Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Характеристики преподавания для христианского колледжа






Можно ли в совершенстве подготовиться к преподаванию в христианском колледже? Наверное, нет. Но целый ряд навыков очень для этого полезен, а некоторые из них практически необходимы. Очень хорошо, если преподава­тель был сам раньше студентом христианского колледжа. Тогда он лучше по­нимает своих студентов и те стремления, которые привели их в это учебное заведение. Здесь пригодится и незаконченное, и законченное высшее образо­вание, и ученые степени, поскольку они обычно дают преподавателю больший кругозор. Интернатура, практика (в качестве пастора, миссионера и т.д.), а также соответствующее общее образование и научная специализация — по­ложительные факторы в преподавании.

Абсолютно необходима богословская подготовка, и все же ее очень часто не хватает. Мы уже рассмотрели проблему интеграции, но сможем ли мы про­тивостоять этому процессу, зависит не только от намерения руководства, но и от способности каждого преподавателя реализовать это намерение. Даже преданный христианин, ходящий в Господе и усердно посещающий церковь,


293 20. ПРЕПОДАВАНИЕ В ХРИСТИАНСКОМ ВЫСШЕМ УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ

не может стать преподавателем просто так. Требуется систематическое бого­словское образование, которое помогает учителю сбалансировать данную на­учную дисциплину с абсолютным и непогрешимым Словом Божиим.

Каких качеств ждет учебное заведение от преподавателя? Конечно, пере­численные выше критерии обладают первостепенным значением, но, кроме того, практически каждое учебное заведение должно принимать в расчет ха­рактер, возраст, общее мировоззрение, рекомендации из других источников, научные публикации, членство в научных обществах.

Однако требуются и более специфические качества. Преподаватель хрис­тианского колледжа должен быть настоящим профессионалом, сознательно стремящимся к совершенствованию, что позволяет ему всегда быть в курсе своей профессии. Практически, он работает и как специалист, и просто как наставник по общим вопросам. Будучи геологом или философом, он должен быть хорошим специалистом в данной области знания. Но в качестве настав­ника он должен обладать цельным христианским мировоззрением. Такое со­четание помогает христианскому преподавателю применять библейскую ис­тину как в своей научной специальности, так и в трактовке актуальных про­блем.

Очень важно и умение работать в коллективе. Особенно в небольших кол­леджах (а большая часть христианских учебных заведений — это маленькие колледжи) преподаватели должны поддерживать хорошие отношения с кол­легами как по своей дисциплине, так и по другим. Коллектив преподавателей становится для студентов христианского колледжа образцом разумного сооб­щества.

Александр Астин сетует на дух конкуренции, омрачающий отношения пре­подавателей:

«Для каждого из нас важнее всего понять, что преподаватель как личность может сделать для своего института, вопреки распространенному убеждению, что попытка изменить характер института — это попытка сдвинуть с места Эверест. Например, учитель может проанализировать, как он преподает в классе, как он обращается со студентами и со своими коллегами. Тогда у нас появится возможность участвовать в обсуждении программы, в перспективном планировании и других коллективных мероприятиях. Взяв слово, мы, например, поставим на обсуждение такой важный вопрос, как " сотрудничество вместо соревнования"».^

Преподаватель христианского колледжа понимает, что значит свобода преподавания в евангелическом контексте. Преподавательский состав осу­ществляет учебную программу своего колледжа, и его отношения как с ад­министрацией, так и с руководством должны быть построены по образцу того образцового общества, о котором упоминалось выше. И все же свобода преподавания в христианском контексте предполагает гораздо большую ответственность. Артур Холмс пишет:

«Преподаватель христианского колледжа, чтобы не стать камнем преткновения, до­лжен тщательно анализировать свою методику и программу и даже иногда ограни­чивать себя в публичных высказываниях. Так, " идоложертвенная" пища для ума,

Alexander W.Astin, «Competition or Cooperation?» Change, September/October 1987, p. 18.


ХРИСТИАНСКАЯ ПЕДАГОГИКА 294

сама по себе, может быть вполне пригодной и даже полезной для рациона зрелого мыслителя, но это не всегда бывает ясно более слабым братьям, находящимся на ранних стадиях развития».t

В течение ряда лет я спрашивал студентов — выпускников моих старших классов, что им больше всего запомнилось в «любимых» преподавателях. Какие качества представляются им выдающимися в тех учителях, которых они считают хорошими?

Прежде всего, студенты хотят, чтобы их преподаватели не были недоступ­ны. Для христианского колледжа недостаточно одного лишь созерцания уче­ного профессора за кафедрой. Этот профессор, как и все остальные препода­ватели, должен быть доступен студентам вне класса.

Кроме того, студенты хотят видеть в преподавателе живого человека. Им не нужны ни каменные идолы, перед которыми можно только упасть на коле­ни, ни ученые «светила», которые никогда не ошибаются. Искренний и бес­хитростный преподаватель позволяет студентам увидеть себя как живого че­ловека, человеческое существо, формируемое рукою Божией и не лишенное слабостей и недостатков. Только с таким человеком студенты могут себя ото­ждествить.

Надежность — третье качество, которое обычно называют студенты, опи­сывая любимых преподавателей. Это почти что стандартное понятие в контек­сте христианского высшего образования означает, что студенты могут поло­житься на преподавателя в сфере поведения, нравственных норм и сознатель­ного стремления к совершенствованию. Надежный учитель приходит в класс подготовленным, собранным; со временем его познания в области специали­зации и ее взаимосвязи со Словом Божиим растут.

И наконец, студенты ожидают от своих преподавателей гибкости. Жест­кие педанты, может быть, все еще популярны в таких учебных заведениях, как Ivi Legue, но вряд ли они отвечают общим задачам христианского образо­вания. Виды работы преподавателя маленького колледжа регулярно меняют­ся, а это требует от преподавательского коллектива гибкости, необходимой для удовлетворения нужд института и студентов.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.