Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Научные и социальные предпосылки категориального обоснования гендера






Термин «гендер» (gender) происходит от английского слова «род». Гендер представляет собой синтез биологических, социальных и индивидуальных особенностей мужчины и женщины. Следует различать термины гендер (англ. gender) – социокультурный пол; и собственно пол, (англ. sex) – биологический пол индивида, который подтверждается анатомическими особенностями организма.

Научные предпосылки категориального обоснования гендера. Научное обоснование категории гендер происходило в западной, прежде всего американской науке на стыке таких наук как социология, культурная антропология (этнография), философия, история, филология, лингвистика, культурология и было тесно сопряжено с трансформациями постиндустриального общества.

Ннаучными и философскими предпосылками возникновения гендерологии и феминологии послужили:

1) Вторая волна феминизма (1950-1970-гг.) отразившаяся в работы С. де Бовуар, Б. Фридан, Д. Батлер и др. способствовавшая формированию т.н. «женских исследований» (women`s studies);

2) Основные положения марксизма, обосновавшего социальную природу равенства полов (А. Бебель, К.А. Сен-Симон, Ш. Фурье, Ф. Энгельс), неомарксизма, в частности Франкфуртской школы (Г. Маркузе);

3) Феноменология, экзистенциализм, сфокусировавший идею исследования на телесном опыте, смысле, значении, понимавший философию как «разъяснение человеческого опыта», экзистенции. ( А. Камю, М. Мерло-Понти, Э. Сартр и М. Хайдеггер);

4) Постмодернизм, внесший в феминистские тексты ключевой термин «онто-лого-тео-телео-фоно-фалло-центризм», обозначающий иерархический, «мужской», способ организации общества, знания, воспитания, семьи, культуры, языка (Ж. Деррида), поставивший рефлексию человеческой сексуальности на новый уровень (М. Фуко).

Социальные предпосылки категориального обоснования гендера:

  • В сфере производственных отношений происходит по­степенное и все ускоряющееся нивелирование традиционной системы гендерного разделения труда. Ведущей, динамической силой этого процесса являются женщины, которые быстро осваивают мужские профессии, в политической сфере заметно меняются гендерные отношения власти: женщины получают возможность влиять на политику или непосредственно принимать участие в ней;
  • Эволюционируют семейно-брачные отношения. Стираются традиционные роли мужчины и женщины в семье. Возникает про­блема совмещения социальных ролей, проблемы формирова­ния идентичности детей и взрослых;
  • Изменения в структуре гендерных ролей преломляются в нивелировании (стирании различий) социокультурных стереотипов маскулинности и фемининности;
  • Характерной чертой современного общества является все более активная деятельность женщин в социальной, экономической, политической и других областях — происходит феминизация современного общества

В 60-70 гг. ХХ века под влиянием женских движений в США и Западной Европе появились женские и гендерные исследования. Исследователи отмечают, что в истории их становления и развития выделяют следующие этапы:

Первый этап характеризуется тем, что в темы научных изысканий механически включались данные о женщинах. Этот подход – «просто добавить женщину» - не решал основных задач, т.к. ни одна из традиционных научных дисциплин не могла всесторонне осветить особенности социально-психологического статуса женщины в семье и обществе. Второй этап. С начала 1980-х гг. начался процесс интеграции женских исследований в высшее образование США. В университетах началось широкое обсуждение статуса женщин и предубеждений (гендерных предрассудков), сформировавшихся в социуме и находящих отражение в литературе и образовании. Исследования явно требовали междисциплинарного подхода и одновременно претендовали на статус самостоятельной дисциплины. С середины 80-х гг. ХХ века наметился третий этап в развитии женских исследований за рубежом. Он был связан с настоятельной необходимостью включить в учебные университетские программы опыт меньшинств и при этом учитывать индивидуальные различия студентов. Чернонокожие женщины также потребовали включения в концепцию женственности расовых и классовых различий. Оформляется концепция множественной идентичности женщин. Четвёртый этап начался с 1990 г. Внимание исследователей обратилось к международным проблемам женщин. В 1980-х-1990-х гг. женские и гендерные исследования активно проводятся в Европе. Изучаются такие темы, как гендерная идентичность и репрезентации; семья, право и меняющиеся дискурсы гендера; сексуальность; насилие в отношении женщин и др. В 1996 г. при Гендерном институте Лондонской школы экономики организована Международная сеть гендерных исследований. Гендерные исследования проводятся в Восточной Европе и России, где гендерология и феминология получают статус университетской науки.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.