Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сон разума рождает чудовищ






Поговорим о такой проблеме, как алкоголизм и наркомания. У нас все время ведется борьба с этим злом. Но как ведется? Все время пугают и запрещают! Дорогой читатель, мы категорически запрещаем вам смотреть на последнее слово в этой статье. Куда угодно смотрите, но не на него! Потянуло нарушить запрет? Природа человека такова, что чем больше ему запрещают, тем больше именно это ему хочется делать. Возможно, мы сможем понять проблему алкоголизма и наркомании, только в том случае, если будем представлять, какую пользу приносят алкоголь и наркотики.

Хотим предложить вам взгляд на проблему зависимости от психоактивных веществ члена-корреспондента РАЕН, психотерапевта и нарколога М.Е. Литвака. Его подход очень помогает нам в практической работе. В психологическом плане человек стремится к счастью. В эмоциональном плане состояние счастья сопровождается положительными эмоциями. У нас всего две положительные эмоции: интереса и радости. Эмоция интереса сопровождает человека в процессе творческого труда. Эмоция радости возникает в двух случаях: в творческом труде и любви. Вот почему мы всегда друг другу желаем успеха в работе и счастья в личной жизни. В биохимическом плане состояние интереса сопровождается выбросом в кровь эндорфинов — веществ, по своему химическому строению и психологическому и физиологическому действию напоминающих действие морфия, т.е. наркотика. Вот почему, когда человеку интересно, он не болеет, умеренно ест и не хочет пить. Всем известно, что наркоманы не употребляют спиртных напитков. Когда же возникает эмоция радости, в кровь выбрасывается алкоголь. В этот момент человек немного глупеет, перестает работать. В присутствии алкоголя быстрее всего идут восстановительные процессы. Если жизнь человека неинтересна и безрадостна, он рано или поздно или заболеет, или начнет принимать алкоголь или наркотики, а заболеет уже потом. Алкоголика, не употребляющего спиртное, можно отличить по психологическим признакам. К ним относится чрезмерная угодливость, готовность выполнить любой каприз, преданность, не знающая границ. Поскольку алкоголики ведут себя, как дети, к ним невольно привязываются, а потом, когда они начинают «шкодить», уже не могут их бросить. Кроме того, когда они трезвы, кажется, что лучше человека нет!

Если человек выпивает систематически, один раз в неделю и чаще, следует заподозрить его в зависимости от алкоголя (по крайней мере, в психологической зависимости), т. е. в том, что он не может обойтись без приема спиртного. Подозрительно, если за один алкогольный эксцесс человек выпивает больше пол-литра водки и не пьянеет. Пьющий редко просто не в состоянии столько выпить и остаться трезвым. Способность напиться до наркотических стадий, т.е. до бесчувственности, до «положения риз», тоже один из признаков алкоголизма. Человек, пьющий редко, не в состоянии так напиться, даже если употребит очень много спиртного. Сработает защита — рвотный рефлекс, который у алкоголика утрачен.

Как воспитать алкоголика? Делается это очень просто. Во-первых, желательно, чтобы родители сами изрядно выпивали, при этом сажали ребенка за стол и в его стакан наливали сок. Он участвует во всех алкогольных разговорах, осваивает ритуал застолья, просит, чтобы ему тоже налили вина. Но родители не делают это, а произносят одну фразу: «Тебе еще рано пить!» Именно эта фраза оказывает решающее влияние на процесс формирования у человека психологии алкоголика.

Напрасно многие родители говорят, что дети непослушны. Дети очень послушны, но родители не всегда понимают, какую инструкцию они дают своему ребенку. Прислушайтесь к фразе: «Тебе еще рано пить!» Истинное ее содержание следующее: «Придет время, и ты должен будешь пить!» И ребенок экспериментирует. Попробовал выпить в 10 лет. Его побили! Значит, еще рано. В 12 лет. Опять побили! Но потом, наконец, приходит время...

Приведем в пример случай с одним нашим пациентом. К нам поступил молодой мужчина с симптомами затяжной депрессии. В ходе беседы он рассказал, что с самого детства в его семье было принято каждую неделю «отмечать» пятницу и субботу. Родители с друзьями ходили друг к другу в гости, пили и веселились. Дети, видя «разгуляй» взрослых, всячески старались соответствовать всеобщему приподнятому настрою, придумывали номера, пели, танцевали, развлекали себя и старших (кстати, дети веселятся без всякой внешней химической стимуляции, им своих «гормонов счастья» хватает; то же касается и взрослых, живущих полноценной творческой жизнью). Тогда же наш пациент, будучи маленьким мальчиком, впервые попробовал пиво: пока никто не видел, он отпивал по маленькому глоточку из всех стаканов. Когда дети стали подростками, то уже по сложившейся семейной традиции практически каждую неделю собирались вместе и «отмечали» выходные. Потом лет в восемнадцать наш герой, как это часто бывает, попал в такую компанию, где впервые попробовал наркотики. Новое увлечение оказалось для него «интереснее» старого, а потому с алкоголем было «завязано». Пару лет прошли в почти непрерывном наркотическом опьянении, что, естественно, не могло не принести своих плодов: нервы стали как будто оголены, появились навязчивости, тики, ночные кошмары, суицидальные мысли и нервные срывы стали совершенно обыкновенным делом. Испугавшись собственного состояния, молодой человек прекратил употреблять наркотики. Было состояние полной безысходности, от которого опять потянуло на выпивку.

Мы начали психотерапию, в ходе которой познакомили пациента с нашим взглядом на причины алкоголизма и наркомании. У пациента с детства была нереализованная мечта — петь и выступать на сцене. В ходе нашей с ним работы он возобновил, прерванные когда-то занятия музыкой, позже стал участником музыкальной группы. Неожиданно у него открылся и поэтический талант. Теперь он исполняет песни собственного сочинения. Параллельно он поступил на заочное отделение в один из вузов. Начал регулярно заниматься спортом. Творческий труд, т.е. труд в удовольствие, интересная учеба и физическая активность вернули нашему пациенту ощущение счастья, зависимость отступила без всяких «кодировок». Останавливаться на этом пути нашему герою нельзя. Да он и не хочет.

А пьют и колются люди несчастные. Они постоянно напряжены, и им регулярно надо «расслабляться». Когда ты делаешь то, что тебе интересно, становишься в этом деле профессионалом и твой рост не останавливается ни на минуту, — ты счастлив. Идите этим путем! А первый шаг помогут сделать врачи и психологи. Будьте здоровы!

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.