Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Православные традиции о социальном статусе женщин






Христианские догматы стали руководством для наставления в повседневной жизни христиан как католического, так и православного вероиспове­даний.

Строгие законы, регламентирующие семейно-брачное пове­дение, подчиняющее его церковным канонам и бытовым запре­там, существовали у русских.

Одной из главных особенностей будничного поведения муж­чин и женщин в русской деревне было их обособление. Обособ­ление мужчин и женщин в крестьянской среде сохраняло арха­ическую семантику этого явления: представления о сакральной причастности полов к светлому и темному времени, его рожде­нию и смерти, детству и старости, к внутреннему и внешнему пространству, «низу» и «верху».

Обычно в семьях обособлялись невесты, роженицы, старые, больные женщины: им выделялись особые места в доме, чет­ко регламентировалось пространственно-временное передви­жение; вменялось носить особую одежду, есть «специальную» пищу и придерживаться определенных норм поведения. Осо­бенно строго это соблюдалось по отношению к роженице: ей. например, запрещалось есть вместе с другими членами семьи. По прошествии определенного времени после родов женщина подвергалась очистительным ритуальным процедурам.

Развитие семьи в России неразрывно связано с Православием. Христи­анская система ценностей, с одной стороны, и христианское понимание брака — е другой составили ту основу, на которой строились представления об идеальной женщине и счастли­вых семейных отношениях. Вместе с тем, евангельские идеалы укоренялись в массовом сознании, проходя сквозь народную культуру, обладавшую своеобразием и долгой приверженнос­тью языческим началам.

В результате сложилось непростое сочетание некоторых пропущенных через народную культуру евангельских духовно-нравственных установок с особыми представлениями о семей­ных правах и обязанностях. Выделим несколько наиболее важ­ных, на наш взгляд, положений.

Одно из них связано с евангельской добродетелью терпе­ния и смирения. На русской почве добродетели долготерпения и смирения приобрели особые черты, прежде всего, в характере женщины. При этом терпение и смирение воспринимались как однонаправленные, ориентированные на подчинение всякой «власти», будь то государственная или семейная в лице мужа — главы семьи.

Безропотное подчинение всякой «власти», в данном случае мужу; добровольно принимаемое на себя незаслуженное стра­дание — физическое или моральное; готовность «пострадать» — все это воспринималось как единственно верный и правильный способ жизни женщины, а в ряде случаев и как кратчайший путь к спасению и святости.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.