Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Социальное конструирование гендера






Всех исследователей проблем пола можно условно разделить на два больших класса, в зависимости от теоретических и методологических установок, которых они придерживаются. Несколько упрощая, можно выделить:

1. социоцентристскую парадигму

2. биологоцентристскую парадигму.

Первая утверждает, что половая идентификация индивида (а с ней и весь комплекс религиозных, философских, эстетических, психологических, политических моментов) определяется обществом. В доказательство приводятся многочисленные факты «мужского сознания» у женщин или «женского» у мужчин, а также возможности современного общества (благодаря НТР) по изменению биологического пола человека.

Вторая парадигма указывает, что сама необходимость, в конце концов, все-таки менять биологический пол в случае транссексуальной ориентации, доказывает, что биология является определяющим фактором в половой идентификации.

Расхождения же между этими подходами начинаются в вопросе о том, что определяет сами значения «мужского» и «женского»? Задаются ли модели «мужского» и «женского» поведения обществом или они определяются биологически?

Гендерные установки отражают в известном смысле «стратегию» системы пол - гендер и указывают, кем мы должны быть: женщиной или мужчиной, девочкой или мальчиком. Рождаясь, люди женского и мужского пола с самого детства сразу попадают в сложившуюся систему отношений, где женщинам отведена пассивная роль, а мужчинам активная. При этом значимость активного («мужского») всегда выше пассивного («женского») в соответствии с иерархией отношений.

Гендер, который часто называют социальным полом, в отличие от био­логического пола, рассматривается как одно из базовых измерений социаль­ной структуры общества наряду с классовой принадлежностью, возрастом и другими характеристиками, организующими социальную систему.

Гендер - это социальный статус, который определяет индивидуальные возможности образования, профессиональной деятельности, доступа к власти, сексуально­сти, семейной роли и репродуктивного поведения. Социальные статусы действуют в рамках культурного пространства данного сообщества. Это означа­ет, что тендеру как статусу соответствует тендерная культура.

Итак, гендер - социальное отношение; не биологический пол; а представление (репрезентация) каждой индивидуальности в терминах специфических социальных отношений.

Драматургический интеракционизм И. Гофмана: гендерный дисплей. Гендер не исчерпывается понятием роли или совокупности ролей, предписанных обществом по признаку пола. И. Гоффман ввел в понятие гендерного дисплея, т.е. множества проявлений культурных составляющих пола.

Гендерный дисплей - множественные размытые, зачастую неза­мечаемые культурные коды, проявляющиеся в социальном взаимодействии.

В теории социального конструирования гендер в рамках этого подхода рассматривается как результат социального взаимодействия и одновременно как его источник.

Гендер проявляет себя как базовое отношение социального порядка. Чтобы осмыслить процесс строительства этого социального порядка в конкретной ситуации межличностного взаимодействия, И.Гофман вводит понятие гендерного дисплея. В коммуникации лицом к лицу обмен разного типа информацией сопровождаются фоновым процессом «созидания гендера» — doing gender. По утверждению И. Гофмана, гендерный дисплей является основным механизмом создания гендера на уровне межличностного взаимодействия лицом к лицу.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.