Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса

Пояснительная записка

Предлагаемая программа отражает один из возмож­ных вариантов раскрытия федерального государственного стандарта начального общего образования (2009 г.) по пред­метной области «Естествознание и обществознание (Окру­жающий мир)» и используется для обучения в четырёхлет­ней начальной школе в образовательном учреждении любого типа.

Основная цель обучения по предмету «Окружающий мир» в начальной школе — представить в обобщённом виде культурный опыт человечества, систему его отношений с природой и обществом и на этой основе формировать у младшего школьника понимание общечеловеческих ценно­стей и конкретный социальный опыт, умения применять правила взаимодействия во всех сферах окружающего мира. В данном контексте к общечеловеческим ценностям отно­сятся: экологически грамотные правила взаимодействия со средой обитания; нравственный портрет и духовное богат­ство человека современного общества; исторический ас­пект «складывания» общерусской культуры, развитие нацио­нальных традиций, взаимосвязь и взаимодействие культур народов России.

Общая характеристика учебного предмета

В последние годы в среде практических работников по­явилось осознание важности изучения предмета «Окружаю­щий мир» не только для дальнейшего успешного обучения, но и для интеллектуального и особенно для духовно-нравст­венного развития младших школьников. Эта позиция зафик­сирована и в стандарте второго поколения, где цели изуче­ния этого предмета определяют его вклад в процесс воспитания школьника. Особое значение этой предметной области состоит в формировании целостного взгляда на окружающую социальную и природную среду, место человека в ней, в по­знании учащимся самого себя, своего Я.

Планируемые результаты: личностные, метапредметные и предметные

Таким образом, изучение предмета «Окружающий мир» позволяет достичь личностных, предметных и метапредметных результатов обучения, т. е. реализовать со­циальные и образовательные цели естественнонаучного и обществоведческого образования младших школьников.

Личностные результаты представлены двумя группа­ми. Первая относится к личности субъекта обучения, его но­вым социальным ролям, которые определяются новым ста­тусом ребёнка как школьника:

• готовность и способность к саморазвитию и самообу­чению;

• высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и са­мооценки;

• личностные качества, позволяющие успешно осуществлять учебную деятельность и взаимодействие с её участниками.

Другая группа личностных результатов передаёт социаль­ную позицию школьника, сформированность его ценностно­го взгляда на окружающий мир:

• формирование основ российской гражданской идентич­ности, понимания особой роли многонациональной России в объединении народов, в современном мире, в развитии общемировой культуры; понимание особой роли России в ми­ровой истории, воспитание чувства гордости за националь­ные достижения;

• воспитание уважительного отношения к своей стране, её истории, любви к родному краю, своей семье, гуманного от­ ношения, толерантности к людям независимо от возраста, на­циональности, вероисповедания;

• понимание роли человека в обществе, принятие норм нрав­ственного поведения в природе, обществе, правильного взаи­модействия со взрослыми и сверстниками;

• формирование основ экологической культуры, понимание ценности любой жизни, освоение правил индивидуальной безо­пасной жизни с учётом изменений среды обитания.

Предметные результаты обучения нацелены на ре­шение прежде всего образовательных задач:

• осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о разных его сторонах и объектах;

• обнаружение и установление элементарных связей и зави­симостей в природе и обществе;

• овладение наиболее существенными методами изучения окружающего мира (наблюдение, опыт, эксперимент, измере­ние);

• использование полученных знаний в продуктивной и пре­образующей деятельности;

• расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рацио­нально, но и образно.

В соответствии со стандартом второго поколения при отбо­ре содержания обучения и конструировании его методики осо­бое внимание уделяется освоению метапредметных ре­зультатов естественнонаучного и обществоведческого обра­зования. Достижения в области метапредметных результатов позволяют рассматривать учебную деятельность как ведущую деятельность младшего школьника и обеспечить формирова­ние новообразований в его психической и личностной сфере. С этой целью в программе выделен специальный раздел «Уни­версальные учебные действия», содержание которого опре­деляет круг общеучебных и универсальных умений, успешно формирующихся средствами данного предмета. Среди мета­предметных результатов особое место занимают интеллекту­альные, регулятивные и коммуникативные действия:

• под интеллектуальными действиями понимается способ­ность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, ана­лиз, доказательство и др.);

• под регулятивными действиями понимается владение спо­собами организации, планирования различных видов деятель­ности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимание специфики каждой;

• под коммуникативными действиями понимается способ­ность в связной логически целесообразной форме речи пере­дать результаты изучения объектов окружающего мира; владение рассуждением, описанием, повествованием.

Особое место среди метапредметных универсальных дей­ствий занимают способы получения, анализа и обработки информации {обобщение, классификация, сериация, чте­ние и др.), методы представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описа­ние и др.).

На основе установленных результатов изучения предмета «Окружающий мир» были определены его функции: образо­вательная, развивающая, воспитывающая. Образователь­ная функция заключается в создании условий для формирова­ния у школьников понятий о природе, обществе, человеке, развития способности ориентироваться в изменяющемся ми­ре, освоения доступных для понимания младшим школьни­ком терминов и понятий. Развивающая функция обеспечива­ет формирование научных взглядов школьника на окружаю­щий мир, психическое и личностное развитие обучающегося, формирование его общей культуры и эрудиции. Воспитываю­щая функция предмета связана с решением задач социализа­ции ребёнка, принятием им гуманистических норм жизни в природной и социальной среде.

В основе построения курса лежат следующие принципы.

1. Принцип интеграции — соотношение между естествен­нонаучными знаниями и знаниями, отражающими различные виды человеческой деятельности и систему общественных от­ношений. Реализация этого принципа особенно важна по двум причинам: во-первых, интеграция даёт возможность учесть од­ну из важнейших психологических особенностей младшего школьника — целостность, нерасчленённость восприятия окружающего мира, а во-вторых, обеспечивает познание отдельных сторон действительности в их взаимосвязи, тогда как отсутствие интеграции рождает «болезнь блуждания от одного предмета к другому и интеллектуальную бестолковость» (Г. Гегель). Интеграция затрагивает не только общий подход к отбору содержания в системе «человек — природа — общество», но и более частные составляющие этой системы: «человек и предметный мир», «человек и другие люди», «чело­век и его самость», «человек и творческая деятельность». Это обеспечивается представленностью знаний из различных предметных областей — природоведческих, географических, гигиенических, психологических, исторических и др.

2. Педоцентрический принцип определяет отбор наибо­лее актуальных для ребёнка этого возраста знаний, необхо­димых для его индивидуального психического и личностного развития, а также последующего успешного обучения; предо­ставление каждому школьнику возможности удовлетворить свои познавательные интересы, проявить свои склонности и таланты.

Актуализация содержания обучения предполагает его от­бор с учётом специфики социальных ролей данной возраст­ной группы, социально значимых качеств, обеспечивающих успешное взаимодействие с различными сторонами действи­тельности.

3. Культурологический принцип — это обеспечение ши­рокого эрудиционного фона обучения, что даёт возможность развивать общую культуру школьника, его возрастную эруди­цию. Именно поэтому большое внимание в программе уделя­ется общекультурным сведениям: творчеству выдающихся личностей, научным открытиям, истории развития техники, искусства, литературы и др. Для реализации этого принципа в программу введён специальный раздел «Расширение круго­зора школьников».

4. Необходимость принципа экологизации содержания обучения по предмету «Окружающий мир» определяется социальной значимостью решения задачи экологического образования младших школьников. Этот принцип реализу­ется двумя путями: расширением представлений школьни­ков о взаимодействии человека с окружающим миром (руб­рики «Человек и растение», «Человек и животные», «Человек и природа»), а также раскрытием системы правил пове­дения в природе, подчиняющихся принципу «Не навреди». Действие принципа распространяется на отношение чело­века не только к природным объектам, но и к другим людям (элементы социальной экологии).

5. Принцип поступательности обеспечивает постепен­ность, последовательность и перспективность обучения, воз­можность успешного изучения соответствующих естествен­нонаучных и гуманитарных предметов в основной школе.

6. Краеведческий принцип обязывает учителя при изуче­нии природы и социальных явлений широко использовать местное окружение, проводить экскурсии на природу, в места трудовой деятельности людей, в краеведческий, историче­ский, художественный музеи и т. п. Всё это обеспечивает обо­гащение чувственных представлений школьников и облегча­ет усвоение естественнонаучных и обществоведческих по­нятий.

Отбор конкретного естественнонаучного и обществовед­ческого содержания обучения подчиняется определённым требованиям.

1. Центральной идеей, на которой строится интеграция разных знаний, является раскрытие роли человека в природе и обществе, прослеживание становления трудовой деятель­ности людей, история развития культуры общества. Эти зна­ния от класса к классу расширяются и углубляются, наполня­ются новыми понятиями и терминами.

2. При отборе понятий, которые должен усвоить млад­ший школьник к концу обучения в начальной школе, учиты­ваются:

· знания, накопленные ребёнком на эмпирическом уров­не, в том числе в дошкольном детстве;

· необходимость постепенного и последовательного пере­вода ученика с этапа общей ориентировки в термине или по­нятии на этап осознания существенных его характеристик;

· зависимость усвоения понятия от уровня сформирован­ности логической связной речи, коммуникативных умений, обеспечивающих развитие у младших школьников представ­лений о языке науки конкретной образовательной области, осознанное оперирование усвоенными терминами и поня­тиями;

· преемственность и перспективность в предъявлении терминологии и понятийного аппарата, т. е. реализация про­педевтического значения этапа начального образования, формирование готовности к дальнейшему усвоению научных понятий.

3. Конструирование содержания программы предполага­ет связь теоретических сведений с деятельностью по их прак­тическому применению, что определило необходимость дать в программе перечень экскурсий, опытов, практических ра­бот.

В программе представлены следующие ведущие содержа­тельные линии.

Человек как биологическое существо: чем человек отлича­ется от других живых существ, индивидуальность человека, здо­ровье и образ его жизни, знание себя как необходимое условие эмоционального благополучия и успешной социализации.

Темы: «Мы — школьники», «Твоё здоровье» (1 класс); «Кто ты такой», «Что такое здоровье» (2 класс); «Земля — наш об­щий дом» (3 класс); «Человек — биологическое существо (ор­ганизм)» (4 класс).

Я и другие люди: может ли человек жить один, как нужно относиться к другим людям, правила культурного поведения и почему их нужно выполнять.

Темы: «Ты — первоклассник» (1 класс); «Кто живёт рядом с тобой» (2 класс); «Каким был человек в разные времена (исторические эпохи)» (3 класс); «Человек и обще­ство» (4 класс).

Человек и мир природы: что такое природа, может ли чело­век жить без природы, почему люди должны беречь природу.

Темы: «Родная природа» (1 класс); «Мы — жители Земли» (2 класс); «Родная страна: от края до края», «Человек — живое существо (организм)» (4 класс).

Человек и общество: чем богата и знаменита родная стра­на, почему гражданин любит свою Родину, что значит любить Родину, семья как ячейка общества.

Темы: «Наша страна — Россия. Родной край» (1 класс); «Россия — твоя Родина» (2 класс); «Как трудились люди в ста­рину» (3 класс); «Человек — защитник своего Отечества», «Человек среди людей» (4 класс).

История родной страны: как рождалось и развивалось на­ше государство, какие важнейшие события произошли в его истории, как развивались экономика, техника, культура и ис­кусство в нашей стране.

Темы: «Наша Родина — от Руси до России», «Как люди жи­ли в старину», «Как трудились в старину» (3 класс); «Чело­век — творец культурных ценностей» (4 класс).

Представленная в программе логика изложения содержа­ния образования в рамках предмета «Окружающий мир» адек­ватно отражается и в средствах обучения. Важнейшая особен­ность содержания предмета рассматриваемого учебного кур­са — определённость, жизненность, реальность всех воспринимаемых явлений, тогда как в других учебных предме­тах создаются в основном искусственные (учебные) ситуации, которые, «в чистом виде» в жизни не встречаются. Это объяс­няет особую уникальность уроков познания земного мира: обеспечение развития многих интеллектуальных умений, ко­торые с успехом могут использоваться при изучении других предметов. Причём эта особенность процесса изучения мира распространяется на изучение природы и общества, предмет­ного мира и деятельности и творчества человека. Эта особен­ность предмета продиктовала две технологические позиции, представленные в средствах обучения:

1) организацию целенаправленной деятельности воспри­ятия (наблюдения, опыты и пр.);

2) усиление внимания к поисковой и исследовательской деятельности учащихся.

Исходя из этого обучение требует от учителя использова­ния различных организационных форм, часть которых про ходит вне классной комнаты (на пришкольном участке, в пар­ке и на водоёме, в учреждении культуры и т. д.). Логика по­строения процесса изучения предмета «Окружающий мир» на уроках в классе (обучение идёт с использованием учебни­ка и рабочих тетрадей) направлена на создание (конструиро­вание) учителем ситуаций удивления, вопроса, предвидения, предположения, которые становятся основой для появления у обучающегося мотива познавательной деятельности и ус­пешного учебного диалога.

Программа предусматривает проведение уроков обобще­ния. Их цель: оживить знания школьника, систематизиро­вать их, создать стройную картину определённого историче­ского периода развития нашего государства. Особенно важ­ны уроки обобщения в 4 классе, когда систематизируются знания, полученные за все четыре года обучения, и создаётся возможность чётко представить обобщённое видение исто­рических эпох: Древняя Русь, Московское государство, Рос­сия, Советская Россия, современная Россия.

Программа рассчитана на проведение двух уроков в неде­лю. Общее число часов по классам: 1 класс — 66 ч, 2 класс — 68 ч, 3 класс — 68 ч, 4 класс — 68 ч. Распределение часов по те­мам условно, учитель по своему усмотрению может изменить их соотношение.

К учебнику разработаны рабочие тетради, в которых пред­ставлены поисковые, исследовательские и творческие за­дания.

Планируемые результаты обучения

1. К концу обучения в первом классе учащиеся научатся:

воспроизводить свое полное имя, домашний адрес, название города, страны, достопримечательности столицы России;

— различать дорожные знаки, необходимые для безопасного пребывания на улице; применять знания о безопасном пребывании на улицах;

ориентироваться в основных помещениях школы, их местоположении;

различать особенности деятельности людей в разных учреждениях культуры и быта; приводить примеры различныхпрофессий;

— различать понятия «живая природа», «неживая природа», «изделия»;

— определять последовательность времен года (начиная с любого), находить ошибки в предъявленной последовательности; кратко характеризовать сезонные изменения;

устанавливать зависимости между явлениями неживой и живой природы;

описывать (характеризовать) отдельных представителей растительного и животного мира;

сравнивать домашних и диких животных.

К концу обучения в первом классе учащиеся смогут научиться:

анализировать дорогу от дома до школы, в житейских ситуациях избегать опасных участков, ориентироваться на знаки дорожного движения;

различать основные нравственно-этические понятия;

рассказывать о семье, своих любимых занятиях, составлять словесный портрет членов семьи, друзей;

участвовать в труде по уходу за растениями и животными уголка природы.

 

 

Место учебного предмета в учебном плане

Программа рассчитана на проведение двух уроков в неделю. Общее число часов по классам: 1 класс — 66 часов, 2 класс — 68 часов, 3 класс — 68 часов, 4 класс — 68 часов. К учебнику разработаны рабочие тетради, в которых представлены поисковые, исследовательские и творческие задания.

Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса

Литература для учителя

1.Образовательная система «Начальная школа XXI века». Сборник программ. Начальная школа/Под ред. Н.Ф. Виноградовой. изд. 2-е, доп. – М.: Вентана-Граф, 2010.

2.Окружающий мир: программа: 1-4 классы/ Н.Ф. Виноградова. – М.: Вентана – Граф, 2011

3. Окружающий мир. Методика обучения. 1-2 кл. Виноградова Н.Ф., - М. «Вентана- Граф», 2010

4. Окружающий мир. Учебник, 2 ч., 1 кл. под ред. Виноградовой Н.Ф - М. «Вентана- Граф», 2010

5. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 1 кл. Виноградова Н.Ф. М. «Вентана- Граф», 2014

Литература для ученика

1. Окружающий мир. Учебник, 2 ч., 1 кл. под ред.Виноградовой Н.Ф. М. «Вентана- Граф», 2010

2. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 1 кл. Виноградова Н.Ф. М. «Вентана- Граф», 2014

 

 

Содержание программы

№ п/п Наименование раздела (темы) Содержание Материал учебника Количество часов
  Введение. Этот удивительный мир Что такое окружающий мир. Как можно объединить разные предметы и объекты окружающего мира Ч.1, с. 4-5. Р.т. с. 4-5  
  Мы — школьники Знакомимся с одноклассниками. Рассказываем о себе: кто я (он, она), чем я (он, она) люблю (любит) заниматься, чем особенно интересуюсь (интересуется). Развитие речи: составление описательного рассказа по картинкам. Какие помещения есть в школе? Для чего они предназначаются? Первоклассник должен знать и соблюдать правила поведения в школе Ч.1, с. 6-16. Р.т. с. 6-8  
  Родная природа Сентябрь. Октябрь. Ноябрь. Декабрь. Январь. Февраль. Март. Апрель. Май. Сад. Огород. Сезонные изменения в природе. Растения и животные вокруг нас. Птицы и звери в разные сезоны. Ты пешеход. Красная книга России Ч.1, с. 15-22, 35-43, 66-76, 87-88; Ч.2, с. 4-12, 30-42, 50-55, 66-71, 80-93. Р.т. с. 9-12, 20-21, 28-30, 34-36, 41-45, 56-61, 65-66, 71-73, 76-90  
  Семья Что такое семья? Моя семья: её члены, их труд, семейные обязанности. Чем любят заниматься члены семьи в свободное время. Досуг. Хозяйственный труд в семье Ч.1, с. 23-30. Р.т. с. 13-16  
  Труд людей Хлеб — главное богатство людей. Домашние и дикие животные. Как заботиться о домашних животных. Труд людей родного города (села). Профессии людей. Сезонные работы. Различные виды транспорта. Россия — страна, которая открыла миру космос Ч.1, с. 31-34, 50-55, 84-86; Ч.2, с. 72-79. Р.т. с. 17-19, 24, 33, 74-75  
  Наша страна – Россия. Родной край Родной город (село). Россия, Москва. Символика России: гимн, флаг, герб. Разнообразие и богатство природы России. Описание зданий разных функциональных назначений: учреждение, жилой дом городского и сельского типа. Какие правила нужно знать, чтобы по дороге в школу не попасть в беду? Права и обязанности граждан России Ч.1, с. 44-49, 77-83; Ч.2, с. 13-29, 43-46. Р.т. с. 22-23, 31-32, 46-55, 62-64  
  Твоё здоровье Твои помощники — органы чувств. Правила гигиены. О режиме дня. Правила закаливания. Какая пища полезна. Как правильно питаться Ч.1, с. 56-65; Ч.2, с. 61-65. Р.т. с. 25-27, 67-70  
  Я и другие люди Кого называют друзьями. Правила дружбы. Правила поведения в гостях. Развитие письменной речи: письмо другу. Развитие речевого творчества Ч.1, с.90-92. Р.т. с. 37-40  

Календарно-тематическое планирование уроков окружающего мира в 1 классе по ОС «Начальная школа XXI века»

Условные обозначения типов уроков:

ОНЗ – урок открытия новых знаний

УК – урок контроля

ВУ – вводный урок

РУ – урок развития умений

УИ (Т) – урок исследования и творчества

ОУ – обобщающий урок

ИУ – итоговый урок

Раздел программы, количество часов Дата проведения урока №. урока Тема и организационная форма проведения урока Кол-во часов Основные виды деятельности
Этот удивительный мир (1 ч.)   1. Этот удивительный мир. ВУ   Выделять и формулировать познавательную цель; осознавать, что такое окружающий мир, что такое живая и неживая природа; уточнять понятия: «объект природы», «живая и неживая природа» Находить отличия среди объектов природы и объектов, созданных человеком, приведение соответствующих примеров; подводить под понятие на основе распознавания объектов, выделять существенные признаки. Рассказывать о мире с опорой на материалы учебника и собственные представления.
Мы – школьники (3 ч.)   2. Давай познакомимся. РУ     Выполнять задание в соответствии с поставленной целью, отвечать на поставленный вопрос, ориентироваться в тетради и учебнике. Знакомиться с одноклассниками, рассказывать о себе: кто я (он, она), чем я (он, она) люблю (любит) заниматься, чем особенно интересуюсь (интересуется); составлять описательный рассказ по картинкам. Строить сообщения в соответствии с учебной задачей, конструировать игровые и учебные ситуации, раскрывающие правила поведения на уроке, выбирать оптимальные формы поведения во взаимоотношениях с одноклассниками, друзьями, взрослыми; Проявлять активность во взаимодействии для решения познавательных задач. Оценивать эмоционально-эстетические впечатления от знакомства с новым коллективом.
  3. Мы – школьники. Экскурсия по школе УИ(Т)   Следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения; Адекватно воспринимать информацию учителя или одноклассника, содержащую оценочный характер ответа или выполненного действия. Знакомиться с новыми понятиями: «школа», «учитель», «класс»; описывать назначения различных школьных помещений; строить рассуждения, высказываться в устной форме о значении школьных помещений. Соблюдать правила поведения в школе, понимают важность здорового образа жизни.
  4. Правила поведения в школе РУ   Организовывать свою деятельность, действовать согласно плану, предложенному учителем, а также планам, представленным в учебнике и рабочей тетради; понимать информацию, представленную в вербальной форме, определять основную и второстепенную информацию. Соблюдать морально-этические нормы поведения в школе, проявлять уважение к старшим. Демонстрировать внутреннюю позицию школьника на основе положительного отношения к школе; осознавать значение учебной деятельности
Родная природа (3 ч.)   5. Сентябрь – первый месяц осени. Экскурсия ОНЗ   Выделять и формулировать познавательную цель; применять для решения задач (под руководством учителя) логические действия: анализ, сравнение, обобщение, устанавливать причинно-следственные связи, строить рассуждения. Формировать представления об экологической связи и взаимосвязи явлений природы и объектов живой природы; отвечать на вопросы по теме наблюдения, определять понятия «неживая природа», «листопад», «золотая осень». Строить понятные для партнера высказывания; оказывать в сотрудничестве взаимопомощь. Проявлять ценностное отношение к природному миру; осуществлять самооценку на основе критериев успешности учебной деятельности
  6. Что нам осень подарила (урок – сказка) УИ(Т)     Использовать знаково-символические средства представления информации, работать с таблицей; иметь представление о царстве грибов; сравнивать и различать грибы (съедобные и несъедобные), плоды разных растений; логические – классифицировать объекты по разным признакам. Выражать личное восприятие мира и настроение в эмоциональном слове. Оценивать поступки человека по отношению к природе, осознавать личное отношение к малой родине, осуществляют действия по охране окружающего мира. Проявлять позитивное отношение к сохранению природы. Создать условия для ознакомления с царством грибов. Формировать представления о грибах как живых организмах. Развивать умения выделять группы съедобных и несъедобных грибов, навыки правильного поведения в природе.
  7. Грибная пора ОНЗ    
Семья (4 ч.)   8. Семья РУ     Выдвигать гипотезы и их обоснование. Осуществлять рефлексию способов и условий действий. Знакомиться по словарям личных имён и фамилий со значениямиимён и фамилий своей семьи (рода). Вносить необходимые дополнения и изменения в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата. Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром. Составлять вместе со старшими родственниками родословного древа семьи (на основе бесед с ними о поколениях в семье).
  9. О маме РУ      
  10. Любимые занятия   РУ       Ориентироваться в понятиях и терминах: правило, дружеские отношения, правила этикета. Работать с информацией: чем любят заниматься члены семьи в свободное время, хозяйственный труд в семье; участие членов своей семьи в истории и вклад в культуру родного края. Работать с текстом: составление и анализ. Самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера. Различать основные нравственно-этические понятия (сочувствие-равнодушие; трудолюбие - леность; послушание-непослушание).
  11. Воскресный день (урок – игра) УИ(Т)  
Труд людей (2 ч.)   12. Как из зерна получилась булка ОНЗ     Ориентироваться в понятиях и терминах: хлебобулочные изделия, профессия, сельскохозяйственная техника. Знакомиться с оценкой трудолюбия в культуре народов своего края как одного из важнейших общественно значимых качеств личности. Знакомиться с содержанием народной мудрости " Худ обед, когда хлеба нет", «Хлеб – главное богатство». Адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.
  13. Человек и домашние животные РУ       Различать предметы и выделять их признаки. Оценивать с опорой на личный опыт воздействие природы в определённое время года на настроение человека, его внутренний мир и состояние его здоровья. Знакомиться с оценкой трудолюбия в культуре народов своего края как одного из важнейших общественно значимых качеств личности.
Родная природа (3 ч.)   14. Октябрь уж наступил. Экскурсия УИ(Т)   Проводить наблюдения во время экскурсии по парку(времена года). Оценивать результаты своих наблюдений. Устанавливать связи особенностей жизнедеятельности растений и животных и времени года.
  15. Птицы и животные осенью РУ     Описывать внешний вид, характерные особенности представителей птиц. Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний(словари, энциклопедии, справочники) о растениях и животных своего региона и обсуждать полученные сведения. Оценивать с опорой на личный опыт воздействие природы в определённое время года на настроение человека, его внутренний мир и состояние его здоровья.
  16. Явления природы ОНЗ     Анализировать народные приметы, связанные с погодой, проверять их достоверность. Оценивать с опорой на личный опыт воздействие природы в определённое время года на настроение человека, его внутренний мир и состояние его здоровья.
Наша страна - Россия. Родной край (2 ч.)   17. Где ты живёшь?   РУ     Рассказывать по результатам экскурсии о достопримечательностях, святынях родного города. Проигрывать учебные ситуации по соблюдению правил уличного движения. Изображать путь от дома до школы с помощью условных обозначений. Анализировать ситуации во время экскурсии по своему району или городу (с точки зрения безопасного движения)
  18. Правила дорожного движения РУ     Изображать путь от дома до школы с помощью условных обозначений. Анализировать ситуации во время экскурсии по своему району или городу (с точки зрения безопасного движения)
Труд людей (2 ч.)   19. Ты и вещи РУ     Готовить рассказ о профессиях членов семьи занятиях людей в родном городе на основе бесед школьников с родителями, со старшими родственниками, местными жителями.
  20. Кто работает ночью РУ       Проводить групповые наблюдения за трудом людей во время экскурсии на одно из предприятий родного края. Оценивать яркие проявления профессионального мастерства и результаты труда.
Твое здоровье (4 ч.)   21. Твои помощники – органы чувств ОНЗ   Называть окружающие предметы и их признаки. Различать предметы и выделять их признаки. Сопоставлять признаки предметов и органов чувств, с помощью которых они узнаются., по оказанию первой помощи при несчастных случаях.
  22. Правила гигиены РУ     Моделировать в ходе практической работы ситуации по применению правил сохранения и укрепления здоровья. Оценивать личное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих, своё отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья
  23. О режиме дня Практическая работа «Составление режима дня» УИ(Т)   Обсуждать коллективно необходимость соблюдения здорового образа жизни. Участвовать в практической работе по составлению режима дня (сколько времени на что отведено).
  24. Урок в спортивном зале   РУ     Обсуждать коллективно необходимость соблюдения здорового образа жизни. Оценивать степень личной ответственности за сохранение своего здоровья, за здоровье и безопасность окружающих.
Родная природа (4 ч.)   25. Ноябрь – зиме родной брат. Экскурсия УИ(Т)   Наблюдать погоду самостоятельно и в группах и описывать её состояние. Проверять достоверность народных примет об осени Исследовать (на основе непосредственных наблюдений) связи жизнедеятельности растений, животных и времени года. Оценивать с опорой на личный опыт воздействие природы в определённое время года на настроение человека, его внутренний мир и состояние его здоровья.
  26. Дикие животные ОНЗ   Устанавливать связи особенностей жизнедеятельности растений и животных и времени года. Рассказывать о роли животных в природе и жизни людей (на примере своей местности). Называть примеры заботливого ухода за животными в доме, в живом уголке, в местном зоопарке,; примеры работы на пасеке.
  27. Звери – млекопитающие РУ       Группировать (классифицировать) объекты по признакам: домашние – дикие животные. Оценивать конкретные примеры поведения в природе.
  28. Что мы знаем о птицах РУ     Устанавливать связи особенностей жизнедеятельности растений и животных и времени года
Наша страна – Россия. Родной край (2 ч.)     29. Город – село УИ(Т)   Рассказывать о достопримечательностях, святынях родного города (села) Готовить рассказ о занятиях людей в родном городе(селе) на основе бесед с родителями, со старшими родственниками, местными жителями. Осмысливать значение понятий: малая родина, Родина, Отечество, Отчизна.
  30. Дом, в котором ты живёшь РУ     Анализировать иллюстративный материал, сопоставляя его со словесным описанием. Получить представления о разнообразии построек домов, их особенностях, характеризовать удобства, которые есть в квартире. Контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядно-образным материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками.
Труд людей (1 ч.)   31. Зачем люди трудятся. Экскурсия в библиотеку, музей УИ(Т)   Оценивать яркие проявления профессионального мастерства и результаты труда. Знакомиться с оценкой трудолюбия в культуре народов своего края как одного из важнейших общественно значимых качеств личности. Самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном уровне.
Родная природа (3 ч.)   32. В декабре, в декабре все деревья в серебре. Экскурсия УИ(Т)   Оценивать с порой на личный опыт воздействие природы в определённое время года на настроение человека, его внутренний мир и состояние его здоровья. Анализировать народные приметы, связанные с погодой, проверять их достоверность. Проверять достоверность народных примет о погоде Описывать сезонные изменения в природе. Оказывать взаимопомощь в сотрудничестве.
  33. С Новым годом! РУ     Оценивать личный вклад в подготовку и проведение праздника, свои впечатления от участия в нём. Планировать, контролировать и выполнять действие по заданному образцу, правилу. Знакомиться с историей праздника Новый год; осуществлять поиск и выделять необходимую информацию из рисунков, текстов. Договариваться о распределении ролей в совместной деятельности. Проявлять уважительное отношение к культуре других народов
  34. Какая бывает вода? ОНЗ   Знакомиться с естественнонаучными понятиями: «тело», «вещество», «состояние воды», «раствор»; определять свойства воды опытным путем. Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве. Демонстрировать готовность и способность обучающихся к саморазвитию. Наблюдать и проводить простейшие опыты по изучению свойств воды в природе. Описывать применение воды в хозяйстве человека.
Я и другие люди (2 ч.)   35. О дружбе   РУ     Знакомиться с правилами поведения в школе и обсуждать особенности взаимоотношений со взрослыми, сверстниками. Моделировать. оценивать различные ситуации поведения в школе и других общественных местах. Выбирать с позиции нравственных норм оптимальные формы поведения во взаимоотношениях с одноклассниками, друзьями, взрослыми.
  36. Идём в гости РУ    
Родная природа (3 ч.)   37. Январь – году начало, зиме – середина. Экскурсия в зимний лес УИ(Т)   Предвосхищать результат действия (экскурсии). Осуществлять рефлексию способов и условий действий; уточнять признаки зимы в живой и неживой природе в ходе экскурсии. Определять цели, функции участников, способы взаимодействия. Выражать свое позитивное отношение к живой и неживой природе в зимнее время. Выявлять признаки времен года на основе собственных наблюдений.
  38. Хвойные деревья РУ   Выделять особенности хвойных деревьев, находить отличия хвойных деревьев от лиственных; объяснять понятие «вечнозеленые деревья», знакомиться с хвойным деревом, которое сбрасывает на зиму листву (сибирская лиственница). Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером. Проявлять ценностное отношение к природному миру.
  39. Жизнь птиц зимой ОНЗ   Планировать совместно с учителем свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона. Знакомиться с птицами, обитающими в зимнем лесу, рассматривать особенности внешнего вида и определять голоса зимующих птиц, устанавливать зависимость способа питания птицы от строения клюва. Работать с текстом и иллюстрациями: находить нужную информацию. Обнаруживать сходство и различия птиц на основе наблюдений, чтения текстов, работы с иллюстрациями.
Наша страна – Россия. Родной край (5 ч.)   40. Наша страна – Россия ОНЗ     Уточнять названия нашей страны (Россия, Российская Федерация); рассматривать достопримечательности Москвы – столицы РФ, знакомиться с символами России (флаг, гимн, герб). Осознавать гуманистические и демократические ценности многонационального российского общества Работать с текстом и иллюстрациями: находить нужную информацию, выполнять самооценку на основе критериев успешности учебной деятельности
  41. Богата природа России ОНЗ     Знакомиться с разнообразием и богатствами природы России – леса, реки, горы; уметь ориентироваться по карте: называть значения символов (знаков); рассматривать представителей животного мира и места их обитания на территории нашей страны. Проявлять ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного поведения. Обмениваться сведениями, полученными из источников массовой информации о богатстве природы России. Уметь объяснить, чем богата и знаменита родная страна, почему гражданин любит свою Родину.
  42. Мы – россияне РУ   Осмысливать значение понятий: малая родина, Родина, Отечество, Отчизна. Знать, что Россия – многонациональная страна, уметь выделять особенности русского народа (язык, искусство, обычаи). Оценивать степень участия членов своей семьи в истории и вклад в культуру родного края. Осознавать гражданскую идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России.
  43. 23 февраля – День защитника Отечества РУ   Контролировать и оценивать процесс и результат деятельности; рассказывать, как можно встретить праздник «День защитника Отечества» в семье, как проявить внимание к родным и близким, которые служили в армии, участвовали в боевых действиях. Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером.
  44. Народная сказка и народные игрушки УИ(Т)   Знакомиться с особенностями построения народных сказок. Уметь объяснять понятие «прикладное искусство», составлять рассказы о народных промыслах народов России; сравнивать разные виды искусства. Проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.
Родная природа (5 ч.)   45. Февраль – месяц метелей и вьюг ОНЗ   Выявлять связь жизнедеятельности растений, растений, животных и времени года. Знакомиться с народными приметами февраля, с особенностями третьего месяца зимы, с изменениями, которые происходят в этот период, объяснять понятия: «метель», «вьюга», «пурга», «оттепель». Определять цели, функции участников, способы взаимодействия. Проявлять заботливое отношение к птицам.
  46. 8 Марта – праздник всех женщин УИ(Т)   Рассказывать, как можно встретить праздник «8 Марта» в семье, как проявить внимание к родным и близким. Проявлять активность во взаимодействии для решения собственной деятельности. Понимать чувства других людей и сопереживать им. Моделировать ситуации, в которых необходимы дружелюбные отношения, согласие, взаимная помощь.
  47. Звери – млекопитающие ОНЗ   Знать, что звери имеют волосяной покров, передвигаются и питаются в зависимости от условий жизни; распределять зверей на группы по способу питания. Классифицировать зверей: хищные, насекомоядные, растительноядные, всеядные. Проявлять готовность следовать нормам природоохранного поведения.
  48. Наш уголок природы. Животные уголка природы. Практическая работа «Уход за животными уголка природы» УИ(Т)   Знакомиться с правилами ухода за растениями уголка природы. Выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме. Осознанно строить сообщения в устной форме; знакомиться с животными уголка природы, объяснять, что уголок природы – место обитания многих животных и растений, но, несмотря на это, они остаются дикими животными и растениями. Знакомиться с правилами ухода за растениями уголка природы. Сознавать ответственность человека за общее благополучие.
  49. Растения уголка природы РУ    
Наша страна – Россия. Родной край (1ч.)   50. Мы – граждане России РУ     Знать и объяснять понятия: «права», «обязанности», почему человек должен выполнять свои обязанности. Адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. Осознавать гражданскую идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, проявлять чувства сопричастности и гордости за свою Родину. Знакомиться с основными правами и обязанностями граждан России, правами ребенка.
Родная природа (3 ч.)   51. Март – капельник. Экскурсия УИ(Т)   Выявлять признаки времен года на основе собственных наблюдений. Рассказывать об изменениях, происходящих в жизни природы ранней весной; характеризовать март, выполнять анализ народных примет, знакомиться с народным названием месяца – «капельник», объяснять причины проявления проталин, таяния снега.
  52. Правила поведения РУ   Аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности. Моделировать ситуации, в которых необходимы дружелюбные отношения, согласие, взаимная помощь. Планировать свои действия, осуществлять итоговый и пошаговый контроль; адекватно воспринимать оценку учителя, оценивать свои действия на уровне ретрооценки, вносить коррективы в действия.
  53. Птичьи разговоры РУ     Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; выделять общие и отличительные особенности птиц, устанавливать зависимости наступающего сезона и поведения птиц; знакомиться с многообразием птиц; знать и объяснять понятия «дикие», «домашние», «перелетные», «оседлые» птицы.
Твоё здоровье (3 ч.)   54. Если хочешь быть здоров, закаляйся!   РУ     Уметь называть основные правила здорового образа жизни. Осваивать правила здорового образа жизни. Уточнять, как нужно правильно питаться, знать понятия «здоровая пища», «вредные продукты», «полезные продукты», знакомиться с правилами питания; соблюдать культуру поведения за столом. Договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности. Проявлять готовность следовать нормам здоровьесберегающего поведения.
  55. Здоровая пища РУ    
  56. Какое бывает настроение РУ     Уточнять, от чего зависит настроение человека, рассматривать, каким бывает настроение, характеризовать виды настроения (радостное, веселое, грустное, печальное и т. д.). Проявлять активность во взаимодействии для решения собственной деятельности. Понимать чувства других людей и сопереживать. Моделировать ситуации, в которых необходимы дружелюбные отношения, согласие, взаимная помощь.
Родная природа (2 ч.)   57. Апрель – водолей Жизнь насекомых весной РУ   Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером. Рассматривать изменения в природе в середине весны, знать, что происходит на водоеме, есть ли в парке снег, появились ли весенние цветущие растения и трава. Рассматривать календарь появления насекомых (комаров, бабочек, пчел, муравьев) после зимнего покоя; знакомиться с разнообразием насекомых. Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером. Проявлять активность во взаимодействии для решения собственной деятельности.
  58. Итоговая контрольная работа УК  
Труд людей (3 ч.)   59. Весенние работы. Экскурсия. ОНЗ   Участвовать в экскурсии с целью выявления, каким трудом заняты люди весной. Знакомиться с весенними работами на полях, огородах, в садах, цветниках: уборка прошлогодней листвы, побелка деревьев, посадка овощей, разбивка цветников и подготовка рассады для посадки. Проявлять навыки сотрудничества в практической деятельности, умение не создавать конфликты и находить выход из спорных ситуаций.
  60. Кто работает на транспорте РУ     Классифицировать транспорт: воздушный, водный, наземный; транспорт грузовой, легковой, общественный, личный. Выделять сходства и различия разных видов транспорта; различать электрический транспорт от транспорта, работающего на топливе (бензине, керосине), грузовой от легкового. Проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач; строить понятные выказывания. Проявлять уважительное отношение к истории родного народа.
  61. День космонавтики ОНЗ, РУ   Знать понятия «спутник Земли», «космонавт», «полеты в космос», анализировать иллюстрации, сопоставлять их со словесным описанием в тексте, реконструировать первый полет человека в космос по картинкам. Договариваться о распределении ролей в совместной деятельности. Осознавать гражданскую принадлежность в форме осознания «Я», как гражданина России, проявлять чувство гордости за свой народ, историю.
Родная природа (5 ч.)   62. Май весну завершает, лето начинает РУ   Наблюдать за изменениями в природе, происходящими в конце весны – начале лета; уточнять состояние деревьев, время цветения разных растений (фруктовых деревьев, кустарников, трав), описывать изученные природные явления, называть существенные признаки; осуществлять поиск и выделение необходимой информации из текста, рисунков, таблиц. Планировать учебного сотрудничества – договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; управление коммуникацией – координировать и принимать различные позиции во взаимодействии. различать и называть явления природы (2-3) задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером. Раскрывать понятие «животное – живое существо». самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; уточнять и расширять представления о диких животных;
  63. Жизнь земноводных весной РУ  
  64. Животное – живое существо РУ  
  65. Природе нужны все! УИ(Т)  
    66. Скоро лето ОУ     Выявлять признаки времен года на основе собственных наблюдений. Беседовать о правилах дорожного движения, о правилах поведения на улице: как переходить улицу, как вести себя на остановке транспорта. Участвовать в игровых ситуациях- выполнять правила дорожного движения

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | Общие Положения. В соответствии с абзацем третьим пункта 1 статьи 35 Закона Республики Беларусь от 8 января 2014 года о государственном регулировании торговли и




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.