Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Metvin P.Sikes, A Conversation with Marva CollinsAustin, Texas:Hogg Foundation for Mental Health, The University of Texas, 1982, p. 2.






ft Gardner, p. 24. Gardner, p. 7.


221 14. УЧИТЕЛЯ КАК ЛИДЕРЫ

Но возникает вопрос: как может учитель пробудить таких лидеров и укре­пить их в вере? Для ответа необходимо затронуть две области, каждая из ко­торых относится к потенциалу человека: (1) принципы, которые необходимо применить, и (2) возможности, которые необходимо раскрыть.

ПРИНЦИПЫ, КОТОРЫЕ НЕОБХОДИМО ПРИМЕНИТЬ

Создание Господом лидерского объединения является для нас несомнен­ным примером действенных и применимых принципов преодоления нехватки лидеров (Мф. 8: 37-38). Иисус набрал группу из обычных людей, очень разных по своим личностным качествам и положению, но создал из них нерушимую команду лидеров.

Как Он это сделал?

Путем тщательного отбора. Трудность в оценке лидерского потенциала основывается на самой природе лидерства. Те атрибуты, что соответствуют хорошему лидеру, часто скрыты глубоко внутри, их не заметишь при поверх­ностном изучении.

В Евангелии от Луки, глава б, стихи 12-16, мы видим, как Господь занят избранием для Себя людей. Три критерия применимы здесь, их может исполь­зовать любой учитель: (1) Он основывал выбор на молитве. Иисус провел целую ночь в поисках воли Божией. В Евангелии от Иоанна, глава 17, стихи 6, 9, говорится, что ученики были теми людьми, которых Бог дал Ему. (2) Он избирал людей, которые проявили свой характер. Иисус соприкасался с ними и в обществе, и наедине, по меньшей мере, год (некоторые думают, что доль­ше), живя и неся служение вместе с ними. (3) Иисус остановил Свой выбор на разных типах людей. Среди избранных были образованные и простые, ин­троверты и экстроверты, лидеры по природе и те, о которых было мало извес­тно.

У учителей должны быть своеобразные антенны, настроенные на улавли­вание особо важных сигналов, указывающих на потенциал лидера в человеке.

Крепкой близостью. В Евангелии от Марка, глава 3, стих 14, говорится, что Христос избрал людей с двойной целью: (1) «чтобы с Ним были» и (2) «чтобы посылать их на проповедь». В порядке действий содержится сле­дующий смысл: до того как начать общаться, стать компаньоном; до того, как пустить в дело, уединиться. В Евангелии в двенадцати различных случаях Иисус не упускал шанс остаться наедине со Своими учениками.

Вы сможете произвести впечатление на людей, будучи на расстоянии, но для того, чтобы повлиять, нужно подойти к ним поближе. Учителям необхо­димо улучшить свои отношения с учениками. Наш Господь постоянно зани­мался формированием. Ученики видели Его в деле: Он учил, исцелял, диску­тировал, служил, потому что Божий метод — превращать слово в плоть (Ин. 1: 14). Так было с пришествием нашего Господа на землю, в жизни апостола Павла (Флп. 4: 9). Павел, даже просил коринфян: «Будьте подражателями мне, как я Христу» (1 Кор. 11: 1).

Большинство учителей слишком изолированы от студентов, чтобы по-на­стоящему влиять на них. Ученики видят их только в официальной, контроли­руемой среде. Однако вы не сможете уловить биение сердца лидера, если бу­дете стоять вдалеке.

Творческим обучением. В Евангелии от Марка, глава 6, стихи 6-13, опи­сан классический пример становления лидера. Иисус сделал несколько вещей:


ХРИСТИАНСКАЯ ПЕДАГОГИКА 222

(1) Он показал ученикам то, что они должны сделать, (2) Он дал указания, как им нужно это выполнять, включая и позитивные, и негативные коммен­тарии, и (3) Он послал их на служение при участии двух человек.

Иисус никогда не был ограничен в использовании методов укрепления и становления людей, но Он также никогда не полагался на них в достижении Своих целей. Гарднер совершенно справедливо заметил:

Мало-помалу озабоченность методами, техниками и самим действием приобретает доминантность над всем процессом поиска целей. То, как это сделано, становится важнее того, сделано ли оно вообще или нет. В конце концов средства одерживают победу. Форма превосходит над духом. На самую большую высоту вознесен метод. Люди становятся пленниками процесса, а организации, которые были задуманы как соучастники в достижении целей становятся препятствием в движении к ним.1'

Иисус достиг Своей цели — изменилась жизнь, а не законнические устои. Он снабдил Своих последователей видением, целями и смыслом. Для дости­жения этих целей Иисус — великий учитель, помогающий людям в формиро­вании, — применил универсальную модель обучения. Он говорил с ними, по­казывал им, давал испробовать и затем оценивал то, что они сделали. Это лучшая воспитательная модель.

Личным посвящением. В Евангелии от Иоанна, глава 15, стих 16, Иисус сказал Своим ученикам, что Он их избрал для того, чтобы они «шли и прино­сили плод». Это сделало учеников уверенными в себе. После Своего воскре­сения Иисус уверил Своих учеников: «Как послал Меня Отец, так и Я посы­лаю вас» (Ин. 20: 21). Это придало им храбрости. В Великом Поручении Иисус сказал: «дана Мне всякая власть на небе и на земле: итак идите, научите все народы». (Мф. 28: 18-19)

Учителей часто обвиняют в том, что они устраивают шоу. Каждый раз, когда они выполняют то, что ученики могли бы сделать сами, возникает педа­гогическое «омертвение конечностей».

Реалистическими ожиданиями. Кто-то сказал: «Если ты веришь в меня, то мне становится легче верить в себя». То, что Иисус выражал Свои ожида­ния, очень сильно повлияло на учеников.

В первый раз, когда Иисус встретил Петра, Он сказал: «Ты — Симон, сын Ионин; ты наречешься Кифа» (Ин. 1: 42). Это стало и до, и после жизни Петра кратким описанием всех его странствий. В Евангелии от Луки, глава 22, стихи 31-32, Иисус сказал: «Симон! Симон! се сатана просил, чтобы сеять вас как пшеницу; но Я молился о тебе, чтобы не оскудела вера твоя, и ты некогда, обратившись, утверди братьев твоих».

Как учитель смотрит на своих учеников, может повлиять на то, какими они будут — проблемными людьми или потенциальными лидерами.

Принципы, освещенные выше, просты в постановке и понимании, но про­цесс их воплощения — дело всей нашей жизни.

ВОЗМОЖНОСТИ, КОТОРЫЕ НЕОБХОДИМО ОТКРЫТЬ Развивайте интерес. Лидеры — вечные ученики. Это их основное каче­ство. К сожалению, в образовательных процессах чаще всего ставится акцент на производстве специалистов, а не лидеров.

John Gardner, Self-Renewal. New York: Harper and Row, 1963, p. 58-


223 14. УЧИТЕЛЯ КАК ЛИДЕРЫ

Во все времена лидеры решали широкий спектр проблем. Завтрашние лидеры, ско­рее всего, начнут свой труд как обученные профессионалы, и для того, чтобы стать зрелыми лидерами, рано или поздно им придется выбраться из рва специализации и выйти за границы, которые разделяют различные сегменты общества. Лишь буду­чи профессионалами широкого профиля, они смогут справиться с многообразием проблем, с которыми приходится сталкиваться современному лидеру.1''

Мне кажется, самой лучшей подготовкой для лидеров служит общее гу­манитарное образование, которое расширяет и углубляет резервуар источни­ков обучения.

Задача учителя — упражнять разум ученика: знакомить его с новыми об­ластями интересов, проблемами, которые нужно решить, вызовами, которые нужно принять. Павел просит: «Если Бог принял вас... то серьезно примите всю ответственность» (Рим. 12: 8).

Помогая узреть себя. Вполне возможно, что самое главное знание — зна­ние человека о самом себе. Он не сможет управлять другими, пока не научит­ся управлять собой. Понимание себя включает не только влияние, которое другие оказывают на нас, но и то, как мы воздействуем на них.

К середине жизни человек становится беглецом от самого себя. Самовос­приятие подобно математическому правилу, где «положительное» в сумме с «отрицательным» дает «отрицательное, поэтому будущее (что само по себе по­ложительное) вместе с самооценкой (отрицательное) приводит к страху. Од­нако Уинстону Черчиллю было 66 лет, когда он восстал против лжелидеров, которые своим руководством разрушали его страну.

Учительство и руководство — процессы, при которых человек познает сам себя. При этом он начинает понимать свои слабые и сильные стороны и в итоге может основывать свое руководство на собственных сильных качествах и подыскивать себе команду сотрудников на основе своих слабостей. Если же он не владеет внутренним самопознанием, он рискует провести остаток жизни в попытках что-либо доказать или действовать, как квадратный колышек в круглой ямке.

Варрен Беннис и Барт Нанус пришли к выводу, что лидеры должны быть компетентны в четырех сферах: (1) управление вниманием, (2) значением, смыслом, (3) доверием, (4) самим собой. Четвертая сфера компетентности включает позитивный взгляд на себя и вдохновение от позитивных чувств дру­гих.111

Без коммуникации нет эффективного лидерства. Однако большинство ли­деров фокусируются на неправильном окончании процесса коммуникации, а именно на том, что они сами говорят, думают, чувствуют. Необходимо на­учиться ориентироваться на восприятие информации. Что слушатель говорит, думает, чувствует? Это конечная цель коммуникации.

Оказывая поддержку, поощряя. Нужно исследовать все возможности, лежащие за пределами классной комнаты, — все виды деятельности, в кото­рых мы можем проверить лидерские качества человека, например, занятия

John Gardner, Leadership Development. Washington, D.C.: Independent Sector, 1987, p. 7.

Warren Bennis and Burt Nanus, Leaders: The Strategies for Taking Charge. New York: Harper and Row, 1985, pp. 26-28.


ХРИСТИАНСКАЯ ПЕДАГОГИКА 224

спортом, театр, участие в издании газеты, христианская миссия, межкультур­ное служение и т.д. Такие организации, как Outward Bound, дают возмож­ность утвердиться в себе и обрести коллективные навыки. Как было отмечено, «есть несколько вещей, которым вы не можете научиться от других людей. Вам самому нужно пройти через огонь».

Помимо всего, молодежь должна иметь возможность тесно общаться и ви­деть лидеров, соотнося себя с позитивным лидерством. Возможно, некоторым удастся пережить воспитательные отношения — в официальной или неофи­циальной обстановке. Взаимоотношения — эффективный метод в развитии лидерства.

Практические задания помогают ощутить реальность, испытать свои навы­ки и возможности.

Все, о чем мы говорили выше, будет особенно полезным, если совместить это с личной оценкой. Честный отзыв не имеет цены.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.