Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






СКАЗАНІЯ О НАЧАЛѢ МОСКВЫ-ГОРОДА. 2 страница






СКАЗАНІЯ О НАЧАЛѢ МОСКВЫ-ГОРОДА.

Когда и какъ исперва произошло начало Москвы, когда и какъ она зародилась на своемъ мѣ стѣ, объ этомъ книжные люди стали гадать и разсуждать только съ той поры, когда Москва явилась сильною и славною, царствующимъ великимъ городомъ, крѣ пкимъ и могущественнымъ государствомъ, когда у книжныхъ людей, изъ сознанiя этого могущества, сами собою стали возникать вопросы и запросы, какъ это случилось, чтоМосква-городъ стала царствомъ-- государствомъ?

Наши московскія доморощенныя гаданія о происхожденіи города Москвы ограничивались очень скромньми домыслами и простыми здравыми соображеніями, согласно указаніямъ лѣ тописи, существенная черта которой описанiе лѣ тъвсегда служила образцомъ и для составленія произвольныхъ полусказочныхъ вставокъ. Такъ самое скромное домышленіе присвоило основаніе города Москвы древнему Олегу, несомнѣ нно, руководясь лѣ тописнымъ свидѣ тельствомъ, что Олегъ, устроившись въ Кіевѣ, нача городы ставити и устави дани Словеномъ, Кривичемъ и Мери. Если Олегъ уставлялъ дани Мерянамъ и городы сооружалъ, то въ области Мери (Ростовъ, Суздаль) онъ долженъ былъ изъ Кіева проходить мимо Москвы и очень немудрено, что могь на такомъ выгодномъ для селитьбы мѣ стѣ выстроить небольшой городокъ, если такой городокъ не существовалъ еще и до временъ Олега. И вотъ въ позднѣ йшихъ лѣ тописныхъ записяхъ появляется вставка: " Олегъ же нача грады ставити многіе и прииде на рѣ ку глаголемую Москву, въ нея же прилежатъ рѣ ки Неглинная и Яуза, и постави градъ не малъ и прозва его Москва и посади на княженіе сродниковъ своихъ".

Впрочемъ, съ такимъ же вѣ роятіемъ можно было постройку города Москвы присвоить и Святославу, который ходилъ на Оку и на Волгу и затѣ мъ побѣ дилъ Вятичей, жившихъ на Окѣ; но о Святославѣ начальный лѣ тописецъ не сказывалъ, что онъ городы ставилъ. Объ Олегѣ же догадка впослѣ дствіи пополнилась новымъ свидѣ тельствомъ, что древній князь, построивъ Москву, посадилъ въ ней княжить своего сродника, князя Юрія Владиміровича. Здѣ сь выразилась еще неученая деревенская простота въ составленіи догадокъ, далекихъ еще отъ явнаго вымысла. Она не въ силахъ была удалиться отъ лѣ тописной правды и позволила себѣ только нарушить эту правду невѣ рнымъ, но весьма существеннымъ показаніемъ о князѣ Юрьѣ, все-таки прямомъ основателѣ города Москвы. Въ народной памяти хронологія отсутствуетъ.

Но вскорѣ къ деревенской простотѣ собственно Московскихъ гаданій пришла на помощь Кіевская, то-есть въ сущности Польская историческая ученость въ лицѣ Ѳ еодосія Софоновича, составившаго въ 1672 г. цѣ лую " Хронику зъ Лѣ тописцевъ стародавныхъ, зъ Нестора Печерскаго и иншихъ, также зъ хроникъ Польскихъ о Русіи, отколь Русь ночалася", а вмѣ стѣ съ тѣ мъ и особую статью " Отколь Москва взяла свое названіе". Потомъ въ лицѣ Иннокентія Гизеля, повидимому, сократившаго это сочиненіе въ своемъ знаменитомъ Синопсисѣ или " Краткомъ (собраніи) описаніи о началѣ Словенскаго народа" съ нѣ которыми своими прибавками въ томъ же родѣ {Словарь Писателей Духовнаго чина. М. 1827, т. I, 199, т. II, 288.}; затѣ мъ и въ лицѣ дьякона Холопьяго на Мологѣ монастыря, Тимоѳ ея Каменевича-Рвовскаго 1684--1699 гг., который хотя и былъ Москвичемъ, но по прозванію, несомнѣ нно, принадлежалъ къ ученымъ Кіева; который поэтому въ сочинительствѣ, какъ и когда произошли Словены и Руссы, превзошелъ своихъ ученыхъ братій богатствомъ фантазіи и необыкновенною смѣ лостью вымысла. Конечно, его трудъ былъ только сборникомъ тѣ хъ литературныхъ измышленій, какія въ то время появлялись въ Кіевскихъ школахъ по указанію и подъ вліяніемъ Польской учености.

А эта ученость, разыскивая и объясняя, откуда взялась Москва-народъ, очень усердно и съ обширною начитанностью (у Стрыйковскаго) толковала, еще съ конца XVI ст., что " Мосохъ или Мезехъ, шестой сынъ Іафетовъ, внукъ Ноевъ, есть отецъ и прародитель всѣ хъ народовъ Московскихъ, Россійскихъ, Польскихъ, Волынскихъ, Чешскихъ, Мазовецкихъ, Болгарскихъ, Сербскихъ, Карватскихъ, и всѣ хъ, елико есть Славенскій языкъ; что у Моисея Мосохъ, Московскихъ народовъ праотецъ, знаменуется (упоминается) такожде и у Іосифа Флавія въ Древностяхъ; что ни отъ рѣ ки, ни отъ града Москвы Москва именованіе получила, но рѣ ка и градъ отъ народа Московскаго имя воспріяли; что имя сіе: Мосохъ, Мокусъ, Моска, Моски, Москорумъ, Московитарумъ, Модокорумъ и проч. всѣ древніе историки, Еврейскіе, Халдейскіе, Греческіе и Латинскіе и новѣ йшіе Мосоха, Москвы праотца и областей того имени, во многихъ мѣ стахъ непрестанно и явно поминаютъ; что третій братъ Леха и Чеха, Русъ, истинный наслѣ дникъ Мосоховъ отъ Іафета, великія и пространныя полуночныя и восточныя и къ полудню страны размножилъ и населиль народами Русскими..." и такъ далѣ е.

" И тогда же той Мосохъ князь Іафетовичъ сотворилъ убо себѣ и всему роду своему, иже суть съ нимъ пришедшему, первобытную селитву свою и основаніе начальное жительства своего, -- патріархъ бо онъ бывъ первый той и отецъ нашъ, князь великій Мосохъ Іафетовичъ, и господарь всѣ мъ намъ.

" Начатъ же селиться на семъ предъизбранномъ и предлюбезномъ его и пренадвысочайшемъ и всепрекрасномъ мѣ стѣ своемъ Московскомъ, надъ двѣ ма рѣ кама, на немъ же и нынѣ есть мѣ стѣ всепреславномъ, святый и предцарствующій и славою предъименитою предъвозсіятельствующій и предпреименованный всепревеликій градъ Москва по имени рѣ ки тоя Москвы, подъ нимъ сущія и текущія, стоитъ. Сію же рѣ ку тогда сущую безъимениту бывшую отъ исперва, онъ Мосохъ князь, во пришествіи своемъ къ ней и поселеніи прекрасномъ и излюбленномъ, преименовалъ ю Мосохъ князь по имени своему, самаго себя и жены своея княгини прекрасныя и предлюбезныя, нарицаемыя Квы.И тако по сложенію общекупному именъ ихъ, князя нашего Моса и княгини его Квы красныя преднаречеся тогда рѣ ка та до нихъ самихъ изначала безъименитая предбывшая, Москва рѣ ка прозваніемъ ихъ и отъ тогда, даже убо и до днесь тако зовома она есть. Вторую же меншую рѣ ку, впадшую и текущую въ ту же въ Москву рѣ ку, преименовалъ ю Мосохъ вмѣ сто чадородій своихъ честныхъ, сына своего первороднаго, именуемаго сице Я, именемъ и прозваніемъ своимъ такъ зовома Я, тогда же съ нимъ предприбывшаго, и во имя дщери своея Вузы прекрасныя и прелюбезныя, тако предзовомыя, съ нимъ же тогда предприбывшія. И тако же назва ю, рѣ ку ту безъименитую вторымъ прозваніемъ, и тѣ хъ же дѣ тей своихъ общекупнымъ ихъ именованіемъ Явузарѣ ка. И та рѣ ка Явуза, даже и до нынѣ такожде звашеся.

" И созда же тогда Мосохъ князь и градецъ себѣ малый надъ предвысоцѣ й горѣ той, надъ устіи Явузы рѣ ки, на мѣ стѣ ономъ первоприбытномъ своемъ имено Московскомъ, идѣ же и днесь стоитъ на горѣ оной церковь каменная святаго и великаго мученика Никиты, бѣ совъ мучителя и отъ вѣ рныхъ человѣ ковъ тѣ хъпрогонителя, иже которіи отъ оныхъ зло страждутъ и имя мученика святое призываютъ съ вѣ рою...

" Сей же Мосохъ князь Московскій бысть и началородный намъ и первый отецъ не токмо же Скиѳ о-Москво-Славено-Россійскимъ людемъ, но и всѣ мъ нашимъ своесроднымъ государствамъ премногимъ и народамъ и землямъ и племенамъ и колѣ намъ Скиѳ ьскимъ..."

Разыскивалъ о происхожденіи имени Москвы и ученѣ йшій академикъ нѣ мецъ Байеръ. Не зная русскаго языка, онъ толковалъ, что имя Москвы происходитъ отъ мужскогомонастыря -- Моsсоі отъ Мus (мужъ) и Мusіс (мужикъ) (Кар. II, пр. 301). Кромѣ того, Татищевъ утверждалъ, что " имя Москва есть Сарматское, значитъ крутящаяся или искривленная, отъ того, что теченіемъ весьма излучины дѣ лаетъ, да и внутрь Москвы ихъ нескудно" (Исторіи Россійской кн. 2, стр. 478).

Приведенныя наивныя сказки о Мосохѣ, составляющія полную характеристику Кіевской исторической учености, были приняты Москвичами съ тѣ мъ довѣ ріемъ, какое внушала имъ эта почтенная ученость и въ особенности ея печатная книга (Синопсисъ), почему и были внесены въ разные лѣ тописные сборники, какъ начало древнѣ йшпхъ лѣ тъ Руси. Однако неученые и невѣ жественные Москвичи, какъ ихъ чествуютъ и упрекаютъ Мосохомъ иные историки, и тогда уже почитали все это вздорною ложью. Въ одномъ лѣ тописномъ сборникѣ конца XVII ст., принадлежащемъ нашей библіотекѣ, есть небольшое разсужденіе по этому предмету, озаглавленное такъ: " Написаніе бысть о Мосохѣ Аѳ етовѣ сынѣ ". Авторъ затѣ мъ говоритъ: " Бысть о семъ сумнѣ ніе, како положилъ (и напечаталъ) Иннокентій (Гизель) въ Печерской обители въ Кіевѣ въ лѣ то 7182 (1674). Ничто же о семъ разумѣ ющимъ книжное писаніе требно и полезно есть, но ложь обрѣ теся въ писаніи его... Это у него въ лѣ тописцѣ напечатано не противъ божественнаго писанія и старыхъ древнихъ лѣ тописцевъ, своимъ изволомъ, къ похвалѣ Мосоха и Москвѣ рѣ цѣ. Буди то отъ его (Мосоха) родовъ вся Словенская и Русская (земля) распространилася, нѣ сть сіе полезно и не праведно... А о селъ Мосохѣ ничто же бысть въ писаніи... ни о части его въ Русійсскіе Земли... о семъ въ писаніи въ Словенскихъ и Греческихъ лѣ тописцехъ не бысть написано до 182 года" (т.-е. до перваго изданія Синопсиса).

" Въ лѣ то 6714 (1206 г.) князь великій Данило Ивановичь. послѣ Рюрика короля Римскаго 14 лѣ то пришелъ изъ Великаго Новгорода въ Суздаль, и въ Суздалѣ родился ему сынъ князь Георгій и во имя его созда и нарече градъ Юрьевъ Польскій и въ томъ градѣ церковь велѣ нную созда во имя св. Георгія каменную на рѣ зи отъ подошвы и до верху. И по созданіи того храма поѣ халъ князь Данила Ивановичь изыскивати мѣ ста, гдѣ ему создати градъ престольный къ Великому Княженію своему и взялъ съ собою нѣ коего гречина именемъВасилья, мудра и знаюша зѣ ло и вѣ дающа чему и впредь быти. И въѣ халъ съ нимъ въ островъ (лѣ съ) теменъ, непроходимъ зѣ ло, въ немъ же бѣ болото велико и топко и посредѣ того острова и болота узрѣ лъ князь Великій Данила Ивановичь звѣ ря превелика и пречудна, троеглава и красна зѣ ло... и вопросиша Василія гречанина, что есть видѣ ніе сіе пречуднаго звѣ ря? И сказа ему Василіи гречинъ: Великій княже! на семъ мѣ стѣ созиждется градъ превеликъ и распространится царствіе треугольное и въ немъ умножатся различныхъ ордъ люди... Это прообразуетъ звѣ ря сего треглаваго, различные на немъ цвѣ та, то есть отъ всѣ хъ странъ учнутъ въ немъ люди жити... Князь же Данила Ивановичь въ томъ острову наѣ халъ посредѣ болота островецъмалъ, а на немъ поставлена хижіна мала, а живетъ въ ней пустынникъ, а имя ему Букалъ и потому хижина словетъ Букалова, а нынѣ на томъ мѣ стѣ царскій дворъ {Въ 1615 г.мая 31 упоминается церковь Воскресенія Христова, что на Букаловѣ. А. О. П. Л No 896. Но видимо, что это урочище ошибочно написано вмѣ сто Булгаково, какъ обыкновенно обозначалась эта церковь -- строеніе Булгаковыхъ. Она стояла на Варварскомъ Крестцѣ.}. И послѣ того князь Данило Ивановичь съ тѣ мъ же гречиномъ Василіи спустя 4 дни наѣ халъ горы (крутицы), а въ горахъ тѣ хъ стоитъ хижина мала, и въ хой хижинѣ (хизинѣ) живетъ человѣ къ римлянинъ имя ему Подонъ... Возлюби, Князь Великій мѣ сто сіе, восхотѣ домъ себѣ устроити... Той же Подонъ исполненъ Духа Святаго и рече говоритъ: Княже! не подобаетъ тебѣ здѣ сь вселиться, то мѣ сто Домъ Божій: здѣ сь созиждутъ Храмъ Божій и пребудутъ архіереи Бога Вышняго служители. Князь же Данило Ивановичь въ шестое лѣ то на хизинѣ Букаловѣ заложи градъ и нарече имя ему Москва, а въ седьмое лѣ то на горахъ Подонскихъ на хижинѣ Подоновѣ заложи церковь Всемилостиваго Спаса и устрои ю свѣ толѣ пну. И въ 9 лѣ то родися у него два сына князь Алексѣ й и князь Петръ. Онъ же князь великій Данило Ивановичь вельми любя сына Алексѣ я Даниловича, во имя его созда градъ къ Сѣ веру и нарече имя ему Олексинъ и тамя обрете въ островѣ мужа именемъ Сара земли Иверскіясвята и благоговѣ йна зѣ ло и на его хижинѣ заложи градъ Олексинъ (сравн. Кар. II, пр. 301). И по девятомъ лѣ тѣ приде изъ Грекъ Епископъ Варламъ къ князю Данилу Ивановичу и многія чудотворны мощи съ собою принесе; и князь Данило Ивановичь принялъ его съ великою честію и любовію и повелѣ ему освятити храмъ на горахъ Подонскихъ и да ему область Крутицкую и нарекома его владыкою Сарскимъ и Подонскимъ: тако нарекошася Крутицы".

Очень явственно, что это сказаніе сочинено на Крутицахъ какимъ-либо досужимъ миряниномъ или церковникомъ, однакожъ не совсѣ мъ знакомымъ съ тогдашнею ученостью, которая могла бы пространнѣ е разсказать о зачалѣ Москвы съ непремѣ ннымъ упомианіемъ о Мосохѣ. Къ тому же сочинитель указываетъ, что онъ былъ родомъ или житіемъ отъ города Алексина.

Неученые Москвичи не умѣ ли складывать сказки по вольному замыслу, какъ составлена эта Крутицкая сказка, и держались въ своихъ литературныхъ опытахъ стараго обычая лѣ тописцевъ, приставляя непремѣ нно къ своему разсказу и лѣ та событій. Единственньмъ образцомъ для ихъ писательства была именно не чужая, а своя родная лѣ топись. Другихъ образцовъ они не знали и, подражая лѣ тописцамъ, вносили въ свои повѣ сти ходившія въ народѣ преданія и несомнѣ нные остатки уже забытыхъ пѣ сенныхъ былинъ.

Такимъ характеромъ отличается самая обстоятельная по составу повѣ сть " О зачалѣ Московскаго Княженія, како--зачало бысть, а нынѣ великій пресловущій и преименитый царствующiй градъ сіяеть".

Еще Карамзинъ замѣ тилъ, что эта повѣ сть писана размѣ ромъ старинныхъ русскихъ сказокъ и изобрѣ тена совершеннымъ невѣ ждою, то-есть не согласно съ достовѣ рными лѣ тописцами, что, конечно, и подтверждаетъ ея сказочное былинное происхожденіе. Она внесена между прочимъ въ лѣ тописный Сборникъ, принадлежащій нашему собранію рукописей и составленный главнымъ образомъ изъ Новгородскихъ лѣ тописцевъ позднѣ йшаго состава.

" Были на этомъ мѣ стѣ по Москвѣ рѣ кѣ села красныя, хорошія, боярина Кучки. У того жъ боярина были два сына красны зѣ ло; не было такихъ красныхъ юношъ ни во всей Русской Землѣ. И свѣ далъ про нихъ князь Данила Александровичъ Суздальской и спросилъ у Кучка болярина двухъ сыновъ его къ себѣ во дворъ съ великимъ прещеніемъ. И сказалъ ему: если не дашь сыновъ своихъ мнѣ во дворъ и я на тебя войною приду и тебя мечемъ побью, а села твои красныя огнемъ пожгу. И боляринъ Кучко Степанъ Ивановичъ, убояся страха отъ князя Данила Суздальскаго и отдалъ сыновъ своихъ обоихъ князю Данилу Александровичу Суздальскому. И князю Данилу полюбились оба Кучкова сына. И началъ ихъ князь Данила любити и жаловати, и пожаловалъ единаго въ стольники, а другого въ чашники. И полюбились тѣ два юноши Даниловѣ княгинѣ Улитѣ Юрьевнѣ; и уязви ею врагъ на тѣ хъ юношъ блудною яростію, возлюби бо красоту лица ихъ, и діаволимъ раззженіемъ смѣ сися любезно.

" Умыслили они со княгинею, какъ бы имъ предати князя Данила смерти. И начали звать князя Данила въ поле ѣ здить ради утѣ шенія, смотрѣ ть звѣ рскаго уловленія заецевъ. И бысть ему на полѣ. И егда въѣ хали въ дебри и начали они Кучковичи предавать его злой смерти. И князь Данила ускочивъ отъ нихъ на конѣ своемъ въ чащу лѣ са. И бѣ жалъ отъ нихъ подлѣ Оки рѣ ки, оставя коня своего. Они же злые человѣ ки и убійцы, аки волки лютые, напрасно (нежданно) хотяху восхитить его. И сами были въ ужасѣ многомъ, искавши его и не обрѣ тоша, но только нашли коня его.

" Князь же добѣ жалъ съ трудомъ до перевоза. Не имѣ лъ онъ что отдать перевознику за перевозъ, только былъ у него на рукѣ золотой перстень; и тотъ перстень давалъ перевознику. А перевозникъ говорилъ ему. " Лихи де вы люди оманчивы, какъ де васъ перевезу рѣ ку, и вы, не давъ, такъ и уходите не отдавъ", а познавъ его, что онъ князь Данилъ Александровичъ.

" Князь обѣ щалъ ему тотъ золотой перстень вдать, если перевезетъ его Оку рѣ ку. Перевозникъ, приѣ хавъ близко къ берегу отъ другой стороны Оки рѣ ки и бывъ противъ князя, протянулъ весло къ нему и говоритъ: " Подай перстень на весло, перевознаго (отдай) впередъ и я перевезу Оку рѣ ку. Князь Данило мнилъ, что онъ правдивый человѣ къ, мнилъ, что не солжетъ и положилъ ему перстень на весло. Перевозникъ, взявъ на веслѣ перстень, отвалилъ отъ берега въ перевознѣ (лодкѣ) за Оку рѣ ку и не перевезъ его.

" Князь Данилъ побѣ жалъ подлѣ рѣ ки Оки, бояся за собою погони людей его. И прошелъ тотъ день къ вечеру темныхъ осеннихъ ночей. И не имѣ лъ князь гдѣ прикрытъся; пусто было мѣ сто въ дебри; и случайно нашелъ онъ въ томъ дебри струбецъ малъ стоящъ; подъ нимъ же погребенъ былъ нѣ который мертвый человѣ къ. Князь влезъ въ тотъ струбецъ и закрылся въ немъ и забылъ страхъ мертвыхъ. И почилъ тое ночь темную осеннюю до утрія.

" А сыновья боярина Кучка Степана Ивановича были въ сѣ тованіи и въ печали и въ скорби великой, что упустили князя Данила живаго отъ рукъ своихъ, ранена. И пришли въ раскаяніе и рѣ ша въ себѣ: " Лучше было благо и не мыслити и не творити надъ княземъ такого дѣ ла смертнаго, потому что утече отъ насъ князь Данило раненъ во градъ Владимеръ къ брату своему князю Андрею Александровичу. И придетъ намъ за то зло князь Андрей съ воинствомъ и будетъ намъ отъ нихъ злая казнь и смерть различная и лютая; а княгинѣ Улитѣ повѣ шеной быть на вратахъ и злѣ --растлѣ ной; или въ землю до плечь живой закопаной быть, что мы напрасно умыслили зло на князя неправедно.

" И злая княгиня Улита, наполнилъ дьяволъ ея сердце злой мысли на мужа своего князя Данила Александровича, аки лютую змѣ ю ядовитую. Распалися сатанинскимъ наважденіемъ блудныя тоя похоти, возлюбивъ бо окаянная малодобрыхъ наложниковъ Кучковыхъ дѣ тей любовниковъ своихъ; исповѣ дала имъ всѣ тайны мужа своего, сказала: " Есть у мужа моего песъ выжлецъ. И какъ онъ князь Данила ѣ здилъ противъ враговъ своихъ на грозныя побоища на Татаръ, или Крымскихъ людей, приказываетъ мнѣ, отъѣ зжая, когда де я отъ Татаръ или Крымскихъ людей убитъ буду, или какимъ янымъ случаемъ придетъ смерть мнѣ безвѣ стная, или на бою въ трупахъ человѣ ческихъ сыскать и познать меня не можно, или въ плѣ нъ буду взятъ отъ Татаръ; и которымъ путемъ въ которую землю свезутъ меня живого и въ которую страну, --и ты пошли на взысканіе меня дворянъ своихъ съ тѣ мъ псомъ и вели имъ пустить того пса предъ собою просто, а самимъ ѣ хать за псомъ и гдѣ будетъ живъ свезенъ и песъ тою дорогою дойдетъ до меня; или на полѣ буду мертвъ безвѣ стно или на бою убитъ и во многомъ трупіи человѣ ческомъ, образъ отъ кровавыхъ ранъ пременился, или не познаютъ меня, --и тотъ лесъ отыщеть не ложно, и мертвому мнѣ начнетъ радоваться и тѣ ло мое лизать начнетъ радостно.

" И на утро княгиня Улита того пса отдала тѣ мъ своимъ любовникамъ и твердо имъ приказываетъ, гдѣ бы князя съ тѣ мъ псомъ не нашли, тамъ его скорой смерти и предайте безъ милости. Они же злые убійцы, злого ума той злоядницы княгини Улиты наполнившись, пустили того пса скорѣ й. Пріѣ хавши на то мѣ сто, гдѣ вчера князя Данила ранили и съ того мѣ ста пса пустили напередъ себя... Песъ бѣ житъ передъ ними, они за нимъ скоро ѣ дутъ. И бѣ жалъ песъ по берегу Оки рѣ кя и набѣ жалъ оной струбецъ, гдѣ ухоронился князь Данилъ, и увидѣ лъ князя Данила и началъ шеею своею махати, радуяся ему. Тѣ же искатели его, увидѣ въ пса радующагося и хвостомъ машущаго, скоро вскочивши, скрываютъ струбецъ и находятъ тутъ князя Данила Александровича. И скоро князю смерть даютъ лютую, мечами и копьями прободоша ребра ему и голову отсѣ коша, и опять въ тотъ струбецъ покрыли тѣ ло его.

" И собралъ князь Андрей во градѣ Владимерѣ своего войска 5000 и поиде ко граду Суздалю. И слышатъ во градѣ Суздальцы и болярина Степана Ивановича Кучка дѣ ти, что идетъ съ воинствомъ; и взялъ ихъ страхъ и трепеть, что напрасно пролили кровь неповинную. И не возмогли они стать противъ князя Андрея ратоваться; и бѣ жали къ отцу своему боярину Степану Ивановичу Кучку. А князь Андреи пришелъ въ Суздаль градъ. Суздальцы не воспротивились ему и покорились ему, государю князю Андрею Александровичу: " Мы не были совѣ тниками на смерть князя своего, твоего брата князя Данила, но мы знаемъ, что жена его злую смерть умыслила съ любовниками своими Кучковичами и мы можемъ тебѣ Государю пособствовать на тѣ хъ злыхъ измѣ нниковъ".

" Князь Андрей повелѣ лъ княгиню Улиту поимать и казнить всякими муками и предатъ ее смерти лютой, понеже она, злая таковая княгиня Улита, безстудная дѣ ла содѣ лала и не устрашилася Бога Содѣ теля, и вельможъ, и великихъ людей не устрашилась, и отъ добрыхъ женъ укоризны и посмѣ ху не постыдилась, своего мужа предала злѣ й смерти, и сама окаявная княгиня ту же злую смерть приняла.

" И собрали Суздальцы 3000 войска, князь Андрею въ помощь пошли. Князь Андрей со всемь воинствомъ идетъ на боярина Степана Ивановича Кучка. И не было у Кучка боярина кругомъ красныхъ его селъ ограды каменныя, ни острога древянаго; и не возможе Кучко боляринъ противъ князя Андрея боемъ битися. И вскорѣ князь Андрей всею силою и емлетъ приступомъ села и слободы красныя, и самого Кучка боярина и съ его дѣ тьми въ плѣ нъ; и повелѣ лъ ихъ оковать желѣ зы крѣ пкими, и потомъ казнилъ боярина Кучка и съ дѣ тьми его всякими казнями различными и лютыми. И тутъ Кучко боляринъ и съ дѣ тьми своимилютую смерть принялъ.

" Въ лѣ то 6797 (1289) марта въ 17 день князь Андрей Александровичъ отметилъ кровь брата своего, побѣ дилъ Кучка боярина и злыхъ убійцовъ, что убили князя Данила брата его. И все ихъ имѣ ніе и богатство разграбивъ. А селъ и слободъ красныхъ не пожеть. И воздалъ славу Богу въ радость и препочилъ тутъ. И на утріе возставъ, и посмотрѣ лъ по всѣ мъ краснымъ селамь и слободамъ и вложилъ Богъ въ сердце князю Андрею, и тѣ красныя села ему князю полюбились и разсмотрѣ въ, помышлялъ въ умѣ своемъ на томъ мѣ стѣ градъ построить, видѣ въ бо мѣ сто прилично, еже граду быти. И вздохнувъ изъ глубины сердца своего, воздѣ въ руки на небо моляся Богу со слезами и сказалъ: Боже Вседержитель Творецъ всѣ мъ и создатель! Прослави Господи мѣ сто сіе и подаждь Господи помощь хотѣ нія моего устроить градъ и создать святыя церкви. И оттолѣ князь Андрей сѣ лъ въ красныхъ тѣ хъ селахъ и слободахъ, началъ жительствовать. А во градѣ Суздалѣ и во Владимерѣ посадилъ державствовать сына своего Георгія. А племянника своего, братня сына, князя Іоанна Даниловича къ себѣ взялъ и воспиталъ его до возраста въ добромъ наказаніи.

" Тотъ же благовѣ рный князь Андрей Александровичъ воздвигъ церковь древяну Пречистыя Богородицы Честнаго Ея Благовѣ щенія и невелику сущу... Также повелѣ лъ градъ основати около тѣ хъ красныхъ селъ по Москвѣ рѣ кѣ и имянованіе граду тому положилъ. " А въ то время былъ во Владимерѣ Максимъ Митрополитъ всеа Русіи, его благословеніемъ. Ему же способствовали Суздальцы, и Владимерцы и Ростовцы и всѣ окрестные. И такъ совершиша градъ Божіею помощію. А состроенъ градъ въ лѣ то 6799 (1291) іюля въ 27 день. И оттолѣ нача именоватись граду Москвѣ.

" Пожилъ тотъ благовѣ рный князь Андрей во градѣ Москвѣ и устроилъ Божія церкви многія и преставился въ лѣ то 6813 (1305). Оставляетъ градъ Москву и приказываетъ державствовать племяннику своему князю Іоанну Даниловичу. А сынъ Андреевъ Георгій, нарицаемый Юрій, Суздальской и Владимерской, преставился прежде смерти отца своего Андрея Московскаго за одно лѣ то; но только у него остался наслѣ дникъ по немъ, сынъ его Дмитрій Юрьевичъ, еще младъ, четырехъ лѣ тъ и двухъ мѣ сяцовъ. А тотъ князь Іоаннъ Даниловичъ, дошелъ полнаго возраста. И даровалъ ему Богъ добрый разумъ и премудрость и былъ благодарственъ и вѣ ренъ, благочестивъ и нищелюбивъ, аки златой сосудъ исполненъ добраго и честнаго бисера. И взялъ къ себѣ Дмитрія Юрьевича Суздальскаго, сродича своего и воспиталъ его въ добромъ наказаніи. Подъ сію же Московскую область принялъ державствовать грады и Суздаль и Владимеръ".

" Два убо Рима пали, а третій стоитъ, а четвертому не были. По истинѣ градъ Москва именуется ТретійРимъ, понеже и надъ симъ было вначалѣ то же знаменіе, какъ надъ первымъ и вторымъ. И если оно и различно, но въ сущности одно и то же, -- это кровопролитіе.

" Первый Римъ созданъ отъ Рома и Ромила... Начали копать, Аліанъ (аulа -- дворецъ, палаты) здати, обрѣ тоша главу только что убитаго человѣ ка, свѣ жая теплая кровь текла изъ нея, и лице являлось, какъ живое. Волхвы--мудрецы, искусные толкователи подобныхъ знаменій, сказали: " Сей градъ главабудетъ многимъ, но не вскорѣ, а по времени, послѣ многихъ убійствъ (закланій) и пролитія кровей многихъ.

" Такъ и второму Риму, т. е. Константинополю основаніе и зачало было не безъ крови же, но по убійствѣ и по пролитіи кровей многихъ.

" Точно такъ и нынѣ шнему, сему третьему Риму, Московскому Государству зачало было не безъ крови же, но по пролитіи, и по закланіи и убійствѣ " {Эти сказанія о какомъ-то созидательномъ значеніи кровопролитія при постройкѣ славныхъ городовъ, повидимому совпадаютъ съ господствовавшимъ въ средніе вѣ ка (на Западѣ) народнымъ повѣ рьемъ, по которочу при сооруженіи какого-либо зданія, въ особенности болѣ е значительнаго, требовалось заклать живое существоина его крови положить основной камень, отчего зданіе никогда не будетъ разрушено. (Соч. Гейнс, изд. Маркса, т. III, стр. 365).}.

А что нѣ которые отъ окрестныхъ странъ, враждуя и понося (Московское Государство), говорятъ: Кто чаялъ, или кто когда слышалъ, что Москвѣ граду царствомъ слыть, и многими царствами и странами обладать, такъ это говорятъ, не разумѣ я Божіей силы и пророческихъ рѣ ченій, ибо Всемогущъ Господь и отъ несуществующаго въ существующее привести, какъ искони Вселенную.

" Былъ на Великомъ Княженіи въ Кіевѣ сынъ Владиміра Мономаха князь Юрій. Онъ старшаго своего сына Андрея посадилъ въ Суздалѣ. Въ лѣ то 6666 (1158) ѣ халъ князь Юрій изъ Кіева во Владиміръ къ сыну Андрею и наѣ халъ по дорогѣ мѣ сто, гдѣ теперь градъ Москва по обѣ стороны рѣ ки. Стояли тутъ села, а владѣ лъ ими нѣ кій зѣ ло богатый бояринъ, имя ему Кучко Степановъ (Ивановъ, по другому списку). Тотъ Кучко встрѣ тилъ Великаго князя зѣ ло гордо и не дружелюбно. Возгордѣ вся зѣ ло и не почтилъ в. князя подобающею честію, а къ тому и поносивъ ему. Не стерпя той хулы в. князь повелѣ лъ того боярина ухватить и смерти предать. Такъ и было. Видѣ въ же сыновей его, млады суще и лѣ пы зѣ ло идщерь едину, такову-же благообразну и лѣ пу, в. князь отослалъ ихъ во Владиміръ къ сыну своему Андрею. Самъ же князь Юрій взыде на гору и обозрѣ съ нея очима своима, сѣ мо и овамо, по обѣ стороны Москвы рѣ ки и за Неглинною, возлюби села оныя и повелѣ вскорѣ сдѣ лати градъ малъ, древянъ, по лѣ вую сторону рѣ ки на берегу и прозва его званіемъ рѣ ки Москва градъ". Потомъ князь идетъ во Владиміръ къ сыну Андрею, женитъ его на дочери Кучковой, заповѣ дуеть ему градъ Москву людьми населити и распространити и возвращается въ Кіевъ и съ сыномъ Андреемъ. Затѣ мъ разсказывается исторія Андрея Боголюбскаго, какъ онъ изъ Кіева принесъ во Владиміръ икону Богородицы, какъ былъ благочестивъ и какъ потомъ убитъ злодѣ ями Кучковичами въ союзѣ съ его княгинею, которая негодовала на него за то, что пересталъ раздѣ лять съ ней брачное ложе, отдавшись посту и молитвѣ. Въ лѣ то 6684 (1176) пришель изъ Кіева во Владиміръ братъ Андрея князь Михайло Юрьевичъ, избилъ убійцъ и ввергъ ихъ въ озеро (въ коробѣ хъ), а жену его повелѣ лъ повѣ сить на вратахъ и разстрѣ лять изъ многихъ луковъ.

Затѣ мъ идетъ краткій перечень послѣ дующихъ князйі включительно до Ивана Калиты, выбранный изъ лѣ тописцевъ и не содержащій ничего особеннаго.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.