Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Манипулирование общественной мыслью.






Термин «манипуляция» (от лат. manus - рука, и pule - наполнять) ранее использовался в искусстве демонстрации фокусов, а также в карточных играх, в которых применялись отвлекающие приемы, чтобы скрыть истинные намерения, создание иллюзий. Позже, термин начали использовать относительно людей, в него стали вкладывать значение «приручить» другого, «прибрать его к рукам», стремление превратить его в марионетку.

Американский профессор факультета СМИ Герберт Шиллер характеризует манипуляцию как скрытое программирование мыслей, намерений, чувств, отношений, установок поведения. Российский исследователь Дмитрий Волкогонов понимает под термином «манипуляция» господство над духовным состоянием людей, управление их внутренним миром. Он считает, что манипуляция осуществляется путем навивание массам определенных стереотипов мышления, формирования такой гражданской мысли, которая выгодна манипулятору.

Манипулирование основывается на лжи и обмане. Причем в основе лжи лежать корыстные интересы. Манипулирование имеет ряд преимуществ в отличие от силовых и экономических методов господства: во-первых, оно осуществляется незаметно для тех, кем манипулируют; во-вторых, оно не несет за собой жертв и крови; в- третьих, манипулирование не требует больших материальных затрат.

Важная роль в процессе манипулирования гражданской мыслью принадлежит СМИ и особенно телевидению.

СМИ отработало большое количество приемов. Институт анализа пропаганды (США) обобщил эти приемы и выделил ряд распространенных методов манипулирования общественной мыслью:

«Определение». Идеи, личности, объекты объединяются по определенным характеристикам (позитивным или негативным в зависимости от задач манипуляторов), которые усваиваются людьми как очевидные, которые не требуют доказательств. Например, идея о том, что в демократическом обществе существует плюрализм СМИ, хотя все СМИ контролируются крупными рекламодателями и правительством.

«Яркая всеобщность». Для того чтобы заручиться поддержкой широкой аудитории, применяют выражения которые убеждают, что абсолютное большинство общества поддерживает эту точку зрения («преимущественное большинство» «гражданская мысль»). Алгоритм действия приблизительно такой: сначала политики с помощью социологических опросов, политологических центров, купленных журналистов, разного рода влиятельных лиц создают так называемую гражданскую мысль. Затем воплощают с помощью СМИ этот продукт соей деятельности в реальную жизнь, а далее - манипулируют собственным продуктом, имплантированным в реальность.

«Рекомендация». Необходимый тезис вкладывается в уста личности, которая пользуется большой популярностью в общественных кругах (известный ученый, журналист, артист, спортсмен). В общественном сознании укореняется стереотип, будто человек, который достиг успехов в определенной сфере, компетентен и в других.

«Подтасовывание карт». Возможность и оправданность использования точного или неточного, логичного или нелогичного заявления с целью визвать интерес аудитории и овладения ею. Формулируется надидея, которая овладевает массами и убеждает аудиторию в том, что для того чтобы справиться с проблемой, необходимо «всем сесть в одну лодку и грести в одну сторону», то есть поддержать определенный подкинутый рецепт выхода из кризиса.

«Перенесения». Прием, с помощью которого авторитет одного человека переносится на другого человека, которого необходимо популяризовать. Другой пример, когда объект в глазах общественности искусственно привязывается к чему такому, что воспринимается общественной мыслью как очень хорошо или очень плохо.

«Подмена». Заключается в использовании положительных определений для обозначения негативный действий или наоборот. Так, бандитов называют борцами за свободу, справедливость, а наемных солдат - добровольцами, «введение свободного рынка» - «разрушение отечественной экономики».

«Свои пацаны». С помощью этого приема создается обманчивое представление близости определенной группы людей или лица.

«Смещение акцентов». Иллюстрацией этого приема может служить известный советский анекдот о комментарии соревнования американского и советского бегунов. Победил американец. Советский комментатор сообщил: «Наш спортсмен прибежал второй, американский - предпоследний». Формально все сказано правильно, а в действительно слушателей обманули.

Есть много других методов введения в заблуждение: наклеивание ярлыков, полуправда, избегание важных тем и т.д.

Информация является материалом, с помощью которого СМИ осуществляют манипуляцию. ЕЕ можно:

- Сфабриковать и выдать за настоящую.

- Исказить путем неполного, однобокого предоставления.

- Отреагировать, добавив выдумки.

- Скрыть важную информацию, какие-то существенные детали.

- Отбирать факты, соответственно своей позиции.

- Опубликовать правдивую информацию тогда, когда она уже потеряла свою актуальность.

- Интерпретировать факты в выгодном для манипулятора свете.

- Неточно процитировать, вырвать из контекста фразу, которая приобретает противоположный смысл.

Факторы, ограничивающие манипулирование:

1) Конкурирующая пропаганда. В демократических политических системах существует несколько источников распространения пропаганды, которые поддерживают альтернативные точки зрения. В конкурентной борьбе эти стороны ставят друг другу определенные ограничивающие условия, которые делают невозможной бесконтрольной пропаганду.

2) Доверие пропагандистам в глазах общественности, в значительной степени зависит от качества информации и способов ее предоставления. Когда предложенные общественности факты существенно отличаются от доминирующей гражданской мысли и реальной действительности, возникает напряжение и недоверие к пропагандистам.

3) Различия в образовании разных групп и общественности может привести к тому, что старания пропагандистов будут восприняты только слоев с высшим образованием, или, наоборот, со средним.

4) Вера и система ценностей у разных представителей общественности также ограничивают пропагандистские условия.

Гражданская мысль может формироваться относительно только тех явлений и фактов социальной жизни, которые информационно доступны населению. Чем выше информированность общественности, тем выше компетентность гражданской мысли. Характер полученной информации оказывает решающее влияние на содержание и распространение общественной мысли. Не случайно говорят, что информации правит миром. Какой будет информации - не в последнюю очередь зависит от СМИ. «Глотая» информацию мы получает определенную «долю» навеивания. Использование СМИ для политического манипулирования сегодня представляет угрозу для граждан и демократического строя.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.