Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Группа потребительских свойств качества товаров






«НАЗНАЧЕНИЕ»: краткая характеристика, критерии выбора

Назначение – способность товаров удовлетворять физиоло­гические и социальные потребности.

Назначение относится к одному из определяющих свойств качества товаров. Если товар не удовлетворяет потребителя по назначению, остальные свойства утрачивают для него привлекательность. Например, если одежда и обувь недостаточно защищают организм человека от неблагоприятных внешних воздействий, их надежность, эстетические и другие свойства для большинства потребителей не имеют существен­ного значения.

В зависимости от удовлетворяемых потребностей свойства назначения подразделяют на подгруппы:

Свойства функционального назначения (функциональные свой­ства) отражают способность товаров выполнять их основные функции и удовлетворять основные потребности.

Свойства этой подгруппы чаще всего удовлетворяют физио­логические, эргономические и органолептические потребности (пищевые продукты, одежно-обувные товары) или вы­полняют вспомогательные функции (посуда, средства ухода за одеждой, обувью). Например, для всех продуктов питания оп­ределяющими свойствами функционального назначения явля­ются энергетическая и биологическая ценность. Каждое из указанных свойств может быть охарактеризовано соответствующими показателями: энергетическая ценность вы­ражается в ккал (Дж), а биологическая и физиологическая цен­ности оцениваются по количеству незаменимых аминокислот, жирных кислот, витаминов и минеральных веществ.

В то же время существует достаточно многочисленная груп­па непродовольственных товаров, функциональные свойства которых обусловливают удовлетворение разнообразных потреб­ностей: социальных (например, ювелирные изделия, антиквар­ные предметы, музыкальные товары) или развлекательных (аудио- или видеотовары), рекреационных (медицинские, спор­тивные товары), интеллектуальных (книги, учебные программы и т. п.), а также обеспечение функционального назначения пу­тем совместимости и взаимозаменяемости отдельных товаров или их составных элементов.

Функциональное назначение непродовольственных товаров характеризуются следующими свойствами:

Ø выполнение основной функции, характеризующей степень удовлетворения наиболее значимой потребности (напри­мер, создание и поддержание необходимой температуры в хо­лодильнике, кипячение воды в чайнике) при использовании по назначению;

Ø совершенство вспомогательных операций, определяемое особенностями функционирования изделия на разных этапах технологического цикла товародвижения;

Ø универсальность применения, определяющая диапазон ус­ловий и способов эксплуатации (потребления) товаров по на­значению (например, утюги с увлажнением, холодильники с автоматическим оттаиванием «снеговой шубы» с испарителей, моющие пылесосы).

При определении функциональных свойств необходимо ус­тановить основное назначение товара и условия использования по назначению, обеспечивающие наиболее полное удовлетво­рение потребностей.

Свойства социального назначения – способность товаров удовлетворять индивидуальные или общественные социальные потребности.

Показателями социального назначения зачастую выступают внешний вид товаров, состав и содержание отдельных компо­нентов (например, драгоценных металлов, камней, ароматиче­ских веществ).

Свойства социального назначения могут характеризоваться показателями престижности, социальной адресности и мораль­ного старения.

Ø Престижность качества измеряется ус­ловно и определяется социологическим методом путем опроса приоритета и степени значимости показателей качества товаров для определенных групп потребителей.

Ø Социальная адресность может быть измерена не только качественно, но для отдельных товаров опосредованно и количественно (например, одежда и обувь для детей определяет­ся размером, конструктивными особенностями, цветом; для всех детских товаров, включая и питание для детей, устанавливается повышенный уровень показателей безопасности).

Ø Моральное старение – снижение степени удовле­творенности потребителей в товаре вследствие изменения и (или) появления новых потребностей. Причинами изменения потребностей могут быть повышение качества жизни: матери­ального, социального и (или) культурного ее уровня; совершен­ствование производства под воздействием достижений научно-технического прогресса; изменение моды, стиля жизни; формирование новых потребностей (вкусов, взглядов) с помо­щью рекламы, пропаганды и других маркетинговых методов. Моральное старение не связано с физическим износом товаров.

Свойства классификационного назначения – способность некоторых свойств и показателей выступать в качестве классификационных признаков.

Классификационными признаками могут служить многие показатели или свойства (то есть химический состав, отдельные ве­щества, функциональные свойства). Например, содержание жи­ра является классификационным признаком для жиросодержащих пищевых продуктов: творог бывает нежирный и жирный; молоко – 1, 5%, 2, 5%, 3, 2%, 6, 0%-ной жирности; рыба – особо жирная, жирная, среднежирная и тощая. Разные модели автомобилей могут быть классифицированы по мощности двигателя, расходу топлива, грузоподъемности, функциональному назначению (грузовые, легковые).

М. А. Николаева «Теоретические основы товароведения», 2006. стр. 125 – 158

Содержание






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.