Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Диалектика как теория и методология познания. Принципы, категории и законы диалектики






В древнегр общ-ве под диалектикой понимали ведение учен беседы, иск-вл спора, в ходе кот путем разл столкн-ний рожд-ся истина. Так поним диал-ку элеаты, софисты, Сократ и др. Так понимали ее и в Среднев. В этом знач диал-ка предст собой теорию аргумент-ции, в словарях объясн-ся как иск-во аргум-ции, наука логики. В др. знач диал-ка – учение о связи и развит, о противореч и ед-ве противоп-тей. Оно также имеет свои корни в античности. Это учение Гераклита о текучести. Это был стихийно диалект взгляд на мир, ее принято назыв стихийн диал-кой (перв истор форма). Наиб круп вклад внесли представ нем класс ф-фии, прежде всего Гегель. Г. Разраб диал-ку как универс теорию и всеобщий метод познания. Противлпост диалект метафиз. В его сист весь матер и духов мир представл в виде процесса – в беспрерыв движ, изменен, развит в рез-те борьбы противоп-тей. В основе этого процесса положено духов начало – абсолют идея. Т.о. это была идеалист диал-ка (вторая истор ф). В марксист ф-фии диалект Гегеля получ материалист инетерпр. Она основывалась на признан диалект объект мира, отраж кот явл субъект диалект – диалект-кое мышление (3 истор ф).

Диале-ка – это и теория, и метод. Как теория, концеп она обоснов динамич концеп мира, представляя его как процесс, где все явлен нах-ся во взаимосвязи и взаимообусл-ти, измен и развит. Как метод она ориентир чел-ка в его познават деят-ти, в кот использ диалект принципы. Основными (исходн) принципами явл-ся: 1) принц всеобщей связи: связь, возник в рез-те воздейств предм др на др и вызывающ взаимн изменен назыв-ся взаимодействием. Общ-во и природа, теория и практика, субъект и объект познан не просто взаимосв, они взаимод-т, это вызыв изменен кажд из сторон. Любое измен есть не что иное, как движение. 2) принцип развития: главн вним диалект концеп удел развитию, кот поним-ся как необратимое, направл-е, качествен изменение сист-мы. Развитие – слож процесс, оно м.б. и прямолин и зигзагообраз, ускор и замедлен, но в отличие от др разновидн движ это самодвиж, его источ нах-ся в самом объекте, этот источ – противореч в самом объекте. 3) принцип противореч: противореч - источ самодвиж, противоречие движет миром (Гегель); закон единства и борьбы противоп заним центр место в материалист диалектике. Выступая в методолог ф-ции, диал-ка формулир ряд принципов, кот рассм-ся как принципы диалект логики: 1) принцип всесторонности: если предм нах-свя в разнообобраз связях с др, то и рассма его надо с разных сторон, во всех его связях и отношениях. 2) принцип историзма: нельзя понять объект, не принимая во внимания его изменения, истор подход помогает выявить закономерности и сделать прогнозы. 3) принцип противоречия: познание раздваив объект на противоп стороны (внутр и внеш, кач-во и кол-во, единич и общее), устан связь м/д ними, т.о. движ от явлен к сущн самого объекта раскрыв противореч в сущн, являющ источ его саморазвития.

 

Главные законы: 1) превращение количест-вакачество (такая взаимозависимость хар-к материальн системы, при кот количественные изменения на опред этапе приводят к качественным, а новое кач-во порождает новые возм-сти и интервалы количеств измерений) 2) взаимное проникновение полярных противоположностей и превращени их друг в друга, когда они доведены до крайности (единство иборьб противоположностей) диалектич протиречие есть взаимод-е противоп, взаимоискл сторон и тенденций предметов и явлений, кот наход во внутр единстве и взаимопроникновении, выступая источником самодвижения и развития. 3) развитие путем проти-воречия, или отрицание отрицания. спиральная форма развития Осуществление диалектич синтеза. Осущ преемственность во внутр форме, в структуре, к-рая имелась до второго отрицания. Исходная ступень 1. На ступени 2 1 структура разруш как препятствующ развитию системы, созд новая структ с новыми возм-стями. Развиваясь все быстрее система вскоре обнаруж необх-сть в еще более быстром развитии. И в рез-те возвращ к уже преодоленной 1 ступени, но с подведением под нее измененного содерж-я. На 3 ступени происх типа возврат к 1 ступени, к ее структуре, но уровень развития на 3 ступени значит выше, чем он был на исходной ст. Категории. _ Единичное _ характеризует отдельный предмет, явление, процесс отличающийся по своим пространственным, временным и другим св-вам от иных, том числе подобных ему, предметов, явлений, процессов. _ Общее _ - объективн существующее сх-во характеристик единичных предме-тов, их однотипность в нек-ры отношениях, принадлеж-ность к одной и той же группе явлений или единой систем связей. _ Сущность _ - внутренняя, глубинная, скрытая, относительно устойчива сторона того или иного предмета, явления, процесса, определ. его природу совокупность черт и др. хар-ки. _ Явление _ - внешние, наблюдаемые, обычно боле подвижные, из-менчивые хар-ки того или иногопредмета. _ Содержание _совокупность различных элементов и их взаимодействий, определяющих основно тип, ха-рактер того или иного предмета, явления, процесса. _ Форма _ - принци упорядоченности, способ существования того или иного содержания Причина-следствие (simple). _ Качество _ - целостная, инте-гральная хар-к предмета (единство его св-в) в систе-ме его связей и отношений с другим предметами. _ Кол-во _ - хар-ка явлений, предметов, процессов по степени развити или интенсивности присущих им св-в, выражаемая в величинах и числах. _ Мера _диалектич. единство кач-ва и кол-ва или такой интервал кол-ных измерений, пределах к-рого сохраняется качественная определенность предмета. _ Скачок _переход количе-ственных измерений в качественные или переходизодног качественного состояния в другое (в рез-те превышения меры). Категори системного исследова-ния: _ система _ - упорядоченное мн-вовзаимосвя-занны эл-тов, обладающее структурой и организацией; эл-т _ - неразложимый дале компонент сложных предметов, явлений, процессов; _ структура _ - отно-сительн устойчивый способ (закон) связи эл-тов того или иного сложного целого


 

11. Наука как знание, деятельность, социальный институт. Роль и значение науки в культуре.

Воооще наука – это вся сфера человеч деят-сти, ф-цией кот явл выработка и теоретич систематизация объективн знаний о действ-ти, стойная, строго упоряд система знаний о действ-ти. Признаки науки: объективность, рац-ть, нацеленность на воспр-е законом-стей объекта, системность знаний, проверяемость. Формы научного познания:

1) Парадигма - теория (или модель постановки проблем) применяется в качестве образца решения исследуемой задачи

2) Проблема - преграда, трудность объективно возникающий в ходе познания вопрос, решение которого представляет существенный практический или теоретический интерес

3) Гипотеза - допущение или предположение, истинное значение которого неопределенно

4) Теория - в широком смысле - комплекс взглядов, идей, представлений, направленных на истолкование и объяснение каких-либо явлений; в более узком и специальном смысле - высшая форма организации научного знания.

Наука является основной формой человеческого познания. Говоря о современной науке в её взаимодействиями с различными сферами жизни человека и общества, можно выделить три группы выполняемых её социальных функций:

1) культурно-мировоззренческие,

2)наука как непосредственная производительная сила,

3)как социальная сила (используется при решении различных проблем, возникающих в ходе общественного развития), связанной с тем, что научные знания и методы ныне всё шире используются при решении самых различных проблем, возникающих в ходе общественного развития

В современную эпоху наука выступает также в качестве социальной силы.

Сл., многообразие наук об обществе:

1) Этнография изучает быт и культуру народов земного шара, их происхождение, расселение и культурно-исторические связи.

2) Юридическая наука рассматривает сущность и историю гос-ва и права

3) Языкознание изучает язык, его культуру, законы функционирования и развития.

4) Педагогика имеет своим предметом вопросы воспитания, образования и обучения подрастающих поколений в соответствии с целями и задачами общества.

5) Литературоведение изучает художественную литературу, специфику литературного творчества, общественное значение художественной литературы.

6) Экономика изучает экономические отношения людей, законы, управляющие производством, распределением и обменом материальных благ.

Для научного знания характерно наличие 2 уровней: эмпирический и теоретический. Для эмпирического знания характерна фактофиксирующая деятельность. Теоретическое знание - это сущностное знание, осуществляемое на уровне абстракций высоких порядков. Теория - это обобщение практики, опыта или наблюдений. Наблюдение и эксперимент - важнейшие методы исследования в научном знании. Эмпирический и теоретический уровни связаны, предполагают друг друга, хотя исторически, эмпирическое предшествовало теоретическому. В процессе научного познания применяется мысленный эксперимент, когда ученый в уме оперирует образами и понятиями, мысленно создает нужные условия. Теория - это высшая, обоснованная, логически непротиворечивая система научного знания, дающая целостный взгляд на существенные свойства, закономерности, и. т. д. Теория - развивающаяся система верных, проверенных практикой научных знаний. Сердцевину научной теории составляют входящие в нее законы. Многообразию форм современного теоретического знания соответствует и многообразие типов теорий, а также многообразие их классификаций.

Научное знание, как и другие виды, необходимо для того, чтобы направлять и регулировать практику. Но сущ-ют особенности, отличающие науку от других форм познавательной деятельности:

_ В науке, в отличие от искусства, особенности жизнедеятельности личности, создающей знания, ее оценочные суждения не входят непосредственно в состав порождаемого знания, т.е. наука ориентирована на предметное и объективное исследование действительности

_Воздействие на науку социокультурных факторов (при изменении типа культуры при переходе от одной формации к другой меняются стандарты изложения научного знания, стили мышления и т.д..

_Научное познание в целом обусловлено не только непосредственными запросами сегодняшней практики, но и потребностью об-ва в прогнозировании будущих способов и форм практического освоения мира.

Как и всякая деятельностьть, научное познание регулируется идеалами и нормами, которые выражают ценностные и целевые установки науки. Это:

доказательность и обоснование знания

объяснение и описание

построение и организация знания

Современную науку можно определить как сферу исследовательской деятельности, направленную на производство новых знаний о природе, обществе и мышлении, включающую в себя все условия и моменты этого производства: ученых с их знаниями и способностями, квалификацией и опытом, с разделением и кооперацией научного труда; научные учреждения, экспериментальное и лабораторное оборудование; методы научно-исследовательской работы; понятийный и категориальный аппарат, систему научной информации, а также всю сумму наличных знаний, выступающих в качестве предпосылки, или средства, или результата научных исследований. Эти результаты могут выступать как одна из форм общественного сознания.


 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.