Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Чтобы хорошо разговаривать, человеку необходимо уметь хорошо слушать, обладать восприимчивостью.






Необходимые инструменты: Ватманы 4 шт.

Актуальность!

Как научиться грамотно выражать свои мысли?

Как научиться говорить интересно, увлекательно и с жаром?

Как завлечь собеседника разговором?

Как поддерживать разговор с человеком, с которым вы мало знакомы?

Вступление!

Думаю, многие согласятся с тем, что человек умеющий грамотно произнести речь производит самое выгодное впечатление. Он наиболее успешен и более легко добивается поставленных целей. Красиво поставленную речь хочется слушать и слушать бесконечно, а безграмотная речь вызывает желание закрыть уши и сбежать поскорее.

Многие люди, имеющие хороший интеллект и по своей сути интересные личности, тем не менее не умеют выражать словами свои мысли, чувства и эмоции. Но, хорошо поставленная речь не является природным даром, её можно и нужно тренировать. Даже если вы не собираетесь стать профессиональным оратором, вам эти навыки не помешают и в повседневной жизни.

Цель тренинга: Развитие коммуникативных навыков и исправление ошибок в общении у каждого участника.

Задачи:

§ отработать навыки общения

§ отработать умение найти аргументы в пользу своей позиции

§ развить умение находить подход к людям

§ подчеркнуть важность интонаций в процессе коммуникации.

§ развитие умения невербального средства общения.

§ обучить эффективным способам общения.

Требование к участникам:

§ Тренинг рассчитан на студентов.

§ Количество 10-16 человек.

План мастер-класса

1. Орг. Момент 2 минута

2. Вступительная беседа плюс знакомство – от 5 до 10 минут.

3. Разминка: немного теории. (3-5 минут)

4. Основная часть

 

 

Упражнение «Это мое имя» (8 минут)

По кругу каждый по очереди называет свое имя. Затем он сообщает о своем имени что-нибудь.

Например он может попытаться ответить на такие вопросы:

§ Знаю ли я, кто его для меня выбрал?

§ Знаю ли я, что означает мое имя?

§ Кто еще в семье носил это имя?

Упражнение «Семь богатырей» (10 минут)

Одна участница будет играть роль царевны. Кто хочет? Остальные поделитесь на команды по 3-4 участника.

Давайте, для того чтобы потренировать умение убеждать, вспомним и разыграем сказку А.С. Пушкина о мертвой царевне и семи богатырях. В частности, тот эпизод, где семь богатырей, у которых жила царевна, уговаривают ее выйти за одного из них замуж и остаться с ними навсегда. В нашей сказке будет то же самое, но богатыри, прошедшие ряд тренингов и владеющие даром убеждения, смогут лучше, чем сказочные, убедить царевну отказаться от королевича Елисея и остаться в их доме. Каждая мини-группа должна будет подготовить самые заманчивые предложения для того, чтобы уговорить царевну остаться у них, показать ей все преимущества такого конца сказки.

Вам дается 5 минут на подготовку, после чего один посланник от каждой группы выступает, обращаясь к царевне со своими аргументами.

ЕСЛИ участники устали, то можно провести активную игру!

Упражнение «А я счастлив» (5 минут).

В беседе играет роль настроение. Какие способы поднятия настроение есть, сейчас мы узнаем и за одно подвигаемся.

Мы сидим с вами в круге, нам нужно поставить еще один стул.

Начинает тот, у кого свободный стул справа. Он должен пересесть на свободный стул и сказать: «А я счастлив». Следующий, у кого справа оказался пустой стул, пересаживается и говорит: «А я тоже», третий участник говорит: «А я учусь у... (называет имя любого участника)». Тот, чье имя назвали, бежит на пустой стул и называет способ поднятия настроения, затем все по аналогии повторяется сначала. Повторять имена нельзя.

Упражнение «Интонация» (10 минут)

В общении не малую роль играет интонация. Одну и туже фразу, слово можно сказать по-разному.

Все участники разбиваются на пары, по три группы. 1 группа – говорит очень быстро, вторая обычно, а третья – очень медленно и размерено! Потом они меняются оп кругу!

Далее участники делятся впечатлениями – кому как удобнее было общаться! И в какой интонации вы сами лучше изъяснялись и как вы воспринимали информацию в какой интонации!

Упражнение «Передать одним словом» (10 минут)

Я раздам вам карточки, на которых написаны названия эмоций, а вы, не показывая их другим участникам, сначала изобразите ее, а затем скажете слово «Здравствуйте» с интонацией, соответствующей эмоции, написанной на вашей карточке. Остальные отгадывают, какую эмоцию пытался изобразить участник.

Теперь я перемешиваю карточки и еще раз вам раздам их.

Та же задача только теперь читаем короткий стишок «уронили мишку на пол».

Список эмоций.

§ Радость.

§ Удивление.

§ Сожаление.

§ Разочарование.

§ Подозрительность.

§ Грусть.

§ Веселье.

§ Холодное равнодушие.

§ Спокойствие.

§ Заинтересованность.

§ Уверенность.

§ Желание помочь.

§ Усталость.

§ Волнение.

§ Энтузиазм.

Оборудования: карточки размером с визитную карточку с напечатанными на них названиями эмоций.

Упражнение «Всеобщее внимание» (5 минут)

В реальной жизни, насколько часто в телефонном разговоре вы по интонации с первых слов понимаете, в каком настроении находится ваш собеседник?

Помимо общения словами, есть не вербальное общение. Невербальное общение – это все сигналы, символы, жесты, манеры, тембр, мимика то есть неречевая форма общения, взаимопонимания.

Всем участники игры выполняют одну и ту же простую задачу любыми средствами, не прибегая к физическим действиям и не разговаривая, нужно привлечь внимание окружающих. Задача усложняется тем, что одновременно ее выполняют все участники.

§ Кому удалось привлечь к себе внимание других и за счет, каких средств?

 

После второго часа начинается посильнее задания!

Все начинается с общения. Каким оно должно быть? Существуют определенные правила общения. В разные времена у разных народов они были разными. Но есть основные, общие для всех.

Вот древние заповеди общения:

§ доверяйте тому, с кем общаетесь,

§ уважайте того, с кем общаетесь,

§ общаясь с человеком, делайте это наилучшим образом.

Обращаясь к незнакомому человеку, важно, чтобы слова были доброжелательными, уместными, чтобы взгляд и улыбка, и весь облик располагали в вашу пользу. При разговоре нужно смотреть человеку в глаза, а взгляд должен быть доброжелательным и ясным.

Упражнение «Три закона общения» (15 минут) НЕРАЛЬНОЕ УПРАЖНЕНИЕ!

Группа делится на 2 равные части (земляне и инопланетяне). Земляне выходят за пределы аудитории. Даю оставшимся инопланетянам инструкцию: “На вашу планету прилетел корабль Землян. Их задача любым способом выяснить те правила, по которым вы общаетесь с гостями планеты.

Эти правила таковы:

Землянам мужского пола могут отвечать только особи женского пола вашей планеты, и на все вопросы только «да»

Землянам женского пола на все их вопросы отвечают только инопланетяне мужского пола, и всегда «нет»

Контакты между особями одного пола с разных планет невозможны (отказ демонстрируется невербально, без слов, но выразительно).

Заходят Земляни.

Для Землян инструкция: «Вы прилетаете на планету инопланетян, на которой действуют 3 закона общения. Вы можете, каким угодно способом вступать в контакт с Инопланетянами. Ваша задача – понять эти 3 закона. У вас есть для этого максимум 15 минут, но вы можете остановить игру, если будете готовы дать ответ раньше».

Рефлексия:

§ Как вы себя чувствуете?

§ Что сейчас происходило?

Вопросы к «землянам»:

§ Что помогло группе прийти к решению?

§ Что бы вы сделали по другому, если бы вам пришлось снова выполнять подобное упражнение?

§ Вопрос ко всем, какие выводы можно сделать из этой работы?

Упражнение «Моя проблема в общении» (10 минут)

Проблемы бывают видов:

РЕЧЕВЫЕ: Интонация, Тембр, Правильность выговаривания слов.

КОММУНИКАЦИОННЫЕ: Непонимание цели контактов, застенчивость, смущение перед определенными людьми.

Вы пишите на отдельных листах бумаги в краткой, лаконичной форме ответ на вопрос: «В чем заключается твоя основная проблема в общении?» Листки не подписываются. Листки сворачиваются и складываются в общую кучу. Затем каждый участник произвольно берет любой листок, читает его и пытается найти прием, с помощью которого он смог бы выйти из данной проблемы. Группа слушает его предложение и оценивает, правильно ли понята соответствующая проблема и действительно ли предлагаемый прием способствует ее разрешению.

Рефлексия: (5 минут)

§ Что вы чувствовали, выполняя упражнение?

Оборудование: бумага, ручки.

Упражнения «Умение слушать» (15 минут)

Участники группы сидят в кругу.

Инструкция: Сейчас мы совершим небольшую прогулку по берегу моря. Сядьте, пожалуйста, поудобнее и медленно закройте глаза. Обратите внимание на ваше дыхание, ощутите его: воздух проходит через нос, горло, попадает в грудь, наполняет ваши легкие. Ощутите, как с каждым вдохом в ваше тело попадает энергия и с каждым выдохом уходят ненужные заботы, переживания, напряжение... Обратите внимание на ваше тело, почувствуйте его – от ступней до макушки. Вы сидите на стуле (в кресле), слышите какие-то звуки, ощущаете дуновение ветерка на вашем лице. Может быть, вам захочется изменить позу сделайте это. А теперь представьте, что вы оказались у моря. Вы медленно идете по берегу. Осмотритесь внимательно вокруг: какие вас окружают цвета, звуки, запахи... Посмотрите на небо, на море. Обратите внимание на ваше состояние: какие эмоции, чувства у вас возникают, как они изменяются во время прогулки. Вы никуда не спешите и можете спокойно идти дальше. Возможно, вы захотите зайти в воду и искупаться или посидеть на берегу. Сделайте это...

А теперь настала пора вернуться в эту комнату, в наш круг. Сделайте это в удобном для вас темпе: можете сразу открыть глаза или посидеть еще с закрытыми.

Сейчас мы поделимся друг с другом своими впечатлениями. Для этого создадим группы по 3-4 человека. Постарайтесь, чтобы в одной группе с вами оказались в основном те, с кем вы еще не работали в малой группе.

(После того как группы сформировались.)

Сейчас каждый по очереди расскажет о своих впечатлениях, о тех образах, переживаниях, состояниях, которые у него возникали во время нашей «прогулки», а остальные будут внимательно слушать рассказчика, не задавая вопросов, не комментируя и не интерпретируя услышанное. Постарайтесь уловить те моменты, когда вы перестаете слушать. На каждый рассказ потратьте примерно 3-4 минуты.

После завершения этой работы предлагается вернуться в круг и поделиться впечатлениями – на этот раз о работе в малых группах.

§ В какие моменты вы переставали слушать?

§ Какие ошибки речи в процессе общения ваш собеседник делал?

§ Как вас и вы слушали!

 

Остаток времени (15 минут) посвятим или рефлексии или еще обсуждению конечных итогов!

 

Вот еще некоторые упражнения, которые помогут вам повысить качество речи:

1) Больше читайте различную литературу: газеты, журналы. Хороший вариант почитать нашу отечественную классику, которую нам задавали читать в школе. Читать нужно не торопясь, думать над каждым предложением. Это позволит вам научиться правильно выстраивать слова в предложения и увеличит ваш словарный запас.

2) Постарайтесь исключить из своей речи слова-паразиты: «ну», «в общем», «как бы», «ну это», «блин» и т. д. Старайтесь в разговоре не выражать сильных эмоций. Используйте простые фразы, не торопитесь.

3) Обязательно нужно следить за темпом речи. Монотонная речь вызывает безумное чувство скуки. Выдерживайте паузу и определенные моменты выделяйте эмоциями, но не сильными.

4) Употребляйте во время беседы различные метафоры, сравнения, поговорки. Это значительно оживит вашу речь. И конечно, юмор. Пошутить, в том числе и над собой, если это уместно в данной ситуации, нелишне.

5) Для того, чтобы тренировать свою речь, нужно иметь широкий круг общения. При его отсутствии подойдет радио и телевизор. Можно попробовать подражать своему любимому телеведущему: повторять его фразы, копировать интонации.

6) Есть еще одно забавное упражнение. Возьмите какой-нибудь домашний предмет, например, сковородку и попробуйте в течение 5 минут рассказывать о нем на красивом литературном языке. Поначалу этот процесс будет вызывать у вас явные затруднения, но с каждым разом будет все проще. Постепенно увеличивайте время тренировки и усложняйте тему. Эти тренировки помогут вам в скором времени научиться подбирать правильные слова и у вас получится в течение часа рассказывать об этой сковородке, ни разу не повторившись в фразах.

7) Упражнение «Смени позу» В процессе общения обращайте внимание на изменение позы собеседника и как бы отзеркаливайте ее! Это поможет вам в первую очередь, не зацикливаться о том, что вы не знаете о чем говорить и во вторых расположит к вам собеседника!

8)Тип восприятия! Мы узнаем как нам эффективнее общаться только тогда, когда сами узнаем – как мы воспроизводим и воспринимаем информацию!

9) Ровное дыхание!

Чтобы хорошо разговаривать, человеку необходимо уметь хорошо слушать, обладать восприимчивостью.

 


Скучная теория, но необходимая (исключительно для тренера или по интересам или желанию участников)

 

Русский язык, вне всяких сомнений, - это один из самых богатых и трудных языков нашего мира. Этот факт отмечают не только ученые-лингвисты, но и те люди, которые предпринимают попытку выучить русский язык. Совершенно особое умение, которое поможет человеку выделиться из основной серой массы, - это умение красиво, а самое главное, правильно говорить. Сегодня, дорогой читатель, мы поразмышляем с на тему того, как правильно и красиво выражаться по-русски.

Первое правило любого человека, который считает, что он говорит хорошо, - это чтение большого количества литературы. Причем, литературы художественной. Многие литераторы говорят, что художественная литература служит не только развлечением и пищей для ума, но и то, что она - это эталон и образ языка. В ней хранится священный дух русских слов, которые, кстати, имеют огромное влияние на нашу жизнь. Поэтому, если вы хотите научиться хорошо, красиво и правильно говорить, то нужно читать много художественной литературы.

Не стоит забывать и том, что чтение словарей поможет вам отточить умение употреблять нужные слова в нужном контексте и вы сможете научиться правильно говорить. Адекватность и своевременность употребления тех или иных слов и словосочетаний - это то, что создаст о вас впечатление интеллигентного человека, который очень хорошо разговаривает. Как приобрести такое умение? В данном случае мы можем с уверенностью сказать, что словари помогут вам в этом деле. Читать нужно не только современные словари общей направленности, так как такой подход к наращиванию своего словарного запаса можно считать достаточно узким. Рекомендуется читать словари разного содержания. От старых словарей до самых современных компьютерных словарей. Почитайте словари той сферы, где вы работаете. Вы удивите своих коллег и начальство умением правильно и четко объяснять любую тонкость вашего ремесла. Читайте сборники цитат, афоризмов и народных пословиц. Очень многое можно почерпнуть и оттуда.

Стоит уделить особое внимание тому, как вы говорите. Какие интонации вы используете? Какие слова употребляете? Чем ваша речь отличается от речи любого другого человека? Попробуйте ответить на эти вопросы, и мы уверенны, что вы откроете много нового. Человеку несвойственно следить за тем, что он хорошо умеет делать. Каждый человек думает, что он говорит нормально. Не беремся утверждать, что каждый из людей думает, что разговаривает действительно хорошо и правильно. Но, так как человек видит, что его понимают, то организм получает сигнал о том, что в сфере общения не возникает особых трудностей и проблем. Соответственно, организм не тратит лишнюю энергию на тренировку навыков разговора и не задумывается над тем, как правильно говорить слова. Однако, если мы попробуем последить за нашей речью, и если это будет, например, видеозапись, то убедимся в том, что лучше бы было молчать. Это самая обычная реакция, когда человек слышит свой голос в записи. Во-первых, он себя не узнает, а во-вторых, он попадает в ситуацию смущения и неловкости. Многим стыдно за звучание голоса или за то, что они пытаются передать в своем вербальном сообщении. Следите за своей речью Тренируйте дикцию. Не держите высокий темп в разговоре. Скорость общения определяется не количеством слов в минуту, а количеством информации, которую воспринял ваш собеседник. Говорите кратко, но ёмко.

Еще одна рекомендация, которая позволит развить навыки правильного разговора, состоит вот в чем. Пробуйте записывать свои мысли, те слова, которые хотите сказать. Пишите их верно, грамотно не только орфографически, но и стилистически. Отправляя свое сообщение другу в " контакте" или в " аське", оформите его правильно и понятно. Используйте заглавные буквы и знаки препинания. Немного потренировавшись в грамотном письме, вы научитесь правильно и красиво говорить.

Вы можете обладать многочисленными достижениями, о которых люди ничего не знают. Вы можете владеть прекрасным домом и богатым имуществом, которые никто не увидит. Но если вы превосходны в разговоре, все собеседники испытают влияние вашего очарования.

Известный мужчина из высшего общества, который помогал дебютанткам попасть в свет, всегда советовал своим протеже: «Говорите, говорите, говорите. Не важно, что именно – достаточно просто весело щебетать. Девушка, которую нужно развлекать, смущает мужчину и нагоняет на него скуку».

В этом совете есть здравое зерно. Чтобы научиться хорошо говорить, нужно говорить. Люди, которые не привыкли к обществу и чувствуют робость, совершают ошибку, когда ничего не говорят и только слушают других.

Общество всегда ищет людей, умеющих хорошо изъясняться. Все готовы пригласить миссис такую-то на званный обед или прием, поскольку она прекрасно говорит и развлекает своей речью. У этой женщины может быть много недостатков, но если она умеет говорить, гости будут наслаждаться ее обществом.

Большинство из нас плохие собеседники, потому что мы не возвышаем беседу до уровня подлинного искусства. Мы не берем на себя труд научиться, как хорошо говорить. Мы мало читаем и мало думаем. Английский язык у большинства из нас небрежен – потому что намного легче говорить, не думая, чем прилагать усилия, чтобы выражать себя с элегантностью, изяществом и силой.

Люди с неразвитой речью оправдывают себя тем, что «хорошими ораторами рождаются, а не становятся». Но с таким же успехом можно говорить, что люди рождаются хорошими адвокатами, врачами или торговцами. В реальности же, никто из этих людей не достиг бы ничего без упорной работы. Работа – цена всех достижений, которые обладают ценностью.

Многие люди продвинулись в жизни прежде всего из-за своего умения хорошо говорить. Способность заинтересовать людей, привлечь и удержать их внимание – это великая сила. С другой стороны, человек, который выражается путано, который не может изложить свое знание логичным, интересным и благопристойным языком, всегда будет в проигрыше.

Я знаю одного бизнесмена, который развил умение вести беседу до такой степени, что слушать его – большое наслаждение. Его язык красив. Он подбирает свои слова со вкусом и изысканной тонкостью. Слушатели не могут не ощутить очарование его дикции. Всю жизнь этот человек читал лучшую поэзию и прозу, а также относился к беседам как к тонкому искусству.

Возможно, вы думаете, что бедны и не имеете шансов в жизни. В силу обстоятельств, другие люди могут полагаться на вас, таким образом лишая вас возможности отправиться в школу или колледж, изучать музыку или искусство, как вы того хотите. Вы можете оставаться привязаны к неприятному окружению, мучаясь от неудовлетворенных амбиций. Тем не менее, в ваших силах – стать интересным собеседником. Каждая изреченная вами фраза может стать школой самовыражения. Хорошие книги и ваши собеседники с правильной речью могут стать вашими учителями.

Лишь немногие люди уделяют достаточно внимания манере самовыражения. Они пользуются первыми же словами, которые приходят им на ум. Они не составляют предложения таким образом, чтобы наделить их красотой, понятностью силой. Слова слетают с уст этих людей без всякого порядка.

Лишь изредка мы встречаем по-настоящему искусного в беседе человека, и это – настоящее наслаждение. В такие моменты мы думаем, почему бы и нам не сделать искусством простое общение между людьми.

Качество общения стоит на первом месте. Мы все знаем людей, которые используют тщательно подобранные слова и фразы для того, чтобы плавно изложить свои мысли. Они производят на нас впечатление чудесным потоком своей беседы, но это все, на что они способны. Их мысли не трогают нас и не побуждают к действию. После разговора с ними мы не чувствуем решимости сделать что-то полезное в мире или измениться к лучшему.

Мы также знаем других людей, которые мало говорят, но чьи слова настолько полны содержания и стимулирующей силы мозга, что мы чувствуем себя во много раз больше под влиянием силы, которой они делятся с нами.

В древности, искусство беседы имело более высокие стандарты, чем в наше время. Этот упадок объясняется полной революцией в условиях жизни современной цивилизации. Раньше, у людей почти не было других способов передачи своих мыслей, кроме речи. Почти во всех случаях, знания передавались при помощи изреченного слова. Не существовало крупных ежедневных газет, журналов или иных периодических изданий.

Великие открытия огромных богатств полезных ископаемых, новый мир, доступный благодаря изобретениям и открытиям, а также побудительные амбиции изменили положение вещей. Наше столетие мчится со скоростью молнии. В наше напряженное время, когда все одержимы маниакальным стремлением заполучить деньги и выгодные места, у нас больше нет времени чтобы остановиться, поразмыслить и развить нашу способность вести беседу. В наше время, когда за несколько центов можно купить газету или журнал с информацией, на сбор которой были потрачены тысячи долларов, люди сидят, отгородившись от собеседников газетой или журналом. Мы уже не чувствуем настоятельной потребности беседовать друг с другом.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.