Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вознесенскій монастырь.






 

Идя отъ Спасскихъ воротъ по лѣ вой сторонѣ древней Спасской улицы и затѣ мъ по лѣ вой же сторонѣ древней площади, впослѣ дствіи проименованной Ивановскою площадью, мы достигли въ своемъ обозрѣ ніи древнихъ мѣ стностей Кремля, по этой сторонѣ, собора Архангельскаго или вообще соборной мѣ стности, откуда возвратимся теперь снова къ Спасскимъ воротамъ и пройдемъ правою стороною Спасской улицы и дальнѣ йшимъ ея направленіемъ, по правой сторонѣ упомянутой площади.

Справа отъ входа въ Кремль у Спасскихъ воротъ стоялъ небольшой каменный объ одной главѣ храмъ во имя св. вмч. Георгія, построенный ъъ 1527 г. вел. кн. Василіемъ Ивановичемъ, вѣ роятно, по какому-либо благочестивому обѣ ту. Въ началѣ XVII ст. въ этомъ храмѣ былъ предѣ лъ во имя Димитрія Солунскаго. Церковь пользовалась государевою ругою; въ 1625 г. ругу получали два попа, дьяконъ и просвирня, а въ 1671 г. еще дьячокъ и понамарь.

Церковь стояла въ разстояніи отъ Спасскихъ вороть въ девяти саженяхъ у Вознесенскаго монастыря (Альбомъ видовъ, No XIX) и была разобрана въ 1808 г. при постройкѣ готическаго нынѣ существующаго храма во имя вмч. Екатерины, алтарь котораго занялъ почти все мѣ сто упраздненной старинной церкви. Этотъ новый готическій храмъ совсѣ мъ закрылъ древній соборъ Вознесенскаго монастыря и всѣ старыя монастырскія зданія.

О Вознесенскомъ монастырѣ лѣ тописцы впервые упоминаютъ еще въ 1386 г., когда въ немъ былъ погребенъ какой-то Симеонъ Яма, человѣ къ почему-либо значительный, если удостоился лѣ тописной памяти. Однако въ одномъ изъ списковъ Никоновской лѣ тописи значится, что этотъ Яма былъ погребенъ въ монастырѣ св. Аѳ анасія, т.-е. на Кирилловскомъ подворьѣ, что, можетъ быть, и вѣ роятнѣ е. Какъ бы ни было, но основаніе монастыря лѣ тописцы единогласно приписываютъ супругѣ вел. кн. Дмитрія Донскаго, Евдокіи, вступившей въ бракъ съ вел. княземъ въ 1365 г. и скончавшейся 7 іюня 1407 г. Въ этотъ послѣ дній годъ своей жизни, еще весною, она заложила въ монастырѣ каменную церковь Вознесенія, по всему вѣ роятію, на мѣ стѣ деревянной. При ея жизни постройка была выведена не высоко, но все-таки вел. княгиня, несомнѣ нно по ея слову, была погребена въ новосооруженномъ храмѣ и тѣ мъ установила за своимъ монастыремъ значеніе общей усыпальницы великихъ княгинь и царицъ и другихъ лицъ женской половины Государева Дома.

Вдовствуя 18 лѣ тъ и ведя жизнь строгой постницы, въ теченіи этого времени вел. княгиня подверглась злой молвѣ отъ легкоумныхъ человѣ къ, что вдовствуетъ не цѣ ломудренно. Молва дошла и въ уши ея сыновей, изъ которыхъ особенно былъ смущенъ этою молвою князь Юрій, впослѣ дствіи соперникъ Василію Темному о правахъ на Великое Княженіе. Чтобы утишить злосмрадную молву передъ сыновьями, она призвала ихъ къ себѣ и въ богатой одеждѣ, въ которой обыкновенно ходила, она раскрыла передъ ними свою грудь, истощенную и изможденную постомъ и богомольными трудами, такъ что видѣ лась одна почернѣ вшая кожа, прилипшая къ костямъ. Строго запретила она сыновьямъ разсказывать о томъ, что они видѣ ли, чему были свидѣ телями, и заповѣ дала, чтобы они не преслѣ довали легкоумныхъ поносителей ея цѣ ломудрія, ибо всѣ мъ людямъ крѣ пкій и долготерпѣ ливый Судья Самъ Господь.

Скрываемая отъ всѣ хъ, ея строгопостническая, трудовая и потому святая ея жизнь была ознаменована Божіею благодатію, чудесами во время ея шествія въ монастырь на постриженіе. Въ это время слѣ пой нищій прозрѣ лъ, утерши глаза оставленнымъ ему рукавомъ отъ ея срачицы. Затѣ мъ до 30 человѣ къ, одержимыхъ различными болѣ знями, получили также исцѣ леніе во время этого шествія. Во иночествѣ великая княгиня была наречена именемъ Евфросиніи.

Спустя много лѣ тъ постройку заложеннаго храма продолжала вел. княгиня Софья Витовтовна. При ней зданіе было возведено " по колъцо гдѣ верху быти", то-есть куполу и главѣ. Пожары 1414, 1415, 1422 гг., особенно великій пожаръ 1445 г. и наставшая Шемякина междуусобная смута не дали возможности завершить постройку конечнымъ сводомъ. Отъ многихъ пожаровъ камень снаружи перегорѣ лъ и своды двигнулись, хотя внутри все было твердо. Въ такомъ видѣ храмъ стоялъ до 1467 г., когда вдова скончавшагося вел. князя Василія Темнаго, вел. княгиня Марія, задумала обветшавшій храмъ разобрать и поставить на томъ мѣ стѣ новый. Но извѣ стный уже намъ Василій Дмитріевичъ Ермолинъ, вѣ роятно въ этомъ дѣ лѣ добрый слуга и пособникъ великой княгини, съ мастерами каменщиками порѣ шилъ не разбирать церковь до основанія, а разобралъ только двигнувшіеся своды и вновь ихъ свелъ, а обгорѣ вшія снаружи стѣ ны одѣ лалъ новымъ камнемъ да кирпичамъ ожиганымъ и такимъ способомъ всю церковь совершилъ. Въ то время всѣ дивились такому необычайному дѣ лу. Того же года ноября 3 храмъ былъ освященъ митрополитомъ Филиппомъ.

Въ 1475 г., во время большого пожара, въ Кремлѣ обгорѣ ло 10 каменныхъ церквей, а у одиннадцатой, у Вознесенiя и нутрь выгор& #1123; лъ.

Въ 1482 г. въ церкви сгорѣ ла чудная икона Одигитріе греческаго письма, сооруженная въ мѣ ру чудной Цареградской. Сгорѣ ло письмо и кузнь-окладъ, а доска осталась. Діоносій иконникъ на той доскѣ написалъ тотъ же образъ. О пожарѣ самаго храма Лѣ топись не упоминаетъ, слѣ довательно этотъ случай касался только иконы.

Конечно, послѣ пожара 1475 г. церковь была возобновлена и простояла съ того года еще слишкомъ сорокъ лѣ тъ, когда въ 1519 г. вел. князь Василій Иван. повелѣ лъ ее разобрать " ветхости ради" и заложилъ новую.

Когда была окончена строеніемъ эта новая церковь, лѣ тописцы не даютъ свидѣ тельства. Можно предполагать, что строителемъ этого храма былъ тотъ же итальянскій архитекторъ, Алевизъ Фрязинъ, который еще въ 1514 г. по повелѣ нію Государя заложилъ въ разныхъ мѣ стахъ Москвы десять церквей, изъ которыхъ за Неглинною церковь Леонтія Ростовскаго и на Срѣ тенкѣ Введеніе были совершены въ 1519 г., слѣ довательно строились четыре года, а потому можно полагать, что Вознесенская церковь былаотстроена въ началѣ двадцатыхъ годовъ.

Въ 1527 г. возлѣ монастыря у самыхъ Спасскихъ воротъ вел. князь выстроилъ церковь св. Георгія, присоединенную впослѣ дствіи (въ 1642 г.) къ монастырскимъ храмамъ.

Во время лютыхъ пожаровъ 1547, 1571, 1626, 1633 и 1737 гг. монастырь въ своихъ деревянныхъ постройкахъ выгоралъ безъ остатка, а каменный его храмъ сохранялъ только свои обгорѣ лыя стѣ ны. Въ пожаръ 1547 г. въ монастырѣ сгорѣ ло 10 старицъ, погибло все: образа, сосуды церковные и всякое имущество; только одинъ чудотворный образъ Богородицы протопопъ успѣ лъ вынести. Въ пожаръ 1571 г. въ монастырѣ сгорѣ ла игуменья съ сестрами.

При царѣ Ѳ едорѣ Ивановичѣ монастырю было отдано находившееся рядомъ подворье Новодѣ вичьяго монастыря съ полатами. На этомъ мѣ стѣ и въ его полатахъ монастырь устроилъ трапезу. Арсеній Елассонскій удостовѣ ряеть, что царь Ѳ едоръ воздвигъ великій храмъ Вознесенія, при которомъ имѣ ется большой монастырь для многочисленныхъ дѣ вственницъ-монахинь, но, вѣ роятно, это свѣ дѣ ніе относится къ устройству упомянутой трапезы (Дмитріевскій: Архіеп. Елассонскій Арсеній. Кіевъ, 1899 г., стр. 93). Взамѣ нъ того Новодѣ вичьему монастырю былъ отданъ дворъ Петра Головина съ полатами.

Въ 1626 г. пожаръ начался на Варварскомъ крестцѣ и въ рядахъ, откуда загорѣ лся верхъ храма Василія Блаженнаго, а отъ него огонь распространился и на Кремль, гдѣ первая загорѣ лась соборная церковь въ Вознесенскомъ монастырѣ, затѣ мъ по сосѣ дству въ Чудовѣ соборная церковь Михаилова Чуда и далѣ е горѣ ло по всему Кремлю.

Въ началѣ XVII ст. въ монастырѣ существовали храмы: соборный Вознесенія и съ 1625 г. два предѣ ла -- одинъ Аѳ анасія и Кирилла, другой Михаила Малеина. Потомъ упоминается въ 1626 году предѣ лъ у инокини Великой старицы Марѳ ы Ив., вмч. Екатерины, и въ томъ же году предѣ лъ Ѳ еодора, иже въ Пергіи, и затѣ мъ Георгія съ предѣ ломъ Дмитрія Солунскаго (упом. съ 1625 г.). Тѣ же церкви существуютъ и въ 1792 г.

Когда и по какому поводу построена церковь вмч. Екатерины, точныхъ свѣ дѣ ній не имѣ емъ, но это воимя, Екатерининъ день, въ XVII ст. составлялъ второй большой монастырскій праздникъ послѣ Вознесенія. Церковь съ именемъ предѣ ла, что " у Великой старицы Марѳ ы Ив.", какъ видѣ ли, упоминается въ 1626 г. Повидимому, этотъ предѣ лъ находился при соборномъ храмѣ монастыря, потому что въ день празднества со святынею приходилъ къ патріарху соборный протопопъ съ братіею, а упоминаніе, что предѣ лъ находился у Великой старицы, можетъ указывать на нее, какъ на основательницу предѣ ла.

Въ 1686 г. церковь вмч. Екатерины вновь построена на воротахъ въ трапезѣ и освящена патріархомъ Іоакимомъ 24 ноября, въ присутствіи царя Ивана Алексѣ евича и царевны Софіи Алексѣ евны.

Въ 1694 г. окт. 15, вѣ роятно по случаю обновленія, освященъ предѣ лъ церкви Михаила Малеина, св. Ѳ еодора, иже въ Пергіи.

Въ 1696 г. ноября 14 былъ освященъ возобновленный соборный храмъ Вознесенія, обновлены стѣ ны и пробиты окна. Изъ приказа Каменныхъ дѣ лъ на это возобновленіе, на покупку каменныхъ, желѣ зныхъ и всякихъ припасовъ и за дѣ ло, и оть письма святыхъ иконъ, было выдано 3.000 рублей (Записки Отд. Русской и Слав. Археологіи, томъ IV, стр. 351). Въ это время были возобновлены или построены вновь и разныя служебныя и жилыя зданія монастыря. Въ 1711 г. построена церковь Казанскія Богородицы по обѣ ту монахини княжны Іоанны Барятинской.

Въ 1722 г. эта церковь по какому-то случаю была разломана, но въ 1729 г. по челобитью княжны Синодомъ разрѣ шено на томъ же мѣ стѣ построить вновь церковь теплую, въ то же имя престолъ, которая и была сооружена въ 1730 г.

Въ 1731 г. съ сѣ верной стороны соборнаго храма пристроенъ предѣ лъ Успенія Богородицы надъ гробницею отца царицы Прасковьи Ѳ едоровны, супруги царя Ивана Алексѣ евича, боярина Ѳ едора Петровича Салтыкова (1697 г.). Строителемъ былъ его сынъ, Василій Ѳ ед. Салтыковъ, Московскій генералъ-губернаторъ.

Другой предѣ лъ пристроенъ съ южной стороны во имя Всѣ хъ Скорбящихъ Радости въ 1732 г. надъ гробомъ царевны Прасковьи Ивановны, сестры императрицы Анны Ивановны, по усердію которой несомнѣ нно и построенъ этотъ предѣ лъ.

Въ 1737 г. опять обгорѣ ла соборная же церковь Вознесенія и особенно церковь Михаила Малеина съ предѣ ломъ, а также церковь св. Георгія съ каменнымъ рѣ знымъ образомъ св. Георгія и всѣ кельи, игуменскія и казначейскія на 13 саженъ и кельи монахинь на 97 саж., какъ и всѣ другія зданія.

Въ началѣ XIX столѣ тія церкви св. Георгія съ предѣ ломъ Дмитрія Солунскаго, Аѳ анасія и Кирилла и церковь Казанской Богородицы были упразднены. Престолъ Казанской Б-цы въ 1829 г. помѣ щенъ предѣ ломъ въ новопостроенной въ 1817 году церкви Великомученицы Екатерины.

Въ 1521 г. іюля 28 случилась старая исторія -- внезапно, никому невѣ домо, безвѣ стно появился у Оки Крымскій царь Магметъ-Гирей со многимъ воинствомъ изъ всѣ хъ низовыхъ Татарскихъ ордъ, съ Черкасами и Литвою. Его полки стали опустошать Коломенскія мѣ ста и въ разъѣ здахъ достигали даже и подмосковнаго села Острова и выжгли монастырь Николы на Угрѣ ши. Москва сѣ ла въ осаду, попрежнему ожидая великой напасти. Въ городъ собрались всѣ посажане и пришлецы изъ уѣ здовъ. По старому порядку вел. князь отправился на Волокъ собирать войско, строить полки. Заслышавъ, что собирается большая Московская рать, царь поспѣ шилъ убраться восвояси. Сидѣ вшая въ осадѣ Москва благочестиво приписала это бѣ гство царя чудесному заступленію Богоматери и Моск. чудотворцевъ. Въ народѣ остались сказанія о многихъ видѣ ніяхъ по этому случаю.

Блаженный Христа ради юродивый Нагоходецъ Василій, за нѣ сколько дней передъ нашествіемъ Магметъ-Гирея, въ одну изъ ночей пришелъ къ западнымъ (переднимъ) вратамъ Успенскаго собора и долго стоялъ въ уныніи, тайно творя молитву. Были тутъ и другіе благочестивые люди. Они въ это время услышали великій шумъ внутри храма и видѣ ли церковныя двери отворенныя, образъ Владимірскія Богоматери подвигнулся съ своего мѣ ста и слышенъ былъ гласъ, что съ Русскими святителями хочетъ выйти изъ града и по всей церкви огонь распалился, во всѣ двери и окна пламя исходило и вся церковь какъ огненная показалась и потомъ все невидимо стало.

Когда пршли вѣ сти о приходѣ царя и о томъ, что Татары уже воюютъ около Николы на Угрѣ ши, сидящіе въ осадѣ Москвичи въ церквахъ и въ домахъ и по келіямъ стали возсылать непрестанныя усердныя молитвы о избавленіи отъ приходящей скорби, спасеніи, принося покаяніе въ своихъ грѣ хахъ, ибо за грѣ хи Господъ посылаетъ наказаніе отъ иноплеменныхъ.

Въ это время общаго молитвеннаго настроенія одна изъ инокинь Вознесенскаго монастыря, уже престарѣ лая и притомъ слѣ пая, стоя въ своей кельѣ также на молитвѣ, удостоилась слѣ дующаго видѣ нія.

Слышить она какъ бы великій шумъ и страшный вихорь и звонъ какъ бы площадскихъ колоколовъ (отъ соборной площади). И Божественнымъ мановеніемъ, восхищена бывши умомъ, стоитъ она уже внѣ монастыря и отверзлись ея очи мысленныя и вкупѣ и чувственныя.

Видитъ она не яко во снѣ, но яко наяву -- идетъ изъ града во Фроловскія ворота многочисленный свѣ товидный соборъ святолѣ пныхъ мужей въ освященныхъ одеждахъ, многіе митрополиты, епископы, изъ нихъ были познаваемые великіе чудотворцы: Петръ, Алексѣ й, Іона и Ростовскій Леонтій, и иные многіе іереи и дьяконы и прочіе причетники. Съ ними же несома была и икона Владимірской Богоматери и прочіе иконы и кресты и Евангелія и прочія святыни, съ кадилами, со свѣ щами, съ лампадами, съ рипидами и хоругвями, все по чину, какъ въ крестныхъ ходахъ, и за ними народъ въ безчисленномъ множествѣ.

И въ то же время отъ Великаго Торговища Ильинскаго навстрѣ чу священному шествію, скоро поспѣ шая, шествовалъ Сергій чуд. и къ нему доспѣ лъ Варлаамъ Хутынскій чуд. Оба преподобные, встрѣ тя святителей, со слезами вопрошаютъ ихъ: " Чего ради исходите изъ града и куда уклоняетесь и кому оставляете паству вашу въ это время варварскаго нашествія? "

Свѣ товидные святители также со слезами отвѣ тили, что по Господню повелѣ нію они идутъ изъ града и выносятъ икону Владимірскую, потому что люди забыли страхъ Божій и о заповѣ дяхъ Божіихъ не радятъ; того ради Богь и попустилъ придти сюда варварскому языку, да накажутся люди и покаяніемъ возвратятся къ Богу. Святая двоица преподобныхъ умолила святителей общею молитвою помолиться о грѣ шныхъ людяхъ, дабы праведный Божій гнѣ въ на милость претворить. Послѣ довало совокупное торжественное моленіе, послѣ котораго священный ходъ возвратился въ городъ.

Видѣ вши все это, инокиня опять очутилась въ своей кельѣ, пожила послѣ того два года и ослѣ пленными очами свѣ тъ увидала. Она разсказала о видѣ ніи своему духовнику, игумену стараго монастыря св. Николы, Давыду.

И не одна эта инокиня видѣ ла это чудо, но и другія многія. Видѣ ли то же дивное видѣ ніе двѣ вдовицы, одна Евдокія, зовомая Коломянка, жена нѣ коего воина Костромитина, другая Іуліянія очами мало видя, вдова Воздвиженскаго пресвитера, что близь тѣ хъ же Фроловскихъ воротъ. И сіи вдовы со многими другими были въ Кремлѣ въ осадѣ и, не имѣ я своего дома въ городѣ, жили въ тѣ снотѣ подъ папертью у церкви Георгія, что у Фроловскихъ воротъ, и все то видѣ ніе откровенно видѣ ли, какъ и помянутая инокиня.

То же видѣ ла и третья вдовица, родственница Ивану Третьякову, царскому казначею, сидѣ вшая въ его домѣ въ горней храминѣ, что близь тѣ хъ же Фроловскихъ вороть, и видѣ вшая видѣ ніе въ оконце храмины.

Совокупное съ этимъ видѣ ніемъ случилось и у Благовѣ щенской церкви на Дорогомиловѣ, гдѣ домъ Ростовскихъ архіепископовъ, надъ Москвою-рѣ кою. Въ то же время понамарь шелъ къ той церквя и видитъ св. Леонтія чуд., спѣ шно идущаго къ церкви и глаголяща понамарю: " Скорѣ й, скорѣ й отвори мнѣ двери церкви, войду въ нее и облекусь во священную мою одежду, да немедленно достигну святѣ йшихъ митрополитовъ, идущихъ со священнымъ соборомъ изъ сего города". Святитель вошелъ въ церковь, облачился во все святительское благолѣ піе и быстро вышелъ къ городу. Говорили нѣ которые, что въ Дорогомиловской той церкви отъ древнихъ лѣ тъ хранились священныя ризы чудотворца Леонтія и отъ того времени не оказались тамъ и нигдѣ въ другомъ мѣ стѣ и донынѣ, на увѣ реніе преславнаго чудеси (Степенная кн., II, стр. 200).

Въ тотъ самый день пришли вь Москву вѣ сти, что Татары, никѣ мъ не гонимые, побѣ жали отъ города.

Царь хотѣ лъ стремительно напасть на городъ и послалъ передовой полкъ съ повелѣ ніемъ пожечь всѣ посады. Но посланные, приблизившись къ городу, увидили безчисленное Русское воинство полны поля по обѣ стороны посадовъ. Не довѣ ряя, царь посылалъ еще два раза новыхъ соглядатаевъ и тѣ видѣ ли еще большее число войска. Тогда въ ужасѣ онъ побѣ жалъ безъ оглядки. Затѣ мъ вскорѣ онъ былъ убитъ Ногайцами.

Въ Смутное время въ монастырѣ временно пребывали: несчастная царевна Ксенія Годунова, потомъ царица инокиня Марѳ а Ѳ ед. Нагихъ, которую Самозванецъ вынудилъ признать его сущимъ ея сыномъ. Онъ по сыновнему встрѣ тилъ ее, помѣ стилъ ее во дворцѣ до того времени, пока ей выстроили въ монастырѣ богатыя хоромы въ родѣ дворцовыхъ. Помѣ стивъ ее въ этихъ хоромахъ, съ царскимъ содержаніемъ, Самозванецъ, какъ любящій и покорный сынъ, каждый день приходилъ къ ней на поклонъ.

Никогда небывалыя событія въ Москвѣ и въ кельяхъ монастыря происходили во время пріѣ зда въ Москву невѣ сты самозванца, Марины или Марихи, какъ называли ее Русскіе, Мнишковой. Изумительная по богатству обстановки встрѣ ча ей, и далеко за городомъ, и передъ самымъ городомъ, и потомъ торжественный въѣ здъ въ богатѣ йшихъ каретахъ самой невѣ сты и всей ея свиты представляли невиданное для Москвы зрѣ лище. Когда церемонія стала приближаться къ Кремлю, собранные на Красной площади музыканты ударили въ литавры и барабаны, трубили въ трубы. Шумъ былъ несносный, болѣ е похожій на собачій лай, нежели на музыку, оттого что барабанили и трубили безъ всякаго такта, какъ кто умѣ лъ, замѣ тилъ очевидецъ. Этотъ громъ не умолкалъ, доколѣ невѣ ста не вступила въ жилище царской матери. Блистательное шествіе, войдя въ Спасскія ворота, остановилось у воротъ монастыря; невѣ ста чинно вышла изъ кареты и удалилась въ новопостроенныя хоромы на временное жительство у своей свекрови, заявленной матери Самозванца. Тамъ ожидалъ ее женихъ.

" Доброжелатели сего безразсуднаго", говоритъ Карамзинъ, " хотѣ ли увѣ рить благочестивыхъ Россіянъ, что Марина въ уединениыхъ недоступныхъ кельяхъ учится нашему закону и постится, готовясь къ крещенію. Въ первый день она дѣ йствительно казалась постницею, ибо ничего не ѣ ла, гнушаясь Русскими яствами; но женихъ, узнавъ о томъ, прислалъ къ ней въ монастырь поваровъ отца ея, коимъ отдали ключи отъ царскихъ запасовъ и которые начали готовить тамъ обѣ ды, ужины совсѣ мъ не монастырскіе. Марина имѣ ла при себѣ одну служанку, никуда не выходила изъ келій, не ѣ здила даже и къ отцу; но ежедневно видѣ ла страстнаго Лжедимитрія, сидѣ ла съ нимъ наединѣ, или была увеселяема музыкою, пляскою и пѣ снями не духовными. Разстрига вводилъ скомороховъ въ обитель тишины и набожности, какъ бы ругаясь надъ святымъ мѣ стомъ и саномъ инокинь непорочныхъ. Москва свѣ дала о томъ съ омерзѣ ніемъ". Марина жила въ монастырѣ пять дней, потомъ перешла во дворецъ и торжественно повѣ нчалась съ женихомъ.

Ихъ названная мать инокиня Марѳ а Нагихъ, по смерти Лжедимитрія, тотчасъ, мая 21, отреклась отъ своего ложнаго сына. Разсказывали (Поляки), что народная толпа, тащившая трупъ Самозванца на Красную площадь, остановилась у Вознесенскаго монастыря и потребовала названную его мать съ вопросомъ: " точно ли убитый сынъ ея? " Она будто бы отвѣ чала: " объ этомъ надобно было спросить, когда онъ бьглъ живъ, а теперь онъ уже не мой", Она оставалась въ монастырѣ до своей кончины въ 1608 г., когда была и погребена какъ бывшая царица въ соборномъ храмѣ. Царь Михаиль Ѳ ед. въ 1638 г. на ея гробъ положилъ богатый покровъ.

Спустя пять лѣ тъ въ 1613 г. въ монастырѣ поселилась Великая старица, мать Богомъ избраннаго царя Михаила Ѳ едоровича, инокиня Марѳ а Ивановна. Примѣ чательно, что Великая старица и ея сынъ прибыли въ Москву также 2 мая, какъ и невѣ ста Самозванца, Марина.

Въ это время, отъ пребыванія Поляковъ, царскій дворецъ былъ разоренъ, полаты и хоромы стояли безъ кровель, внутри безъ половъ и дверей и безъ окончинъ, все это деревянное было употреблено Поляками на отопленіе. Молодому царю негдѣ было и поселиться. Не ожидая отъ него указа по этому поводу, боярская Дума изготовила нѣ сколько помѣ щеній и въ томъ числѣ для Великой старицы отдѣ лала хоромы въ Вознесенскомъ монастырѣ, въ которыхъ жила царица Марѳ а Нагихъ, " устроила великими покои попрежнему", то-есть какъ было при Маринѣ. Между тѣ мъ царь Михаилъ назначалъ было для матери помѣ щеніе во дворцѣ въ хоромахъ царицы Василія Ивановича Шуйскаго, но за недостаткомъ и лѣ са, и плотниковъ отдѣ лать ихъ къ прибытію царя уже не было возможности.

Такимъ образомъ Великая старица поселилась въ приготовленныхъ ей въ монастырѣ бывшихъ царицыныхъ хоромахъ, какъ онѣ въ то время обозначались.

Въ сентябрѣ эти хоромы были убраны суконнымъ нарядомъ, на который употреблено на двери и на окна половинка (25 арш.) сукна лятчины червчатой, еще половинка сукна Рословская, 10 арш. лятчины, 12 арш. атласу зеленаго, 2 арш. камки адамашки червчатой. Уборъ, повидимому, былъ цвѣ тной, червчатый, зеленый, а потому едва ли удобный для Великой старицы инокини. Такъ и случилось. Старица не осталась жить въ этихъ хоромахъ.

Когда настала зима (1613 г.), то упомянутыя обширныя хоромы вѣ роятно не представили теплаго удобства для жизни. Тогда Великая старица въ декабрѣ выстроила себѣ особую малую избушку. въ которой дверной приборъ былъ обитъ вишневымъ сукномъ. Къ генварю 1614 г. избушка была готова и 2-го числа государь послалъ матери на новоселье сорокъ соболей, по сибирской цѣ нѣ въ 60 руб. Въ октябрѣ 1614 г. въ этой избушкѣ двери и окончины были обиты англинскимъ лазоревымъ сукномъ.

Въ іюнѣ 1616 г. Великая старица справляла опять новоселье, куда нареченная государева невѣ ста, несчастная Настасья Ивановна Хлопова, принесла, челомъ ударила, старицѣ два сорока соболей на 55 р.

Повидимому, первымъ дѣ ломъ старицы было устройство особаго предѣ ла въ Вознесенскомъ храмѣ во имя государева ангела Михаила Малеина, о которомъ упоминается уже въ 1617 г. Затѣ мъ былъ устроенъ предѣ лъ св. Ѳ еодора, иже въ Пергіи, ангелъ ея мужа, Ѳ едора Никитича Романова, теперь Филарета Никитича, съ 1619 г. патріарха Московскаго. Объ этомъ предѣ лѣ упоминается въ 1626 г.

Въ 1624 г. старица выстроила себѣ новое особое помѣ щеніе позади царицыныхъ хоромъ, названное также избушкою, вѣ роятно въ ласкательномъ смыслѣ, потому что въ этой избушкѣ было устроено шесть слюдяныхъ оконъ и не малая изразчатая печь; дверной и оконный приборъ былъ желѣ зный луженый. Передъ избушкой были также сѣ ни и на сторонѣ чуланъ и столчакъ. Для этой избушки былъ купленъ срубъ еловый на 23-хъ вѣ нцахъ, трехъ саженъ, съ углы, заплаченъ 13 руб. Потомъ въ 1626 г. старица построила себѣ новую келью, въ которой на новоселье 1 октября отнесена къ ней оловянная солонка съ хлѣ бомъ и съ солью патріархомъ Филаретомъ Никитичемъ.

Эта избушка и келья, должно быть, соединялись съ церковью св. Георгія, поступившею теперь въ число монастырскихъ храмовъ. Въ 1629 г. церковь Георгія обозначена, " что у великія государыни иноки Марѳ ы Ивановны на сѣ няхь ".

Поселившись въ монастырѣ вдали отъ дворца, Великая старица все-таки по необходимости должна была принять на себя управленіе всѣ мъ порядкомъ и обиходомъ царицына вѣ домства, такъ какъ царицы налицо не было, а новоизбранному государю, ея сыну, было всего 16 лѣ тъ съ небольшимъ. Въ этомъ управленіи правою ея рукою была верхняя ея боярыня Марья Юрьевна Головина (1614) и казначея Марья, неизвѣ стная по отчеству. Въ первые годы своего пребыванія въ монастырѣ Вел. старица жила на царскомъ положеніи, приказывая и повелѣ вая своимъ словомъ, какъ сама царица въ уровень съ повелѣ ніями молодого, еще неопытнаго государя.

Въ 1613 г. " іюля 29 (дано) стряпчему Ѳ едору Михайлову сыну Толочанову, за перстень золотъ, наведенъ финифтомъ бѣ лымъ да зеленымъ, въ немъ изумрудъ четвероуголенъ, 3 руб. А взяла тоть перстень государыня старица инока Марѳ а Ивановна; а денги приказалъ ему дати словомъ государыни старицы иноки Марѳ ы Ивановны, кравчей Михайло Мих. Салтыковъ". Того же 1613г. декабря 6 въ денежномъ расходѣ записано между прочимъ: " словомъ государыни великой старицы иноки Марѳ ы Ивановны, крестовый діякъ Иванъ Семіоновъ взялъ 2 золотыхъ. А тѣ золотые приложилъ государь на молебнѣ къ образу чудотворца Николы Гостунскаго". Въ 1614 г. декабря 12 " По имянному приказу государыни великіе старицы иноки Марѳ ы Ивановны, дано крестовому дьяку Овдѣ ю Васильеву вершокъ шапочной настрафиль багровъ, цѣ на 5 ал. купли 122 году. Приказала словомъ государыни великіе старицы иноки Марѳ ы Ивановны, старица Олена Языкова".

Ея высокое положеніе заставляло и народъ относиться къ ней съ большимъ почетомъ. По случаю вѣ нчанія на царство ея дорогого сына (11 іюля 1613 г.), черезъ нѣ сколько дней послѣ этого событія Псковичи посадскіе люди, староста Климентій Ивановъ съ товарищами, поднеся обычные дары самому государю, приходили и къ Великой старицѣ также съ дарами и " били челомъ хлѣ бы и дары". Государыня хлѣ бы приняла, а даровъ но приняла, и Псковичи тѣ ми дарами государю же челомъ ударили. Они подносили ей серебряный кубокъ въ гривенку (фунтъ) вѣ сомъ, который государь повелѣ лъ отдать на Сытный дворецъ, на поставецъ, т.-е. сохранилъ его въ своемъ обиходѣ, такъ какъ другіе подобные кубки поступали в ъ награду, т.-е. выходили на всѣ стороны изъ дворцоваго обихода. Кромѣ кубка, они подносили 10 арш. атласу вишневаго, 9 арш. адамашки лазоревой, сорокъ куницъ и 30 золотыхъ Угорскихъ и Московскихъ.

Мало-по-малу въ монастырѣ сосредоточились и всѣ важнѣ йшія работы царицына дворцоваго обихода, т.-е. свѣ тличныя работы-- шитья, вышиванья, низанья и т. п., для чего къ Великой старицѣ въ хоромы доставлялся на эти дѣ ла различный матеріалъ-- шелки, волоченое, пряденое золото и серебро, жемчугъ, разный металлическій приборъ, въ родѣ серебряныхъ такъ называемыхъ пелепелковъ (особаго устройства булавокъ или шпилекъ), которыхъ въ 1624 г. къ ней доставлено 100 золотниковъ бѣ лыхъ и 200 золотн. золоченыхъ. А жемчугу въ 1625 г. ей было доставлено для работъ 6077 зеренъ разной величины на сумму 1557 рублей слишкомъ.

Золотымъ шитьемъ и жемчужнымъ низаньемъ изготовлялись ризы, пелены, покровы и другія церковныя утвари, при чемъ употреблялись и дорогіе камни, изумруды, лалы, яхонты.

Въ 1614 г. Великая старица строила государю аксамитную шубу съ жемчужнымъ круживомъ, въ которое были вставлены въ гнѣ зда 16 яхонтовъ лазоревыхъ большихъ. Само собою разумѣ ется, что въ свѣ тлицѣ Вел. старицы изготовлялись для государя и всѣ рядовые предметы одежды, напр., сорочки, на которыя 11 декабря 1613 г. доставлено въ ея хоромы ІЗ арш. тафты виницейки алой и 66 арш. еще такой же тафты широкой. Однако нарядныя сорочки государь употреблялъ изъ оставшагося имущества Богдана Бѣ льскаго. Въ томъ же декабрѣ 1613 г. ему поданы 4 сорочки тафтяныя, червчатыя и бѣ лыя, а на сорочкахъ на вороту и на мышкахъ и на прорѣ хахъ 373 зерна жемчужныя на синѣ хъ (гнѣ здахъ) серебряныхъ. Какъ сохранилось богатое имущество Бѣ льскаго, неизвѣ стно, но молодой государь въ своемъ обиходѣ пользовался имъ во многихъ случаяхъ (см. дворъ Бѣ льскаго.)

Заботясь о государѣ -сынѣ, Вел. старица столько же показала заботы и о бывшемъ своемъ мужѣ, Филаретѣ Никитичѣ, все еще находившемся въ плѣ ну у Поляковъ. Въ октябрѣ 1614 г. она послала ему въ Литву охобенекъ объярь таусинная да шубу объярь вишневая на соболяхъ, цѣ на 109 руб., и кромѣ того шесть сороковъ соболей на 367 руб. Это, вѣ роятно, для подарковъ Полякамъ, когда происходилъ обмѣ нъ плѣ нныхъ. Извѣ стно, что Филаретъ Никитичъ вымѣ ненъ на пана полковника Струся и другихъ Поляковъ (А. О. II., No 909). Потомъ въ августѣ 1617 г., когда, вѣ роятно, послѣ довало освобожденіе плѣ ннаго, Вел. старица послала ему святительскій нарядъ: монатью праздничную и другую будничную и ряску.

Для своей одежды старица употребляла черную тафту виницейку; въ томъ же 1613 г. сентября 14 ей подано такой тафты 26 арш. За недостаткомъ тканей чернаго цвѣ та ей чернили (красили) ткани цвѣ тныя. Такъ, въ маѣ 1613 г. зеленая тафта 16 аршинъ была почернена на завѣ съ къ ея колымагѣ, а зимою въ декабрѣ почернено сукно къ ея каптанкѣ. Каптанка имѣ ла двери и окошечки, которыя обдѣ лывались соболями. Въ іюнѣ красильный мастеръ красилъ желтые киндяки въ гвоздичную краску на опашенки Вел. старицѣ. Комнатная ея одежда была ряска, а выходная опашень, охобень и шуба. Въ 1614 г. ей сдѣ лана шуба горностайная изъ черной тафты и опашенекъ изъ багроваго киндяку. Носила шапочку соболью.

Изъ числа разныхъ предметовъ потребленія въ 1614 г. Великой старицѣ поданы два раза спицы сахару леденцу, вѣ сомъ каждая въ полтора фунта. Въ 1619 г. ей поданы четки ароматныя, два кружка мыла іерусалимскаго съ мастикою, восемь кружковъ мыла іерусалимскаго съ красками.

Когда у царицы Евдокіи Лукьяновны родилась въ 1627 году дочь-первенецъ, царевна Ирина Михайловна, Великая инока несомнѣ нно была очень обрадована. По третьему году царевна жила у бабушки въ кельяхъ. Въ 1629 г. въ монастырь царевнѣ было отпущено изъ царицыной Мастерской полаты 20 лоскутовъ отласныхъ золотыхъ и серебряныхъ и камчатыхъ и тафтяныхъ на потѣ шныя куклы, приняла старица Олена Языкова. Въ домашнемъ или въ своемъ келейномъ обиходѣ она отчасти сохраняла старые порядки свѣ тской жизни, такъ въ ея хоромахъ жила и дурка, именемъ Манка. Другая дурка, именемъ Марфа уродливая, находилась въ числѣ монастырскихъ старицъ. Въ 1613 г. у Вел. старицы находились, кромѣ крестоваго дьяка и крестоваго дьячка, псаломщика, стольникъ Ѳ едоръ Судимантовъ, бахарь Петруша Макарьевъ, арапъ Давыдъ Ивановъ, дуракъ Мосѣ й (1621 г.). Имя Петруша, а не Петрушка, должно обозначать, что бахарь былъ въ извѣ стномъ почетѣ за свои сказанія и дарованія. У государя бахарь именовался Петрушкою (Тарасьевъ-Сапоговъ).

Видимо, что въ теченіи годовъ Великая старица мало-по-малу удалялась изъ великихъ покоевъ Царицыныхъ хоромъ въ настоящую иноческую келью и въ полное иноческое житіе. Она скончалась 28 генваря 1631 г. и погребена въ монастырѣ у Спаса на Новомъ, гдѣ покоятся родители Романовыхъ.

Пользуясь въ своемъ содержаніи казною государя, Великая старица имѣ ла и особую собственную казну, получаемую изъ оброчныхъ доходовъ съ принадлежавшихъ ей Галицкихъ волостей, такъ что послѣ ея кончины у ней оставалось денегъ 6185 рублей, которые всѣ и израсходованы на ея поминовеніе.

Спустя съ небольшимъ три года послѣ ея кончины царь Михаилъ Ѳ едоровичъ въ 1634 г. въ теченіи лѣ та, отъ 1 мая до сентября, построилъ на мѣ стѣ деревяннаго каменный храмъ во имя своего ангела, Михаила Малеина. Постройкой завѣ дывали дворяне-жильцы, строителями были " у заводу и у указу" подмастерья каменныхъ дѣ лъ Баженъ Огурцовъ и Семейка Бѣ лой.

Какъ мѣ сто упокоенія царскихъ родителей, знатное кладбище великихъ княгинь и царицъ и всего государева семейства по женскому колѣ ну, Вознесенскій монастырь по своему царственному значенію и богатству первенствовалъ между всѣ ми женскими монастырями, а потому въ своихъ стѣ нахъ сосредоточивалъ монашеское женское населеніе наиболѣ е боярское и дворянское съ ихъ послуживицами.

Въ этомъ населеніи въ разные годы числилось болѣ е ста сестеръ-старицъ. Въ 1625 г. числилось: игуменья, келарь, казначея, 9 старицъ боярынь, 4 старицы соборныя, 3 уставщицы, 26 крылошанокъ, 88 рядовыхъ, всего 133 старицы. Составъ рядовыхъ старицъ измѣ нялся. Въ 1627 г. ихъ было 79, въ 1631 г.--90, въ 1636 г.--100 и т. д. Эта послѣ дняя цифра въ теченіи XVII ст. была какъ бы штатною, хотя иногда и увеличивалась.

Игуменья, келарь и казначея представляли монастырскую руководящую и распорядительную власть, при соборѣ или совѣ тѣ, состоявшемъ изъ боярынь и княгинь и соборныхъ старицъ, числомъ 19. Рядовыхъ сестеръ въ 1696 г. числилось 100 чел., написанныхъ въ удѣ ли, въ цѣ ломъ удѣ лѣ 64, въ полуудѣ лѣ 36. Но въ 1697 удѣ льныхъ числилось 100 и полуудѣ льныхъ 38 и 5 малыхъ дѣ вокъ {Слово удѣ лъ можетъ обозначать удѣ лъ, т.-е. отдѣ ленную часть, особую долю, раздѣ лъ дохода по числу лицъ, сколько можно каждому удѣ литъ, поровну всѣ мъ.}. Въ 1652 г. онѣ обозначены мѣ стными 130 ч. и безмѣ стными 30 ч. и 2 дѣ вки. Особою статьею числились крылошанки (пѣ вчія), во главѣ съ уставщицею и головщицею. Въ 1681--1699 г., какъ и въ 1625 г., крылошанокъ было 26 ч., уставщица и двѣ головщицы, всего 29 человѣ къ.

Поступавшіе вновь въ монахини вкладомъ вносили 50, 60 и 70 рублей, смотря по своему достатку.

Церковный причтъ составляли протопопъ, 3 попа, 2 діакона, 1 понамарь, кромѣ предѣ льныхъ поповъ съ причетниками, съ которыми въ 1699 г. всего причта числилось 14 чел.

Въ 1681 г. за монастыремъ числилось вотчинъ 1914 дворовъ, а къ 1699 г. было уже 2128 дворовъ. Для управленія вотчинами и монастырскими дѣ лами необходимъ былъ и мужской чинъ, составлявшій приказъ монастырскихъ дѣ лъ. Въ его составъ входили и получали годовое содержаніе: дьякъ 50 р., монастырскій стряпчій 30 р., ему же на вино для приказныхъ людей 10 р., подьячіе: 1) казенный 5 р., 2) у хлѣ бнаго сбору 8 р., 3) подьячій конюшій 5 р. Низшія мужскія должности исполняли: слуги 11 чел. по 5 р. каждому; сторожа церковные 3 ч., конюхи 8 ч., коновалъ 1, приказный сторожъ 1, воротники 4 ч., водовозы 6 ч. идр. работники по 4 р. каждому.

Вотчинные доходы монастыря въ 1697 г. простирались (круглыми цифрами) до 3500 р., къ которымъ присоединялся остатокъ предыдущаго года въ 2290 р., всего выходило въ приходѣ около5800 р. и за расходомъ въ этомъ году 2290 р. явился остатокъ къ 1698 г. около 3500 рублей.

Расходъ былъ окладной, что выдавалось по опредѣ ленному окладу, и неокладной, который содержалъ мелкія всякія дачи и расходы и по приказу и по приговору властей.

Сестры-старицы получали по окладу въ годъ на келейный обиходъ: игуменья, келарь, казначея по 4 р., рядовыя написанныя въ удѣ ли по 2 р. каждая.

Затѣ мъ слѣ довали заздравныя выдаваемыя въ именинные дни царскаго дома, которыхъ въ 1697 г. числилось 17 ангеловъ, игуменьѣ, келарю, казначеѣ по 2 алтына, рядовымъ по алтыну. Потомъ панихидныя въ каждый день памяти по скончавшимся царямъ, царицамъ, царевичамъ и царевнамъ, и нѣ которымъ ихъ родственникямъ, въ томъ числѣ по патріархѣ Филаретѣ Никитичѣ, которыхъ въ 1697 г. насчитывалось 70 памятей панихидъ, тремъ властямъ по гривнѣ, рядовымъ удѣ льнымъ по 10 денегъ. Этотъ надѣ лъ вначалѣ, какъ и слѣ довало, производился изъ государевой казны, въ видѣ руги, но въ концѣ ХVІІ ст. съ 1681 г. велѣ но расходовать изъ монастырской казны.

При Петрѣ въ 1699 г. всѣ ружные расходы для вотчинныхъ богатыхъ или достаточныхъ монастырей были упразднены и переведены на монастырскую казну.

Кромѣ того, по окладнымъ записямъ монахинямъ выдавались деньги, слѣ дуя по временамъ года, на различные хозяйственные припасы.

Съ наступленіемъ осени, когда начинался и новый годъ, съ 1 сент. сестры-старицы получали на капусту, власти по 26 алт. 4 ден. -- 80 к., удѣ льныя по 40 к.; на дрова на годъ власти по 1 р. 20 к., удѣ льныя 60 к. Въ генварѣ на коровье масло властямъ за пудъ каждой 1 р. 20 к., удѣ льнымъ 100 ч. по 60 к. на полпуда, полуудѣ льнымъ 38 ч.--по 30 к. за 10 фунтовъ, малымъ дѣ вкамъ по 15 к.

Въ концѣ Рождества и Богоявленія на кутью по 4 денги (по 2 коп.). То же и къ Сырной недѣ лѣ въ Родительскую субботу.

Великимъ постомъ на сушеные грибы въ половину противъ рыбы.

Въ мартѣ (ко Святой) вмѣ сто рыбныхъ ловель на рыбу удѣ льнымъ 100 ч. по 25 к.; то же и полуудѣ льнымъ 35 ч.; искусницамъ и дѣ вкамъ въ половину противъ удѣ льныхъ 12 1/2коп.

Въ свѣ тлый праздникъ устроивался кормъ-столъ на весь монастырь съ протопопомъ и игуменьею во главѣ. Для этого стола въ 1697 г. было куплено 2 осетра просольныхъ, 2 осетра свѣ жихъ, во щи 10 тешекъ, 25 щукъ свѣ жихъ (4 пуда), 12 судаковъ, 23 язя, 23 леща, пудъ семги, 50 пучковъ вязиги, пудъ 3 ф. черной зернистой икры, 2 четверика снятковъ, да во всякое кушанье луку полъ-осмины, фунтъ перцу, 8 фунтовъ хрѣ ну, ведро уксусу, кромѣ того, 10 паровыхъ стерлядей да ушной рыбы 90 судаковъ, 250 плотицъ.

Про игуменью и про соборныхъ старицъ къ тому же столу особо куплено живой рыбы: 2 щуки, лещъ, шерешперъ, 3 язя. Въ пироги 3 налима, 3 окуня росольныхъ, 15 плотицъ, 5 карасей, 5 стерлядей въ уху, всего на 1 р. 50 к.

Въ праздникъ Вознесенія вмѣ сто положеннаго стола-корму старицамъ по гривнѣ; на праздникъ Екатерины по 10 денегъ.

Такимъ образомъ, каждая монахиня въ удѣ лъ получала въ годъ по 8 р. 30 к. деньгами; три особы властей получали вдвое.

По тогдашнимъ цѣ намъ на потребные запасы и разные предметы этой суммы было весьма достаточно на годовое прожитіе монахини.

Крылошанки пользовались особыми доходами. На Рождествѣ онѣ приходили ко властямъ славить, игуменья давала имъ по рублю на крылосъ, келарь по 50 к., казначея по 25 к. Кромѣ того, въ прежнее время онѣ ѣ здили славить по боярскимъ дворамъ, что при Петрѣ было воспрещено, и за это изъ монастырской казны имъ выдавалось на оба крылоса 30 р.

На Святой имъ выдавали за 2 пуда меду на крылосъ по 1 р. 20 к. деньгами.

Старицы-церковницы, которыя стоятъ у гроба благ. княгини Евфросиніи Донской, 5 чел., получали на башмаки и чулки по 20 к. каждой.

Чашница завѣ дывала монастырскими погребами, на которыхъ сохранялось конопляное и другія постныя масла, а также коровье и на питейномъ погребѣ пиво, медъ, вино.

Кромѣ Свѣ тлаго праздника, монастырь торжественно праздновалъ свои мѣ стныя празднества -- день Вознесенія и день вмч. Екатерины. Несомнѣ нно, что и въ эти дни бывали такіе же кормы, какъ и на Свѣ тлый день. Кромѣ съѣ стного, къ праздникамъ устроивались и медовыя ставки, для которыхъ на монастырскомъ погребу сохранялся медъ. Къ 1697 г. такого меда оставалось 48 пуд. слишкомъ, къ тому вновь поступило оброчнаго съ вотчинъ 106 пудовъ. На каждую ставку меду выходило около 37 пуд. Варили также и монастырское пиво къ тѣ мъ же праздникамъ или къ особому торжеству, напр., въ 1696 г. къ освященію храма Вознесенія; хмелю 20 ф., пивовару за работу отъ вари 20 к.

Въ 1697 г. къ Свѣ тлому празднику для пересиживанья вина было куплено по 15 золотниковъ гвоздики, бадьяну, кардамону да фунтъ анису, слѣ д. готовились особыя водки, --частью для монастырскаго употребленія и особенно для гостей. Для гостей покупалось и ренское (бѣ лое) вино.

Къ освященію Вознесенскаго собора 14-го ноября 1696 г. въ кельи къ игуменьѣ, келарю и казначеѣ для гостей куплено живой и свѣ жей рыбы на 2 р. 80 к., да къ игуменьѣ въ келью четвертная скляница ренскаго 50 к.

По заведенному изстари обычаю въ дни монастырскихъ праздниковъ Вознесенія и вмч. Екатерины монастырскія власти, игуменья съ келаремъ и казначеею, подносили праздничныя иконы всѣ мъ особамъ царскаго дома по комнатамъ, а также нѣ которымъ близкимъ къ монастырю боярамъ и дьякамъ. Иконы въ серебряномъ окладѣ подносились государю, царевичу, царевнамъ именинницамъ (въ день вмч. Екатерины) и патріарху. Остальнымъ лицамъ и самои царицѣ подносили иконы неокладныя. Въ 1697 г. въ Екатерининъ день такихъ иконъ было поднесено 5 окладныхъ и 26 неокладныхъ. Каждая икона стоила 30 к. и окладъ 1 р. Пять неокладныхъ иконъ были поднесены боярамъ кн. Одоевскому, Салтыкову, Лопухину (отцу царицы), кн. Троекурову и Шереметеву. Одна икона Крутицкому митрополиту. Образа Вознесенія монастырь подносилъ ина именины царя и царевича.

Съ комнатами женской половины царскаго Двора монастырь жилъ въ большой дружбѣ и въ постоянныхъ сношеніяхъ. Съ наступленіемъ осени, когда наставала и плодовая яблочная пора, монастырь строилъ-варилъ царицамъ и царевнамъ яблочники, что случалось и въ зимнюю пору. Въ 1696 г. въ сентябрѣ эти яблочники строила казначея, на что ей выданъ былъ рубль, а въ декабрѣ сама игуменья Варсанофія (Бутурлина) варила яблочники въ подносъ по комнатамъ царицамъ и царевнамъ, для чего ей въ келью выдано 4 р. Кромѣ яблочниковъ, игуменья въ іюлѣ 1697 г, строила и разныя кушанья и посылала въ Верхъ по комнатамъ, на что ей въ келью выдано 10 р. Вѣ роятно, это бывали какія-либо особо любимыя, собственно монастырскія, блюда царицъ и царевенъ. Между прочимъ и опальной въ то время царевнѣ Софьѣ Ал., пребывавшей въ Дѣ вичьемъ монастырѣ, монастырь посылалъ въ подносъ яблоки и грецкіе орѣ хи, которыхъ 5 дек. 1696 г. было куплено на 20 к.; въ февралѣ 1697 г. ей же отвезено 100 грецкихъ орѣ ховъ, и потомъ въ апрѣ лѣ 1697 г. казначея поднесла ей 100 грецкихъ орѣ ховъ, куплены по 10 к. за сотню.

Для царевенъ монастырская казна представляла своего рода сохранную казну или банкъ. Онѣ нерѣ дко занимали въ монастырѣ на свои нужды деньги, закладывая даже и свои вещи. Вотъ подлинная монастырская запись о такихъ долгахъ, составленная по случаю счетовъ о приходѣ монастырскихъ суммъ. " Да въ долгѣ хъ прошлыхъ лѣ тъ со 199 (1681) по нынѣ шній 205 (1697) годъ: государыня царевна Софья Алексѣ евна какъ пошла въ Новодѣ вичь монастырь изволила взять 150 руб. Она же г. царевна и вел. кн. Софья Ал. въ 203 (1695) году изволила взять 100 р. Брала постельница Ирина Блохин а. Г. царевна и вел. кн. Марѳ а Алекс. изволила взять 30 р., да въ 203 г. 40 р. -- Г. царевна Ѳ еодосія Ал. изволила взять 25 р. и въ 202 году прислала въ уплату 10 р.; да въ 203 году она жъ изволила взять 15 р. и въ нынѣ шнемъ 205 г. ноября въ 1 день за тѣ взятыя деньги она государыня изволила прислать золотую цѣ почку и та цѣ почка продана, взято 30 р. и тѣ деньги въ монастырскую казну взят о. Г. царевна Ѳ еодосія Ал. изволила взать 15 р., а въ закладѣ положены ефимк и. Г. царевна Татьяна Мих. изволила взять 10 р. и въ 204 г. прислала въ уплату 5 руб. На вдовѣ Прасковьѣ Тарбѣ евой 20 р. На окольничемъ Петрѣ Иван. Потемкинѣ 30 р. На игуменьѣ Варсунофіи Иван. Бутурлиной 100 р., что взяла невѣ сткѣ своей" и т. д. На царевнѣ Татьянѣ Мих. еще въ 204 г. числилось 3 р., которые она уплатила въ 205 году.

Расходныя статьи монастыря были очень разнообразны и въ бытовомъ отношеніи весьма любопытны. Въ праздникъ Вознесенія игуменья готовила въ подносъ патріарху пироги съ стерлядями и налимами, на что въ 1697 г. израсходовано 80 к.

На Рождествѣ не малая сумма употреблялась на раздачу приходившимъ въ монастырь славельщикамъ-пѣ вчимъ. Государевыхъ пѣ вчихъ приходило пять станицъ (хоровъ), патріаршихъ--шесть станицъ и двѣ малыхъ. Приходили также крестовые дьяки комнатные отъ царицъ и царевенъ.

Въ келью къ самой игуменьѣ приходили славить патріаршіе: архидіаконъ, ризничій и черные священники-монахи, дано 4 р. 50 к. Всѣ мъ выдавалась установленная дача по окладу.

Прилагаемъ своего рода расходный дневникъ:

1696 г. окт. 1 боярину Алексѣ ю Сем. Шеину, какъ пришелъ съ государевою войсковою силою изъ Азова со службы, поднесенъ образъ Вознесеяія окладной. Того жъ числа, снохѣ стольника кн. Ив. Ѳ ед. Борятинскаго, сыновнѣ женѣ, какъ послѣ свадьбы пришла къ игуменьѣ на поклонъ въ келью, поднесенъ образъ Вознесенія, окладной.--Окт. 12 подмастерью каменщику Ивашкѣ Степанову, какъ отлевкасили стѣ ны въ церкви Вознесенія и пробили окна и учинили совсѣ мъ въ отдѣ лкѣ и на отходѣ съ дѣ ла ему Ивашкѣ игуменья благословила образомъ Вознесенія, неокладнымъ. Окт. 14 куплено рѣ дкое сито цѣ дить монастырское пиво, дано 5 к. Окт. 13 у игуменіи были въ кельѣ боярыня княгиня Елена Борисовна Хворостинина да царевны Наталіи Алексѣ евны мама и бывъ обѣ дали и къ тому обѣ ду куплено свѣ жіе и живые рыбы: 3 щуки, стерлядь, 3 налима, 5 пучковъ вязиги, 3 гривенки икры зернистой, тешка бѣ лужья за все дано 1 р. 5 к.; на другой день про нихъ же къ обѣ ду: щука, стерлядь, 2 налима--51 к. Окт. 19 куплено къ игуменьѣ въ келью 100 свѣ чъ, сальныхъ да къ келарю и къ казначеѣ въ келью по 50 свѣ чъ, за сто дано по 24 к. (дек. 22 тоже). Окт. 24 боярину кн. Мих. Яковл. Черкасскому, какъ женилъ сына на дочери боярина кн. Бориса Алексѣ ев. Голицына и послѣ свадьбы поднесенъ ему образъ Вознесенія окладной.--Дек. 29, кузнецу Мих. Хаилову отъ подковки лошадей и отъ монастырскихъ каретъ, колясокъ и избушекъ (зимнихъ возковъ) за полгода дано 6 р. 22 к.

1697 г. марта 15 чистопрятомъ отъ чистки (отхожихъ мѣ стъ) дано 23 алт. 2 денги. Апр. 15 данъ рубль келарю Ведениктѣ Пушкиной на загородный монастырскій дворъ, что подъ Дѣ вичьемъ монастыремъ, на покупку всякихъ овощей садить про монастырскій обиходъ. -- Мая 17 боярину Льву Кирилловичу Нарышкину поднесенъ образъ Вознесенія, какъ ему даровалъ Богъ дщеръ.--Мая 22 куплено въ церковь Вознесенія листу всякаго (травъ и цвѣ товъ) къ Троицкой вечернѣ на 7 к.--Мая 26, какъ ѣ здила келарь съ старицами на загородной дворъ подъ Дѣ вичь монастырь досматривать садовъ и овощей и въ то число слугамъ, кои съ ними были, отпущено окорокъ ветчины.--Мая 28 какъ были у игуменьи боярыня княгиня Елена Борис. Хворостинина да боярыня Анна Мих. Салтыкова, изволили кушать, куплено про нихъ свѣ жіе и живые рыбы на 60 к.--Іюня 8 куплено для поливанія монастырской капусты кувшиновъ на 3 к.--Іюня 12 новопоставленному Новгородскому митрополиту Іову поднесенъ образъ Вознесенія окладной. -- Іюня 20 монастырскому слугѣ Естифѣ ю Осипову, что онъ строилъ коврижку, которая послана къ боярину Борису Алексѣ ев. (Голицыну) за всякіе припасы 75 к.--Іюля 19 къ игуменьѣ въ келью, какъ къ ней приходили св. патріарха крестовые черные священники со святынею отъ Двунадесятъ Апостолъ, дано имъ рубль.--Авг. 8 поднесенъ образъ Вознесенія, окладной, стольника князь Михайловой женѣ Михаиловича Голицына, какъ ей даровалъ Богъ сына.--Авг. 15 служили въ конюшнѣ молебенъ Флору и Лавру, священникамъ дано 10 коп.

Когда въ 1718 г. умерла игуменья Евдокѣ я Челищева, то, согласно царскому указу, послѣ довалъ выборъ въ игуменьи достойной такой чести и доброй монахини изъ всѣ хъ монахинь монастыря.

Выборъ происходилъ 26 сент. 1718 г. всѣ мъ соборомъ, на которомъ присутствовали духовникъ іеромонахъ Макарій, казначея, 14 боярынь княгинь и соборныхъ старицъ, уставщица, головщица и всѣ того монастыря монахини. Соборомъ онѣ приговорилина мѣ сто умершей игуменьи быть у нихъ въ игуменьяхъ того же монастыря келарю Ведениктѣ Пушкиной для того, что она монахиня добрая и такой чести достойна. Подписалъ выборъ одинъ духовникъ. О благословеніи ея на игуменство посланъ указъ къ Преосвященному Крутицкому епископу, который и благословилъ ее въ Успенскомъ соборѣ.

Выборъ въ дѣ йствительности былъ вполнѣ правильный и достойный. Черезъ 8 мѣ сяцевъ послѣ своего выбора Веденикта Пушкина съ сестрами возбудила спорное дѣ ло о принадлежавшей монастырю землѣ съ очень сильными въ то время людьми, князьями Трубецкими, съ генералъ-фельдмаршаломъ и кавалеромъ кн. Иваномъ Юрьевичемъ и братомъ его тайнымъ дѣ йствительнымъ совѣ тникомъ и кавалеромъ кн. Юрьемъ Юрьевичемъ.

Подробности объ этомъ любопытномъ спорѣ мы помѣ щаемъ въ обозрѣ ніи мѣ стности двора князей Трубецкихъ.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.