Главная страница Случайная страница Разделы сайта АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
VIII правосудие.
Слово Justicie имеет латинский корень Justitia, который переводится как справедливость, правосудие. Может быть, у древних римлян и " справедливость", и " правосудие" означало одно и тоже. Может быть. Поговорка " закон как дышло, куда повернешь - туда и вышло", возникла, наверное, после первого же судебного заседания. VIII карта, как мне кажется, однозначно связана именно с отправлением правосудия, с установлением отношений между конкретными действиями и идеальными нормами. И опирается правосудие прежде всего на нормы морали, существующие в данном обществе. Философский энциклопедический словарь дает следующее определение Справедливости: Справедливость, понятие о должном, соответствующее определенным представлениям о сущности человека и его неотъемлемых правах. Справедливость - морально-правового, а также социально - политического сознания. Так, понятие С. содержит в себе требование соответствия между практической ролью различных индивидов (социальных групп) в жизни общества и их социальным положением, между деянием и воздаянием, трудом и вознаграждением, преступлением и наказанием, заслугами людей и общественным признанием. Несоответствие в этих соотношениях оценивается как несправедливость. Первое в истории общественного сознания понимание С. было связано с признанием неприкасаемости норм первобытного строя: С. - это простое следование общепринятому порядку. В социальной практике такое понимание С. имело негативный смысл - требование наказания за нарушение общей нормы; одним из его практических выражений был институт родовой мести. Более сложное, позитивное понимание справедливости, включающее наделение людей благами, возникает в период выделения отд. индивидов из рода. Первоначально оно означает главным образом равенство всех людей в пользовании средствами жизни и правами. С возникновением частной собственности и общественного неравенства, С. начинают отличать от равенства, включая и различие в положении людей сообразно с их достоинством. Аристотель впервые разделяет С. на уравнительную и распределительную; особым видом С. он считает случай воздаяния, которое должно исходить из принципа пропорциональности. В дальнейшем это разграничении С. равенства и пропорциональности (по достоинству) сохраняется во всей истории классового общества. Наряду с понятием С., отразившим в себе структуру существующих классовых отношений, в нар. сознании всегда развивались идеи С., выражающие протест против эксплуатации и неравенства, а также национального угнетения. Выпадение VIII карты часто означает столкновение с законом. Важнейшим атрибутом VIII карты является повязка на глазах Фемиды. Наивные люди думают, что Фемида беспристрастна до и в момент вынесения приговора. На самом же деле она беспристрастна и безразлична после вынесения приговора. И после вынесения приговора, как сказал Высоцкий, -
|