Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Троицкое подворье.






 

Мы пойдемъ отъ Троицкихъ воротъ по правой сторонѣ улицы. Какъ упомянуто, у самыхъ воротъ на этой сторонѣ находился дворцовый Судебный приказъ, примыкавшій къ городовой стѣ нѣ. Далѣ е саженяхъ въ двадцати отъ воротъ, по направленію на уголъ зданія теперешнихъ Судебныхъ мѣ стъ, находилось подворье Троице-Сергіева монастыря.

Основаніе Троицкому подворью съ церковью Богоявленія было положено еще при жизни Преподобнаго Сергія, которому В. К. Дмитрій Донской, какъ записано въ Кормовой книгѣ Троицкаго монастыря, далъ въ монастырь пятно Ногайское съ лошади по 8 денегъ и Московское пятно съ лошади по 2 деньги на площадкѣ (передъ городомъ Китаемъ у Спаса на Глинищахъ), и мѣ сто на Москвѣ въ городѣ (Кремлѣ) подъ церковь и подъ кельи. Пятно Ногайское, т. - е. пятнаніе тавромъ продажныхъ лошадей съ записью ихъ примѣ тъ, происходило въ Москвѣ же, за городомъ, за Москвою-рѣ кою, гдѣ существовалъ въ ХІV и XV ст. Ногайскій дворъ и гдѣ и донынѣ идетъ торговля лошадьми на Конной площади. Московское пятно существовало для города, Ногайское--для приводимыхъ лошадей отъ Татаръ.

Когда именно было дано мѣ сто въ Кремлѣ для устройства монастырскаго подворья, объ этомъ прямыхъ свѣ дѣ ній мы не встрѣ тили. Есть изслѣ дованіе (О вотчинныхъ владѣ ніяхъ Троицкаго монастыря при жизни пр. Сергія, от. Арсенія), написанное съ цѣ лью доказать, что при жизни Преподобнаго Троицкій монастырь не владѣ лъ вотчинами, а слѣ довательно и подворьемъ въ Кремлѣ. Однако подворье невозможно равнять съ населенною крестьянами вотчиною. Авторъ старательно утверждаетъ, что, " лично для себя преп. Сергію не было нужды въ этомъ подворьѣ. Въ бытность свою въ Москвѣ, говорить онъ, св. старецъ могь останавливаться сначала у брата своего Стефана, игумена Богоявленскаго монастыря (за торгомъ, въ Китаѣ), потомъ съ 1361 г. у своего ученика въ Андрониковомъ монастырѣ, съ 1378 г. въ Симоновомъ монастырѣ, у племянника Ѳ едора. Братіи же, продолжаетъ авторъ, преп. Сергій не только въ престольный градъ, но и по селамъ и деревнямъ запрещалъ ходить даже въ крайней нуждѣ ". Затѣ мъ авторъ неосновательно предполагаетъ, что дворъ для подворья могъ быть завѣ щанъ сыномъ кн. Владиміра Андреевича, Андреемъ, умершимъ въ 1425 г., получившимъ отъ отца половину отцовскаго двора, которую онъ и отдалъ монастырю безъ всякаго акта. Надо припомнить, что дворъ кн. Владиміра Андреевича, а слѣ довательно и половина двора его сына Андрея находились на другомъ мѣ стѣ (см. выше, стр. 239).

О пожалованіи монастырю мѣ ста для подворъя княземъ Дмитріемъ Ивановичемъ Донскимъ въ монастырскомъ архивѣ не найдено никакихъ свидѣ тельствъ, и свѣ дѣ ніе объ этомъ записано только во вкладной книгѣ 1673г.

Все это однако не можеть служить доказательствомъ, что подворье не существовало еще при жизни св. Сергія. Этому должно противорѣ чить самое помѣ щеніе подворья возлѣ Великокняжескаго двора. Въ первой половинѣ XVII ст. подворье именуется Богоявленскимъ монастыремъ, что у Дворца (въ 1640 г. марта 25 по указу государя дураки государевыхъ комнатъ были отведены поститься на Страстную недѣ лю: въ Богоявленскій м. Мосѣ йка; въ Аѳ анасьевскій мон., что у Фроловскихъ воротъ, Исакъ да Симонка) (А. О. II., No 696). Только св. старцу Донской могъ отдать для подворья такое близкое къ дворцу мѣ сто, съ желаніемъ всегда видѣ ть его возлѣ себя. И св. старцу во время пребыванія его въ Москвѣ также было необходимо останавливаться въ близости отъ вел. князя, не странствуя для этого напрасно за цѣ лыя версты отъ Кремля. Что вотчины и пошлины съ пятнанья лошадей даны монастырю уже послѣ кончины св. старца (1391 г.), это вѣ роятно; но также вѣ роятно, что подворье возлѣ Великокняжескаго двора для временнаго пребыванія въ Москвѣ и именно у вел. князя было дано еще при жизни святого. Такимъ образомъ, съ большою вѣ роятностью, можно предполагать, что основаніе Троицкаго подворья должно относить къ первому времени близкихъ сношеній преподобнаго Сергія съ Москвою, то-есть съ ея вел. княземъ Дмитріемъ, часто приходавшимъ въ Сергіевъ монастырь подъ благословенье святого его основателя.

Для зарождавшагося Сергіева монастыря, принимавшаго въ святомъ лицѣ его основателя живое участіе во всѣ хъ болѣ е или менѣ е важныхъ дѣ лахъ Великаго княженія, было необходимо устроить въ городѣ свое собственное пристанище, которое и основалось на особомъ подворьѣ близь Троицкихъ воротъ. Во вкладной книгѣ Троицкаго монастыря прямо говорится, что вел. князь Дмитрій Иван. пожаловалъ въ Москвѣ въ городѣ мѣ сто подъ церковь и подъ кельи близь своего государева двора.

Первая на подворьѣ церковь во имя Богоявленія была, конечно, деревянная. Впервые о ней, а съ нею и о самомъ подворьѣ, лѣ тописецъ упоминаетъ съ 1374 г., какъ можно предполагать, по слѣ дующему обстоятельству:

17 сентября 1374 г. скончался послѣ дній Тысяцкій города Москвы Василій Васильевичъ Протасьевъ, внукъ перваго Московскаго Тысяцкаго Протасія. Василій Вас. былъ погребенъ у церкви Богоявленія, " преставися въ чернецехъ и въ схимѣ; положенъ бысть у церкви Богоявленія", въ монастырѣ св. Богоявленія, присовокупляетъ болѣ е поздній лѣ тописецъ. Выраженіе у церкви Богоявленія можетъ относиться и къ Кремлевской церкви и къ Кремлевскому Богоявленскому монастырю, который, несомнѣ нно, и основанъ бьглъ въ одно время съ постройкою церкви.

Въ такомъ случаѣ исторія подворья должна начинаться отъ временъ самого св. Сергія.

Но сколько извѣ стно, первое прямое лѣ тописное свидѣ тельство о существованіи Троицкаго подворья относится къ 1460 году, когда Сергіевскіе старцы поставили на своемъ дворѣ при игуменѣ Вассіанѣ Рыло каменную церковь Богоявленія. Затѣ мъ лѣ тописцы разсказываютъ, что въ 1473 году, на пятой недѣ лѣ Великаго поста, 4 апрѣ ля, случился не малый пожаръ внутри Кремля у великокняжеской церкви Рождества Богородицы, откуда огонь разнесся по близь стоявшимъ дворамъ и не пощадилъ и митрополичъяго двора, сгорѣ вшаго дотла, а также и многихъ другихъ дворовъ по Богоявленье Троицкое, уцѣ лѣ вшее отъ пожара.

Митрополитъ Филиппъ, только что заложившій постройку новаго большого Успенскаго собора, столько былъ потрясенъ этимъ несчастнымъ обстоятельствомъ, что заболѣ лъ и почувствовалъ приближеніе своей кончины. Отъ пожара онъ удалился изъ Кремля на Никольскую улицу Китай-города въ монастырь къ Николѣ Старому. На другой день, возвратившись въ Кремль, въ соборъ, ко гробу св. Петра, совсѣ мъ изнемогая, сталъ просить вел. князя отпустить его въ монастырь на покой отъ святительскаго сана. Вел. князь не захотѣ лъ отпустить его куда-либо за городъ въ дальній монастырь, но отвезъ его въ близь тутъ сущій монастырь къ Богоявленію на Троицкомъ дворѣ.

Святитель тотчасъ позвалъ къ себѣ своего отца духовнаго, причастился и пособоровался. Князю же великому только объ одномъ приказывалъ, чтобы церковь (соборная) была совершена. О томъ же приказывалъ и Ховрину, Владиміру Григорьевичу, и сыну его Головѣ; говорилъ, что на совершеніе церкви уготовлено у него все, только попекитесь о дѣ лѣ, а то все есть, все готово, не умолкая говорилъ. И людей, которыхъ накупилъ на то дѣ ло, приказывалъ отпустить. На другой же день 6 апрѣ ля, по другимъ показаніямъ 5 апрѣ ля, онъ и померъ на этомъ Троицкомъ дворѣ.

Въ этотъ пожаръ 1473 г. церковь Богоявленія, какъ упомянуто, уцѣ лѣ ла. Погорѣ ли сосѣ дніе дворы митрополита и князя Бориса Васильевича (впослѣ дствіи Годуновскій), огонь дошелъ только по церковь Богоявленія; то же случилось и въ новый пожаръ 1479 г.

Вѣ роятно, постройка 1460 г. была произведена неискусными мастерами и изъ матеріаловъ недобраго качества, такъ что лѣ тъ черезъ 20 церковь была разобрана, " бѣ бо трухла вельми", и на томъ же мѣ стѣ заложена новая. Но здѣ сь у лѣ тописцевъ это заложеніе новой церкви и разобраніе старой упоминается подъ тремя разными годами: въ 1479 (ошибочно), потомъ въ 1480 и 1482 гг., такъ что трудно съ точностью опредѣ лить, въ какой именно годъ совершилась новая постройка. Можно съ вѣ роятностью предположить, что разобраніе старой послѣ довало въ 1480 г., а строеніе довершилось въ 1482 г., при чемъ упомянуто, что оно сооружено изъ кирпича, вмѣ сто бѣ лаго камня, какъ строили въ старину и какъ въ это время, по наученію итальянскихъ архитекторовъ, стали строить уже изъ кирпича.

Такимъ образомъ, во второй половинѣ XV столѣ тія Троицкое подворье уже именовалось Богоявленскимъ монастыремъ, слѣ довательно было управляемо по крайней мѣ рѣ строителемъ въ зависимости отъ Троицкаго игумена. Въ Москвѣ въ тѣ же времена существовалъ другой Богоявленскій монастырь за Торгомъ, что и подаетъ поводъ смѣ шивать извѣ стія объ этихъ двухъ монастыряхъ, если точно не обозначаются ихъ мѣ стности.

Другая церковь на Подворьѣ во имя св. Сергія по всему вѣ роятію была выстроена вскорѣ послѣ обрѣ тенія его св. мощей въ 1423 г. и причисленія преподобнаго къ лику святыхъ угодниковъ, т.-е. въ первой половинѣ ХV столѣ тія.

Для митрополичьяго и для Великокняжескаго двора такой храмъ вблизи ихъ жилищъ являлся необходимою святынею для царскаго моленія и служенія во дни памяти святого. Поэтому въ эти дни митрополиты, а впослѣ дствіи патріархи, почти всегда сами служили въ этомъ храмѣ на память св. Сергія, куда нерѣ дко приходилъ къ службѣ и государь, если по какому-либо случаю оставался въ Москвѣ и не отъѣ зжалъ на обычное богомолье въ самый монастырь Троицкій, для котораго Кремлевскій храмъ былъ непосредственнымъ молебникомъ.

Въ 1532 г. октября 30 первый царь Московскій Василій Ивановичъ у Богоявленія на Троицкомъ дворѣ даже крестилъ новорожденнаго своего второго сына Юрья, отдавая такимъ образомъ новорожденяаго подъ покровъ крѣ пкаго заступника и молитвенннка за всѣ хъ государей Москвы. Крещеніе совершалъ Троицкій же игуменъ Асафъ Скрипицынъ да старецъ Данилъ изъ Переяславля. Радость этому событію была неимовѣ рная для всего города Москвы.

Въ 1542 г., во время неистовыхъ боярскихъ смутъ, митрополитъ Іоасафъ подвергся великимъ оскорбленiямъ за то, что не былъ на сторонѣ князей Шуйскихъ, руководившихъ смутою, " начаша ему безчестіе и срамоту чинити великую и каменіемъ по кельѣ шибати. Святитель невозможе того терпѣ ти, сойде съ своего двора на Троицкое подворье... Бояре послали за нимъ дѣ тей боярскихъ Новгородцевъ съ неподобными рѣ чьми, и съ великимъ срамомъ поносили его и мало его не убиша, едва у нихъ умолилъ игуменъ Троицкій Алексѣ й Сергіемъ чудотворцемъ да бояринъ кн. Дмитрій Палецкой. И бысть мятежъ великъ въ то время на Москвѣ; и государя въ страхованіи учиниша". Святителя сослали въ Кирилловъ монастырь.

1 февраля 1565 г. въ ночи загорѣ лся дворъ кн. Владиміра Андреевича (Годуновскій) и возлѣ него дворъ кн. Ивана Мстиславскаго; потомъ задній дворъ митрополита, а возлѣ и Троицкій монастырь съ церковью Богоявленія, у которой сгорѣ ли три верхи. Тогда же сгорѣ ла передъ дворомъ Мстиславскаго и церковь, тоже о трехъ верхахъ, деревянная (Рождества Христова?). Три верха у Богоявленской церкви должны обозначать, что окладъ ея былъ сооруженъ, хотя и изъ кирпича, но по образцу деревянныхъ церквей въ родѣ церкви Рождества Путинки. Однако по рисункаиъ ХVІІ ст. она была одноглавая, шатровая, быть можетъ въ такомъ видѣ выстроена послѣ этого пожара.

Въ началѣ 1607 г. по мысли царя Василія Ив. Шуйскаго и патріарха Ермогена со всѣ мъ освященнымъ соборомъ было рѣ шено принести всенародное покаяніе въ совершонныхъ при появленіи Самозванца клятвопреступленiяхъ, когда цѣ ловали крестъ царю Борису, а потомъ его сыну Ѳ едору, и измѣ нили имъ, присягнувъ Самозванцу, которому тоже измѣ нили, хотя и по правдѣ. Клятвы эти лежали тяжелымъ нравственнымъ бременемъ на всей народной Москвѣ. Душа Московская тревожилась этими грѣ хами и требовала молебнаго очищенiя ихъ. Для этой цѣ ли было рѣ шено призвать изъ Старицы въ Москву отставленнаго при Самозванцѣ патріарха Іова и просить его простить, разрѣ шить, очистить содѣ янные грѣ хи клятвопреступленія. 14 февраля 1607 г. бывшій патріархъ прибылъ въ Москву и по царскому велѣ нію поселился на Троицкомъ подворьѣ.

Всепрощеніе совершено торжественно 20 февраля въ Успенскомъ соборѣ, куда была призвана вся посадская Москва, гости и изъ всѣ хъ слободъ и сотенъ старосты, сотскіе, торговые и мастеровые и всякіе люди мужеска полу, подавшіе бывшему патріарху челобитную отъ всенароднаго множества, съ великимъ плачемъ и неутѣ шнымъ воплемъ, простить и разрѣ шить всенародные клятвенные грѣ хи. Въ соборѣ архидіаконъ съ амвона велегласно прочелъ эту челобитную, а потомъ и прощальную разрѣ шительную грамоту, написанную по рѣ шенію всего духовнаго собора. Все это было очень надобно новому и не совсѣ мъ правильно избранному царю Василію Шуйскому; очень надобно было укрѣ пить народную Москву въ мысляхъ неизмѣ нно служить новому царю и доподлинно знать, что Лжедимитрій былъ истинный Самозванецъ, такъ какъ уже являлся новый самозванецъ, извѣ стныйпотомъ подъ именемъ Тушинскаго Вора.

По сказанію Авраамія Палицына, во время избранія на царство Михаила Романова, къ старцу въ Богоявленскій монастырь на Троицкое подворье приходили многіе дворяне и дѣ ти боярскія и гости многихъ разныхъ городовъ; и атаманы и казаки открывали ему свою мысль и благое изволеніе избрать именно Михаила. Приносили объ этомъ и свои писанія, моля старца да возвѣ ститъ о семъ державствующимъ тогда боярамъ и воеводамъ. Старецъ отъ великой радости исполнился многихъ слезъ и скоро пошелъ возвѣ стить о томъ всему освященному собору и боярамъ и воеводамъ и всему Синклиту, которые, слышавше, благодарили Бога о преславномъ начинаніи. Повѣ ривши на слово старцу, историки стали утверждать, что избраніе Михаила происходило на Троицкомъ подворьѣ.

Въ Смутное время старецъ, конечно, не однажды проживалъ на своемъ подворьѣ и писалъ оттуда поучительныя грамоты въ свой монастырь.

Когда въ 1619 г. отецъ царя Михаила, митрополитъ Филаретъ Никитичъ, возвратился 14 іюня изъ Польскаго плѣ на, то, прибывъ въ Москву, онъ остановился на Троицкомъ подворьѣ и жилъ тамъ до Посвященія его въ санъ патріарха 24 іюня того же года. Къ его пріѣ зду были изготовлены каменныя кельи, къ шести дверямъ которыхъ для ихъ обивки было отпущено сукно...

Такъ какъ въ Кремлѣ церковь во имя Богоявленія на Троицкомъ подворьѣ была единственною, то царь Михаилъ Ѳ едоровичъ въ день Богоявленія всегда слушалъ въ ней литургію, приходя туда послѣ Іорданскаго крестнаго хода. Въ этомъ году онъ выходилъ обыкновенно въ большомъ царскомъ нарядѣ, который, придя на Троицкое подворье, перемѣ нялъ на болѣ е легкій нарядъ и въ немъ и слушалъ церковную службу.

Въ дни памяти преподобнаго Сергія, 5 іюля и 23 сентября, государь праздновалъ также на подворьѣ, въ храмѣ св. Сергія, приходя наканунѣ къ вечерни и въ самый праздникъ къ литургіи. Для этой цѣ ли отъ Дворца на подворье были устроены особые внутренніе переходы.

Особое благоволеніе къ подворью оказывалъ царъ Алексѣ й Михаиловичъ. На подворьѣ имъ была построена въ 1661 г. новая предѣ льная церковь во имя Ѳ еодора Стратилата, тезоименитаго царевичу Ѳ едору Алексѣ евичу. Строили каменныхъ дѣ лъ подмастерье Иванъ Апсинъ и каменщики Емелька Семеновъ съ товарищи. Постройка этой церкви именно на Троицкомъ подворьѣ, а не въ другомъ мѣ стѣ, несомнѣ нно была вызвана тѣ мъ обстоятельствомъ, что царевичъ родился (30 мая) дня за три до Троицына дня (2 іюня), а вмѣ стѣ съ тѣ мъ и особымъ почитаніемъ памяти преподобнаго Сергія, о которой благочестивѣ йшій въ точномъ смыслѣ государь заботился съ большимъ усердіемъ. Вь егожизни много было поводовъ для усердной молитвы къ великому заступнику Московскихъ государей.

Царь по слѣ дамъ отца приходилъ на подворье къ церковнымъ службамъ и въ день Богоявленія до 1653 г., когда сталъ выходить уже въ Успенскій соборъ, и въ дни памяти св. Сергія, а также 8 іюня на именины царевича Ѳ едора Алексѣ евича. Въ особенныхъ случаяхъ онъ самъ провожалъ туда св. иконы отъ крестныхъ ходовъ, выносимыя въ эти ходы и изъ церквей Троицкаго подворья.

Такіе случаи встрѣ чались по поводу молебствій о побѣ дахъ, " что милостію Божіею и помощью и заступленіемъ Пресв. Богородицы и молитвами Московскихъ чудотворцевъ и великаго въ чудотворцахъ препод. Сергія ратные Русскіе люди Крымскихъ татаръ или польскихъ и литовскихъ людей побили".

Случалось, хотя и очень рѣ дко, что на Сергіеву память 25 сентября вмѣ сто обычнаго похода къ Троицѣ въ монастырь государь совершалъ это празднованіе на Троицкомъ подворьѣ въ храмѣ преподобнаго Сергія.

Когда въ 1667 г. генваря 31 послѣ Никона былъ избранъ въ патріархи архимандритъ Троицкаго монастыря Іоасафъ, онъ пребывалъ въ то время на своемъ Троицкомъ подворьѣ, въ Богоявленскомъ монастырѣ, и послѣ избранія, которое происходило въ царскомъ дворцѣ, въ Верху, т.-е. въ Теремныхъ покояхъ, шествовалъ къ себѣ на подворье, шелъ въ святыя ворота, въ церковь Богоявленія, потомъ въ церковь Сергія чудотворца, гдѣ слушалъ обѣ дню и затѣ мъ удалился въ келью.

8 февраля было ему нареченіе у Вселенскихъ патріарховъ въ полатѣ (въ Чудовомъ монастырѣ), откуда новонареченный патріархъ снова шелъ на свое подворье торжественно, при чемъ у него у саней на запяткахъ ѣ хали соборный протопопъ да дьяконъ.

9 февраля въ Успенскоиъ соборѣ послѣ малой вечерни было ему же благовъстіе, т.-е. торжественное провозглашеніе, что Вселенскіе патріархи призываютъ его святыню на патріаршество богоспасаемаго царствующаго града Москвы и всея Россіи.

Послѣ того новонареченный пошелъ въ сопровожденіи архіереевъ ко Вселенскимъ патріархамъ, въ ихъ полаты, гдѣ вначалѣ было воспѣ то многолѣ тіе государю и патріархамъ трижды потомъ посадили нареченнаго на лавкѣ подлѣ патріарховъ, по лѣ вую руку отъ угла, и поставили передъ патріархами столъ и на немъ наставили овощей, сладкихъ ядей всякихъ, сахаровъ и дыней въ патокѣ, и передъ властей Русскихъ, сидящихъ за другимъ столомъ и въ скамьѣ; и питье подносили въ кубкахъ и въ ковшахъ. Это было угощеніе, вѣ роятно, по обычаю антіохійскому и александрійскому, откуда были Вселенскіе патріархи. И потомъ, благодаря Бога, пареченный патріархъ Московскій, поѣ халъ къ себѣ на подворье и тамъ жаловалъ протопопа, ключаря, дьякона и дьяковъ домовыхъ, потчивалъ самъ въ кельѣ у себя, а пѣ вчихъ велѣ лъ на погребѣ потчивать.

10 февраля совершилось торжество поставленія, послѣ котораго новопоставленный патріархъ вмѣ сто Троицкаго подворья шествовалъ уже на патріаршій дворъ въ сопровожденіи архіереевъ и пѣ вчихъ, воспѣ вавшихъ по чину подобающіе стихи. Затѣ мъ былъ столъ у государя въ Грановитой полатѣ и объѣ здъ новаго патріарха вокругъ города Кремля. Должно замѣ тить, что каждый избранный изъ архимандритовъ Троицкаго монастыря или въ архимандриты этого монастыря всегда имѣ лъ хотя и временное пребываніе на Троицкомъ подворьѣ.

Въ 1674 г. на память препод. Сергія 25 сентября государь, отправившись въ походъ къ Троицѣ, назначилъ торжественную службу и на Троицкомъ подворьѣ, гдѣ служилъ самъ патріархъ Іоакимъ и съ нимъ два митрополита, 3 архіепископа, 1 епископъ, архимандриты, игумены, протопопы, въ присутствіи бояръ, оставленныхъ во дворцѣ оберегать Москву.

Такое же торжественное служеніе происходило и въ 1675 г. на праздникъ Богоявленія, когда 5 января государь выходиль на подворье къ вечернѣ и къ обѣ днѣ. И тогда служилъ самъ патріархъ и съ нимъ 3 митрополита, 2 архіепископа, 1 епископъ, 4 архимандрита, 6 игуменовъ и протопопы.

Въ 1675 г. іюля 5 приходилъ государь изъ похода съ Воробьевой горы праздновать Сергію на подворье въ торжественномъ шествіи, въ каретѣ, въ сопровожденіи бояръ и другихъ чиновъ и въ предшествіи Стремяннаго полка стрѣ льцовъ. Церковная служба также совершалась патріархомъ съ 2 митрополитами и прочимъ духовенствомъ. Послѣ обѣ дни государь возвратился за Воробьеву же гору.

Всѣ патріархи также праздновали память св. Сергія и іюльскую и сентябрьскую на Троицкомъ подворьѣ, раздавая при этомъ обычную милостыню нищимъ и въ тюрьмы несчастнымъ сидѣ льцамъ. Около Троицкаго подворья постоянно обитали нищіе леженки въ кибиткахъ, такъ и называемые кибиточными, числомъ 14 человѣ къ.

Какъ извѣ стно, у царя Алексѣ я Михаиловича во дворцѣ, въ особыхъ хоромахъ, жили придворные верховые нищіе богомольцы, старики ветхіе лѣ тами, о которыхъ царь заботился всѣ ми мѣ рами, а потому, въ случаѣ ихъ смерти, похоронялъ ихъ на Троицкомъ подворьѣ, а впослѣ дствіи въ Екатерининской подмосковной пустынѣ. Но отпѣ ваніе всегда происходило на подворьѣ, въ церкви преподобнаго Сергія.

Такъ, въ 1669 г. апрѣ ля 9 государь хоронилъ богомольца Венедихта Тимоѳ еева, при чемъ на отпѣ ваніи и погребеніи были патріархъ и Паисій папа и патріархъ Александрійскій и судія Вселенскій, Троицкій и Чудовской архимандриты, 10 священниковъ, архидіаконъ, 11 дьяконовъ, которымъ всѣ мъ роздано похоронныхъ денегъ 31 р. 28 алт. 2 деньги.

Въ 1670 г. мая 19 государь схоронилъ на подворьѣ другого нищаго богомольца, Павла Алексѣ ева, а въ 1674 г. генваря 8 государь былъ на отпѣ ваніи третьяго нищаго, Мартиніана, а потомъ, генваря 23, четвертаго, Климента, которые оба были похоронены въ Екатерининской пустынѣ.

Но былъ случай и болѣ е торжественнаго отпѣ ванія. 19 мая скончался въ Кремлѣ на своемъ дворѣ, впослѣ дствіи перестроенномъ въ Потѣ шный дворецъ, тесть государя, отецъ царицы Марьи Ильичны, великій бояринъ Илья Даниловичъ Милославскій. На другой день, въ среду, его вынесли на Троицкое подворье въ церковь св. Сергія, что у Трапезы.

Въ тотъ день праздновали св. Алексѣ ю митрополиту и потому государь слушалъ литургію въ Чудовѣ монастырѣ, гдѣ служили Макарій, патріархъ Антіохійскій, и Іоасафъ, патріархъ Московскій. Третій патріархъ, Паисій Александрійскій, совершалъ службу надъ тѣ ломъ покойника на подворьѣ вмѣ стѣ съ митрополитомъ Павломъ Сарскимъ.

Послѣ обѣ дни въ Чудовѣ государь и оба патріарха перешли по переходамъ на подворье и тамъ три патріарха съ другими властями совершили отпѣ ваніе въ трапезѣ; въ самой церкви было непомѣ стимо.

Послѣ отпѣ ванія покойнпка проводили митрополитъ Сарскій со властями и бояре къ церкви Николы, именуемаго Столпа, для погребенія, гдѣ были похоронены родители покойнаго. Въ проводахъ воспѣ вали пѣ вчіе государевы и патріарховы всѣ станицы. Кому выходило такое счастіе на погребеніи, что отпѣ вали три патріарха!

Царь Алексѣ й Михаиловичъ не забывалъ Троицкое подворье и во время своихъ ночныхъ выходовъ въ прощеные дни Масляницы и Страстной недѣ ли для раздачи братіи милостыни, и особенно на Святой для христосыванья съ иноками, или въ дни рожденія государевыхъ дѣ тей, а также и при другихъ особенныхъ случаяхъ.

Такъ, въ 1674 г. октября 24, намѣ реваясь на время переселиться со всѣ мъ семействомъ въ загородный Дворецъ въ селѣ Преображенскомъ, государь дѣ лалъ выходъ по монастырямъ и подворьямъ, какъ обычно ходилъ въ прощеные дни и на Святой недѣ лѣ, въ томъ числѣ и на Троицкое подворье. Слѣ домъ за нимъ ходила и царица съ младшими царевичами и царевнами по тѣ мъ же монастырямъ и подворьямъ, именно въ соборы Успенскій и Архангельскій, въ Вознесенскій и Чудовъ монастыри, на Троицкое и Кирилловское подворья да къ Николѣ Гостунскому.

Женская и малолѣ тная половина царской семьи, какъ извѣ стно, всегда была сокрыта для народныхъ очей и потому если и случалось ей приходить въ Сергіевъ праздникъ къ церковной службѣ на подворье, то такіе выходы всегда совершались втайнѣ. Въ церковныхъ запискахъ 1685--1691 гг. упоминается, что къ литургіи въ Сергіевъ праздникъ на Троицкое подворье приходилъ и молодой царь Петръ, а также царица и большія царевны, обыкновенно внутренними переходами съ Дворца.

Патріархъ также ходилъ къ празднику и отъ праздника переходами, архіереи каретами, а черныя власти пѣ шкомъ. За патріархомъ слѣ домъ приходили царевны тайно и стояли во время службы въ трапезѣ за занавѣ сками. Кажденіе имъ бывало и прежде патріарха, какъ онъ самъ приказывалъ.

А. В. Горскій въ " Описаніи Троицкой лавры" приводитъ свидѣ тельство, что " въ 1666 г. августа 18 монастырь Богоявленскій на Троицкомъ подворьѣ вмѣ стѣ съ патріаршимъ дворомъ сгорѣ лъ".

Но здѣ сь кроется какая-либо неточность, потому что въ томъ году, августа съ 26 на 27, царь Алексѣ й Мих., обрадованный рожденіемъ царевича Ивана Алексѣ евича, совершивъ богомольный выходъ въ соборы и монастыри Вознесенскій и Чудовъ, возвратился въ свои хоромы изъ Чудова монастыря переходами, которые пролегали чрезъ улицу и чрезъ весь патріаршій дворъ, чего не могло бы случиться, если бы патріаршій дворъ горѣ лъ за нѣ сколько (за восемь) дней передъ тѣ мъ.

Составъ монашествующей братіи, пребывавшей на подворьѣ, не всегда бывалъ одинаковъ по числу лицъ.

Постояннымъ управителемъ подворья былъ строитель. Въ 1626 г. при строителѣ находилось 12 человѣ къ старцевъ. Въ 1628г. числилось три попа, 2 дьякона и 16 братовъ. В ъ 1665 г., кромѣ строителя, было 15 человѣ къ рядовой братіи. Спустя почти сто лѣ тъ, въ 1763 г., на подворьѣ пребывали: строитель, 2 іеромонаха, іеродіаконъ, понамарь и бѣ льцы: 2 псаломщика, 2 трудника и для караула 2 человѣ ка. Монахи изъ лавры назначались посмѣ нно. Въ 1764 г. подворье было упразднено.

Прицеркви Ѳ едора Стратилата, построенной царемъ Алексѣ емъ Михаиловичемъ, состояло съ 1664 г. на службѣ бѣ лое духовенство: 2 попа, дьяконъ, 2 дьячка, понамарь, сторожъ, которые получали содержаніе, ругу, изъ Дворца слишкомъ сто рублей на всю братію, кромѣ годовыхъ суконъ (12 руб.) и хлѣ бнаго жалованья.

При царѣ Ѳ еодорѣ Алексѣ евичѣ эта руга была увеличена до 196 рублей, въ томъ числѣ значилось питья и ѣ ствъ изъ Дворца слишкомъ но 90 руб.

Такъ молодой царь благоволилъ къ церкви своего Ангела.

При строгой разборкѣ ружныхъ окладовъ по всѣ мъ Московскимъ соборамъ, монастырямъ и церквамъ, произведенной Петромъ Великимъ въ 1699 и 1700 гг., о ругѣ духовенству церкви Ѳ едора Стратилата государь далъ слѣ дующую отмѣ тку: " Буде та церковь построена по государскому изволенію и имъ руга давать сполна, а буде строена изъ монастыря и имъ тое ругу имать изъ доходовъ Троицкаго монастыря..." По справкѣ въ приказѣ Большаго Дворца не оказалось свѣ дѣ нія, что церковь построена по государскому изволенію, хотя въ томъ же 1700 году церковь была поновлена и подписана стѣ ннымъ иконнымъ письмомъ, и для службы книги и всякая церковная утварь были даны изъ приказа Большаго Дворца, а ризы изъ Казеннаго приказа, слѣ довательно на царское иждивеніе. Но государь рѣ шилъ быть у той церкви Троицкаго монастыря чернымъ попамъ, для того, что тотъ предѣ лъ на ихъ монастырскомъ подворьѣ, а бѣ лымъ попамъ не быть и руга отставить.

Во время великаго пожара въ 1737 г. подворье все выгорѣ ло и потомъ было возобновлено. Церковь св. Сергія съ предѣ ломъ Ѳ едора Стратилата вновь была освящена въ мартѣ 1738 года. Объ освященіи церкви Богоявленія свѣ дѣ ній не встрѣ тилось, что даетъ мѣ сто предположенію, существовала ли эта церковь во время пожара, такъ какъ есть свидѣ тельство, хотя и сомнительное, что въ 1722 г. архимандритъ Троицкаго монастыря Гавріиль Бужийскій самовольно разобралъ на подворьѣ церковь во имя преп. Сергія, о чемъ жаловались Синоду власти Троицкаго монастыря въ 1727 г., а въ 1729 г. подали жалобу на Высочайшее имя въ Верховный Тайный Совѣ тъ, присовокупляя, " что церковь до Литовскаго раззоренія за многіе годы была создана каменная, изряднаго мастерства, съ теплою трапезою, съ папертьми и съ колокольнею". Едва ли можно допустить, чтобъ эти офиціальныя жалобы были пустою ябедою на архимандрита, который на самомъ дѣ лѣ могъ разобрать церковь не св. Сергія, а именно церковь Богоявленія, по случаю ея вѣ ковой ветхости. Въ " Путеводителѣ къ древностямъ и достопамятностямъ Московскимъ" приведена лѣ топись объ освященiи на подворьѣ церкви Богоявленія 14 мая 1754 г.

" Освятися жертвенникъ Господа Бога нашего Іисуса Христа въ царствующемъ градѣ Москвѣ, въ Богоявленскомъ монастырѣ, что на Троицкомъ подворьѣ, во храмѣ св. Богоявленія Господня при державѣ " и пр. Это очень важное показаніе заставляетъ предполагать, что церковь на самомъ дѣ лѣ была разобрана и выстроена вновь, почему о ней и не помянуто при возобновленіи церквей послѣ пожара 1737 г. Новая церковь по размѣ ру была меньше старой. Относительно замѣ ны одно другимъ именъ, вмѣ сто Богоявленія--св. Сергія, могла произойти ошибка, очень возможная для Троицкихъ властей, повсюду помнившихъ только св. имя Сергія.

Къ коронаціи 1762 года обветшавшее снаружи подворье было обновлено поправкою и покраскою.

Въ 1764 году по указу отъ 26 февраля вся мѣ стность подворья была присоединена къ Кремлевскому дворцу. По этому случаю еще въ 1763 г. была составлена опись зданіямъ подворья, изъ которой узнаемъ, что на немъ существовали слѣ дующія строенія:

1) Каменная церковь Богоявленія, длиною 6 саж., шириною 5 саж. 1 арш., крытая желѣ зомъ.

2) При ней церковь чуд. Сергія, длиною 15 саженъ въ томъ числѣ и трапеза, шириною 6 саж., крытая тесомъ.

3) Между Богоявленской и Сергіевской предѣ льная во имя Ѳ едора Стратилата, длиною 5 саженъ, шириною 2 1/2 саж., крытая тесомъ.

4) При одной изъ церквей подъ деревянною крышкою висѣ ло 6 колоколовъ, --это была небольшая колокольня.

5) Подъ церквами въ подклѣ тномъ этажѣ въ разныхъ полатахъ находились подъ Богоявленскою церковью молельная (?) полата, хлѣ бодарня, 2 кельи, братскій погребъ; подъ церковью Ѳ едора Стратилата--кладовая полата, подъ трапезою церкви Сергія--магазейная полата.

6) Настоятельскія кельи въ два яруса занимали пространство длиною въ 17 саж., шириною 4 саж. 2 арш. съ сѣ нями, дл. 5 1/2 саженъ, шириною 3 саж. Въ верхнемъ ярусѣ находилось 10 келей и сѣ ни. Въ нижнемъ--келья, кухня, 2 погреба. Крыты черепицею. Настоятельскія кельи по описи 1769 года заключали въ себѣ: залъ, длиною почти 15 арш., шириною 11 арш., въ которомъ въ стѣ нѣ находилось два шкафа съ створчатыми дверцами со стеклами и три окна, въ каждомъ по 8 стеколъ; двѣ двери съ мѣ дными замками. Далѣ е слѣ довали: 8 келей, каждая въ длину 7, въ ширину 6 аршинъ съ двумя окнами и съ однимъ или съ двумя шкафами въ стѣ нѣ за стеклами. Въ двухъ кельяхъ было по четыре окна. Во всѣ хъ кельяхъ было пять печей галанскихъ изразчатыхъ синихъ со шкафами. Стѣ ны вездѣ были обиты бумажными обоями разныхъ цвѣ товъ. Снаружи покрытое черепицею, зданіе было выкрашено желтою краскою; съ двухъ сторонъ у него было два крыльца каменныя.

7) Другія настоятельскія кельи, длиною 6 1/2 саж., шириною 6 саж., содержали въ верху 4 комнаты, подъ которыми находились кухня и приспѣ шная полата, да полатка сторожевая; крыты тесомъ.

8) Братскія кельи въ два же яруса на 13 саж. длины и 2 саж. 1 арш. ширины; въ верху 5 келей и сѣ ни, внизу келья съ сѣ нями, кухня, кладовая; крыты тесомъ.

9) Другія братскія кельи, длиною на 20 саж. 1 арш.; въ нихъ въ верху 9 келей, трои сѣ ни, кухня, кладовая, чуланъ; въ нижнемъ ярусѣ шесть келей, двѣ хлѣ бныхъ, трои сѣ ни, чуланъ каменный, другой деревянный, кладовая, погребъ; возлѣ --каменный ледникъ и каменная конюшня на 6 1/2 саженъ.

10) Конюшня каменная, длиною 8 саж., шириною 4 1/2 сажени, крытая тесомъ. Деревянная конюшня, пристроенная къ оградѣ, длиною 8, шириною 3 сажени.

11) Ограда каменная около церквей, длиною 32 1/2 саж., вышиною 1 1/2 сажени, шириною полсажени. По описи подворья 1642 года значится, что ограда имѣ ла 3 стѣ ны каменныя, а четвертая стѣ на отъ патріаршаго двора забрана заборомъ.

Поступившее сначала въ Дворцовое, а потомъ вскорѣ въ Сенатское вѣ домство, Троицкое подворье по распоряженію Сената въ томъ же 1764 г. было занято Суднымъ приказомъ. Затѣ мъ въ 1778 г. по такому же распоряженію часть подворья со стороны Троицкихъ воротъ была отдана для помѣ щенія оберъ-коменданта генералъ-поручика Ржевскаго, при чемъ въ 1776--1777 году были произведены исправленія всѣ хъ потребностей, хотя комендантъ тогда же доносилъ Сенату, что починка произведена непрочно.

Съ этого времени церковь Богоявленія обозначалась, что въ Комендантскомъ домѣ.

Въ первый же годъ XIX столѣ тія начались ретивыя заботы объ очищеніи Кремля отъ древнихъ зданій, которое и совершалось очень дѣ ятельными руками извѣ стнаго начальника Дворцоваго Вѣ домства П. С. Валуева. Годъ за годомъ онъ спѣ шно производилъ такое очищеніе, и въ 1806 г. дѣ ло дошло до Троицкаго подворья и съ Комендантскимъ зданіемъ. 25 февраля 1806 года митрополитъ Платонъ писалъ къ своему викарію преосв. Августину, что получилъ писаніе изъ Петербурга, о томъ, " чтобы сломать все, что отъ Двунадесяти Апостолъ до Троицкихъ воротъ и церковь Богоявленскую; оть меня спрашиваютъ, можно ли церковь разобрать... Чудно, какъ будто напущено, и моя конюшня уничтожится. Я отвѣ чалъ, что надлежитъ. Не знаю, что выйдетъ..."

По проекту Валуева слѣ довало сломать старыя и уже ветхія зданія Цареборисовскаго двора и задней половины патріаршаго двора, гдѣ и находилась митрополичья конюшня, а далѣ е и все Троицкое подворье съ Комендантскимъ домомъ. На этой площади была назначена постройка новой Оружейной полаты (нынѣ казармы) (Альбомъ видовъ No XXI).

Для помѣ щенія коменданта предполагалось взять у митрополита выстроенный имъ Архіерейскій домъ, о чемъ такъ скорбѣ лъ владыка Платонъ (см. Описаніе этого дома, стр. 279).

Кончилось однако тѣ мъ, что указомъ 5 апр. 1806 г. коменданту для житья отведенъ, былъ старый Потѣ шный Кремлевскій дворецъ, а въ іюлѣ того же года послѣ довало Высочайшее повелѣ ніе разобрать Богоявленскую церковь и самое подворье, которое и было разобрано въ 1807--1808 году.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.