Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Стратегия наставления






В нашу общую концепцию замысла наставления (см. рис. 1) мы включили компонент «стратегия наставления». Стратегия — военный термин, связан­ный с образом руководителей, сосредоточившихся на диаграммах, картах и фактах во время обдумывания плана кампании. Их общий план ясно осознан, и командиры отдают приказы для тактических маневров, которые приведут личный состав к победе. Эффективная стратегия ведет к выполнению задач. Эта аналогия применима и к учителям. Хорошая стратегия в классе увеличи­вает вероятность того, что учебные задачи будут выполнены, студентам пон­равятся занятия и учеба будет продуктивной.

Организованный учебный план и конкретный учебный процесс связаны между собой хорошо составленным планом урока. Почти в каждом формаль­ном учебном контексте руководители предполагают, что учитель подготовит план урока, в котором найдут отражение конкретные цели, используемые ма­териалы, методы и последующие учебные мероприятия. Некоторые молодые учителя рассматривают планирование урока как упражнение в терпении, му­чение, которое нужно перенести для того, чтобы добраться до настоящего пре­подавания. В других случаях учителя принимают средство за цель и так долго составляют и пересматривают свой план, что на его осуществление остается уже мало сил и времени.

ОЦЕНКА

Письменный план урока не должен перечеркивать творчество или сдержи­вать произвольное общение учителя с классом. Действительно, хороший план урока становится механизмом свободного практического исполнения. Когда элементы урока ясно записаны, учитель может сосредоточить свое внимание на том, чтобы сделать изложение более живым.

Первый элемент — это, конечно, список конкретных задач, относящихся к теме урока. Преподавание Библии с целью изменить жизнь требует ясного определения того, какие перемены необходимы. Подумайте внимательно о каждом студенте: в чем они нуждаются, чтобы знать и понимать тему? Какие изменения им присущи? Какие навыки должны развить, чтобы воплотить в жизнь то, что они учат? Рассмотрение и изложение потребностей конкретных учащихся улучшает практическую значимость наставления.

Хороший план также включает список возможных мероприятий в классе. Учение никогда не бывает пассивным: истинные результаты достигаются не тем, что делает учитель, а тем, что делают студенты. Планируя мероприятия, принимайте во внимание ресурсы, доступные классу: тексты и справочные ма­териалы, визуальные средства, аудиоматериалы, такие как пленки и записи, а также возможности самих учащихся. Комбинируя методы и ресурсы, можно выбрать несколько решений в качестве предпочтительных. В конце концов, ваш план должен давать некоторый способ, как удостовериться в том, изучили


47 3. РАЗРАБОТКА БИБЛЕЙСКОГО НАСТАВЛЕНИЯ

ли студенты то, что вы хотели бы, чтобы они изучили. Метод оценивания может быть прост, например, несколько заданных вопросов, или тщательно разработан, как объемистое письменное задание.

РАЗВИТИЕ

Хотя мы и определили активность студентов как необходимый компонент обучения, поведение учителя оказывает прямое влияние на этот процесс. Гейдж определяет четыре компонента обучения, которые соответствуют пове­дению учителя; в этой парадигме обучение есть результат последовательнос­ти, которая включает (1) мотивацию; (2) восприятие; (3) ответ и (4) усиле­ние^ Мотивация студента обычно отражает такие качества учителя, как эн­тузиазм и расположение к предмету. Лучше всего предмет воспринимается тогда, когда учитель дает четкие реплики, чтобы сосредоточить внимание на важных идеях и связать методы с содержанием. Возможность обмена репли­ками по теме с учителем и друг с другом улучшает усвоение, и, так же как утверждающий навык учителя, достижение ученика приносит удовольствие.

Готовность группы учиться часто определяется в первые несколько минут урока. Тогда же устанавливается «психологический настрой», который часто длится в течение всего периода обучения. Этот настрой может быть как от­рицательным, так и, к счастью, положительным. Размышления над собствен­ным опытом помогут вам избежать следующих ошибок:

Трата слишком большого времени на административные моменты (получение ведо­мости, объявления).

«Мертвое время» без какой-либо предполагаемой деятельности (собирание матери­ала, ожидание прихода остальных).

Подавление интереса избитым вступлением («Откройте, пожалуйста, ваши Библии на...»).

Вместо этого в качестве стимуляторов внимания ищите средства для от­ражения текущего момента (недавняя статья с новостями), для привлечения реалий (интересные физические объекты, связанные с уроком), драмы (пьесы, аудиокассеты), для обеспечения яркости (картины, слайды). Короткий обзор и изложение целей текущего урока являются хорошим переходным звеном от предисловия к уроку. Разъяснив задачи, источники и методы в письменном плане, учитель может сосредоточиться на сиюминутных факторах, способст­вующих процессу обучения.

ВРЕМЯ

Одной из переменных, no-настоящему отличающих высокопродуктивные уроки, является время, потраченное на обучение. Недавнее исследование среди отобранных общественных начальных школ показало колебание более чем 50% от общего числа часов в неделе, посвященных конкретному настав­лению.м Потенциал повышения эффективности учебы просто за счет исклю­чения напрасно потраченного времени огромен. Очень важно распределение

* N.L.Gage, ed. Handbook on Research on Teaching. Chicago: Rand-McNally and Co., 1963. ft John I.Goodlad, A Place Called School. New York: McGraw-Hill Book Co., 1984.


ХРИСТИАНСКАЯ ПЕДАГОГИКА 48

времени внутри учебного часа: удачная стратегия урока допускает адекватное время для каждого отрезка наставления и планирует его заранее, для того чтобы переходы от одной фазы к другой были плавными.

РАЗНООБРАЗИЕ

Монотонность не способствует вовлеченности студентов и отвлекает их от учебы. Разнообразие занятий помогает предотвратить скуку и позволяет легче усваивать материал. Исследование манеры детей учиться показывает, что личности четко различаются по своей способности воспринимать и пере­рабатывать информацию, представленную через разные органы чувств. Пре­подавание, при котором большая роль уделена беседе со студентами, приносит пользу некоторым; рисованные образы легче воспримутся другими. Для блага наибольшего числа студентов каждый урок должен содержать значительное разнообразие методов и видов учебных материалов.

ТАКСОНОМИЧЕСКАЯ ИЕРАРХИЯ

Принимая во внимание, что каждая из трех областей наставления состав­ляет иерархическую структуру, учителя должны прилагать усилия для того, чтобы вести студентов к более высокому уровню. В познавательной области, например, легко оставаться на уровне «знания», обращая внимание на факти­ческие сведения только до тех пор, пока не сделано сознательное усилие для толчка вверх. Один из эффективных методов состоит в постановке вопросов. Вопросы могут вдохновить студента выйти за рамки категорий «что?», «когда?», «где?» и перейти к более значительными категориями «как?», «по­чему?» и «если?».

ОЦЕНКА

Удачная стратегия обеспечивает хорошие начальный и серединный отрез­ки урока, так же важно и заключение. Хорошее заключение не только подво­дит итог закончившемуся уроку, но и предваряет следующий; заключение дает некий ключ к обучению. Студент отвечает на несколько подготовленных во­просов, и способность подвести итог некоторым основным моментам, даже ре­акция, отраженная на его лице или в жестах, свидетельствует о понимании. Специальная методика играет меньшую роль, чем намерение: в каждом плане должна быть закреплена оценка достижений студента и всего учебного про­цесса.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.