Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Ереси в античном христианстве.






Во II в. появляются первые ереси(сознательное отклонение от догматов веры, предлагающее иной подход к религиозному учению). Одна из них - монтанизм (фригийская ересь) - получила название по имени своего основателя Монтана. Он заявил, что через него говорит Святой Дух и что он - пророк Божий. Он создал свою, альтернативную церковную организацию. Он считал, что в христианство могут входить только самые достойные. Монтан говорил о скором пришествии Христа, что конец света близок. В это же время возникла и гностицическая ересь (гностицизм). С т.з. Церкви - это не ересь, но и не языческая религия; иногда его определяют как языческую мистерию на базе христианства, соединившую идеи греческой философии, христианства и иудаизма. По сути это - новая религия, выросшая из христианства. Они пытались поставить христианские идеи на научные основы, что было несовместимо с идеями тогдашнего христианства. Гностики возводили знание (гностис) в абсолют, строя вокруг него свой догмат. У них же возникает идея дуалистичности мира, его сотворения добром (духовное начало) и злом (материальное начало).

В IV в. обостряется ситуация с ересями. Источников ересей было несколько. Во-первых, это обращавшиеся в христианство представители иных религий, приносившие элементы своего мировосприятия. В это время возникают рационалистические ереси. Второй источник - это стремление поставить христианское учение на один уровень с античной философией и обосновать веру методами античной философии. Именно отсюда возникает арианство. Потом возникло пелагианство.

Арианство - самый сильный внутренний соперник ортодоксии. Получило название по имени основателя Ария. Доктрина Ария была сформирована в споре с его начальником, епископом Александром Александрийским. Спор касался вопроса о сущности Бога-Сына. Арий утверждал, что что Христос сотворён Богом, и следовательно, во-первых, имеет начало своего бытия и, во-вторых, не равен ему: в арианстве Христос не единосущен Богу. Исходя из этих предпосылок Бог-Сын - божество низшего разряда, т.к. он был создан Богом-Сыном. Это положение шло вразрез с тогдашней официальной доктриной. Арианская ересь вызывает к жизни I Никейский собор 325 г., который стал вообще первым вселенским для христианства. На этот собор съехалось более 300 участников, в основном с востока империи. На соборе шел диспут между арианами и ортодоксами, победили последние. На соборе был выработан никейский символ веры, в котором и содержится слово, определяющее отношение между Богом-Сыном и Богом-Отцом - " единосущ", т.е. Бог-Сын единосущ Богу-Отцу. Но арианство не отступило, с 328 г. начался обратный крен в пользу арианства. Выделилось три основных направления: крайние ариане (аномеи; они в символе веры вместо " единосущ" произносят " не подобен", т.е. никакого сходства между Богом-Отцом и Богом-Сыном нет), умеренные ариане (омиусиане, полуариане; пытались совместить никейский и арианский символ веры, используя термин " подобосущ"), омии (от омиус - " подобный"; т.е. Бог-Сын подобен Богу-Отцу). Эта внутренняя борьба ослабляла арианство. В 381 г. он созывает Константинопольский (II вселенский) собор, где решают вопрос о троице и символе веры. Под нажимом императора постановили отвергнуть как еретические все символы веры, где вводится разделение троицы. Арианство оказывается вытеснено за пределы империи, его проповедь закрепилась у готов и иных германских племен, которые приняли арианское христианство.

Пелагианство названо по имени Пелагия. Это ересь западная, не восточная. Пелагий - уроженец Британских островов. Открытое распространение этой ереси началось в Риме на рубеже IV-V вв. В это время Августин Блаженный проповедовал, что человеческая судьба предопределена, что страдание людей - наказание за первородный грех. Пелагий же отрицает первородный грех, постулирует, что новорожденные безгрешны, вводит доктрину " свободы веры". Он в результате вступил в жесткую конфронтацию с Аврелием Августином, его сторонники были подвергнуты преследованиям и были вынуждены бежать, причем бежали в основном в Британию. Там эта ересь и закрепилась на некоторое время. Еще одна ересь того времени - несториане. Они во многом повторили судьбу пелагиан, в ситуации гонений бежали и добежали до Китая. Тогда же была монофизитская ересь (отрицавшая божественную природу Христа).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.