Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






История развития путей сообщения






 

История развития человечества неотъемлема от истории развития транспортных путей сообщения.

Транспорт – это процесс перемещения материальных масс и людей в пространстве. Без перемещения орудий и предметов труда и самого человека не возможны ни производство продуктов потребления, ни другая целесообразная деятельность.

Пути сообщения исторически возникли тогда, когда человечество осознало необходимость многоразовых переходов или проезда между отдельными пунктами земной поверхности. Именно это принуждало человека сознательно улучшать звериные тропы или прокладывать пути по новому направлению.

Сначала пути сообщения формировались как пешеходные тропинки, которые обеспечивали удобное перемещение к местам охоты, рыбной ловли.

С появлением крупных поселений начала формироваться городская цивилизация, которая потребовала постоянно действующих торговых связей, что способствовало сознательной прокладке путей в нужных направлениях и строительстве искусственных покрытий. Самые древние из них относятся к III тысячелетию до н.э. Эти покрытия устраивались в виде жердевых настилов [1].

В конструкциях покрытий всегда находили отражение те средства, с помощью которых перемещались грузы. Там, где грузы просто переносились, покрытия приспосабливались к пешеходному движению.

С формированием городской цивилизации начал развиваться речной и морской транспорт. За сотни лет до нашей эры в Месопотамии по рекам Тигр и Евфрат, а в Египте по реке Нил перевозились грузы на весловых и парусных лодках.

В создании путей сообщиния находят отражение общие закономерности освоения человеком природы. Конечно, сначала перемещение человека в пространстве осуществлялось только своими ногами, потому первые пути сообщения, их конструкции, покрытия были приспособлены именно к ногам. Характерным примером дорог для ног являются дороги государств ацтеков и майя в Древней Мексике.

Знаменитая древняя дорога в Мексике Кобо-Яхуна длиной 100 км была проложена над поверхностью земли с насыпью от 0, 6 до 2, 4 м. Тело дороги состояло из уложенных грубо обтесаних известняковых плит массой от 15 до 150 кг. Сверху был уложен слой известнякового гравия [1].

Значительную роль в последующем развитии человечества играет сухопутный транспорт. Первыми средствами сухопутного транспорта были жерди, а после усовершенствования – коромысла, которые и в настоящее время используют в странах Азии.

От «тропинок», природой подаренных путей, люди перешли к использованию тележек.

Очень важным достижением техники является изобретение в 4-5 ст. до н.э. – колеса. Идея колеса – важнейшее изобретение человечества: во-первых потому что колесо не имеет аналога в природе, а во - вторых потому что служат человечеству много тысячелетий и остается основой всех видов современного наземного транспорта.

Наиболее старая колесная телега найдена в р. Махенджо-Даро (Пакистан). Она датирована приблизительно 4000 г. до н.э. [2].

Применение телег на колесах выдвинуло определенные требования к ровности и ширине пути, а также и к необходимости расчистки дороги.

Следующим логическим шагом развития сухопутного транспорта было создание искусственных наземных дорог. В отличие от морских и речных путей сообщения, расположение которых определено самой природой, искусственные дороги можно прокладывать в любом направлении и в какую-либо точку суши.

Ярким примером приспособления дорог к колесному движению являются Римские дороги. Особенностью их являются длинные прямые участки. Это связано с отсутствием в телегах поворотной передней оси и хомута в составе сбруи. Дороги уже имели твердое покрытие.

Царицей Римской сети дорог считалась «Апиева Дорога» - начальный участок магистрали Рим-Афина. Она была обставлена по бокам могильными памятниками. Эта дорога, которая возникла почти 2000 лет тому назад, частично сохранилась до нашего времени и поражает инженеров совершенством своей конструкции [2].

В конце ХІІ ст. был изобретен хомут, что позволило увеличить массу перевозимых грузов и требовало усовершенствования дорожного покрытия. До XVI века повозки были без рессор.

В середине XV ст. получили распространение повозки с поворотной передней осью, что обеспечило возможность вписать кривые в повороты трассы.

Увеличение перевозок в ХVII ст. способствовало совершенствованию транспортных средств. Получили распространение подрессоренные экипажи с кузовами. Эти телеги очень повреждали дороги, что требовало введение ограничений на массу перевозимых грузов.

Плохое состояние дорог принуждало искать пути оптимизации взаимодействия колеса телеги с дорожным покрытием, которое привело к новым решениям в разработке конструкции телег и дорожных покрытий.

В конце XIX в. свершилась революция в технике транспорта - появились: самоходная телега с двигателем внутреннего сгорания, паровоз и самолет.

В 1885 - 1886 годах появился трехколесный автомобиль Готфрида Даймлера и Карла Бенца. В 1893 г. Г.Форд изготовил свой первый автомобиль на велосипедных колесах и начал массовое производство автомобилей [3].

Развитие паровозо- и автомобилестроения привело к возникновению проблем обеспечения проезда по дорогам и приспособления паровозов и автомобилей к состоянию этих дорог.

Массовое производство автомобилей в начале XX ст. дало толчок в развитии дорожного строительства, которое в свою очередь стимулировало развитие пассажирских перевозок.

В XX ст. произошли огромные изменения во всех сферах человеческой деятельности, в том числе и в развитии транспорта и путей сообщения.

Среди мощных факторов глобального масштаба, которые предусматривали пути развития мирового и отечественного транспорта, следует выделить такие:

1) демографический взрыв (рост населения земли увеличивается до 100 млн. чел. в год);

2) развитие производства и потребления ресурсов;

3) урбанизация населения;

4) научно-техническая революция.

Все это способствует последующему развитию как дорожного строительства и автомобильного транспорта, так и других видов транспорта.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.