природы и жизни народа. Раздумья поэта о судьбе народа. Подневольный труд, социальная несправедливость. Вера в потенциальные силы народа, лучшую его судьбу
Учитель читает стихотворение Н. А. Некрасова «На Волге», задает несколько вопросов на выявление восприятия.
Анализ стихотворения в 5 классе затруднен тем, что школьники еще незнакомы с понятиями композиции, антитезы, пейзажной и портретной характеристики. Но на уровне представлений дети владеют информацией об этих явлениях. Будем максимально использовать и развивать эти представления.
Прочитаем в учебнике «Из истории написания стихотворения „На Волге“» (с. 187).
Составление цитатного плана стихотворения — доступный для пятиклассников вид работы, помогающий выделять главное, находить ключевую строку текста.

Пример цитатного плана

1. «Я рос, как многие, в глуши...» 2. «О Волга! после многих лет Я вновь принес тебе привет». 3. «Но вдруг я стоны услыхал...» 4. «О Волга!.. колыбель моя!» 5. «Я этих слов понять не мог, Но тот, который их сказал, Угрюмый, тихий и больной, С тех пор меня не покидал!» 6. «...Лишь поздно вечером домой Я воротился». 7. «Я не узнал реки родной...» 8. «...И в первый раз ее назвал Рекою рабства и тоски!..» 9. «Унылый, сумрачный бурлак!»

Беседа по содержанию стихотворения
Отвечая на вопросы, ученики стараются подтверждать свои ответы цитатами из текста.
— Кто начинает свой рассказ в начале стихотворения?
Мы видим, что взрослый человек рассказывает о своем детстве с высоты прожитых лет.
— Что увидел поэт, вернувшись после многих лет на родину?
— С каким чувством относился мальчик к Волге?
— Какое чувство возникает у нас, когда мы читаем историю о встрече мальчика с бурлаками?
Дети говорят, что возникает впечатление, что читатель тоже присутствует рядом с бурлаками и слышит их разговор.
— Какое желание высказал бурлак с болезненным лицом?
— Как изображает поэт больного бурлака?
— Почему мальчик не может по-прежнему относиться к родной реке? Как изменяются его чувства?
— Рассмотрим репродукцию картины И. Е. Репина «Бурлаки на Волге». (Хорошо, если учитель сможет показать ученикам крупную репродукцию.) Что мы видим на ней? Какие чувства передает нам эта картина?
Картина И. Е. Репина «Бурлаки на Волге» передает то же чувство горечи и страдания, которое испытывают бурлаки, как и стихотворение Н. А. Некрасова «На Волге». Зритель понимает, что к лучшей жизни привести это не может, что необходимо искать пути для изменения этого положения.
— Какие строки стихотворения Некрасова могли бы служить подписью к этой картине?

Почти пригнувшись головой К ногам, обвитым бечевой, Обутым в лапти, вдоль реки Ползли гурьбою бурлаки...

Последняя часть стихотворения — размышление поэта о судьбе бурлака. До сих пор мы употребляем выражение «тянуть лямку» — оно пришло к нам из речи бурлаков. Прочитаем эту часть медленно, комментируя содержание стихотворных строк.
Бурлаки предстают людьми уставшими, измученными тяжелой работой. Они не видят для себя другой доли, кроме тоскливой доли раба. Спустя много лет поэт вернулся в родные места и вновь увидел бурлаков — других, но с той же покорностью в лице, таких же сумрачных и угрюмых. Некрасов с помощью риторического вопроса призывает народ не терпеть, а искать другие пути, искать выход из тяжелого положения, в первую очередь перестать мириться с собственным рабством.
— Что печалит поэта, что возмущает его?
Поэта печалит безысходность труда бурлаков, которым так тяжело жить, что они мечтают умереть. Некрасов говорит своим стихотворением не только о бурлаках, но и о русских крестьянах, которые покорно терпят крепостное право. Поэта возмущает это молчаливое терпение, и он призывает жить более осмысленно, задавать себе вопросы и искать на них ответы. Если бы бурлак задал себе вопрос, ради чего он терпит угнетение, то он смог бы сделать выводы и постараться изменить хотя бы жизнь своих детей, преподнести им урок независимости и стойкости.
Некрасов хотел сказать стихотворением, что только слепое смирение заставляет русский народ быть рабом. Поэт верит в силы русского народа и считает, что он достоин лучшей судьбы.

IV. Выразительное чтение стихотворения
Поработаем с детьми над выразительным чтением стихотворения, обратив внимание на чтение «пейзажных» частей: «Я рос, как многие, в глуши...» и «О Волга!.. колыбель моя!».

Домашнее задание
Выразительное чтение стихотворения «На Волге».

Индивидуальное задание
Подготовить выразительное чтение отрывков из поэмы «Мороз, Красный нос» о радостном крестьянском труде.

 


«Есть женщины в русских селеньях...»отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос». Поэтический образ русской крестьянки. Роль сравнений, эпитетов в создании образа русской женщины

I. Проверка домашнего задания
После артикуляционной разминки слушаем выразительное чтение стихотворения «На Волге».

II. «Есть женщины в русских селеньях...»отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос». Поэтический образ русской крестьянки. Роль сравнений, эпитетов в создании образа русской женщины
Мы считаем, что пятиклассникам не нужно пересказывать содержание поэмы «Мороз, Красный нос». Напомним им отрывок: «Не ветер бушует над бором...» Прочитаем (или предложим это сделать подготовленным ученикам) такие отрывки из поэмы, в которых рассказывается о мирном крестьянском труде. Рассмотрим иллюстрацию к поэме художника А. Пластова (с. 194).
Учитель читает отрывок из поэмы: «Есть женщины в русских селеньях...»
— Какое впечатление оставляет у вас этот отрывок? Какое чувство хочет передать нам автор?
Ученики перечитают стихотворение по строфам, объясняя, как они понимают смысл некрасовских слов. Выделим эпизод с косами, поясним его смысл: женщина не должна была показывать посторонним свои волосы, паренек подбросил их кверху. Крестьянка возмущена его поступком: «Лицо величаво, как в раме, // Смущеньем и гневом горит».
— Как вы понимаете выражение: «Ей некогда лясы точить...»?
— Какие строки вы считаете главными в этом отрывке из поэмы?
Ученики отметят:

В ней крепко и ясно сознанье, Что все их спасенье в труде, И труд ей несет воздаянье: Семейство не бьется в нужде.

Ответим на вопросы учебника (с. 195—196).
— Что такое рифма? Как рифмуются строки в этом произведении Некрасова?
Составим схему рифмовки и определим ее вид: перекрестная.
— Что такое сравнение, эпитет?
— Выделите в тексте сравнения и эпитеты. Для чего их использует Некрасов?
Сравнения и эпитеты помогают создать портрет русской женщины. Некрасов сравнивает ее с царицей, с солнцем, взгляд такой женщины дорог, словно золотой рубль. Возмущенное лицо крестьянки поэт сравнивает с портретом: «как в раме». Зубы он сравнивает с «крупными перлами», т. е. с жемчугом, о ребенке пишет, что он сидит на груди, «как на стуле», т. е. уверенно, спокойно.
Чтобы описать русскую женщину, Некрасов употребляет такие слова и выражения: «С красивою силой в движеньях...», «Красавица, миру на диво, // Румяна, стройна, высока...», «Всегда терпелива, ровна...», «сердечный смех», «румяные губы», «внутренней силы печать», «нарядная матка».
Выдающийся исследователь творчества Н. А. Некрасова Н. Н. Скатов пишет: «...в центре она — женщина во всей полноте определений и в их контрастности: бытовое — „баба“ и высокое „красивая и мощная славянка“, совсем простонародное „матка“ и торжественное — „женщина русской земли...“» 7.
— Чем восхищается поэт, описывая русскую крестьянку?
Отметим не только красоту, трудолюбие русской женщины, но и чувство собственного достоинства.

III. Выразительное чтение
На выразительное чтение отрывка обратим самое серьезное внимание: ценности и взгляды, заложенные Некрасовым в этот текст, стали важнейшей составляющей русской культуры, и работа с некрасовскими образами, по существу, — воссоздание нашей культурной традиции, передача архетипа.

Домашнее задание
Подготовить выразительное чтение наизусть отрывка из поэмы «Мороз, Красный нос».

Индивидуальное задание
Подготовить сообщения по карточкам


Н. А. Некрасов. «Крестьянские дети». Анализ стихотворения

Урок-практикум

I. Проверка домашнего задания
После артикуляционной разминки слушаем выразительное чтение наизусть отрывка из поэмы «Мороз, Красный нос».

II. Н. А. Некрасов. «Крестьянские дети»
В учебник по литературе для 5 класса, переработанный в 2006 г., впервые включен полный текст стихотворения Н. А. Некрасова «Крестьянские дети». По начальной школе детям обычно знаком отрывок из этого стихотворения «Однажды в студеную зимнюю пору...». Полный текст «Крестьянских детей» — сложное по содержанию и композиции произведение, требующее внимания не меньше, чем стихотворение «На Волге» или знаменитое «Есть женщины в русских селеньях...». Предлагаем учителям вариант работы с этим произведением.
Исходя из уровня литературной подготовки класса учитель определит глубину знакомства с текстом.

Индивидуальные задания
На предыдущем уроке мы предложили нескольким ученикам подготовить сообщения о детстве Н. А. Некрасова. Карточки с текстами (они даны ниже) учитель даст детям домой (каждую карточку — двум-трем ученикам на случай, если кто-то из них не сможет присутствовать на уроке). Задание по карточкам может варьироваться в зависимости от уровня литературного развития учеников:
— пересказать текст, соблюдая стилистические особенности;
— пересказать текст;
— прочитать текст выразительно.

Карточка 1

«...Надо сказать, что Некрасов-мальчик рос, и тем воспитывался, с деревенскими мальчишками и девчонками. „...Отношения мои к грешневцам были такие:

...Благодарение Богу, Я совершил еще раз Милую эту дорогу, Вот уж запасный амбар, Вот уж и риги... как сладок Теплого колоса пар! — Останови же лошадок! Видишь: из каждых ворот Спешно идет обыватель. Все-то знакомый народ, Что ни мужик, то приятель.

Я постоянно играл с деревенскими детьми, и когда мы подросли, то естественно, что между нами была такая короткость“.
Поэт действительно с раннего детства знал народную жизнь изнутри, самым непосредственным, домашним образом знал, приятельствуя, часто одних и тех же людей в разном возрасте и наблюдая в разных положениях, а иногда — позднее — и вмешиваясь. И помогая.
И в поэзии потому же он мог, как никто, писать о крестьянском деревенском детстве. <...>
По воспоминаниям сестры Анны, „проделав лаз в заборе, он при каждом удобном случае убегал к деревенским ребятам, принимал участие в их играх, которые нередко оканчивались общей дракой“.
Но самое замечательное было, когда вся орава высыпала на большую дорогу» 8.

Карточка 2

«Грешнево лежало отнюдь не „в неведомой глуши“. Здесь Некрасову, народному поэту, крепко повезло. <...> Некрасов с самого начала оказался на такой большой дороге, но до поры до времени не ехал, а, так сказать, сидел на ней, Русь же ехала и — еще больше — шла перед ним.
„Костромская почтовая дорога (луговая), — описывали ее в середине прошлого века (XIX в. — Ред.) военные статистики Генерального штаба, — идет от Ярославля по левому берегу р. Волги по ровным и низменным местам и близ с. Борок (Даниловского уезда) входит в Костромскую губернию. Всего от Ярославля до границы губернии этим трактом считается 45 верст, в пределах губернии находится одна почтовая станция Тимохинская в 27 верстах от Ярославля, на коей лошадей содержится 20, а поверстная плата по 1, 1/2 копейки серебром. Для прохода войск и тяжестей эта дорога весьма удобна“. <...>
Так что большая дорога действительно широко входила во всю жизнь, в самый быт этих мест.
„Сельцо Грешнево, — вспоминал сам поэт — стоит на (трактовой) низовой ярославско-костромской дороге... барский дом выходит на самую дорогу, и все, что по ней шло и ехало и было ведомо, начиная с почтовых троек и кончая арестантами, закованными в цепи, в сопровождении конвойных, было постоянной пищей нашего детского любопытства“. „Все, что по ней шло и ехало и было ведомо“ — и это дни, месяцы и целые годы».

Первичное знакомство с текстом стихотворения
Стихотворение «Крестьянские дети» читает детям учитель. Оно неоднородно по содержанию и звучанию, и правильно выбранные интонации помогут детям адекватно понять его смысл. Для прочтения стихотворения вслух требуется около 12 минут.
После небольшой паузы предложим детям высказать свои первые впечатления. Это не обязательно должен быть ответ на вопросы, что понравилось и что не понравилось. Важно побудить детей к осмыслению собственного впечатления от прочитанного: что они поняли, что не поняли; что заставило улыбнуться, что — задуматься; какими словами можно охарактеризовать интонации стихотворения (доверительные, восторженные, торжественные...); что интересного заметили дети в стихотворении. Если дети приучены к подобному размышлению, то они уже после первого прочтения делают множество тонких наблюдений над композицией, сюжетом, позицией автора, что весьма способствует качественному анализу текста.
Одним из первых наблюдений будет открытие, что, оказывается, «Мужичок с ноготок» («Однажды в студеную зимнюю пору...») — это не отдельное стихотворение, а составная часть «Крестьянских детей». И это замечание может стать ключом к анализу.

III. Анализ стихотворения «Крестьянские дети»
Эвристическая беседа
Анализ стихотворения начнем с комп






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.