Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Анализ гендера в социологии (структурный функционализм и теория половых ролей, теория конфликта, гендер как стратификационная категория)






Социология внесла большой вклад в анализ гендера.

Э. Дюркгейм считал, что «мужчина является продуктом общества», тогда как женщина «в значи­тельно большей степени продукт природы». Э. Дюркгейм помогает объяснить природу тенде­ра исходя из того, что гендерные различия главным образом основываются на биологических различиях между мужчиной и женщиной. Подобный взгляд не означает, что гендерные различия являются, прежде всего, врожденными.

Структурный функционализм. Т. Парсонс и Р.Бейлс: теория половых ролей. Т.Парсонс провел четкое различие между соци­альным и культурным пластами. Производство и социальные отношения выполняют в обще­стве мужскую функцию: они дестабилизируют, разрушают стереотипы, движут общество вперед. Культура, по мнению Т. Парсонса, выполняет женскую функцию, обеспечивая трансляцию, наследование, стабильность, консервацию об­щественных отношений.

Он же, анализируя культурные процессы, вывел поня­тие генерализованной ценности — господствующих идейных представлений. В современном обществе западного типа это свобода, демократия, личность.

Развивая теорию о социальной системе, ее структуре и функциях, Т. Парсонс и Р. Бейлс предложили идею о пози­тивной функции дифференциации половых ролей. Согласно их точке зрения, таким путем осуществляются социализа­ция детей и регулирование сексуальных связей. Они счита­ют, что в современной семье супруги должны выполнять две различные роли.

Инструментальная роль состоит в поддержании связи между семьей и внешним миром — это, главным образом, работа и обеспечение семьи деньгами – эту роль выполняют мужчины;

Экспрессивная роль предполагает в первую очередь регулирование взаимоотно­шений внутри семьи, например заботу о детях и улажива­ние споров – эту роль выполняют женщины. Т. Парсонс и Р. Бейлс считают, что способность жены к деторождению и уходу за детьми определяют ее экс­прессивную роль.

Теория половых ролей оказала большое влияние на развитие гендерологии, но затем стала подвергаться критике.

Д.Мердок объяснил половое разделение труда с точки зрения практичности и удобства, когда тот или иной пол лучше подходит для выполнения конкретных задач.

Н. Белл и Э. Фогель отметили, что семья находится на пересечении подсистем и ее можно рассматривать в контек­сте всех четырех переменных Т. Парсонса (адаптация, целеполагание, интеграция, сохранение образца). Эти функции семья выполняет как целое.

- экономическую подсистему (функция адаптации) семья обеспечивает трудовыми ресур­сами,

- политическую (функция целеполагания) семья облага­ет доверием в обмен на политическое руководство и льготы, такие, как социальные пособия;

- семья участвует в жиз­ни общества и соответственно интегрирует своих членов;

- семья играет центральную роль в воспроизводстве ценностей;

Внутри семьи домашний труд возлагают на мать (женщину), главой семьи признается мужчина, т.о. роли мужчины и женщины различны.

Теория конфликта. Р.Коллинз. Одним из представителей теории конфликта является Р. Коллинз.

Первоначальная основа господства мужчин над женщинами состояла в том, что мужчины, будучи физически сильнее женщин, могли насильно подчинять их своей воле. Чтобы узаконить доступ мужчин женщинам и упрочить свое господство над ними, мужчины получили право на «сексуальную собственность».

Как считает Р.Коллинз, существует своего рода «сексуальный рынок», в котором мужчины и женщины торгуются между собой, стремясь выбрать для себя подходящего сексуального партнера.

Основная идея Р. Коллинза состоит в том, что мера зависимости женщины от мужчины определяется двумя факторами:

1) материальной зависимостью

2) ценностью женщины как собственности, подлежащей обмену.

Гендер как стратификационная категория. Теория тендера как стратификационной категории бази­руется на классических теориях социального неравенства и социальной стратификации, прежде всего М.Вебера и П.А. Сорокина.

Анализ гендера как стратификационной категории предпринял Э. Гидденс, который отме­тил, что классовый фактор не является единственным в оп­ределении социальных различий, влияющих на поведение мужчин и женщин.

В этой теории гендер выступает как сеть, как структура и как процесс. Гендер есть иерархизирующий фактор со­циальных отношений. Помимо гендера такими категория­ми выступают класс, раса, возраст.

Наряду с традиционными факторами расслоения общества можно обо­значить сочетания типа гендер-класс, гендер-статус, гендер-раса, гендер-этнос и т. д.

Центральное место отводится кате­гории власти. Именно через категорию власти и доминирова­ния определяются гендерные роли. Поэтому исследование гендера как стратификационной категории это анализ власти и доминирования, ут­вержденных в обществе через гендерные отношения.

2. Современные гендерные теории: теория социального конструирования гендера, гендер как культурная метафора, теории гендерной системы

Теория социального конструирования гендера. В противо­вес утверждению, что иерархия между мужчинами и жен­щинами биологически обоснована, возникает теория «социального конструирования гендера».

Существуют три источ­ника и три составляющих данной теории.

1) Кон­цепция П. Бергера и Т. Лукмана, которые утверждают, что социальная реальность является объективной и субъективной одновременно. С одной стороны, она объективна, потому что независима от индивида, с другой — субъективна, потому что постоянно изменяется индивидом.

2) Теория половых ролей Т. Парсонса и Р. Бейлса

3) Теория драматургического интеракционизма И. Гофмана и этнометодология Г. Гарфинкеля

По мнению И.Гофмана, гендерные отношения возникают в результате социального взаимодей­ствия. Утверждается, что гендер — это достигаемый статус, а не заданный от рождения, и он конструируется социально-культурными, психологическими и другими средствами.

Г. Гарфинкель утверждал, что существует биологический пол и пол социальный, который формируется в процессе социаль­ного взаимодействия (изучение ситуации с пациенткой по имени Агнесс, когда изменение пола создает проблему с созданием собственного гендера).

Итак, гендер понимается как организованная модель со­циальных отношений между мужчинами и женщинами, кон­струируемая основными институтами общества. Этот подход основан на двух постулатах:

1) Гендер конструируется посредством социализации, разделения труда, системой гендерных ролей, семьей, сред­ствами массовой информации.

2) Гендер строится и самими индивидами — на уровне их
сознания (т. е. гендерной идентификации), принятия задан­ных обществом норм и подстраивания под них (в одежде, внешности, манере поведения и т. д.).

Гендер как культурная метафора. Конструирование категории гендера как аналитического инструмента открыло новые аналитические возможности для исследования общества и культуры. Оппозиция мужского и женского утрачивает биологические черты, а акцент перено­сится с критики в адрес мужчин на раскрытие внутренних механизмов формирования культуры. Пол становится культурной метафорой. Метафора пола выполняет роль куль­турно-формирующего фактора. Таким образом, гендерная асимметрия является одним из основных факторов формиро­вания культуры.

Теории гендерной системы. Теория гендерной системы впервые была предсталена в работе Г.Рубин «Торговля женщинами». В ней Рубин изучала сим­волическое значение факта обмена женщин между мужчи­нами в так называемых примитивных обществах. В результа­те она сделала вывод, что обмен женщинами между племе­нами воспроизводит мужскую власть и в результате женщи­ны оцениваются как биологические существа и относятся ис­ключительно к семейной сфере.

Г. Рубин рассматривает гендерную систему как набор соглашений. По ее мнению, гендерная система, которая конструирует два пола как раз­личные, неравные и даже взаимодополняющие, является фак­тически системой власти и доминирования, цель которой — концентрация материального и символического капитала в руках мужчин.

Р. Коннелл в работе «Гендер и власть» исследует гендерную систему современного капиталистического общества. Он развивает идеи о гендерной системе и вводит понятие «гендерный порядок», который, по его мнению, закрепляется в исторически заданных образцах властных отношений между мужчинами и женщинами. Когда речь идет об обществе в це­лом, Коннелл предлагает использовать термин «гендерный порядок», когда же речь заходит об отдельных социальных институтах, таких, как школа, семья, подростковое сообще­ство и др., то с его точки зрения уместнее использовать по­нятие «гендерный режим».

Гендерная система, по Коннеллу, имеет сложную ком­позицию, она не является жестко заданной. Гендерный по­рядок представлен как иерархически организованная жизнь. Гендерные отношения основаны на неравенстве полов. Р. Кон­нелл выделяет следующие элементы композиции системы:

Структура профессиональных и трудовых отношений.

Структура властных отношений.

Структура эмоциональных отношений,

Структура символических репрезентаций






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.