Главная страница
Случайная страница
Разделы сайта
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса
Пояснительная записка
Предлагаемая программа отражает один из возможных вариантов раскрытия федерального государственного стандарта начального общего образования (2009 г.) по предметной области «Естествознание и обществознание (Окружающий мир)» и используется для обучения в четырёхлетней начальной школе в образовательном учреждении любого типа.
Основная цель обучения по предмету «Окружающий мир» в начальной школе — представить в обобщённом виде культурный опыт человечества, систему его отношений с природой и обществом и на этой основе формировать у младшего школьника понимание общечеловеческих ценностей и конкретный социальный опыт, умения применять правила взаимодействия во всех сферах окружающего мира. В данном контексте к общечеловеческим ценностям относятся: экологически грамотные правила взаимодействия со средой обитания; нравственный портрет и духовное богатство человека современного общества; исторический аспект «складывания» общерусской культуры, развитие национальных традиций, взаимосвязь и взаимодействие культур народов России.
Общая характеристика учебного предмета
В последние годы в среде практических работников появилось осознание важности изучения предмета «Окружающий мир» не только для дальнейшего успешного обучения, но и для интеллектуального и особенно для духовно-нравственного развития младших школьников. Эта позиция зафиксирована и в стандарте второго поколения, где цели изучения этого предмета определяют его вклад в процесс воспитания школьника. Особое значение этой предметной области состоит в формировании целостного взгляда на окружающую социальную и природную среду, место человека в ней, в познании учащимся самого себя, своего Я.
Планируемые результаты: личностные, метапредметные и предметные
Таким образом, изучение предмета «Окружающий мир» позволяет достичь личностных, предметных и метапредметных результатов обучения, т. е. реализовать социальные и образовательные цели естественнонаучного и обществоведческого образования младших школьников.
Личностные результаты представлены двумя группами. Первая относится к личности субъекта обучения, его новым социальным ролям, которые определяются новым статусом ребёнка как школьника:
• готовность и способность к саморазвитию и самообучению;
• высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки;
• личностные качества, позволяющие успешно осуществлять учебную деятельность и взаимодействие с её участниками.
Другая группа личностных результатов передаёт социальную позицию школьника, сформированность его ценностного взгляда на окружающий мир:
• формирование основ российской гражданской идентичности, понимания особой роли многонациональной России в объединении народов, в современном мире, в развитии общемировой культуры; понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные достижения;
• воспитание уважительного отношения к своей стране, её истории, любви к родному краю, своей семье, гуманного от ношения, толерантности к людям независимо от возраста, национальности, вероисповедания;
• понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения в природе, обществе, правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
• формирование основ экологической культуры, понимание ценности любой жизни, освоение правил индивидуальной безопасной жизни с учётом изменений среды обитания.
Предметные результаты обучения нацелены на решение прежде всего образовательных задач:
• осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о разных его сторонах и объектах;
• обнаружение и установление элементарных связей и зависимостей в природе и обществе;
• овладение наиболее существенными методами изучения окружающего мира (наблюдение, опыт, эксперимент, измерение);
• использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности;
• расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.
В соответствии со стандартом второго поколения при отборе содержания обучения и конструировании его методики особое внимание уделяется освоению метапредметных результатов естественнонаучного и обществоведческого образования. Достижения в области метапредметных результатов позволяют рассматривать учебную деятельность как ведущую деятельность младшего школьника и обеспечить формирование новообразований в его психической и личностной сфере. С этой целью в программе выделен специальный раздел «Универсальные учебные действия», содержание которого определяет круг общеучебных и универсальных умений, успешно формирующихся средствами данного предмета. Среди метапредметных результатов особое место занимают интеллектуальные, регулятивные и коммуникативные действия:
• под интеллектуальными действиями понимается способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательство и др.);
• под регулятивными действиями понимается владение способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимание специфики каждой;
• под коммуникативными действиями понимается способность в связной логически целесообразной форме речи передать результаты изучения объектов окружающего мира; владение рассуждением, описанием, повествованием.
Особое место среди метапредметных универсальных действий занимают способы получения, анализа и обработки информации {обобщение, классификация, сериация, чтение и др.), методы представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание и др.).
На основе установленных результатов изучения предмета «Окружающий мир» были определены его функции: образовательная, развивающая, воспитывающая. Образовательная функция заключается в создании условий для формирования у школьников понятий о природе, обществе, человеке, развития способности ориентироваться в изменяющемся мире, освоения доступных для понимания младшим школьником терминов и понятий. Развивающая функция обеспечивает формирование научных взглядов школьника на окружающий мир, психическое и личностное развитие обучающегося, формирование его общей культуры и эрудиции. Воспитывающая функция предмета связана с решением задач социализации ребёнка, принятием им гуманистических норм жизни в природной и социальной среде.
В основе построения курса лежат следующие принципы.
1. Принцип интеграции — соотношение между естественнонаучными знаниями и знаниями, отражающими различные виды человеческой деятельности и систему общественных отношений. Реализация этого принципа особенно важна по двум причинам: во-первых, интеграция даёт возможность учесть одну из важнейших психологических особенностей младшего школьника — целостность, нерасчленённость восприятия окружающего мира, а во-вторых, обеспечивает познание отдельных сторон действительности в их взаимосвязи, тогда как отсутствие интеграции рождает «болезнь блуждания от одного предмета к другому и интеллектуальную бестолковость» (Г. Гегель). Интеграция затрагивает не только общий подход к отбору содержания в системе «человек — природа — общество», но и более частные составляющие этой системы: «человек и предметный мир», «человек и другие люди», «человек и его самость», «человек и творческая деятельность». Это обеспечивается представленностью знаний из различных предметных областей — природоведческих, географических, гигиенических, психологических, исторических и др.
2. Педоцентрический принцип определяет отбор наиболее актуальных для ребёнка этого возраста знаний, необходимых для его индивидуального психического и личностного развития, а также последующего успешного обучения; предоставление каждому школьнику возможности удовлетворить свои познавательные интересы, проявить свои склонности и таланты.
Актуализация содержания обучения предполагает его отбор с учётом специфики социальных ролей данной возрастной группы, социально значимых качеств, обеспечивающих успешное взаимодействие с различными сторонами действительности.
3. Культурологический принцип — это обеспечение широкого эрудиционного фона обучения, что даёт возможность развивать общую культуру школьника, его возрастную эрудицию. Именно поэтому большое внимание в программе уделяется общекультурным сведениям: творчеству выдающихся личностей, научным открытиям, истории развития техники, искусства, литературы и др. Для реализации этого принципа в программу введён специальный раздел «Расширение кругозора школьников».
4. Необходимость принципа экологизации содержания обучения по предмету «Окружающий мир» определяется социальной значимостью решения задачи экологического образования младших школьников. Этот принцип реализуется двумя путями: расширением представлений школьников о взаимодействии человека с окружающим миром (рубрики «Человек и растение», «Человек и животные», «Человек и природа»), а также раскрытием системы правил поведения в природе, подчиняющихся принципу «Не навреди». Действие принципа распространяется на отношение человека не только к природным объектам, но и к другим людям (элементы социальной экологии).
5. Принцип поступательности обеспечивает постепенность, последовательность и перспективность обучения, возможность успешного изучения соответствующих естественнонаучных и гуманитарных предметов в основной школе.
6. Краеведческий принцип обязывает учителя при изучении природы и социальных явлений широко использовать местное окружение, проводить экскурсии на природу, в места трудовой деятельности людей, в краеведческий, исторический, художественный музеи и т. п. Всё это обеспечивает обогащение чувственных представлений школьников и облегчает усвоение естественнонаучных и обществоведческих понятий.
Отбор конкретного естественнонаучного и обществоведческого содержания обучения подчиняется определённым требованиям.
1. Центральной идеей, на которой строится интеграция разных знаний, является раскрытие роли человека в природе и обществе, прослеживание становления трудовой деятельности людей, история развития культуры общества. Эти знания от класса к классу расширяются и углубляются, наполняются новыми понятиями и терминами.
2. При отборе понятий, которые должен усвоить младший школьник к концу обучения в начальной школе, учитываются:
· знания, накопленные ребёнком на эмпирическом уровне, в том числе в дошкольном детстве;
· необходимость постепенного и последовательного перевода ученика с этапа общей ориентировки в термине или понятии на этап осознания существенных его характеристик;
· зависимость усвоения понятия от уровня сформированности логической связной речи, коммуникативных умений, обеспечивающих развитие у младших школьников представлений о языке науки конкретной образовательной области, осознанное оперирование усвоенными терминами и понятиями;
· преемственность и перспективность в предъявлении терминологии и понятийного аппарата, т. е. реализация пропедевтического значения этапа начального образования, формирование готовности к дальнейшему усвоению научных понятий.
3. Конструирование содержания программы предполагает связь теоретических сведений с деятельностью по их практическому применению, что определило необходимость дать в программе перечень экскурсий, опытов, практических работ.
В программе представлены следующие ведущие содержательные линии.
• Человек как биологическое существо: чем человек отличается от других живых существ, индивидуальность человека, здоровье и образ его жизни, знание себя как необходимое условие эмоционального благополучия и успешной социализации.
Темы: «Мы — школьники», «Твоё здоровье» (1 класс); «Кто ты такой», «Что такое здоровье» (2 класс); «Земля — наш общий дом» (3 класс); «Человек — биологическое существо (организм)» (4 класс).
• Я и другие люди: может ли человек жить один, как нужно относиться к другим людям, правила культурного поведения и почему их нужно выполнять.
Темы: «Ты — первоклассник» (1 класс); «Кто живёт рядом с тобой» (2 класс); «Каким был человек в разные времена (исторические эпохи)» (3 класс); «Человек и общество» (4 класс).
• Человек и мир природы: что такое природа, может ли человек жить без природы, почему люди должны беречь природу.
Темы: «Родная природа» (1 класс); «Мы — жители Земли» (2 класс); «Родная страна: от края до края», «Человек — живое существо (организм)» (4 класс).
• Человек и общество: чем богата и знаменита родная страна, почему гражданин любит свою Родину, что значит любить Родину, семья как ячейка общества.
Темы: «Наша страна — Россия. Родной край» (1 класс); «Россия — твоя Родина» (2 класс); «Как трудились люди в старину» (3 класс); «Человек — защитник своего Отечества», «Человек среди людей» (4 класс).
• История родной страны: как рождалось и развивалось наше государство, какие важнейшие события произошли в его истории, как развивались экономика, техника, культура и искусство в нашей стране.
Темы: «Наша Родина — от Руси до России», «Как люди жили в старину», «Как трудились в старину» (3 класс); «Человек — творец культурных ценностей» (4 класс).
Представленная в программе логика изложения содержания образования в рамках предмета «Окружающий мир» адекватно отражается и в средствах обучения. Важнейшая особенность содержания предмета рассматриваемого учебного курса — определённость, жизненность, реальность всех воспринимаемых явлений, тогда как в других учебных предметах создаются в основном искусственные (учебные) ситуации, которые, «в чистом виде» в жизни не встречаются. Это объясняет особую уникальность уроков познания земного мира: обеспечение развития многих интеллектуальных умений, которые с успехом могут использоваться при изучении других предметов. Причём эта особенность процесса изучения мира распространяется на изучение природы и общества, предметного мира и деятельности и творчества человека. Эта особенность предмета продиктовала две технологические позиции, представленные в средствах обучения:
1) организацию целенаправленной деятельности восприятия (наблюдения, опыты и пр.);
2) усиление внимания к поисковой и исследовательской деятельности учащихся.
Исходя из этого обучение требует от учителя использования различных организационных форм, часть которых про ходит вне классной комнаты (на пришкольном участке, в парке и на водоёме, в учреждении культуры и т. д.). Логика построения процесса изучения предмета «Окружающий мир» на уроках в классе (обучение идёт с использованием учебника и рабочих тетрадей) направлена на создание (конструирование) учителем ситуаций удивления, вопроса, предвидения, предположения, которые становятся основой для появления у обучающегося мотива познавательной деятельности и успешного учебного диалога.
Программа предусматривает проведение уроков обобщения. Их цель: оживить знания школьника, систематизировать их, создать стройную картину определённого исторического периода развития нашего государства. Особенно важны уроки обобщения в 4 классе, когда систематизируются знания, полученные за все четыре года обучения, и создаётся возможность чётко представить обобщённое видение исторических эпох: Древняя Русь, Московское государство, Россия, Советская Россия, современная Россия.
Программа рассчитана на проведение двух уроков в неделю. Общее число часов по классам: 1 класс — 66 ч, 2 класс — 68 ч, 3 класс — 68 ч, 4 класс — 68 ч. Распределение часов по темам условно, учитель по своему усмотрению может изменить их соотношение.
К учебнику разработаны рабочие тетради, в которых представлены поисковые, исследовательские и творческие задания.
Планируемые результаты обучения
1. К концу обучения в первом классе учащиеся научатся:
— воспроизводить свое полное имя, домашний адрес, название города, страны, достопримечательности столицы России;
— различать дорожные знаки, необходимые для безопасного пребывания на улице; применять знания о безопасном пребывании на улицах;
— ориентироваться в основных помещениях школы, их местоположении;
— различать особенности деятельности людей в разных учреждениях культуры и быта; приводить примеры различныхпрофессий;
— различать понятия «живая природа», «неживая природа», «изделия»;
— определять последовательность времен года (начиная с любого), находить ошибки в предъявленной последовательности; кратко характеризовать сезонные изменения;
— устанавливать зависимости между явлениями неживой и живой природы;
— описывать (характеризовать) отдельных представителей растительного и животного мира;
— сравнивать домашних и диких животных.
К концу обучения в первом классе учащиеся смогут научиться:
— анализировать дорогу от дома до школы, в житейских ситуациях избегать опасных участков, ориентироваться на знаки дорожного движения;
— различать основные нравственно-этические понятия;
— рассказывать о семье, своих любимых занятиях, составлять словесный портрет членов семьи, друзей;
— участвовать в труде по уходу за растениями и животными уголка природы.
Место учебного предмета в учебном плане
Программа рассчитана на проведение двух уроков в неделю. Общее число часов по классам: 1 класс — 66 часов, 2 класс — 68 часов, 3 класс — 68 часов, 4 класс — 68 часов. К учебнику разработаны рабочие тетради, в которых представлены поисковые, исследовательские и творческие задания.
Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса
Литература для учителя
1.Образовательная система «Начальная школа XXI века». Сборник программ. Начальная школа/Под ред. Н.Ф. Виноградовой. изд. 2-е, доп. – М.: Вентана-Граф, 2010.
2.Окружающий мир: программа: 1-4 классы/ Н.Ф. Виноградова. – М.: Вентана – Граф, 2011
3. Окружающий мир. Методика обучения. 1-2 кл. Виноградова Н.Ф., - М. «Вентана- Граф», 2010
4. Окружающий мир. Учебник, 2 ч., 1 кл. под ред. Виноградовой Н.Ф - М. «Вентана- Граф», 2010
5. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 1 кл. Виноградова Н.Ф. М. «Вентана- Граф», 2014
Литература для ученика
1. Окружающий мир. Учебник, 2 ч., 1 кл. под ред.Виноградовой Н.Ф. М. «Вентана- Граф», 2010
2. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 1 кл. Виноградова Н.Ф. М. «Вентана- Граф», 2014
Содержание программы
№ п/п
| Наименование
раздела (темы)
| Содержание
| Материал учебника
| Количество часов
|
| Введение. Этот удивительный мир
| Что такое окружающий мир. Как можно объединить разные предметы и объекты окружающего мира
| Ч.1, с. 4-5.
Р.т. с. 4-5
|
|
| Мы — школьники
| Знакомимся с одноклассниками. Рассказываем о себе: кто я (он, она), чем я (он, она) люблю (любит) заниматься, чем особенно интересуюсь (интересуется). Развитие речи: составление описательного рассказа по картинкам. Какие помещения есть в школе? Для чего они предназначаются? Первоклассник должен знать и соблюдать правила поведения в школе
| Ч.1, с. 6-16.
Р.т. с. 6-8
|
|
| Родная природа
| Сентябрь. Октябрь. Ноябрь. Декабрь. Январь. Февраль. Март. Апрель. Май. Сад. Огород. Сезонные изменения в природе. Растения и животные вокруг нас. Птицы и звери в разные сезоны. Ты пешеход. Красная книга России
| Ч.1, с. 15-22, 35-43, 66-76, 87-88;
Ч.2, с. 4-12, 30-42, 50-55, 66-71, 80-93.
Р.т. с. 9-12, 20-21, 28-30, 34-36, 41-45, 56-61, 65-66, 71-73, 76-90
|
|
| Семья
| Что такое семья? Моя семья: её члены, их труд, семейные обязанности. Чем любят заниматься члены семьи в свободное время. Досуг. Хозяйственный труд в семье
| Ч.1, с. 23-30.
Р.т. с. 13-16
|
|
| Труд людей
| Хлеб — главное богатство людей. Домашние и дикие животные. Как заботиться о домашних животных. Труд людей родного города (села). Профессии людей. Сезонные работы. Различные виды транспорта. Россия — страна, которая открыла миру космос
| Ч.1, с. 31-34, 50-55, 84-86;
Ч.2, с. 72-79.
Р.т. с. 17-19, 24, 33, 74-75
|
|
| Наша страна – Россия. Родной край
| Родной город (село). Россия, Москва. Символика России: гимн, флаг, герб. Разнообразие и богатство природы России. Описание зданий разных функциональных назначений: учреждение, жилой дом городского и сельского типа. Какие правила нужно знать, чтобы по дороге в школу не попасть в беду? Права и обязанности граждан России
| Ч.1, с. 44-49, 77-83;
Ч.2, с. 13-29, 43-46.
Р.т. с. 22-23, 31-32, 46-55, 62-64
|
|
| Твоё здоровье
| Твои помощники — органы чувств. Правила гигиены. О режиме дня. Правила закаливания. Какая пища полезна. Как правильно питаться
| Ч.1, с. 56-65;
Ч.2, с. 61-65.
Р.т. с. 25-27, 67-70
|
|
| Я и другие люди
| Кого называют друзьями. Правила дружбы. Правила поведения в гостях. Развитие письменной речи: письмо другу. Развитие речевого творчества
| Ч.1, с.90-92.
Р.т. с. 37-40
|
|
Календарно-тематическое планирование уроков окружающего мира в 1 классе по ОС «Начальная школа XXI века»
Условные обозначения типов уроков:
ОНЗ – урок открытия новых знаний
УК – урок контроля
ВУ – вводный урок
РУ – урок развития умений
УИ (Т) – урок исследования и творчества
ОУ – обобщающий урок
ИУ – итоговый урок
Раздел программы, количество часов
| Дата проведения урока
| №. урока
| Тема и организационная форма проведения урока
| Кол-во часов
| Основные виды деятельности
| Этот удивительный мир (1 ч.)
|
| 1.
| Этот удивительный мир.
ВУ
|
| Выделять и формулировать познавательную цель; осознавать, что такое окружающий мир, что такое живая и неживая природа; уточнять понятия: «объект природы», «живая и неживая природа»
Находить отличия среди объектов природы и объектов, созданных человеком, приведение соответствующих примеров; подводить под понятие на основе распознавания объектов, выделять существенные признаки.
Рассказывать о мире с опорой на материалы учебника и собственные представления.
| Мы – школьники (3 ч.)
|
| 2.
| Давай познакомимся.
РУ
|
| Выполнять задание в соответствии с поставленной целью, отвечать на поставленный вопрос, ориентироваться в тетради и учебнике.
Знакомиться с одноклассниками, рассказывать о себе: кто я (он, она), чем я (он, она) люблю (любит) заниматься, чем особенно интересуюсь (интересуется); составлять описательный рассказ по картинкам.
Строить сообщения в соответствии с учебной задачей, конструировать игровые и учебные ситуации, раскрывающие правила поведения на уроке, выбирать оптимальные формы поведения во взаимоотношениях с одноклассниками, друзьями, взрослыми; Проявлять активность во взаимодействии для решения познавательных задач.
Оценивать эмоционально-эстетические впечатления от знакомства с новым коллективом.
|
| 3.
| Мы – школьники.
Экскурсия по школе
УИ(Т)
|
| Следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения; Адекватно воспринимать информацию учителя или одноклассника, содержащую оценочный характер ответа или выполненного действия.
Знакомиться с новыми понятиями: «школа», «учитель», «класс»; описывать назначения различных школьных помещений; строить рассуждения, высказываться в устной форме о значении школьных помещений.
Соблюдать правила поведения в школе, понимают важность здорового образа жизни.
|
| 4.
| Правила поведения в школе
РУ
|
| Организовывать свою деятельность, действовать согласно плану, предложенному учителем, а также планам, представленным в учебнике и рабочей тетради; понимать информацию, представленную в вербальной форме, определять основную и второстепенную информацию.
Соблюдать морально-этические нормы поведения в школе, проявлять уважение к старшим.
Демонстрировать внутреннюю позицию школьника на основе положительного отношения к школе; осознавать значение учебной деятельности
| Родная природа
(3 ч.)
|
| 5.
| Сентябрь – первый месяц осени.
Экскурсия
ОНЗ
|
| Выделять и формулировать познавательную цель; применять для решения задач (под руководством учителя) логические действия: анализ, сравнение, обобщение, устанавливать причинно-следственные связи, строить рассуждения.
Формировать представления об экологической связи и взаимосвязи явлений природы и объектов живой природы; отвечать на вопросы по теме наблюдения, определять понятия «неживая природа», «листопад», «золотая осень».
Строить понятные для партнера высказывания; оказывать в сотрудничестве взаимопомощь.
Проявлять ценностное отношение к природному миру; осуществлять самооценку на основе критериев успешности учебной деятельности
|
| 6.
| Что нам осень подарила (урок – сказка)
УИ(Т)
|
| Использовать знаково-символические средства представления информации, работать с таблицей; иметь представление о царстве грибов; сравнивать и различать грибы (съедобные и несъедобные), плоды разных растений; логические – классифицировать объекты по разным признакам.
Выражать личное восприятие мира и настроение в эмоциональном слове.
Оценивать поступки человека по отношению к природе, осознавать личное отношение к малой родине, осуществляют действия по охране окружающего мира.
Проявлять позитивное отношение к сохранению природы.
Создать условия для ознакомления с царством грибов. Формировать представления о грибах как живых организмах. Развивать умения выделять группы съедобных и несъедобных грибов, навыки правильного поведения в природе.
|
| 7.
| Грибная пора
ОНЗ
|
| Семья (4 ч.)
|
| 8.
| Семья
РУ
|
| Выдвигать гипотезы и их обоснование.
Осуществлять рефлексию способов и условий действий.
Знакомиться по словарям личных имён и фамилий со значениямиимён и фамилий своей семьи (рода).
Вносить необходимые дополнения и изменения в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата.
Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром.
Составлять вместе со старшими родственниками родословного древа семьи (на основе бесед с ними о поколениях в семье).
|
| 9.
| О маме
РУ
|
|
| 10.
| Любимые занятия
РУ
|
| Ориентироваться в понятиях и терминах: правило, дружеские отношения, правила этикета.
Работать с информацией: чем любят заниматься члены семьи в свободное время, хозяйственный труд в семье; участие членов своей семьи в истории и вклад в культуру родного края.
Работать с текстом: составление и анализ.
Самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера.
Различать основные нравственно-этические понятия (сочувствие-равнодушие; трудолюбие - леность; послушание-непослушание).
|
| 11.
| Воскресный день (урок – игра)
УИ(Т)
|
| Труд людей (2 ч.)
|
| 12.
| Как из зерна получилась булка
ОНЗ
|
| Ориентироваться в понятиях и терминах: хлебобулочные изделия, профессия, сельскохозяйственная техника.
Знакомиться с оценкой трудолюбия в культуре народов своего края как одного из важнейших общественно значимых качеств личности.
Знакомиться с содержанием народной мудрости " Худ обед, когда хлеба нет", «Хлеб – главное богатство».
Адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.
|
| 13.
| Человек и домашние животные
РУ
|
| Различать предметы и выделять их признаки.
Оценивать с опорой на личный опыт воздействие природы в определённое время года на настроение человека, его внутренний мир и состояние его здоровья.
Знакомиться с оценкой трудолюбия в культуре народов своего края как одного из важнейших общественно значимых качеств личности.
| Родная природа
(3 ч.)
|
| 14.
| Октябрь уж наступил.
Экскурсия
УИ(Т)
|
| Проводить наблюдения во время экскурсии по парку(времена года).
Оценивать результаты своих наблюдений.
Устанавливать связи особенностей жизнедеятельности растений и животных и времени года.
|
| 15.
| Птицы и животные осенью
РУ
|
| Описывать внешний вид, характерные особенности представителей птиц.
Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний(словари, энциклопедии, справочники) о растениях и животных своего региона и обсуждать полученные сведения.
Оценивать с опорой на личный опыт воздействие природы в определённое время года на настроение человека, его внутренний мир и состояние его здоровья.
|
| 16.
| Явления природы
ОНЗ
|
| Анализировать народные приметы, связанные с погодой, проверять их достоверность.
Оценивать с опорой на личный опыт воздействие природы в определённое время года на настроение человека, его внутренний мир и состояние его здоровья.
| Наша страна - Россия. Родной край (2 ч.)
|
| 17.
| Где ты живёшь?
РУ
|
| Рассказывать по результатам экскурсии о достопримечательностях, святынях родного города.
Проигрывать учебные ситуации по соблюдению правил уличного движения.
Изображать путь от дома до школы с помощью условных обозначений.
Анализировать ситуации во время экскурсии по своему району или городу (с точки зрения безопасного движения)
|
| 18.
| Правила дорожного движения
РУ
|
| Изображать путь от дома до школы с помощью условных обозначений.
Анализировать ситуации во время экскурсии по своему району или городу (с точки зрения безопасного движения)
| Труд людей (2 ч.)
|
| 19.
| Ты и вещи
РУ
|
| Готовить рассказ о профессиях членов семьи занятиях людей в родном городе на основе бесед школьников с родителями, со старшими родственниками, местными жителями.
|
| 20.
| Кто работает ночью
РУ
|
| Проводить групповые наблюдения за трудом людей во время экскурсии на одно из предприятий родного края.
Оценивать яркие проявления профессионального мастерства и результаты труда.
| Твое здоровье (4 ч.)
|
| 21.
| Твои помощники – органы чувств
ОНЗ
|
| Называть окружающие предметы и их признаки.
Различать предметы и выделять их признаки.
Сопоставлять признаки предметов и органов чувств, с помощью которых они узнаются., по оказанию первой помощи при несчастных случаях.
|
| 22.
| Правила гигиены
РУ
|
| Моделировать в ходе практической работы ситуации по применению правил сохранения и укрепления здоровья.
Оценивать личное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих, своё отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья
|
| 23.
| О режиме дня
Практическая работа «Составление режима дня»
УИ(Т)
|
| Обсуждать коллективно необходимость соблюдения здорового образа жизни.
Участвовать в практической работе по составлению режима дня (сколько времени на что отведено).
|
| 24.
| Урок в спортивном зале
РУ
|
| Обсуждать коллективно необходимость соблюдения здорового образа жизни.
Оценивать степень личной ответственности за сохранение своего здоровья, за здоровье и безопасность окружающих.
| Родная природа
(4 ч.)
|
| 25.
| Ноябрь – зиме родной брат.
Экскурсия
УИ(Т)
|
| Наблюдать погоду самостоятельно и в группах и описывать её состояние.
Проверять достоверность народных примет об осени
Исследовать (на основе непосредственных наблюдений) связи жизнедеятельности растений, животных и времени года.
Оценивать с опорой на личный опыт воздействие природы в определённое время года на настроение человека, его внутренний мир и состояние его здоровья.
|
| 26.
| Дикие животные
ОНЗ
|
| Устанавливать связи особенностей жизнедеятельности растений и животных и времени года.
Рассказывать о роли животных в природе и жизни людей (на примере своей местности).
Называть примеры заботливого ухода за животными в доме, в живом уголке, в местном зоопарке,; примеры работы на пасеке.
|
| 27.
| Звери – млекопитающие
РУ
|
| Группировать (классифицировать) объекты по признакам: домашние – дикие животные.
Оценивать конкретные примеры поведения в природе.
|
| 28.
| Что мы знаем о птицах
РУ
|
| Устанавливать связи особенностей жизнедеятельности растений и животных и времени года
| Наша страна – Россия. Родной край (2 ч.)
|
| 29.
| Город – село
УИ(Т)
|
| Рассказывать о достопримечательностях, святынях родного города (села)
Готовить рассказ о занятиях людей в родном городе(селе) на основе бесед с родителями, со старшими родственниками, местными жителями.
Осмысливать значение понятий: малая родина, Родина, Отечество, Отчизна.
|
| 30.
| Дом, в котором ты живёшь
РУ
|
| Анализировать иллюстративный материал, сопоставляя его со словесным описанием.
Получить представления о разнообразии построек домов, их особенностях, характеризовать удобства, которые есть в квартире.
Контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядно-образным материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками.
| Труд людей (1 ч.)
|
| 31.
| Зачем люди трудятся.
Экскурсия в библиотеку, музей
УИ(Т)
|
| Оценивать яркие проявления профессионального мастерства и результаты труда.
Знакомиться с оценкой трудолюбия в культуре народов своего края как одного из важнейших общественно значимых качеств личности.
Самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном уровне.
| Родная природа
(3 ч.)
|
| 32.
| В декабре, в декабре все деревья в серебре. Экскурсия
УИ(Т)
|
| Оценивать с порой на личный опыт воздействие природы в определённое время года на настроение человека, его внутренний мир и состояние его здоровья.
Анализировать народные приметы, связанные с погодой, проверять их достоверность.
Проверять достоверность народных примет о погоде
Описывать сезонные изменения в природе.
Оказывать взаимопомощь в сотрудничестве.
|
| 33.
| С Новым годом!
РУ
|
| Оценивать личный вклад в подготовку и проведение праздника, свои впечатления от участия в нём.
Планировать, контролировать и выполнять действие по заданному образцу, правилу.
Знакомиться с историей праздника Новый год; осуществлять поиск и выделять необходимую информацию из рисунков, текстов.
Договариваться о распределении ролей в совместной деятельности.
Проявлять уважительное отношение к культуре других народов
|
| 34.
| Какая бывает вода?
ОНЗ
|
| Знакомиться с естественнонаучными понятиями: «тело», «вещество», «состояние воды», «раствор»; определять свойства воды опытным путем.
Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.
Демонстрировать готовность и способность обучающихся к саморазвитию.
Наблюдать и проводить простейшие опыты по изучению свойств воды в природе.
Описывать применение воды в хозяйстве человека.
| Я и другие люди
(2 ч.)
|
| 35.
| О дружбе
РУ
|
| Знакомиться с правилами поведения в школе и обсуждать особенности взаимоотношений со взрослыми, сверстниками.
Моделировать. оценивать различные ситуации поведения в школе и других общественных местах.
Выбирать с позиции нравственных норм оптимальные формы поведения во взаимоотношениях с одноклассниками, друзьями, взрослыми.
|
| 36.
| Идём в гости
РУ
|
| Родная природа
(3 ч.)
|
| 37.
| Январь – году начало, зиме – середина. Экскурсия в зимний лес
УИ(Т)
|
| Предвосхищать результат действия (экскурсии).
Осуществлять рефлексию способов и условий действий; уточнять признаки зимы в живой и неживой природе в ходе экскурсии.
Определять цели, функции участников, способы взаимодействия.
Выражать свое позитивное отношение к живой и неживой природе в зимнее время.
Выявлять признаки времен года на основе собственных наблюдений.
|
| 38.
| Хвойные деревья
РУ
|
| Выделять особенности хвойных деревьев, находить отличия хвойных деревьев от лиственных; объяснять понятие «вечнозеленые деревья», знакомиться с хвойным деревом, которое сбрасывает на зиму листву (сибирская лиственница).
Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером.
Проявлять ценностное отношение к природному миру.
|
| 39.
| Жизнь птиц зимой
ОНЗ
|
| Планировать совместно с учителем свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.
Знакомиться с птицами, обитающими в зимнем лесу, рассматривать особенности внешнего вида и определять голоса зимующих птиц, устанавливать зависимость способа питания птицы от строения клюва.
Работать с текстом и иллюстрациями: находить нужную информацию.
Обнаруживать сходство и различия птиц на основе наблюдений, чтения текстов, работы с иллюстрациями.
| Наша страна – Россия. Родной край (5 ч.)
|
| 40.
| Наша страна – Россия
ОНЗ
|
| Уточнять названия нашей страны (Россия, Российская Федерация); рассматривать достопримечательности Москвы – столицы РФ, знакомиться с символами России (флаг, гимн, герб).
Осознавать гуманистические и демократические ценности многонационального российского общества
Работать с текстом и иллюстрациями: находить нужную информацию, выполнять самооценку на основе критериев успешности учебной деятельности
|
| 41.
| Богата природа России
ОНЗ
|
| Знакомиться с разнообразием и богатствами природы России – леса, реки, горы; уметь ориентироваться по карте: называть значения символов (знаков); рассматривать представителей животного мира и места их обитания на территории нашей страны.
Проявлять ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного поведения.
Обмениваться сведениями, полученными из источников массовой информации о богатстве природы России.
Уметь объяснить, чем богата и знаменита родная страна, почему гражданин любит свою Родину.
|
| 42.
| Мы – россияне
РУ
|
| Осмысливать значение понятий: малая родина, Родина, Отечество, Отчизна.
Знать, что Россия – многонациональная страна, уметь выделять особенности русского народа (язык, искусство, обычаи).
Оценивать степень участия членов своей семьи в истории и вклад в культуру родного края.
Осознавать гражданскую идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России.
|
| 43.
| 23 февраля – День защитника Отечества
РУ
|
| Контролировать и оценивать процесс и результат деятельности; рассказывать, как можно встретить праздник «День защитника Отечества» в семье, как проявить внимание к родным и близким, которые служили в армии, участвовали в боевых действиях.
Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером.
|
| 44.
| Народная сказка и народные игрушки
УИ(Т)
|
| Знакомиться с особенностями построения народных сказок.
Уметь объяснять понятие «прикладное искусство», составлять рассказы о народных промыслах народов России; сравнивать разные виды искусства.
Проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.
| Родная природа
(5 ч.)
|
| 45.
| Февраль – месяц метелей и вьюг
ОНЗ
|
| Выявлять связь жизнедеятельности растений, растений, животных и времени года.
Знакомиться с народными приметами февраля, с особенностями третьего месяца зимы, с изменениями, которые происходят в этот период, объяснять понятия: «метель», «вьюга», «пурга», «оттепель».
Определять цели, функции участников, способы взаимодействия.
Проявлять заботливое отношение к птицам.
|
| 46.
| 8 Марта – праздник всех женщин
УИ(Т)
|
| Рассказывать, как можно встретить праздник «8 Марта» в семье, как проявить внимание к родным и близким.
Проявлять активность во взаимодействии для решения собственной деятельности.
Понимать чувства других людей и сопереживать им.
Моделировать ситуации, в которых необходимы дружелюбные отношения, согласие, взаимная помощь.
|
| 47.
| Звери – млекопитающие
ОНЗ
|
| Знать, что звери имеют волосяной покров, передвигаются и питаются в зависимости от условий жизни; распределять зверей на группы по способу питания.
Классифицировать зверей: хищные, насекомоядные, растительноядные, всеядные.
Проявлять готовность следовать нормам природоохранного поведения.
|
| 48.
| Наш уголок природы. Животные уголка природы.
Практическая работа «Уход за животными уголка природы»
УИ(Т)
|
| Знакомиться с правилами ухода за растениями уголка природы.
Выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме.
Осознанно строить сообщения в устной форме; знакомиться с животными уголка природы, объяснять, что уголок природы – место обитания многих животных и растений, но, несмотря на это, они остаются дикими животными и растениями.
Знакомиться с правилами ухода за растениями уголка природы.
Сознавать ответственность человека за общее благополучие.
|
| 49.
| Растения уголка природы
РУ
|
| Наша страна – Россия. Родной край (1ч.)
|
| 50.
| Мы – граждане России
РУ
|
| Знать и объяснять понятия: «права», «обязанности», почему человек должен выполнять свои обязанности.
Адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Осознавать гражданскую идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, проявлять чувства сопричастности и гордости за свою Родину.
Знакомиться с основными правами и обязанностями граждан России, правами ребенка.
| Родная природа
(3 ч.)
|
| 51.
| Март – капельник.
Экскурсия
УИ(Т)
|
| Выявлять признаки времен года на основе собственных наблюдений.
Рассказывать об изменениях, происходящих в жизни природы ранней весной; характеризовать март, выполнять анализ народных примет, знакомиться с народным названием месяца – «капельник», объяснять причины проявления проталин, таяния снега.
|
| 52.
| Правила поведения
РУ
|
| Аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.
Моделировать ситуации, в которых необходимы дружелюбные отношения, согласие, взаимная помощь.
Планировать свои действия, осуществлять итоговый и пошаговый контроль; адекватно воспринимать оценку учителя, оценивать свои действия на уровне ретрооценки, вносить коррективы в действия.
|
| 53.
| Птичьи разговоры
РУ
|
| Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; выделять общие и отличительные особенности птиц, устанавливать зависимости наступающего сезона и поведения птиц; знакомиться с многообразием птиц; знать и объяснять понятия «дикие», «домашние», «перелетные», «оседлые» птицы.
| Твоё здоровье (3 ч.)
|
| 54.
| Если хочешь быть здоров, закаляйся!
РУ
|
| Уметь называть основные правила здорового образа жизни.
Осваивать правила здорового образа жизни.
Уточнять, как нужно правильно питаться, знать понятия «здоровая пища», «вредные продукты», «полезные продукты», знакомиться с правилами питания; соблюдать культуру поведения за столом.
Договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.
Проявлять готовность следовать нормам здоровьесберегающего поведения.
|
| 55.
| Здоровая пища
РУ
|
|
| 56.
| Какое бывает настроение
РУ
|
| Уточнять, от чего зависит настроение человека, рассматривать, каким бывает настроение, характеризовать виды настроения (радостное, веселое, грустное, печальное и т. д.).
Проявлять активность во взаимодействии для решения собственной деятельности.
Понимать чувства других людей и сопереживать.
Моделировать ситуации, в которых необходимы дружелюбные отношения, согласие, взаимная помощь.
| Родная природа
(2 ч.)
|
| 57.
| Апрель – водолей
Жизнь насекомых весной
РУ
|
| Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером.
Рассматривать изменения в природе в середине весны, знать, что происходит на водоеме, есть ли в парке снег, появились ли весенние цветущие растения и трава.
Рассматривать календарь появления насекомых (комаров, бабочек, пчел, муравьев) после зимнего покоя; знакомиться с разнообразием насекомых.
Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером.
Проявлять активность во взаимодействии для решения собственной деятельности.
|
| 58.
| Итоговая контрольная работа
УК
|
| Труд людей (3 ч.)
|
| 59.
| Весенние работы. Экскурсия.
ОНЗ
|
| Участвовать в экскурсии с целью выявления, каким трудом заняты люди весной.
Знакомиться с весенними работами на полях, огородах, в садах, цветниках: уборка прошлогодней листвы, побелка деревьев, посадка овощей, разбивка цветников и подготовка рассады для посадки.
Проявлять навыки сотрудничества в практической деятельности, умение не создавать конфликты и находить выход из спорных ситуаций.
|
| 60.
| Кто работает на транспорте
РУ
|
| Классифицировать транспорт: воздушный, водный, наземный; транспорт грузовой, легковой, общественный, личный.
Выделять сходства и различия разных видов транспорта; различать электрический транспорт от транспорта, работающего на топливе (бензине, керосине), грузовой от легкового.
Проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач; строить понятные выказывания.
Проявлять уважительное отношение к истории родного народа.
|
| 61.
| День космонавтики
ОНЗ, РУ
|
| Знать понятия «спутник Земли», «космонавт», «полеты в космос», анализировать иллюстрации, сопоставлять их со словесным описанием в тексте, реконструировать первый полет человека в космос по картинкам.
Договариваться о распределении ролей в совместной деятельности.
Осознавать гражданскую принадлежность в форме осознания «Я», как гражданина России, проявлять чувство гордости за свой народ, историю.
| Родная природа
(5 ч.)
|
| 62.
| Май весну завершает, лето начинает
РУ
|
| Наблюдать за изменениями в природе, происходящими в конце весны – начале лета; уточнять состояние деревьев, время цветения разных растений (фруктовых деревьев, кустарников, трав), описывать изученные природные явления, называть существенные признаки; осуществлять поиск и выделение необходимой информации из текста, рисунков, таблиц.
Планировать учебного сотрудничества – договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; управление коммуникацией – координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.
различать и называть явления природы (2-3) задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером.
Раскрывать понятие «животное – живое существо». самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; уточнять и расширять представления о диких животных;
|
| 63.
| Жизнь земноводных весной
РУ
|
|
| 64.
| Животное – живое существо
РУ
|
|
| 65.
| Природе нужны все!
УИ(Т)
|
|
|
| 66.
| Скоро лето
ОУ
|
| Выявлять признаки времен года на основе собственных наблюдений.
Беседовать о правилах дорожного движения, о правилах поведения на улице: как переходить улицу, как вести себя на остановке транспорта.
Участвовать в игровых ситуациях- выполнять правила дорожного движения
|
|