Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Никола Гостунскій.






 

Въ іюнѣ 21 числа 1506 г. повелѣ ніемъ вел. князя заложиша церковь кирпичну святаго и великаго чуд. Николы, гдѣ стояла древяная старая церковь Никола Лняной, такъ изначала именуемая. Въ то же лѣ то ее и совершили въ девять недѣ ль. Но освятили ее 1 октября 1506 г. Вел. князь поставилъ въ ней чудотворную икону Николу Гостунскаго, принесенную изъ села Гостуни подъ Лихвиномъ, украсивъ ее златомъ и каменьемъ драгимъ и бисеромъ, отъ нея же много изцѣ ленія быша и бываютъ и донынѣ приходящимъ съ вѣ рою, свидѣ тельствуетъ лѣ топись. Вѣ роятно, въ это время церковь была учреждена соборомъ, т.-е. соборнымъ причтомъ съ протопопомъ во главѣ.

Въ 1554 г. октября 7 ее опять освящали. Можетъ быть, она обгорѣ ла въ пожаръ 1547 г. и къ этому времени была возобновлена: " подписаша ее и украсиша всякими потребами церковными" Освящалъ митроп. Макарій въ присутствіи даря Ивана и его брата Юрья съ боярами при множествѣ народа.

Утвердилось мнѣ ніе, что на этомъ мѣ стѣ нѣ когда находилось Татарское подворье, о которомъ Герберштейнъ разсказываетъ слѣ дующее:

" Въ Московскомъ Кремлѣ былъ домъ, въ которомъ жили Татары для того, чтобы знать все, происходившее въ Москвѣ ". Супруга Ивана III, Софья-грекиня, не могла стерпѣ ть такого позорнаго надзора за вел. княземъ и потому отправила къ Татарской царицѣ посольство съ богатыми дарами и почтительнымъ челобитьемъ просила уступить ей этотъ домъ для того, чтобы на этомъ мѣ стѣ построить Божій храмъ по Божественному указанію, какое ей было внушено особымъ видѣ ніемъ, предлагая вмѣ стѣ съ тѣ мъ, что взамѣ нъ этого Татарскаго подворья она отведетъ Татарамъ другое помѣ щеніе. " Домъ былъ разрушенъ и на его мѣ стѣ построенъ храмъ".

Предстоитъ вопросъ, какой же храмъ былъ построенъ на томъ мѣ стѣ. Карамзинъ утвердительно отмѣ чаетъ, что это храмъ Николы Гостунскаго (VI, 58. Сочиненія. М., 1820, т. VIII, 284), что на мѣ стѣ подворья выстроили деревянную церковь Николая Льняного, а потомъ каменную Николы Гостунскаго. Неизвѣ стно, изъ какого источника почерпнуто это свѣ дѣ ніе. Кромѣ того, авторъ " Путеводителя къ святынѣ и свящ. достопамятностямъ Москвы" (1876 г., 89), А. Іосифъ, разсказываетъ, что " Софья видѣ ла сонъ, въ которомъ получила повелѣ ніе отъ святителя Николая соорудить во имя его храмъ на томъ мѣ стѣ, гдѣ находилось Ордынское подворье". Намъ кажется, что самое наименованіе старой деревянной церкви Никола Льняной должно противорѣ чить этому свидѣ тельству, указывая на болѣ е древнее существованіе этого храма, чѣ мъ его постройка на Татарскомъ подворьѣ, которую Карамзинъ относитъ къ 1477 году. Притомъ лѣ тописцы едва ли пропустили бы такое событіе, не обозначивши его свидѣ тельствомъ именно о постройкѣ такого храма. Къ тому же такое благочестивое дѣ яніе вел. княгини было бы неотмѣ нно занесено и въ Степенную Книгу, въ которой однако нѣ тъ никакой записи по поводу этой исторіи.

Припомнимъ, что св. Алексѣ й митрополитъ также по откровенію Божьему основалъ Чудовъ монастырь на мѣ стѣ, гдѣ былъ Царевъ дворъ Посольскій, отданный царемъ митрополиту для постройки церкви и монастыря. Припомнимъ, что у заднихъ воротъ монастыря въ 1504 г. по слову вел. князя Ивана Вас. была построена церковь Козмы и Дамьяна вмѣ сто разобранной старой, которая не заняла ли то мѣ сто, гдѣ стоялъ отданный вел. княгинѣ Софьѣ Татарскій домъ, какъ остававшаяся часть царева Посольскаго двора, именно конюшенная его часть, отдѣ ленная для Татарскаго подворья при самомъ основаніи монастыря. Это тѣ мъ болѣ е вѣ роятно, что здѣ сь за межою монастыря существовали и монастырскія конюшни, обширный конюшенный дворъ, поступившій во владѣ ніе монастыря, какъ вѣ роятно, послѣ выхода Татаръ совсѣ мъ изъ Кремля. Постройка новой Козмодемьяновской церкви послѣ довала на другой же годъ по кончинѣ вел. княгини Софьи, по слову вел. князя, какъ отмѣ чаетъ лѣ тописецъ. Быть можетъ, вел. князь пожелалъ въ новомь видѣ, болѣ е прочномъ и достойномъ, сохранить зтотъ памятникъ добрыхъ заботъ вел. княгини о полнѣ йшей независимости отъ Татарскаго владычества, отъ Татарской тѣ сноты даже и въ своемъ городѣ. Все это по нашему мнѣ нію вѣ роятнѣ е, чѣ мъ сказанiе о Николѣ Льняномъ.

Соборъ Николы Гостунскаго въ ХVІІ ст. пользовался такимъ же богомольнымъ почетомъ, какъ и другіе Кремлевскіе соборы, и потому въ праздники Николы, 9 мая и 6 декабря, патріархи самолично отправляли въ немъ церковныя службы и наканунѣ, и въ день праздника, при чемъ протопопу съ братіею они давали на молебенъ полтину. Такъ по всему вѣ роятію бывало и въ XVI ст. при митрополитахъ. Само собою разумѣ ется, что выходы патріарховъ всегда сопровождались раздачею милостыни нищимъ и заключеннымъ въ тюрьмахъ, близко стоявшихъ судебныхъ Приказовъ.

При соборѣ существовали, кромѣ приходящихъ, и записные нищіе, именно только вдовы, 12 человѣ къ, иногда 18, иногда 10, которымъ патріархъ жаловалъ обыкновенно по двѣ деньги каждой, иногда по гривнѣ.

Точно также и цари Михаилъ и Алексѣ й приходили въ соборъ на тѣ же праздники слушать литургію, а иногда и наканунѣ слушать вечерню и всенощную и молебенъ.

Въ соборѣ находились два предѣ ла: одинъ во имя Введенія Пр. Б-цы, стоявшій съ сѣ верной стороны отдѣ льнымъ храмомъ съ главою, и другой во имя Зачатія св. Анны, пристроенный съ южной стороны. Первый построенъ въ 1560 г. по повелѣ нію Ивана Грознаго какъ домовый храмъ въ новомъ дворѣ его брата Юрья Васильевича, новыя хоромы котораго примыкали къ Гостунскому собору съ этой стороны.

Небольшой храмъ былъ освященъ того же года 21 ноября, а заложенъ былъ въ началѣ августа, слѣ довательно строился всего три мѣ сяца. Царь на новосельи у брата ѣ лъ и пировалъ съ митрополитомъ Макаріемъ.

Само собою разумѣ ется, что въ извѣ стные пожары 1547, 1571 и 1626 годовъ Гостунскій соборъ подвергался опустошеніямъ и обновлялся въ свое время, какъ и въ пожаръ 1737 г. онъ также обгорѣ лъ и былъ въ тотъ же годъ обновленъ.

Въ 1754 г. вмѣ сто обветшавшей трапезы была придѣ лана къ храму новая.

И этотъ малый соборъ былъ тоже вотчинникъ, за нимъ въ 1681 г. числилось 7 крестьянскихъ дворовъ. Это была деревенька Ожегова въ Звенигородскомъ уѣ здѣ, отданная в ъ соборъ въ 1549 г. на поминовеніе души вел. князя Георгія Ивановича Дмитровскаго, дворъ котораго находился противъ собора.

Соборъ состоялъ на царской ругѣ, получая деньгами и сукнами слишкомъ 142 р. въ годъ, кромѣ Введенскаго предѣ ла, получавшаго особо слишкомъ 24 р. въ годъ, сверхъ ржи и овса.

Въ Гостунскомъ соборѣ совершалась присяга Петру III и Екатеринѣ II при ихъ вступленіи на престолъ.

Позднѣ йшая исторія Николо-Гостунскаго собора очень примѣ тательна по тѣ мъ пріемамъ обращенія съ древними памятниками, какіе, къ сожалѣ нію, дѣ йствуютъ и донынѣ.

Послѣ нашествія французовъ и съ ними Двадцати языкъ соборъ хотя и былъ опустошенъ, но какъ строеніе оставался въ цѣ лости. Въ 1816 г. священникъ Михаилъ Александровъ, побуждаемый вѣ роятно какими-либо ревнителями благолѣ пія Божіихъ храмовъ, представлялъ преосвященному Августину митрополиту Московскому, что " зданіе Гостунскаго собора не соотвѣ тствуетъ красотѣ занимаемаго имъ мѣ ста; а также собору дѣ лаетъ еще болѣ е безобразія странною своею фигурою предѣ льная церковь (Введенія), которая имѣ етъ наклоненіе на одну сторону и прочности не обѣ щаетъ"; посему просилъ разрѣ шенія начать преобразованіе собора перестройкою этой предѣ льной церкви... Преосвященный разрѣ шилъ перестройку собора 22 февр. 1816 г. Работы начались и продолжались все лѣ то. Но 3 августа главнокомандующій въ Москвѣ графъ Тормасовъ сообщалъ преосвященному, что Николо-Гостунскій соборъ обстроивается вновь въ готическомъ видѣ, и просилъ увѣ домленія, какимъ порядкомъ разрѣ шена сія перестройка, такъ какъ отъ учрежденій, отъ которыхъ зависить это дѣ ло, позволенія или согласія не требовано.

Отъ такого вопроса преосвященный растерялся и немедленно остановилъ работы, а вмѣ стѣ съ тѣ мъ отвѣ чалъ главнокомандующему, что соборъ Гостунскій, такъ называемый по образу св. Николая, прислаиному съ рѣ ки Гостуни, есть церковь довольно древняя, построенная въ 1506 г., а въ 1714 г. положена въ ней часть мощей св. Николая; что жители Московскіе и иногородные имѣ ютъ къ сему собору великое усердіе, какъ по древности его, такъ и по Великому Угоднику Божію и нѣ которые изъ усердствующихъ возжелали обстроить сей соборъ и дать ему лучшій видъ; что перестройка собора разрѣ шена имъ, преосвященнымъ, ибо строеніе всѣ хъ церквей зависитъ отъ разрѣ шенія архіерейскаго, а при этомъ и Комиссія о строеніи Москвы не заявила, съ своей стороны препятствій.

Въ то же время начальникъ Кремлевской Экспедиціи князь Юсуповъ сообщалъ преосвященному, что соборъ, какъ памятникъ древности, приличнѣ е было бы оставить въ томъ видѣ, какъ былъ онъ прежде. Преосвященный далъ предписаніе священнику, чтобы онъ немедленно новую постройку передѣ лалъ такъ, чтобы она похожа была на прежній предѣ лъ, или совсѣ мъ бы ее сломалъ.

Въ этомъ году пріѣ зжалъ въ Москву и государь и дѣ ло о соборѣ окончилось тѣ мъ, что онъ былъ совсѣ мъ разобранъ.

2 октября 1816 г. преосвященный доносилъ св. Синоду, что послѣ довало Высочайшее соизволение, чтобъ Николо-Гостунскій соборъ, какъ обветшавшій и по мѣ стоположенію своему, и по бѣ дности архитектуры дѣ лающій безобразiе Кремлю, былъ разобранъ. Вмѣ стѣ съ тѣ мъ преосвященный представлялъ Синоду, что чудотворный образъ съ частью мощей, иконостасъ и всю утварь изъ собора перенести въ новоустроенную церковь на Ивановской колокольнѣ подъ колоколами и освятить эту церковь во имя св. Николая, и быть ей и именоваться Николаевскимъ Гостунскимъ соборомъ, тѣ мъ паче, что бывшая на Ивановской колокольнѣ Рождественская церковь (Рождество Христово) болѣ е извѣ стна была по образу сего же святого, въ ней находившемуся, къ которому народъ имѣ лъ особенное усердіе, но который по разрушеніи колокольни (1812 г.) не отысканъ. Синодъ 10 генваря 1817 г. утвердилъ это представленіе.

Какъ скоро по этому представленію новая церковь на колокольнѣ была устроена, преосвященный 20 іюля 1817 г. далъ предписаніе безъ замедленія разобрать Гостунскій соборъ, а матеріалъ его отдать въ Вознесенскій монастырь, гдѣ тогда строилась въ готическомъ стилѣ церковь св. Екатерины.

7 августа того же 1817 года преосвященному донесли, что Гостунскій соборъ разобранъ, значитъ съ небольшимъ въ двѣ недѣ ли. Но вотъ что разсказываетъ свидѣ тель всей этой исторіи, баронъ В. И. Штейнгель, адъютантъ главнокомандующаго Москвы графа Тормасова, принимавшій дѣ ятельное участіе въ возобновленіи разоренной и сожженной Москвы. Это было 1816 г., когда въ августѣ императоръ Александръ I прибылъ взглянуть на опустошенный городъ и остался очень доволенъ его быстрымъ обновленіемъ.

" По отбытіи государя", пишетъ баронъ, " мы съ новой горячностію принялись за окончательное обновленіе Кремля и устройство Москвы (что происходило уже въ 1817 г., когда въ Москву прибылъ императоръ Александръ вмѣ стѣ съ Прусскимъ королемъ).

" На Кремлевской площади оставался старый соборъ, называемый " Николы Голстунскаго", похожій на " Спаса на Бору", также вросшій въ землю. Его, по почтительной древности, предположено было обнести благовидною галлереею по примѣ ру домика Петра Великаго; но полученное извѣ стіе, что съ государемъ прибудетъ и Прусскій король, подало мысль: соборъ сломать, а площадь очистить для парадовъ.

" Графъ послалъ меня переговорить объ этомъ важномъ предметѣ съ Августиномъ. Преосвященный въ полномъ значеніи слова вспылилъ, наговорилъ опрометчиво тьму оскорбительныхъ для графа выраженiй; но, какъ со всѣ ми вспыльчивыми бываетъ, постепенно стихъ и рѣ шилъ такъ: " Скажите графу, что я согласенъ, но только съ тѣ мъ, чтобы онъ далъ мнѣ честное слово, что, приступивъ къ ломкѣ, по наступленіи ночи, къ утру не только сломаютъ, но очистятъ и разровняютъ все мѣ сто такъ, чтобы знака не оставалось, гдѣ былъ соборъ. Я знаю Москву: начни ломать обыкновеннымъ образомъ, толковъ не оберешься. Надо удивить неожиданностію, и всѣ замолчатъ. Между тѣ мъ я сдѣ лаю процессію: торжественно перенесу всю утварь во вновь отдѣ ланную церковь подъ колокольней Ивана Великаго и вмѣ сгѣ съ тѣ мъ освящу ее".

" Довольный такимъ результатомъ переговоровъ, графъ сказалъ: " О, что до этого, я наряжу цѣ лый полкъ: онъ можеть быть увѣ ренъ, что за ночь не останется ни камешка". При первомъ свиданіи съ преосвященнымъ графъ выразилъ ему особую благодарность. Преосвященный понялъ, что я былъ скроменъ и не все передалъ графу, и съ этой поры сталъ оказывать мнѣ особенное вниманіе, говоря другимъ: " Это честный человѣ къ".

" Голстунскій соборъ дѣ йствительно исчезъ въ одну ночь.

" Этому не менѣ е дивились, какъ и созданію въ 6 мѣ сяцевъ гигантскаго экзерциргауза, со стропилами, поддерживающими потолокъ въ 23 сажени шириною.

" Тутъ вся честь принадлежала двумъ инженеръ-генераламъ: Бетанкуру и Карбоньеру" (Истор. Вѣ стникъ, іюнь 1900 г., стр. 826).

Переписываясь съ Тульскимъ преосвященнымъ Симеономъ по случаю передѣ лки въ Тулѣ языка къ большому колоколу на Ивановской колокольнѣ, Августинъ увѣ домлялъ его 1 іюля 1817 г., что освятилъ новый Гостунскій соборъ (подъ колоколами Ивана Великаго); а тотъ въ письмѣ очень жалѣ лъ, что нарушили такую древность...

Безобразіе храма заключалось въ томъ, что онъ въ 1754 г. былъ покрытъ по старымъ закомарамъ желѣ зною кровлею на четыре ската, изъ которой неприглядно высилась его старая глава. (Альбомъ видовъ No XX).

Чудотворный образъ Николы Гостунскаго пребывалъ въ великомъ почитаніи и поклоненіи у Московскаго народа, какъ это засвидѣ тельствовалъ и преосвященный Августинъ. Несомнѣ нно, что во имя особыхъ чудотвореній и вел. князь Василій Ивановичъ перенесъ изъ села Гостуня зтотъ образъ въ Москву и поставилъ въ новопостроенномъ храмѣ того же имени св. Николы. Съ того самаго времени и въ Москвѣ распространилась чудотворная благодать отъ иконы, подававшая вѣ рующимъ многія изцѣ ленія и многую помощь въ желанныхъ моленіяхъ. Между прочимъ в ъ народѣ установилось вѣ рованіе, что св. чудотворецъ Никола особенно покровительствуетъ вступающимъ въ бракъ молодымъ людямъ, почему, какъ разсказываютъ, " въ храмъ угодника родители приводили помолвленныхъ дочерей своихъ или сговоренныхъ сыновей, просили его защиты, записывали имена дѣ тей своихъ въ книгу, при семъ соборѣ хранившуюся, и твердо уповали на его покровительство" (Москва, Историч. Путеводитель, часть 2-я. М., 1827, стр. 11). Основаніе этому благочестивому вѣ рованію находилось въ житіи чудотворца, гдѣ въ сказаніи о трехъ дѣ вицахь излагается слѣ дующее событіе: въ его время жилъ нѣ кій мужъ; былъ онъ сначала славенъ и богатъ, а потомъ сталъ неславенъ и убогъ и претерпѣ валъ такую бѣ дность, что нуждался даже и въ кускѣ хлѣ ба, не было чѣ мъ и одѣ ться. Къ тому же у него было три дочери попремногу благообразны зѣ ло. Въ своемъ нищенскомъ бѣ дствіи отецъ домыслился до того, что вознамѣ рился отдать своихъ дочерей на блудъ хотящимъ и тѣ мъ спасти себя и дочерей отъ горькой нищеты, такъ какъ нищихъ дѣ вицъ и замужъ никто не возьметъ. Отецъ рѣ шался уже исполнить это дѣ ло, но по Божьему промыслу явилась ему нежданная святая помощь. Провѣ далъ про его рѣ шеніе іерей Никола и, не жалая самолично передать ему прямо въ руки надобную помощь, ибо такъ творять милостыню только малодушные, святой іерей въ полночь пришелъ къ дому погибающаго и нѣ кіимъ оконцемъ внутрь его храмины ввергъ великъ узелъ злата, а самъ скоропоспѣ шно домой возвратился. Проснувшійся на утро отецъ, увидѣ въ золото, изумился, подумалъ, что это мечта, но, ощупавъ монеты, увѣ рился, что истинное это золото, и недоумѣ валъ только, откуда оно, никакого такого благотворителя ни откуду онъ не чаялъ. Обогатившись такимъ образомъ, отецъ успѣ лъ выдать замужъ свою старшую дочь. Послѣ того тѣ мъ же порядкомъ святой іерей Никола приносилъ такой же узелъ золота и для другой, а потомъ и для третьей дочери, тайно попрежнему кидая узелъ въ оконце. Въ послѣ дній разъ отецъ подсмотрѣ лъ, кто это творитъ ему такую благодать, и побѣ жалъ за уходящимъ іереемъ, догналъ его и упалъ ему въ ноги, называя его избавителемъ и спасителемъ оть бѣ ды и погибели. Іерей поднялъ его и клятвою заповѣ далъ никому о томъ не сказывать во всю свою жизнь.

Эта исторія трехъ дѣ вицъ-невѣ стъ утверждала въ народѣ живѣ йшую вѣ ру, что чудотворецъ Никола не оскудѣ ваетъ въ помощи всѣ мъ вѣ рующимъ.

Становится понятнымъ и упомянутое выше обстоятельство, что при соборѣ находились записными нищими именно женскій чинъ -- вдовы. Не отъ того ли идетъ и древнее прозваніе храма Никола Льняной, такъ какъ ленъ и льняная пряжа, несомнѣ нно приносимая въ храмъ усердными богомолицами, и донынѣ въ деревняхъ составляетъ исключительно завѣ тный предметъ женскаго труда и женскихъ заботъ.

Въ исторіи Гостунскаго собора въ особенности достопамятно то обстоятельство, что дьякономъ собора былъ первопечатникъ Иванъ Ѳ едоровичъ, первый типографщикъ въ Москвѣ, напечатавшій вмѣ стѣ съ своимъ товарищемъ Петромъ Тимоѳ еевичемъ Мстиславцомъ первую книгу Апостолъ, надъ которою они работали почти цѣ лый годъ: начавши дѣ ло 19 апрѣ ля 1563 г., окончили его 1 марта 1564 г. {Объ Иванѣ Ѳ едоровичѣ см. нашу статью въ журналѣ И. С. Аксакова, Русь, 1883 г., No 24.}.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.