Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






СКАЗАНІЯ О НАЧАЛѢ МОСКВЫ-ГОРОДА. 5 страница






Проживая въ такомъ отчаянномъ положеніи цѣ лыя недѣ ли, Поляки все надѣ ялись, что гетманъ Ходкевичъ спасеть ихъ, доставивъ продовольствіе и свѣ жее войско. Но Ходкевичу путь къ Кремлю былъ достославно прегражденъ Нижегородскимъ Ополченіемъ, которому, наконецъ, помогли и казаки. Услыхавъ объ этомъ, Поляки порѣ шили, наконецъ, сдаться. Панъ Струсь, мужъ великой храбрости и многаго разсужденія, по отзыву Русскаго лѣ тописца, на площади передъ Иваномъ Великимъ собралъ оголодавшее, отъ глада ослабѣ вшее славное свое рыцарство и предложилъ вопросъ: какъ быть? Всѣ единодушно рѣ шили отдаться Москалямъ, просить милости, чтобы оставили всѣ хъ живыми. 28 октября Кремлевскія ворота были отворены, и Русскіе вошли въ запустѣ лый и разореный Кремль.

Панъ Струсь былъ сначала посаженъ за стражею въ Кирилловъ монастырь (на подворье; въ Дневникѣ написано, вѣ роятно ошибочно, Кризтовскій, а можетъ быть и Крутицкій), потомъ перевели его въ Чудовъ покрѣ пче, а затѣ мъ посадили его въ тѣ сный дворъ, укрѣ пивъ его острогомъ.

Послѣ того панъ Струсь былъ взятъ со всѣ мъ своимъ полкомъ въ казацкіе таборы Трубецкаго. Другой полкъ пана Будилы взятъ въ ополченіе Пожарскаго. Въ таборахъ почти весь Струсевъ полкъ былъ побитъ, несмотря на уговоръ при сдачѣ, что будутъ всѣ цѣ лы.

Кн. Трубецкой, почитая себя главнокомандующимъ въ собравшемся ополченіи на Поляковъ, тотчасъ поселился на томъ же Цареборисовскомъ дворѣ, который, повидимому, представлялъ во всемъ Кремлѣ наиболѣ е устроенное и удобное помѣ щеніе для начальниковъ. Пожарскій остановился на Арбатѣ въ Воздвиженскомъ монастырѣ.

Царскій дворецъ въ это время былъ вполнѣ опустошенъ, стоялъ безъ кровель, безъ оконницъ и дверей, безъ половъ, такъ что и самому избранному царю Михаилу негдѣ было поселиться.

 

 

Величава и красива Красная площадь в Москве. Каждый, кто приезжает в столицу, спешит пройти по ее брусчатой мостовой. Здесь прошлое и настоящее, неразрывно связанное, переплелось в ее архитектурном облике. Перед многоглавым каменным собором Василия Блаженного стоит скульптурный монумент в память победы русского оружия в 1612 году в борьбе с польско-шляхетскими интервентами. На его гранитном постаменте надпись из бронзовых букв: " Гражданину Минину и князю Пожарскому благодарная Россия".

Смутное то было время. Горела земля. Рушились под натиском иноземцев стены древних городов. Многие русские земли из-за изменников-бояр, напуганных вспыхнувшим в то время восстанием под руководством Ивана Болотникова, были без боя отданы чужеземным захватчикам. Отряды самозванца Лжедимитрия II, жаждущего царского престола, хозяйничали в Москве. И в этот критический момент с особой силой проявился патриотизм русского народа, его святая любовь к отчизне. Во имя спасения родины нижегородским старостой Кузьмой Мининым (15?? -1616) был брошен клич " не пожалети животов своих" для освобождения Москвы и всей земли Русской.

Возглавляемое им и Дмитрием Пожарским (1578-1641) войско народного ополчения двинулось с боями на Москву. 27 октября 1612 года столица была освобождена, и началось окончательное изгнание интервентов с Русской земли, завершившееся полной победой.

К 200-летию этого события был сооружен памятник Минину и Пожарскому. Впервые мысль о его создании родилась в 1803 году. Ее подал Вольному обществу любителей словесности, наук и художеств один из самых радикальных последователей Радищева Василий Попугаев. Однако в то время эта идея не нашла отклика в правительственных кругах, считавших ее непосильной для общества. Но голос передового литератора подхватил выдающийся русский скульптор И. П. Мартос. Уже в 1804 году он создает по своей инициативе первый эскиз памятника.

В 1808 году был вновь поднят вопрос о памятнике Минину и Пожарскому - на сей раз жителями Нижнего Новгорода. Лишь после того как они собрали деньги, Александр I объявил конкурс и повелел установить памятник в Нижнем Новгороде.

В конкурсе участвовали видные русские скульпторы. Лучшим проектом была признана работа Мартоса, который сумел выразить единые патриотические чувства героев.

Мартос смог доказать, что лучшее место для памятника - Москва, а не Нижний Новгород (в этом городе - ныне Горький - памятник-обелиск Минину и Пожарскому был установлен в 1828 году - скульптор И. П. Мартос, архитектор А. И. Мельников), избрав для него место около Торговых рядов на Красной площади лицом к Кремлю, а не спиной - посередине площади, как того требовал Александр I.

В первой половине XVIII века в Москве были построены такие известные здания, как Меншикова башня, а также разрушенные впоследствии Красные ворота. Наиболее значительные достижения в московской архитектуре второй половины XVIII века связаны с работами таких архитекторов, как Василий Баженов и Матвей Казаков. Оба они известны прежде всего по архитектурному комплексу в Царицыно и Петровскому замку. Баженов построил знаменитый Пашков дом. По проектам Казакова построены Благородное собрание, дворец генерал-губернатора, здание Сената в Московском Кремле, дом Елисеева Главный дворец в Царицино и многие другие московские здания.

 

 

БОРОДИНО - село Можайского района и станция Белорусского на­правления, от Москвы — 121 км.

Бородинское поле — одно из трех Полей воинской славы России (Куликово поле, Прохоровка) - место неувядаемой славы русского ору­жия.

На Бородинском поле 26 августа 1812 г. главно­командующий русской армией М. И. Кутузов дал гран­диозное сражение войскам Наполеона, сражение, кото­рое вошло бессмертной страницей в историю героиче­ской борьбы русского народа против иноземных захват­чиков.

На Бородинском поле сошлись две сильнейшие ар­мии мира: русская армия во главе со своим гениаль­ным полководцем М. И. Кутузовым и армия Наполео­на, перед которым в течение 15 лет трепетала вся Западная Европа.

Мудрый полководец Кутузов, готовясь к сражению с численно превосходящими силами противника, вы­брал весьма удачную в стратегическом отношении мест­ность - поле в районе деревень Бородино, Шевардино, Горки.

Главной своей целью в предстоящем сражении Ку­тузов ставил нанесение такого удара противнику, в результате которого русские войска, вырвав у против­ника инициативу, могли перейти в решительное контр­наступление.

Героическая битва продолжалась 15 часов. Против­ник предпринимал одну атаку за другой, вводя в бой все новые и новые силы.

Руководителем левого фланга русской армии был замечательный военачальник – князь Багратион. Для прорыва обороны русской армии Наполеон провел восемь ожесточенных атак. В последнюю из них он бросил свыше 45 тысяч солдат пехоты и конницы и 400 артиллерийских орудий. Защищали Багратионовы флеши (укрепления) 20 тысяч русских солдат и 300 орудий. Не надеясь остановить ружейным и орудийным огнем идущих на восьмой штурм французов, Багратион поднял своих солдат в контратаку. Произошла ожесточенная рукопашная схватка, во время которой осколком снаряда был ранен в бедро Багратион, вследствии чего он через три недели скончался.

Значение Бородинского сражения в Отечествен­ной войне 1812 г. огром­но. Русская армия в этом сражении, сумела сохранить свои основные силы, воинское умение, ненависть к иноземным захватчи­кам и железное упорство русских воинов помогли русской армии отразить все удары противника, лишили Наполеона его лучших сил. Француз­ская армия потеряла в этом сражении около 30 тыс. человек из 134 тысяч, но не добилась никаких ре­зультатов — все усилия противника, стремивше­гося одержать победу, разбивались о стойкую и активную оборону рус­ских войск. Потери русских войск составили около 45 тысяч из 154800 человек (включая около 30 тыс. ратников Смоленского и Московского ополчений).

На месте сражения сохранились остатки земляных оборонительных укреп­лений. К столетию Бородинского боя, в 1912 г., на поле было воздвигнуто 34 памятника различным вой­сковым соединениям, геройски сражавшимся при Бо­родине. На батарее Раевского находится могила Багратиона. О сражении за Багратионовы флеши напоминают многочисленные памятники: часовня-мавзолей на месте гибели генерала А.А.Тучкова, обелиск в честь 3-й пехотной дивизии генерала П.П.Коновницина и др.

У деревни Горки на придорожном холме поднимается гранитный обелиск, увенчанный бронзовым орлом с распростертыми крыльями. В лапах орла – лавровый венок. Это памятник М.И.Кутузову. На нем надпись: «Отсюда фельдмаршал Михаил Илларионович Голенищев-Кутузов руководил войсками в сражении при селе Бородино 26 августа 1812 года». На лицевой стороне памятника над бронзовым барельефом Кутузова высечены знаменитые слова из донесения полководца: «Неприятель отражен на всех пунктах».

Сейчас на Бородинском поле находится Государственный военно-исторический музей «Бородино».

Бородино хранит память о многих замечательных людях нашей Родины, бывавших здесь. Собирая мате­риалы по истории Отечественной войны 1812 г. для романа «Война и мир», место Бородинского сражения посетил великий русский писатель JI. Н. Толстой.

В селе Бородино, которое принадлежало роду Да­выдовых, провел свои детские годы известный поэт и партизан Отечественной войны 1812 г. Денис Давыдов, изображенный в романе Л. Н. Толстого «Воина и мир» под фамилией Денисова.

В 1941 г. Бородино снова оказалось в центре воен­ных действий.

Район Бородина обороняла дивизия под командова­нием полковника В. И. Полосухина, занимавшая один из важнейших участков оборо­ны Москвы. Бородинское поле покрылось окопами, противотанковыми препятствиями, блиндажами. Здесь занял позицию артиллерийский ди­визион для стрельбы с закрытых позиций. На высоте, где когда-то находилась батарея героя Отечественной войны 1812 г. генерала Раевского, были оборудованы огневые позиции для стрельбы прямой наводкой. Пехотные подразделения были сосредоточены в Утицком лесу, в лощинах, в кустарниках.

Пять суток вела бой за Бородино дивизия В. И. Полосухина, стойко удерживая свои рубежи. На шестой день гитлеровцы бросили в район боя 60 тан­ков. Артиллеристы отбили атаку. На поле боя осталось 15 подбитых танков. Новая колонна танков прорва­лась вплотную к батареям. Но никто не оставил своих позиций, даже раненые не отходили от орудий, пока дивизия не получила приказа отойти на новые рубежи.

В боях под Бородином враг потерял 117 танков, до 200 автомашин, десятки орудий и минометов, до 10 тыс. убитыми и ранеными.

В январе 1942 г., в период контрнаступления со­ветских войск, бойцы гвардейской дивизии В. И. Поло­сухина первыми вступили в г. Можайск и водрузили там победное красное знамя.

 

 

Главная армия Наполеона глубоко врезалась в Россию, подобно клину. В то время, когда Наполеон входил в Москву, над его левым флангом на севере в районе Полоцка висела армия генерала Витгенштейна, удерживаемая французскими корпусами маршалов Сен-Сира и Удино. Правый фланг Наполеона топтался близ границ Российской империи в Белоруссии. Армия генерала Тормасова связала своим присутствием австрийский корпус генерала Шварценберга и 7-й корпус генерала Ренье. Французские гарнизоны вдоль Смоленской дороги охраняли коммуникационную линию и тыл Наполеона.

19 октября французская армия (110 тысяч) с огромным обозом стала покидать Москву по Старой Калужской дороге. Наполеон планировал добраться до ближайшей крупной продовольственной базы в Смоленске по неразорённой войной местности — через Калугу.

Дорогу на Калугу Наполеону заслонила армия Кутузова, расположившись под селом Тарутино на Старой Калужской дороге. Из-за недостатка лошадей артиллерийский парк французов сократился, крупные кавалерийские соединения практически исчезли. Не желая прорываться с ослабленной армией через укреплённую позицию, Наполеон свернул в районе села Троицкого (современный Троицк) на Новую Калужскую дорогу (современное Киевское шоссе), чтобы обойти Тарутино. Однако Кутузов перебросил армию под Малоярославец, перерезав французам пути отступления по Новой Калужской дороге.

24 октября состоялось сражение под Малоярославцем. Город восемь раз переходил из рук в руки. В конце концов, французам удалось захватить Малоярославец, но Кутузов занял укреплённую позицию за городом, которую Наполеон не рискнул штурмовать. Армия Кутузова к 22 октября насчитывала 97 тысяч регулярных войск, 20 тысяч казаков, 622 орудия и более 10 тысяч ратников ополчения. Наполеон имел под рукой до 70 тысяч боеспособных солдат, кавалерия практически исчезла, артиллерия была значительно слабее русской. Ход войны теперь диктовала русская армия.

25 октября Наполеон, осуществлявший объезд армии, едва не стал жертвой налёта казаков на обоз французской гвардии. В этот же день генерал Лефевр, разведывавший дорогу на Юхнов, потерпел поражение от казачьих отрядов Быхалова и Иловайского под Медынью. Наполеон чувствовал, что время работает на русских, которые не спеша готовят его армии «новую Полтаву». На вечернем совете в Городне, где решался вопрос о дальнейших действиях французской армии, Мюрат предрекал большие потери при отступлении от Боровска на запад и советовал возвращаться к Можайску. Мнения соратников Наполеона разделились и, закрывая совет, он заявил, что завтра примет решение.

26 октября Наполеон приказал отступать на север на Боровск—Верею—Можайск. В боях за Малоярославец русская армия решила крупную стратегическую задачу — сорвала план прорыва французских войск на Украину и заставила врага отступать по разорённой им Старой Смоленской дороге. Из Можайска французская армия возобновила движение к Смоленску той дорогой, по которой наступала на Москву.

 

Руза — небольшой живописный городок, располо­женный на берегу реки Рузы — притока Москвы-реки. Точная дата возникновения города Рузы неизвестна. Впервые Руза упоминается в духовной грамоте Ивана Калиты (около 1339 г.). С 1341 по 1462 г. Руза при­надлежала Звенигородскому, а с 1462 по 1504 г.— Волоцкому княжеству.

Руза имеет славное боевое прошлое. Это город- крепость, расположенный на пути в Москву. К стенам Рузы не раз подходили иноземные захватчики, и город мужественно отбивал их яростные атаки. В городе со­хранились остатки древнего кремля в виде земляных укреплений, расположенных на высоком холме. До XVII века на земляном валу возвышалась деревян­ная крепостная стена с башнями. Из древних построек на территории кремля ничего не сохранилось; суще­ствовавший здесь собор был разрушен в начале XVII в.

В 1812 г. через Рузу проходило левое крыло на­полеоновской армии. 9 сентября 1812 г. Руза была занята французами. Вокруг города действовали рус­ские партизанские отряды под руководством Чернозубова.

В годы Великой Отечественной войны Рузский район оказался снова в сфере военных действий. Осо­бенно упорные и длительные бои происходили у селе­ния Тоболево в 25 км к западу от города. Советская Армия и партизаны оказывали стойкое сопротивление врагу. Город, временно захваченный противником, был освобожден 20 декабря 1941 г.

Руза хранит память о героических действиях до­блестных советских воинов и славных советских парти­зан в годы Великой Отечественной войны. Особенно отличился в боях под Рузой бесстрашный командир партизанского отряда С. И. Солнцев, которому посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза. В центре города, в сквере, воздвигнут мраморный обелиск в па­мять погибших героев-партизан.

Из старинных построек, сохранившихся в городе, представляет интерес пятиглавая Дмитриевская цер­ковь, построенная в 1792 г. Это архитектурный памят­ник, в котором сочетаются элементы барокко и класси­ческого стиля. Предполагают, что проект здания церк­ви принадлежит великому русскому архитектору М. Ф. Казакову.

В Рузе родился (в 1864 г.) крупный русский художник-реалист С. В. Иванов.

 

 

В залах Государственного научно-исследовательского музея архитектуры имени А. В. Щусева (просп. Калинина, 5) экспонируется гипсовый бюст выдающегося русского писателя, основоположника революционного направления русской общественной мысли - Александра Николаевича Радищева (1749-1802).

Этот погрудный портрет великого русского просветителя, " прорицателя вольности" - первое скульптурное произведение, созданное по ленинскому плану монументальной пропаганды.

5 августа 1918 года архитектор Н. Д. Виноградов, ответственный за осуществление ленинского плана в Москве, войдя с докладом в кабинет Владимира Ильича, застал там А. В. Луначарского, только что прибывшего из Петрограда. Нарком просвещения рассказывал Ильичу, что заканчивается изготовление скульптором Л. В. Шервудом бюста Радищева, который предполагается в ближайшее время установить в городе на Неве.

Ленин спросил Виноградова, нельзя ли изготовить копию этого бюста для Москвы. Николай Дмитриевич ответил, что достаточно сделать форму и можно будет отлить любое количество бюстов. Тогда Владимир Ильич попросил Луначарского передать Шервуду его, Ленина, просьбу изготовить авторскую копию, с тем, чтобы памятники Радищеву открыть одновременно в Петрограде и в Москве.

 

Широко известен памятник Александру Сергеевичу Пушкину (1799-1837), величаво возвышающийся в центре площади, носящей славное имя поэта. Пушкин изображен в глубоком раздумье. Чуть склоненная курчавая голова, мягкая сосредоточенность позы, свободно падающие складки плаща - словно поэт на миг остановился, захваченный музыкой только что рожденной строки. Таким предстает перед взорами москвичей и их гостей памятник великому русскому поэту, навечно слившись с обликом нашей столицы.

Памятник сооружен по инициативе передовой общественности на собранные по подписке народные деньги. Его автор - сын крепостного крестьянина Ярославской губернии скульптор Александр Михайлович Опекушин.

... Уже в 1837 году, после трагической гибели поэта, в умах передовых людей того времени зародилась мысль о создании памятника А. С. Пушкину. Общественность России не раз обращалась к правительству, предлагая начать сбор средств, и в 1860 году даже начали собирать деньги по подписке. Свои проекты предлагали некоторые художники и скульпторы. Но дело продвигалось крайне медленно. И лишь в 1870 году по инициативе известного филолога академика Я. К. Грота был создан специальный комитет, который обратился к населению с воззванием о сборе средств на строительство памятника А. С. Пушкину.

По всей России пошел подписной лист. Лица разных сословий жертвовали деньги. Была собрана невиданная по тем временам сумма - 106 575 рублей 10 копеек, которая давала возможность после открытия памятника (он обошелся в 86 761 рубль 53 копейки) выделить оставшиеся деньги на издание " Дешевой пушкинской библиотеки" и пушкинской премии Академии наук.

На одном из заседаний комитета и было принято решение поставить памятник Пушкину в Москве. Эту идею выдвинул товарищ поэта по лицею адмирал Ф. Ф. Матюшкин. Он предложил установить памятник не в чиновном Петербурге, не в Михайловском и не в Царском Селе, как предлагалось, а в родном городе Пушкина, в древней русской Москве.

В 1873 году был организован первый официальный открытый конкурс на лучший проект памятника. Но он не дал результатов. Конкурс объявлялся еще дважды - в 1874-м и 1875 годах, пока специальный комитет, в который входило и несколько лицейских товарищей поэта, не отдал предпочтение проекту под № 7, который соединил в себе " с простотою, непринужденностью и спокойствием позы - тип, наиболее подходящий к характеру наружности поэта...".

Памятник Гагарину Ю. А.

Герой Советского Союза, летчик-космонавт СССР Юрий Алексеевич Гагарин (1934-1968) принадлежит к числу людей, чьи имена навсегда останутся в истории развития мировой цивилизации. Впервые в мире совершив дерзновенный полет во Вселенную, он облетел земной шар на космическом корабле и благополучно вернулся на Землю. Его триумфальный полет, подготовленный огромным трудом ученых, рабочих, конструкторов, инженеров, техников, положил начало новому этапу освоения космического пространства - этапу регулярных рейсов космических экипажей с человеком на борту.

Жизнь Юрия Алексеевича была тесно связана с Москвой. Его именем названы один из районов столицы и площадь, раскинувшаяся на слиянии Ленинского проспекта с проспектом 60-летия Октября и улицей Косыгина. Именно здесь, через эту площадь, по Ленинскому проспекту, совершив свой исторический звездный полет, проехал в открытой машине из аэропорта Внуково на Красную площадь 14 апреля 1961 года первый космонавт планеты.

... Еще издали видна возвышающаяся над окружающей застройкой фигура космонавта. Развернутый лицом к высотному зданию Московского университета, памятник виден из многих мест столицы. И с каждой точки он открывается в новом ракурсе - стремительный, четкий, ставший неотъемлемой частью силуэта Москвы.

В центре широкой площадки, выложенной из каменных плит, взметнулась стройная 33-метровая рифленая колонна с фигурой Колумба Вселенной. Он облачен в скафандр, руки его словно распростертые крылья.

 

 

В Москве есть два памятника великому русскому писателю Николаю Васильевичу Гоголю (1809-1852). Один - во дворе дома № 7 по Суворовскому бульвару, второй - в начале Гоголевского бульвара на Арбатской площади.

Памятник Н. В. Гоголю во дворе дома по Суворовскому бульвару был создан в 1909 году, к 100-летию со дня рождения писателя. Его авторы - скульптор Н. А. Андреев и архитектор Ф. О. Шехтель.

Вначале этот памятник находился на Гоголевском бульваре, откуда в 1951 году его перенесли в Музей архитектуры на территорию бывшего Донского монастыря (ныне филиал Музея архитектуры имени А. В. Щусева). В 1959 году, в связи со 150-летием со дня рождения Н. В. Гоголя, этот памятник был установлен перед домом, где писатель провел последние годы жизни.

Здесь Гоголь готовил к изданию собрание своих сочинений, встречался с писателями, художниками, актерами. В то время он пережил тяжелую душевную драму. В ночь с И на 12 февраля 1852 года Гоголь здесь сжег подготовленный к печати второй том " Мертвых душ", а спустя десять дней - скончался.

Памятник изображает Гоголя в последние годы жизни, в период его душевного потрясения и надлома. В скорбной задумчивости, закутавшись в плащ, сидит он на скамье, низко опустив голову. Пьедестал из черного полированного гранита опоясан со всех сторон бронзовыми рельефами с персонажами из произведений Гоголя.

 

В самом центре Москвы на площади Свердлова воздвигнут монумент основоположнику научного коммунизма Карлу Марксу. Фигура великого мыслителя, высеченная из монолитной глыбы серого гранита, как бы вырастает из огромной скалы. Рука Маркса опирается на трибуну. Словно обращаясь с пламенной речью к трудящимся массам, Маркс заканчивает ее боевым призывом: " Пролетарии всех стран, соединяйтесь! "

По обе стороны памятника стоят два гранитных пилона. На одном из них вырублены слова Фридриха Энгельса, сказанные 17 марта 1883 года над могилой великого друга: " И имя его и дело переживут века". На другом - слова Владимира Ильича Ленина: " Учение Маркса всесильно, потому что оно верно".

На внутренних торцах пилонов дано контурное изображение эмблемы Советского государства - серп и молот. Площадь вокруг памятника выстлана серым полированным гранитом, за которым идут зеленые насаждения.

... Еще на заре Советской власти В. И. Ленин уделял большое внимание созданию в Москве памятника Карлу Марксу (1818-1883) - вождю международного пролетариата.

Памятник А.С. Грибоедову на Чистых прудах, 1959 год, скульптор Аполлон Александрович Мануйлов, архитектор Александр Алексеевич Заварзин.

Памятник поэту и драматургу Александру Сергеевичу Грибоедову появился в Москве в год 130-летия со дня его трагической гибели в Персии. 30 января 1829 года тысячи взбунтовавшихся персов перебили всех, находившихся в посольстве. Тело Грибоедова было настолько изуродовано, что опознали его только по следу на кисти левой руки, полученному во время дуэли с Якубовичем в 1818 году. Памятник поставлен на Чистопрудном бульваре, хотя, дом, где родился Александр Сергеевич, фактически больше реплика, чем подлинник (реставрация в 1970-х, к тому же времени относится пожар, уничтоживший верхний этаж), находится на Новинском бульваре. Экономист Б.Л. Маркус вспоминал: «Где-то в середине тридцатых годов на бульваре напротив „Дома Грибоедова“ установили огромный гранитный валун. Мне, мальчишке, он тогда показался очень большим. Неотесанный, грубый, с широким основанием и сужающийся кверху. На передней стороне этого валуна чуть выше середки отшлифовали неровную по краям полоску, в которую вписали глубоко врезанными буквами подпись-автограф Грибоедова. И ничего больше. На памятник это не похоже, но я уже слышал, что камень потому и поставили на это место, что именно здесь со временем будет сооружен настоящий памятник с фигурой самого Грибоедова». Однако, позже, памятник, как известно, поставили совсем не на Новинском бульваре.

Памятник на бульваре представляет собой фигуру Грибоедова, установленную на постаменте-колонне, благодаря чему, образ драматурга выглядит весьма величественно и парадно. В нижней части постамента авторы разместили героев не просто самой известной пьесы писателя " Горе от ума", а той, благодаря которой, Грибоедова часто называют «писателем одной книги». Петр Чаадаев писал о пьесе, что «никогда ни один народ не был так бичуем, никогда ни одну страну не волочили так в грязи, никогда не бросали в лицо публике столько грубой брани, и, однако, никогда не достигалось более полного успеха». Пьеса буквально разобрана была на цитаты и до сих пор любой образованный человек с легкостью продолжит фразы «все врут….», «минуй нас пуще всех печалей и…», «что за комиссия, Создатель…» и «счастливые часов…

Памятник Суворову — скульптура в честь великого русского полководца, генералиссимуса Александра Суворова на одноимённой площади в Москве.

В 1977 году Советом министров СССР было принято решение о сооружении памятника Суворову в Москве. К 250-летию полководца в 1980 году был проведён конкурс на лучший проект, который выиграли скульптор Комов и архитектор Нестеров. Торжественное открытие памятника прошло 17 февраля 1982 года.

Авторы скультуры в своём проекте отошли от героико-эпического образа «великого полководца», переданного знаменитым памятником Суворову работы Козловского в Санкт-Петербурге. Комов остановился на реалистичной передаче образа Суворова, отталкиваясь от воспоминаний современников о фельдмаршале. Достаточно точно была передана живая натура Суворова. Также Комов обратил внимание на мелкие детали: его скульптура «носит» лишь один орден Святой Анны, единственный, который носил полководец в реальной жизни.

Памятник Суворова находится в Москве на Суворовской площади у Театра Российской армии, где во времена Суворова находился инвалидный дом для военных ветеранов.

Третьяковская галерея — самый известный художественный музей в столице, основанный купцом Павлом Третьяковым в 1856 г. Сегодня это крупное государственное учреждение культуры, в состав которого входят несколько музеев, главным из которых остается музейный комплекс в Лаврушинском переулке. (Замоскворечье)

 

Памятник выдающемуся русскому полководцу, генералу от инфантерии Михаилу Дмитриевичу Скобелеву (1843-1882) был торжественно открыт 7 июля 1912 года в Москве. Тверскую площадь, на которой установили конную статую " белого генерала", переименовали в Скобелевскую. Памятник был уничтожен в 1918 году, а на его месте был открыт Монумент Советской Конституции, который был в свою очередь взорван в апреле 1941 года.

Памятник Юрию Долгорукому открыт 6 июня 1954 года в ознаменование 800-летия Москвы (скульпторы - С.М. Орлов, А.П. Антропов, Н.Л. Штамм, архитектор - В.С. Андреев). Был заложен в период празднования 800-летия Москвы в 1947 году на современной Тверской площади, напротив здания мэрии. Юрий Долгорукий считается легендарным основателем Москвы. Монумент является одним из символов столицы. Помимо установления памятника также задумывалось перезахоронение останков великого князя. Специальной экспедицией при исследовании официального места захоронения Долгорукого выяснилось, что оно ложное. Лишь много позднее прах Юрия был найден в храме «Спаса на Берестове» на территории Киево-Печерской лавры. Монумент, установленный в Москве, представляет собой собирательный образ русских былинных богатырей: всадник, облаченный в воинские доспехи, указывает на место, где следует строить крепость.

 

К началу XX века Москва уже была в значительной степени оснащена системами теплоснабжения, водоснабжения, канализации, уличного освещения, асфальтом было покрыто 185 тыс. м². дорог. При этом значительное количество домов, особенно на окраинах, были деревянными, неблагоустроенными.

После преодоления разрухи, возникшей в результате Гражданской войны, началось ускоренное развитие города. Одним из первых заметных сооружений начала 20-х годов стала Шуховская башня. В 20-е годы и в начале 30-х годов было построено несколько зданий по проектам К. Мельникова, отличавшихся новаторской необычной архитектурой. Наиболее известные из них — Клуб Русакова, Дом Мельникова. Архитектор Щусев стал автором таких широко известных зданий как мавзолея Ленина и здание Казанского вокзала.

Новый этап в перестройке Москвы начался после постановления ЦК ВКП(б) и СНК СССР от 10.07.1935 о генеральном плане реконструкции г. Москвы, в основу которого были положены идеи и указания И. В. Сталина. С 1935 по 1940 год в рамках работ по замене булыжного покрытия мостовых было заасфальтировано свыше 3 млн м² улиц, площадей и набережных. В этот же период был построен 41 км гранитных набережных. С 1935 по 1941 год в Москве было построено 11 новых мостов.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.