Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Образование тюркского каганата. (551–603 гг.) Этноним «тюрк».






Этноним " тюрк" впервые появляется в китайских источниках и относится к 542 году. Китайцы считали тюрков потомками хуннов. Этнонимом «тюрк» первонач. наз-ли предст. знати или военной аристократии, а затем господствующие племена.

Одной из мощных держав на территории Центральной Азии в VI-VII веках был Тюркский каганат, который возник в 551 году, когда вождь тюрков Бумын принял титул кагана. В период своего расцвета оно занимало обширную территорию от Корейского полуострова на востоке до Крымского полуострова на западе, от верховьев Енисея на севере до верховьев Амударьи на юге. Прародиной тюрков является Алтай. С 535 годе их предводитель Бумын начал процесс объединения племен Алтая в единое государство. В 546 году на он разгромил войско племени теле в количестве 50 тысяч кибиток. В 551 году Бумын выступил против аваров (жуань-жуаней) и нанес им сокрушительное поражение. На развалинах аварского государства тюрки создали свою империю — Тюркский каганат. Это было первое государство на тер­ритории Казахстана. Основателя Тюркского каганата Бумына (551–552) сменил Кара-каган (552–553), затем стал править Муган-каган (553–572), позднее — Таспар-ка­ган (572–581). Господствующим в Центральной Азии государство стало при кагане Мугане. Оно входило в систему отношений с такими крупнейшими государствами того времени, как Иран и Византия. Китай был данником каганата. Происходило это так: сначала Мукан-каган покорил киданей в Маньчжурии, кыргызов на Енисее, подчинил себе северокитайское государство и устремился в Среднюю Азию, где на территории от Восточного Туркестана до Каспийского моря находились владения эфталитов. В 561–563 годах Муган-каган заключил союз с Ираном против эфталитов. В 564 году войско шаха Ирана Хосрова Ануширвана отняло важный стратегичес­кий район эфталитов — Тохаристан. В 565 году в битве у Нефеса тюрки одержали победу, и Согд был присоединен к каганату. Основные силы эфталитов были разби­ты тюрками в 567 году под Бухарой. После завоевания Азии тюрки стали хозяевами Великого Шелкового пути.

Тюрки и племена согдийцев, находившиеся под их властью, были заинтересованы в прямых торговых связях с Византией. Этому препятствовал Иран. В связи с этим в 568 году Истеми каган направил тюркское посольство во главе с согдийским купцом Маниахом в столицу Византии Константинополь. В переговорах с импе­ратором Юстинианом II было заключено торговое соглашение и военный договор против Ирана. В результате Византийско-тюркского союза — Иран обязался выпла­чивать тюркам дань в размере 40 тысяч золотых динаров ежегодно и не препятствовать торговле.

В 575 году Иран и Византия объединяются против Тюркского каганата. В ответ на это в 576 году конница тюрков разгромила вассалов Византии — Киммерийский Босфор, и совершила победоносные походы в Крым и на Западный Кавказ. В итоге этих завоеваний каганат стал контролировать все важные участки Великого Шел­кового пути, что обеспечило тюркской знати огромные прибыли от караванной торговли.

Древние тюрки создали своеобразный очаг цивилизации. В нем появились качественно новые формы бытия, новые коммуникативные средства — оседлость и урба­низация части части населения, строительство городов, религиозные искания привели к приобщению к мировым религиям, таким как буддизм, христианство и поз­же ислам. Все это не могло не отразиться на социальной и политической организации общества. Вершиной достигнутого явилась собственная письменность, про­шедшая путь от каменных стел до рукописей на бумаге. Основным признаком идентификации и источником политического единства тюркских кочевников Евразии было династийное и структурное наследие Тюркской империи и ассоциируемые с нею традиции. В древнетюрских письменных источниках изложена парадигма влас­ти в каганате — Бодун — Эль — Терю, «народ — государство — закон». Родоплеменная организация и военно-административная организация взаимодополняли друг друга. Каган — хан возглавлял государство: выступал в роли вождя, был верховным судьей, верховным жрецом, выполнял функции военного руководителя, подчиняв­шего другие племена и страны и принуждавшего их платить дань и подати. Хан опирался на племенную аристократию — беков. Беки были аристократией по крови и по праву происхождения из того рода, особый статус которого считался неоспоримым, освещенным традицией. Элитой аристократии по крови в Тюркском каганате был род Ашина. Из этого привилегированного сословия, куда входили другие знатные роды, иерархия которых была общеизвестна и общепризнана, формировалась высшая имперская аристократия — советники, высшие военные командиры, военно-административные руководители. Верховным божеством тюрков было Небо — Тенгри-хан. Они поклонялись божеству Земли- Воды — Жер-Су, женскому божеству плодородия — Умай.

Однако могущество тюркской державы пошатнулось вследствие междоусобиц. При правлении каганов Истеми и Тюрксафны происходит ослабление Тюркского ка­ганата. Основные причины ослабления: усиление междоусобных войн, обострение социальных противоречий, наступление Китая на границы каганата, войны с со­седними странами. В 603 году Тюркский каганат распался на две части: западную и восточную. Территория Казахстана вошла в западную часть Тюркского каганата.

 

Возникновение Западно-Тюркского каганата (603–704 гг.)

В 603 году западная часть Тюркского каганата обособляется в самостоятельное государство. Этнополитическим ядром каганата стали «десять племен», занимав­ших земли усуней от гор Каратау до Джунгарии, а также оседлоземледельческие оазисы Восточного Туркестана и Средней Азии. Таким образом, основным районом расселения было Семиречье. Пять племен к востоку от реки Чу назывались дулу, а к западу от нее — пять племен — нушиби. Наиболее крупные племена каганата: усу­ни и канглы (Семиречье, район Сырдарьи), тюргеши (Балхаш, Заилийский Алатау), карлуки (Восточный Казахстан), чигили (побережье Иссык-куля), ягма (Восточный Туркестан). В исторических источниках Западно-Тюркский каганат назывался «Он ок будун» — «Страна десяти стрел». Каганат был государством с развитой городс­кой и земледельческой культурой, процветающей торговлей по Великому Шелковому пути. В VI-VII веках в долинах рек Талас, Чу, Или возникли десятки городов и ук­репленных крепостей, которые не уступали по размерам городам средневековой средней Азии, состоявшим из цитадели, шахристана, рабада. Только в Чуйской до­лине существовало около 18 таких городов и большое количество мелких поселений. Среди них столица и зимняя ставка кагана — город Суяб (близ современного го­рода Токмак). Летняя резиденция — Мынбулак (близ города Туркестана).

10. Тюргешский каганат. (704-756 гг.)

Тюргеши — многочисленное тюркоязычное племя, входившее в племенной союз дулу Западно-Тюркского каганата, населяли междуречье Чу и Или, контролировали большую часть караванных путей Семиречья. По сведению арабского историка аль-Идриси, этноним «тюргеш», в переводу означает «истинный тюрок». В 699 году вождь тюргешей Уч-елиг устранил ставленника китайского императора в Западно-Тюркском каганате и установил свою власть. В 704 году тюргеши полностью захва­тили власть в Семиречье. Уч-елиг-каган (704–706) основал Тюргешский каганат. Главная ставка находилась в городе Суябе, а затем была перенесена в Тараз. Вто­рая ставка — город Кунгут на реке Или. Уч-елиг каган разделил страну на 20 уделов (тутуков) по 7 тысяч воинов в каждом. Тюргеши делились на две группировки:

Ø Желтые тюргеши (сары-тюргеши) — селились на берегу реки Чу, ставка — город Суяб;

Ø Черные тюргеши (кара-тюргеши) — расселялись по берегам реки Талас, ставка — город Тараз. Вся политическая история Тюргешского каганата полна междо­усобной войны между двумя группировками.

К 700-м годам арабы завоевали Иран, Ирак, Сирию, Палестину. В начале VIII века начинаются их завоевательные походы в Среднюю Азию и Казахстан. В 705 году арабские войска начали захват Мавераннахра, но в 706 году тюргеши в союзе с согдийцами нанесли им поражение близ Бухары. Только в 709 году, когда согдийский хан Тархун отказался помогать тюргешам, арабы сумели занять Бухару.

Преемником Уч-елига стал его сын Сакал-каган (706–711). При нем внешнее положение каганата было сложным. Несмотря на это Сакал-кагану удалось завоевать всю Среднюю Азию. С 708 года обостряются противоречия между желтыми и черными тюргешами. В 711 году Восточно-тюркский каган Капаган в битве при Болучу (в Джунгарии) разбил тюргешей и двигаясь на запад переправился через Сырдарью. Сакал-каган попал в плен и погиб. С этого момента в Тюргешском каганате начина­ется период дестабилизации. Только с приходом к власти каратюргеша Сулук-кагана (715–738) каганат значительно окреп. Военно-административная власть переш­ла к черным тюргешам, ставка была перенесена в Тараз. Сулуку пришлось вести борьбу на два фронта: на западе — с арабами, на востоке — с Танской империей. Бу­дучи искусным дипломатом Сулук предотвратил опасность с востока: от женился на дочери кагана Восточно-тюркского каганата, а также дочери царя Тибета, ему удалось нейтрализовать Китай. Это позволило тюргешам активизировать свои действия на западе. Арабы всячески пытались склонить Сулука на свою сторону, но он успешно боролся против них, за что арабы прозвали его Абу Музахим (бодливый). В 723 году тюргеши совместно с карлуками Ферганы и жителями Шаша нанесли крупное поражение арабам. Только к концу 732 года арабам удалось разбить тюргешей и войти в Бухару. В 737 году Сулук предпринял новый поход против арабов и дошел со своими войсками до Тохаристана, но потерпел поражение. По возвращении в Суяб в 738 году он был убит одним из своих полководцев, Бага-Тарханом.

С 738 по 748 гг. в каганате вновь обостряются междоусобные войны между желтыми и черными тюргешами, что приводит к ослаблению государства. Вследствие че­го тюргеши не смогли оказать достойное сопротивление карлукам, переселившимся в 746 году в Семиречье с Алтая. Воспользовавшись ситуацией, в Семиречье в 748 году вторглись войска Китайской империи, они захватили и разрушили Суяб. В середине VIII века необычайно остро столкнулись интересы китайцев и арабов за влияние в этой региона, что привело к Таласской битве в июле 751 года на реке Талас, недалеко от города Атлаха. Грандиозное сражение между китайцами и ара­бами продолжалось 5 дней. В решающий момент в тылу китайцев восстали карлуки, перешли на сторону арабов и нанесли удар китайским войска. Это сражение име­ло большое значение, оно надолго положило конец попыткам Китая вмешиваться в дела этого региона. Китайкие войска оставили не только пределы Семиречтя, но и Восточного Туркестана. Арабы тоже не удержались в Таласской долине и отступили в Шаш. Арабо-китайское нашествие, междоусобицы окончательно подорва­ли Тюргешский каганат. Он пал в 756 году под натиском карлуков. Его сменило государство карлуков — Карлукский каганат.

 

11. Образование Карлукского государства. (756-940 гг.)

После падения Тюргешского Каганата в 756 году развернулась борьба за тюргешское наследие между карлуками и огузами. В результате победы карлуков образова­лось государство — Карлукский каганат со ставкой в Суябе. Карлуки — это тюркские племена, населявшие территорию между Западным Алтаем и Тарбагатаем. Пер­вые сведения о карлуках, известных под именем булак, относятся к V веку. В середине VII века в состав карлукского объединения входили три крупных племени — бу­лак, чигиль, ташлык.

В 742 году карлуки совместно с уйгурами и басмылами выступили против Восточно-Тюркского каганата. В результате восточные тюрки были разбиты, и на месте их каганата возникло новое государство — Уйгурский каганат (744–840). В 746 году карлуки потерпели поражение от Уйгурского каганата. Теснимые уйгурами, они пе­реселились в Семиречье и далее на запад, в Казахстане они постепенно расселились на территории от Джуггарского Алатау до среднего течения Сырдарьи, между озерами Балхаш и Иссык-куль, по долинам рек Или, Чу, Талас, до отрогов Тянь-Шаня. Арабский географ Ибн Хаукаль в Х веке писал: «Требовалось 30 дней пути, что­бы пройти земли карлуков с запада на восток». Столицей Карлукского каганата был город Суяб, позднее Баласагун. У карлуков насчитывалось 25 городов и поселе­ний: Тараз, Кулан, Мерке, Атлах, Барысхан, Талгар и другие. Вожди карлуков носили титул эльтебер, верховный правитель — жабгу, а с 840 году — каган.

Арабские и персидские источники говорят о том, что карлукское объединение в IX-X вв. входили различные кочевые и полукочевые племена. Арабский географ ал-Марвази (XII в.) отмечает в составе карлукской конфедерации 9 племен. Наиболее крупные в Семиречье и Южном Казахстане: тухси, чигили, азкиши, тюргеши, халад­жи, чаруки, барсханы, а также согдийцы — переселенцы из стран Ближнего Востока и Центральной Азии.

В 766–775 годах карлуки захватили Кашгарию, а в конце VIII века распространили свое влияние на Фергану. На западе они вели борьбу с арабами, пытавшимися зах­ватить Мавераннахр, и путем завоеваний распространить ислам. Карлуки оказали им достойное сопротивление. Но попытки соперничать с Уйгурским каганатом на востоке окончились для них неудачей. В 791 году у Бешбалыка карлуки потерпели поражение от уйгуров, а в 812 году от арабов. В результате они попали под власть Уйгурского каганата. В 840 году енисейские кыргызы разгромили Уйгурский каганат. Уйгуры были вынуждены переселиться в Турфанский оазис и в район Гуаньчжоу. Воспользовавшись ситуацией карлуки объявили о своей независимости и жабгу Бильге Кюль Кадырхан, правитель Испиджаба, объявил себя каганом. В конце IX в. арабы вновь двинулись против карлуков и захватили Испиджаб, напали на Тараз. Город пал, население приняло ислам. Ставка кагана была перенесена из Тараза в Кашгар. Карлукские племена господствовали в Семиречье 200 лет. На рубеже IX-X вв. в результате междоусобицы, усиления борьбы за власть и за пастбища проис­ходит ослабление Карлукского каганата. В 940 году тюркоязычные племена чигили и ягма из Восточного Туркестана захватили столицу Баласагун и Карлукский ка­ганат перестал существовать. В Семиречье власть переходит к новой династии — караханидам.

 

12. Образование Огузской конфедерации. (IX — начало XI вв.)

В середине VIII века в результате борьбы с карлуками за тюргешское наследие значительная часть огузов покинула Семиречье и ушла в предгорья Каратау и долину реки Чу. В конце IX – начале XI вв. огузские племена обитали на обширной территории от среднего течения Сырдарьи до низовьев Волги. Кочевья огузов были разбро­саны по Иргизу, Уралу, Эмбе, Уилу, в предгорьях Каратау. Наиболее компактно они жили в среднем и нижнем течениях Сырдарьи, в Приаралье и восточном Прикас­пии. Границы огузских становищ и крепостей достигали Южного Урала и Нижнего Поволжья. В IX – начале X века в бассейне среднего и нижнего течения Сырдарьи и примыкающих к нему степях Западного Казахстана сложилось государство огузов — Мазафат аль-гузз (Степь огузов). Первое упоминание о нем содержится в сочине­нии Аль-Якуби (IX в.). В Х в. столицей огузского государства стал г. Янгикент, лежавший на стыке важных караванных путей, ведших в Среднюю и Центральную Азию, Восточную Европу. Крупными городами государства были Жент, Сауран, Карнак, Суткент, Фараб, Сыгнак. По этническому составу огузское государство было пест­рым, в него входили многочисленные тюркоязычные и ираноязычные полукочевые и кочевые племена племена Семиречья и Сибир: халаджи, джагра, чаруки, карлу­ки, имуры, байандуры, каи. Формирование огузской этнической общности было сложным и длительным. По свидетельству Махмуда Кашгари (XI в.) огузы делились на 24 племени, из них 12 племен 0 бузуки, 12 племен — учуки. Бузуки пользовались большими привелегиями.

Главой огузского государства был верховный правитель, носивший титул «жабгу». Власть передавалась по наследству. Выборы жабгу проводились на советах, ко­торые являлись трансформированным пережитком народных собраний эпохи военной демократии. Наследники престола были иналы, их воспитатели — атабеки. Огузские жагбу имели заместителей – кюль-еркинов. Выборы огузских ханов производились на советах. Важную роль в державе жагбу играл главный предводитель огузского войска, носивший титул сюбаши. Основная религия огузов — язычество, шаманизм, позднее — ислам.

Основа имущественного неравенства в огузском обществе — это частная собственность на скот. Кочевники, лишенные скота переходили на оседлый образ жизни. Основным их занятием становилось земледелие и ремесло. Огузская кочевая степь имела тесные контакты с оазисами Мавераннахра., Хорезма и Семиречья. В степи и оседло-земледельческой зоне особое распространение получила работорговля.

Огузы играли важную роль в политической и военной истории Евразии. Известно, что в 965 году огузский жабгу в союзе с киевским князем Святославом разгромил Хазарский каганат. В 985 году огузы в союзе с Киевской Русью нанесли поражение Волжской Булгарии. Это привело к мощи огузской державы. На рубеже X-XI вв. огузское государство испытало кризис вследствие восстания среди огузских племен, недовольных хищническим сбором налогов. Согласно огузским историческим преданиям, эти восстания падают на правление Али-хана, который пришел к власти во второй половины X века. Этой ситуацией воспользовались сельджукские вож­ди. Встав во главе восстания против огузских правителей они захватили Жент, но не надолго. Во время правления последнего жабгу огузов Шахмалика государство настолько усилилось, что огузы в 1041 году покорили Хорезм. Однако спустя 2 года, Шахмалик попал в плен к сельджукам и был казнен.

В XI веке государство огузов стало приходить в упадок, сказались глубокие внутренние противоречия, междоусобицы, народные восстания против налогов, войны с сельджуками. К середине XI века держава огузов окончательно пала под ударами кыпчакских племен. Под напором кыпчаков значительная часть огузов ушла в Вос­точную Европу и Малую Азию, часть — к Караханидам в Мавераннахр и к сельджукам Хпрасана, часть растворилась среди племен Дешт-и Кыпчака.

 

13. Кимекский каганат. (IX — нач. XI вв.)

В Северном, Восточном и Центральном Казахстане жили тюркоязычные племена кимаков и кыпчаков. Первые сведения о кимаках, известных под именем яньмо, встречаются в китайских источниках. Первоначально кимаки в начале VII века жили в северо-западной Монголии. К середине VII века откочевали в районы, распо­ложенные севернее Алтайских гор, и в Прииртышье Во второй половине VIII- начале IX века кимаки двигаются в трех направлениях: на северо-запад к Южному Ура­лу; на юго-запад — к бассейну Сырдарьи и Южному Казахстану; на юг — в северо-восточное Семиречье. Упоминания о государстве кимаков содержатся во многих ара­боязычных историко-географических сочинениях IX-X вв., например, в сочинениях Аль-Якуби (IX в.). В VIII-IX веках они занимали территорию от среднего Иртыша до Джунгарских ворот, земли Западного Алтая, Тарбагатая и Алакольской котловины. Государство кимаков имело ставку в Кимакии (Имакии) на реке Иртыш. Арабский историк Аль-Идриси пишет, что у кимаков существовало еще 16 городов, из ни 12 находились на берегу Иртыша.

Легенда о происхождении кимаков сохранилась в единственном источнике — труде персидского историка XI века Гардези. По этой легенде кимаки происходят от та­тар. После распада в 840 году Уйгурского каганата часть входивших в него племен присоединилась к ядру кимакского объединения. Именно с этого момента скла­дывается кимакская конфедерация в составе 7 племен: эймур, имак, кыпчак, татар, байандур, ланиказ и ажлар. Во второй половине IX века кимакский союз состоял уже из 12 федератов. Самым крупным и сильным племенем были кыпчаки. С VIII — начала XI века кыпчаки расселились от Алтая и Иртыша на востоке до южноураль­ских гор и Итиля (Волги) на Западе. В конце IX- начале X века в предгорьях Южного Урала и к югу от него расселились родственные кимакам племена — куманы. Ос­новной район их кочевания — Мугоджарские горы.

В Кимакском государстве формировалась удельно-племенная система. Это вызвано становлением патриархально-феодальных отношений. Верховный правитель кимаков — жабгу (байгу), который с конца IX века принял титул кагана (хакана). Каган кимаков обладал реальной властью: в пределах своего государства он назна­чал правителей, которые были представителями племенной знати. Институт наследственной передачи власти имел место не только внутри каганской семьи и ханс­кого рода, но и у племенной знати. Племенами правили шад-тутуки. Обедневшие кочевники, перешедшие на оседлый образ жизни, назывались жатаками. Каганат де­лился на 12 улусов. Из представителей племенной знати каган назначал правителей улусов — вождей. Существовала налоговая система — налоги из золота, собира­емого жителями. Каган брал обязательную долю, остатком довольствовался владелец.

Кимаки имели собственную письменность на основе древнетюркского алфавита. Об этом свидетельствуют арабские историки и археологические находки — бронзо­вые зеркала IX-X веков с древнетюркскими надписями, найденные в Прииртышье и Тарбагатае. В IX- начале XI века. у кимаков бытовали древние тюркские религиоз­ные верования, значительное место среди которых занимал культ Тенгри и культ предков. Отдельные группы поклонялись огню, солнцу, звездам, реке и горам. Расп­ространенной формой религии был шаманизм, но некоторые группы кимеков исповедовали манихейство – религию христианского толка. Иислам получил определен­ное распространение среди кимакской знати.

Кимакские правители захватили часть земель токузогузов, совершали набеги на их города в Восточном Туркестане, вторгались в страну Енисейских кыргызов. С го­сударствами саманидов, огузов, карлуков они поддерживали связи. Торговали также с Волжской Булгарией и Средней Азией. В начале XI века Кимекский каганат рух­нул. Его падение было вызвано тремя причинами: центробежными тенденциями кыпчакских ханов, стремившихся к самоопределению, усилением внутренних междо­усобиц и миграцией кочевых племен из Центральной Азии, переселение которых относится к началу XI века.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.