Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понимание особенностей возрастных групп взрослых






Эта область предлагает самый произвольный подход к тому, как надо учить взрослых. Некоторые воскресные школы не утруждают себя организацией возрастных групп, проводя только половое деление — классы для мужчин и классы для женщин. Другие утверждают, что деление на группы должно четко следовать промежуткам в 10 лет — классы для тех, кому за 20, за 30, 40 и т.д. Заметьте, что наша цель не объяснить, по каким признакам нужно разде­лять взрослых в воскресной школе, но скорее, как понять этих людей, уважая их нужды, соответственно общим возрастным рамкам. Но даже здесь выбор делается произвольно. Мы же рассмотрим молодых людей — тех, кому 18-35 лет, средний возраст — между 35-60 и пожилой возраст — старше 60 лет. Далеко не всем понравится подобное обобщение, но некоторых границ все-таки необходимо придерживаться, для того чтобы ответить на нужды основ­ных возрастных групп в преподавательском служении поместной церкви.

МОЛОДЫЕ ЛЮДИ — 18-35 ЛЕТ

Почти каждая церковь состоит, по крайней мере, из пяти групп молодых людей, которые требуют к себе внимания. Одну из групп составляют учащи­еся в колледже и те, кто получил специальность — окончившие среднюю школу, старше 18 лет, ранее не состоявшие в браке и не состоящие в данный

Leroy Ford, Design for Teaching and Learning Nashville, Term.: Broadman Press, 1978, p..360.


135 9. ОБУЧЕНИЕ В ЦЕРКВИ ВЗРОСЛЫХ

момент. Вторую группа — молодые пары, недавно вступившие в брак, обыч­но им за 20, они все еще учатся, но отделены от первой группы своим семей­ным положением.

Третья группа молодые родители — название говорит само за себя. Опять же, молодые родители могут еще учиться или заканчивать колледж, иногда, по крайней мере, один из них (а то и оба) уже работает. Они отлича­ются от второй группы тем, что имеют детей — одного или более. Четвертая группа автоматически поднимает нас вверх по возрастной лестнице — роди­тели подростков. Обычно эта группа переплетается со средней возрастной категорией, но большинство людей до 35 лет становятся родителями подрос­тков, так что здесь мы включаем их в отдельную группу. И, наконец, очень распространенная категория — одинокие, о них и об их нуждах речь пойдет ниже.

При составлении схемы групп для эффективного служения необходимо учитывать возраст. Однако мы не должны относить людей к определенным категориям только потому, что они попадают под определенную возрастную группу.

Например, одинокий молодой человек относится к неженатым независимо от того, сколько ему, — 18 лет или 33 года, точно так же, как молодым роди­телем можно быть и в 19 лет, и в 29 и даже в 39. Группы работающих стано­вятся все моложе, а учащихся все старше. Все эти вариации говорят о том, что необходима гибкость при делении на группы и работе со взрослыми.

Как мы можем понять этих людей? Здесь есть одно преимущество — все мы, если не находимся сейчас, то уже прошли данные возрастные категории; кроме того, это происходило относительно недавно и не так отдалено от нас, как детство или отрочество. Личный опыт укрепляет. Исследования Эриксона свидетельствуют, что интимная близость выражает основное понятие в пе­реходный период, сопровождающийся немалыми душевными страданиями.1' После ухода школьных друзей и разрыва студенческих связей молодые суп­руги обычно преклонены пред одним «лучшим другом». Переход в мир взрос­лых заставляет их спрашивать: «Неужели это именно то, что я ожидал?» Они пробуют себя в роли взрослых и стиле жизни, который очень отличается от того, что был у их родителей. Статистика показывает: средний американец в гечение своей взрослой жизни семь раз меняет работу и три раза карьеру.

Роберт Хэвихарст, известный по своей работе в области развития, считает, что существует восемь задач развития для каждого молодого взрослого чело-зека.^ К ним я бы добавил еще две, которые непосредственно касаются хрис-гианина.

1. Выбор партнера.

2. Постижение жизни в браке, единение двух душ.

3. Начало семьи, благополучное рождение первого ребенка.

4. Выращивание детей; увеличение семьи влечет психологические про­
блемы.

* Eric Erikson. Identity: Youth and Crisis. New York: Norton, 1963. ** Havighurst, pp. 72-98.


ХРИСТИАНСКАЯ ПЕДАГОГИКА 136

5. Управление домом.

6. Начало владением домом.

7. Принятие гражданских обязанностей.

8. Нахождение в близкой по духу социальной группе.

9. Принятие членства в поместной церкви.

10. Принятие христианского лидерства и дисциплины при уважении к са­
мому себе, своей семье и другим.

СРЕДНИЙ ВОЗРАСТ — 35-60

Кто-то сказал, что средний возраст — это когда вы уже встретили так много людей, что каждый напоминает вам кого-то из тех, кого вы уже встречали. Сейчас полицейские выглядят, как подростки, и мы встречаем взрослых молодых людей, которых знали маленькими детьми. В известной работе Даниэля Левинсона говорится об относительном спокойствии в конце третьего десятка, за которым следует кризис в течение первых лет четвертого десятка.1'

Розовый оптимизм юности уже позади, суровая реальность преклонных лет еще не наступила, поэтому период среднего возраста проходит вполне удовлетворительно. Однако наступление физической зрелости еще не гаран­тирует наступление зрелости эмоциональной, существует опасность, что при­дет разочарование и горечь. Самой главной заботой становится защищен­ность, и мужчины в среднем возрасте чрезвычайно ориентированы на карьеру, что вызывает проблемы дома. Матери заняты заботой о детях, которые уже стали подростками. Они уже почти взрослые, поэтому отец и мать должны готовить себя к тому, что придется стать дедушкой и бабушкой.

Некоторые думают, что именно люди среднего возраста принадлежат к це­лому ряду политических, социальных и религиозных организаций и отдают общественной жизни все свои силы и время. Последние годы этого периода часто называют «опасным возрастом» или «второй волной стрессов». В это время физическая энергия постоянно снижается, и свою философию необхо­димо приспособить к менее интенсивной жизненной программе, для того чтобы избежать неустойчивого эмоционального состояния. Сопротивление из­менениям, скорее всего, столкнется с зрелостью в оценках, интересах и пред­ставлениях.

Левинсон видит пять главных переходов, которые происходят к 20, 30, 40, 50 и 60 годам. «Переходный период средних лет», после сорока, приводит людей (особенно мужчин) к кризису, заставляет производить оценку прошло­го и готовиться к будущему, которое кажется неопределенным.

Нам кажется полезным привести некоторые задачи развития в среднем возрасте подобно тому, как мы делали с группой молодежи:

1. Успешное овладение трудовыми навыками.

2. Смена карьеры.

3. Планирование выхода на пенсию.

Daniel Levinson, The Seasons of a Man's Life New York: Knopf, 1978.


137 9. ОБУЧЕНИЕ В ЦЕРКВИ ВЗРОСЛЫХ

4. Возвращение к работе (женщины).

5. Привыкание к возрасту партнера.

6. Отношение к супругу (е) как к личности.

7. Нахождение новых интересов.

8. Недозволение привычного.

9. Возмещение за психологические изменения.

10. Развитие реалистических перспектив времени жизни.

ПОЖИЛЫЕ ЛЮДИ — 60 ЛЕТ И СТАРШЕ

Последние десять лет периода среднего возраста (55-65) к мужчинам и женщинам приходят осознание своей смертности, а вместе с тем выдержан­ность, но не слишком много гибкости в теологии и стиле жизни. Зрелость наступает именно тогда, когда «искренние люди» уже не считают, что дети приносят им проблемы, а партнер в браке контролирует их жизнь. В наши дни пожилые люди бросают нам вызов, оставаясь важным объектом служения церкви и в следующем веке. Один миллион «бэйби-бумеров» достигнут воз­раста 100 лет, и после 2000 года пожилых людей впервые за всю историю США будет по численности больше, чем молодых. Мансил Эзель, эксперт по учебной программе в Южной баптистской конвенции, употребляет слово «празднование» для характеристики пожилых людей. Он полагает, что клю­чевым моментом жизни является настоящий период, поскольку пожилые люди наконец-то прибыли к порогу своей жизни, проработав более шести де­сятков лет.1'

К этому возрасту пожилые люди заслужили уважение и почтение, которое Библия, без сомнения, воздает старшим. Тем временем, однако, физические силы уходят, но в большинстве случаев слово «ухудшение» неверно.

Церковь должна почитать пожилых граждан, так как мы живем в обще­стве, которое вознаграждает молодых. Мы привыкли смотреть на пожилых людей в свете того, чего они достигли и кем они были, вместо того чтобы взглянуть, кто они сейчас и чего достигнут еще. В результате пожилой чело­век чувствует, что его сложили на полку, Тело же Христа должно способст­вовать разумному мнению.

Мудрый учитель в церкви остережется неприятных эпитетов или терминов для группы пожилых людей. Даже выражение «золотые годы» вызывает у нас образ домов престарелых, инвалидных кресел и медперсонала.

Церковь может отозваться на служение пожилым людям, развивая ин­теллектуальные и межличностные отношения. Неверно думать, что после шестидесяти лет уже нельзя учиться, — способность к обучению не утра­чивается, даже если его уровень снижается. Необходимо воодушевлять по­жилых людей, призывая их к развитию своего разума. Подобно атрофиру­ющейся мышце, способность учиться ослабевает только потому, что не на­ходит себе применения.

Самое важное для церковного образования — осознать, что Библия с глу­боким уважением относится к пожилым людям. Ни в семье, ни в обществе

Manci! Ezell, unpublished conference notes, Scripture Press Ministries Seminar on Adult Education.


ХРИСТИАНСКАЯ ПЕДАГОГИКА 138

Господь не разрешает унижать или оскорблять «старых людей». Мы должны принять программу, основанную на руководстве из Писания, которая бы воз­вышала людей этой возрастной группы. Как сказал Давид Моберг, «духовное питание — задача церкви номер один в отношении работы со старыми людь­ми. Но остальные виды служения, правильно проведенные, помогут в выпол­нении этой задачи и увеличат эффективность работы церкви».f

Еще раз предлагаем лист задач развития, заимствованный из работы Мал-колма Наулса.11'

1. Привыкание к положению пенсионера.

2. Нахождение новых способов быть полезным.

3. Знакомство с социальной защитой, медицинской помощью и другими
пенсионными программами.

4. Привыкание к уменьшению дохода.

5. Привыкание к жизни одному.

6. Отношение к внукам.

7. Понимание процесса старения.

8. Высокий моральный уровень.

9. Сохранение личного образа, внешнего вида.

10. Подготовка к смерти.

Вместо того чтобы отталкивать пожилых людей или пренебрегать их вкла­дом в церковь, нужно помочь им войти в жизнь церкви. На самом деле, право голоса и участия в служении в церкви было ими давно заработано. Наша куль­тура позорит себя, потакая подросткам, у которых нет ни малейшего представ­ления о том, что церковь должна делать (воодушевлять пожилых принимать участие в служении, искать их совета), в то же время обходя стороной людей, в которых Дух Божий трудился пятьдесят и более лет.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.