Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






В общем если хочешь счастья своему ребенку, стань счастливым сам, а он тебя скопирует!






 

 

«ВОСПИТАННАЯ БЕСПОМОЩНОСТЬ»

В цирке или зоопарке взрослых больших слонов и маленьких слонят привязывают одинаковыми цепями к небольшому столбику, который вкопан в землю. Слоненок, который все время брыкается и пытается разорвать цепь, еще не потерял воли к свободе и веры в то, что он добьется успеха. А взрослые слоны, у которых сил хоть отбавляй, даже и не пробуют освободиться. Взрослый слон давно забыл, что значит бороться за свободу. Давным-давно, когда он был маленьким, он понял, что, несмотря на все свои усилия, навсегда останется в клетке. И поэтому сейчас, превратившись в мощного и взрослого слона, который сильнее десяти человек, он верит, что всего лишь пленник — и даже не пытается бороться.

Последователи академика Павлова поставили удивительный эксперимент на собаках. Ученые поместили в клетки трех одинаковых собак. Первую собаку мучили электрическим током, и она ничего не могла с этим поделать. Вторую собаку тоже били электричеством, но в ее клетке была кнопка, нажав на которую можно было остановить пытку. С третьей собакой (контрольной) не делали ничего.

Как и следовало ожидать, когда ток был подан, первая и вторая собака забегали по своим клеткам. Вторая собака довольно быстро нашла кнопку и отключила электричество. Первая собака долго пыталась выбраться из клетки, но в итоге сдалась, легла на пол и жалобно заскулила. Третья собака в это время зевала и почесывалась.

Дальше всех трех собак переместили в другие клетки. Новые клетки имели стенки всего в полметра, и собаки могли без труда из них выпрыгнуть. Разместив в клетках подопытных, ученые снова включили электричество.

Третья собака, которую не мучили вообще, сразу же выпрыгнула из клетки. Вторая собака, которая отключала электричество лапой, пометалась по клетке в поисках кнопки и, не найдя ее, тоже выпрыгнула. Первая собака… легла на пол клетки и начала жалобно скулить.

Состояние первой собаки зоопсихологи назвали «воспитанная беспомощность». Собака поняла, что мир жесток и ей его не изменить. Поэтому собака и не пыталась выпрыгнуть из клетки — она знала, что это у нее не получится — остановить жгущее электричество невозможно.

А возможно ли появление воспитанной беспомощности у людей? Еще как! И как вы догадываетесь, корень этой проблемы — в детстве.

На семинарах по воспитанию детей я показываю такую сценку: (ставлю перед собой портфель). Вот представьте — это мой маленький сын. Ему год. Он только научился ходить. Если он побежит мне навстречу, то может упасть? Может (роняю портфель на бок). Но ведь роста он маленького, и большой беды с ним не случилось. Может он сам подняться? Конечно, может. Покряхтит и встанет. Но сейчас он лежит на полу, хнычет, а вы на меня смотрите. Что я могу почувствовать? Например, неловкость, стыд («Что люди скажут: я стою, а мой ребенок валяется на полу?!»). И я, чтобы не испытывать неловкость, хватаю сына в охапку и от греха подальше (чтобы шишки не набивал) сажаю себе на шею (ставлю портфель себе «на загривок»). И хожу так с ним, пока сыну не исполнится 18 лет. Хожу, уже сгибаясь под тяжестью этого детины. Как вы думаете, ему там хорошо? В общем-то, да. Я закидываю ему наверх вкусную еду, модную одежду, дорогой сотовый телефон, компьютер, вывожу на курорты… А как вы думаете, ноги у него сильные или слабые? Конечно слабые. Ведь не он идет по жизни, а я его тащу. Кто из нас первый должен помереть, по природе, — я или мой ребенок? Конечно, я. И произойдет это, скорее всего, преждевременно и скоропостижно, ведь я уже надорвался, неся эту ношу. А когда это произойдет, то сможет этот мужик ростом 1 м 80 см и весом 90 кг на слабых ножках идти сам? Нет, он будет падать и набивать совсем другие шишки, а может и шею себе свернет. Тогда мне желательно как-то его пристроить — например, женить, т.е. пересадить на «женщину-лошадь» с развитой шеей.

Такой стиль воспитания детей М.Е. Литвак назвал воспитанием в стиле «Избавителя», когда детей избавляют от повседневных трудностей, ребенок становится кумиром семьи, в семье все лучшее — ему. Ребенок не несет никакой ответственности за свое поведение, его только хвалят и во всем потакают его желаниям. Одновременно, он совершенно беспомощен в мире за пределами родительской семьи. Итак, воспитание в стиле «Избавителя» — первый фактор формирования «воспитанной беспомощности».

Представьте другой вариант воспитания. На ребенка орут, бьют, лишают в наказание еды и свободы (запирают в темную «комнату-карцер»). Относятся, как к собаке в опытах. Дай бог, током не бьют… Мало того, что наказание чрезмерно, не адекватно проступку, оно вообще может быть с ним не связано — маму или папу обидел начальник, свекровь, теща, а зло срывают на малыше. Ребенок никак не может угодить родителям — «нажать на ту кнопку», которая остановит «удары током» и сделает папу с мамой любящими и адекватными. Остается одно — забиться в угол и «скулить»…

Такое воспитание называется воспитание в стиле «Преследователя». Оно, как вы поняли, тоже формирует состояние «воспитанной беспомощности».

И наконец, самое изуверское воспитание, с точки зрения Литвака, — «Смешанный стиль» — сочетание стилей «Избавителя» и «Преследователя». С одной стороны, ребенку ничего не разрешают делать самому: «не бери бокал — разобьешь, не бегай — упадешь, не лезь в воду — утонешь, один не гуляй — украдут, с девочками не водись — от них ничего хорошего». С другой стороны, заставляют делать то, что надо самим родителям, но не всегда ребенку: «учись на отлично, ходи в музыкальную школу, поступай на юриста. Какой тебе футбол?! Какой тебе кулинарный техникум?! Мы лучше знаем, что тебе надо!». Это воспитание в стиле повышенной моральной ответственности: «не подведи маму, школу, страну, земной шар, Вселенную…». Такие дети вырастают тревожно-мнительными, всё время боятся совершить ошибку («не подведи маму!») и постоянно спрашивают совета. Короче, «воспитанная беспомощность».

Состояние противоположное «воспитанной беспомощности» называется «поисковой активностью». Помните историю про двух лягушек, которые упали в кувшин с молоком? Одна сдалась и утонула (воспитанная беспомощность), а вторая проявила активность и лапками сбила из молока масло. Мораль — никогда не сдавайся, ищи выход, борись до последнего, и под ногами появится твердая почва.

Про воспитанную беспомощность и ее преодоление хорошо написал психофизиолог Вадим Ротенберг в книге «Образ Я» и поведение». Автор полагает, что если человек избавлен от самостоятельного решения проблем или эти проблемы для него легко преодолимы — он детренируется, расслабляется. Так расслабляются в некоторых классах ребята-отличники, т.к. все силы педагоги тратят на борьбу с двоечниками, а отличникам часто натягивают их пятерки, чтобы у школы была медаль. Двоечники и троечники получают психологический тренинг, выкручиваясь из конфликтов с учителями и директором школы, и зачастую по жизни становятся начальниками. Угадайте, кого они потом гнобят? Правильно: медалистов и краснодипломников, которые приходят к ним в подчинение.

Но точно так же вызывают чувство беспомощности и постоянные поражения, преследующие человека с раннего детства, постоянные потоки проклятий, которые обрушивают самооценку ребенка и превращают его в «гадкого утенка». Залог счастливой жизни — это сочетание трудностей, которые ребенок преодолевает сам и веры родителей в его силы, которая становится верой ребенка в себя.

Если вернуться к примеру с моим упавшим годовалым сыном, то ему следовало бы сказать: «Сынок вставай, ты сможешь!» И дать ему возможность подняться самому, в крайнем случае, помочь, если он сам протянет ручку. А затем позволить бегать и самому набивать шишки.

Как сказал У. Черчилль: «Успех — это умение двигаться от неудачи к неудаче, не теряя энтузиазма». Этот энтузиазм как раз и называется поисковой активностью — активностью, направленной на поиск решения проблемы, даже при отсутствии стопроцентной гарантии на успех. У активной лягушки из притчи не было никакой предварительной гарантии выжить, но она все равно двигала лапками. Поисковая активность как процесс, даже не зависимо от результата, повышает сопротивляемость организма и к болезням — «всё, что нас не убивает, — делает нас сильнее» (Ф. Ницше). При этом важно помнить, что поисковая активность, так же как отказ от поиска (воспитанная беспомощность), имеет тенденцию охватывать все сферы жизни. Например, успехи в творчестве, интересной учебе (сейчас с удовольствием изучаю логику по Н. Епифанцевой и Т. Лихачевой), достижения в фитнесе распространяются на успешное решение трудных житейских ситуаций и конфликтов. Как пишет В. Ротенберг: «Неважно, что именно поддерживает " огонь в очаге", т.е. поисковую активность; важно только, чтобы он не угасал». И, конечно, основа поисковой активности — вера в себя и свои силы, способная преодолеть любые препятствия. Т.е. не капитулировать перед трудностями может только человек со стабильной самооценкой («я хороший, несмотря ни на что»), о чем подробно пишет психолог Борис Литвак.

Как врач-психотерапевт не могу не сказать еще об одном интересном явлении: если человек не умеет преодолевать реальные трудности и вызовы жизни, если он терпит поражения в карьере и личной жизни, то вся его активность направлена на создание самому себе препятствий, которые он сам же и преодолевает. Ищет выходы из тупиков, в которые сам себя загоняет. Эта псевдоактивность позволяет человеку не решать реальные глобальные проблемы своей жизни. Жена алкоголика вместо того, чтобы проявить полезную активность: повысить свою профессиональную квалификацию, заняться интересным делом и прогнать алкоголика — «героически» ищет его по гаражам, а потом «героически» ищет деньги на его лечение. Ревнивцы (люди психологически зависимые и неуверенные в себе) вместо того, чтобы найти себе хорошего психотерапевта, а еще лучше хорошую интересную работу — дни и ночи напролет ищут доказательства неверности второй половины. Ипохондрики круглосуточно и непрерывно ищут у себя болезни. Женщина с фобиями (навязчивыми страхами) занята поиском безопасных маршрутов передвижения, чтобы не дай бог не оказаться в замкнутом пространстве или не встретиться с пауком или мышкой, но продолжает жить в одной квартире с мужем-садистом, который над ней издевается и от которого она даже не помышляет уйти. Девочка с нервной анорексией, вместо того, чтобы добиться успеха в учебе и стать высококлассными профессионалом, добивается успеха в доведении себя до дистрофии, «героически» борясь с родителями и врачами. Ну, в чем-то же надо чувствовать себя победителем! Хоть в этом! Вся эта «героическая» псевдоактивность отвлекает от главного — страха поменять свою жизнь и идти вперед — «через тернии к звездам». Как писал врач и психолог Виктор Франкл, прошедший концлагерь, «человек остается слабовольным до тех пор, пока он хочет оставаться слабовольным». Нельзя оправдывать свою беспомощность и пассивность неправильным воспитанием, как это делают многие невротики. На моем холодильнике висит жизненный девиз предпринимателя и путешественника Ричарда Брэнсона: «К черту всё! Берись и делай!» Чего желаю и вам.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.