Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Организация учебного пространства в классе






Рис. 5.1. Традиционный способ при классно-урочной системе обучения

 

Преимущество такого расположения учебных мест:

• внимание учеников обращено непосредственно к учителю, стоящему перед ними;

• учитель может видеть лица всех своих учеников, что помогает ему убедиться, что все дети слушают его и включены на уроке в продуктивную деятельность;

• появляются определенные преимущества для формирования академических навыков.

Недостатки подобного расположение учебных мест:

• сконцентрированность на учителе, что сокращает возможности обучения через дискуссию и диалог со сверстниками;

• обучение в таких условиях становится для учеников пассивным восприятием учебного материала – ученики становятся скорее пассивными получателями «знаний», нежели активными участниками образовательного процесса;

• активизации и вовлечения учеников в процесс обучения не происходит;

• трудно соответствовать индивидуальным потребностям обучения;

• ученики с особыми потребностями могут чувствовать себя изолированными, сидя впереди, всё время под пристальным взглядом учителя, и не имея возможности общаться со своими товарищами;

• социальные барьеры не снижаются, а наоборот, нарастают, и становятся всё более выраженными.

Значимым становится тот факт, что данный способ организации учебного пространства не обеспечивает для детей с особыми образовательными потребностями необходимую вовлечённость в процесс обучения.

При такой модели ребёнок может взаимодействовать только с детьми, сидящими рядом с ним. Между тем, у детей во время обучения обязательно должна быть возможность более разнообразно взаимодействовать друг с другом на уроке, для того чтобы это обучение было эффективным для всех учеников класса.

Формирование смешанных групп учащихся

Этот подход означает, что ученики, имеющие разные способности, для работы на уроке объединяются в одну смешанную группу.

В последнее время этот способ организации учебного пространства начинает рассматриваться как превосходный способ группирования детей в целях эффективного обучения, особенно если удаётся избежать тех трудностей, которые могут встретиться при работе в смешанных группах.

В таких неоднородных по составу группах, дети с разным происхождением, интересами и способностями могут активно взаимодействовать на уроке и учиться друг у друга. И, поскольку при таком расположении дети могут активно взаимодействовать, можно использовать различные, центрированные на ребёнке методы и подходы к обучению – такие как обучение сверстниками друг друга, совместная работа в группе.

Конечно, если есть необходимость, дети могут выполнять также индивидуальные задания.

Преимущество этого способа организации учебного пространства для учителя состоит в том, что меняется его роль, и он в большей мере начинает содействовать процессу обучения, нежели при использовании методов, центрированных на учителе.

Также, учитель может осуществлять учебный процесс в любой части класса и с лёгкостью подходить к детям, если нужно оказать кому-то их них индивидуальную помощь.

 

Рис. 5.2.

 

Реальная ситуация такова, что учителя часто бывают ограниченны в своем выборе способов группирования на уроках, и эти ограничения исходят от таких факторов, как размер класса, доступность ресурсов, время, проводимое в одном классе, характеры детей.

Во всех случаях, тем не менее, учителю следует учитывать потребность детей в повышении уровня академических навыков через социальное взаимодействие и необходимость формирования гибких моделей поведения. Хороший учитель всегда может использовать комбинацию методов организации пространства класса, расположения учебных мест, способов группирования своих учеников. Классы, в которых ученики сгруппированы в соответствии с принципами центрирования на ребёнке и понимании необходимости активного социального взаимодействия в процессе обучения, будут примерами хорошо организованного образовательного пространства, даже если в этих классах не учатся дети с различными образовательными возможностями.

 

Практика обучения в классе будет более эффективной, если учителя будут:

 

• иметь навыки работы со всем классом, работы с малой группой учеников, индивидуальной работы один на один с учеником;

• использовать потенциал совместной работы учащихся в группе;

• использовать комбинацию этих стратегий для успешного решения задач обучения.

 

Для учителей, которые хотели бы более подробно ознакомиться с практикой использования педагогической технологии обучения в сотрудничестве очень полезными будут работы профессора Е.С. Полат, а также замечательный авторский курс дистанционного обучения по использованию данной педагогической технологии, разработанный Е.С. Полат для практики российской школы.

 

Знакомство с этим курсом, с предлагаемыми лекциями и практическими заданиями, разработками уроков, несомненно, будет очень полезным и содержательным ресурсом для учителей, реализующих инклюзивные подходы в обучении.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.