Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Характеристика здоровой семьи.






Сильная родительская позиция с ясными семейными правилами. Гибкие, открытые взаимоотношения между младшими и взрослыми членами семьи с чёткими «образцами» отношений и поведения. Сохранные, эмоционально тёплые связи между поколениями, которые составляют основу «семейной памяти».

Модели психологически здоровых семей (по Г.Г. Буторину)

1. Функционально-самодостаточная.

Отношения характеризуются гибким, поддерживающим и «разумно дозволяющим» поведением родителей, когда они легко и «особо не задумываясь над этим» приспосабливались к потребностям ребёнка. Дети чувствуют себя защищенными и могут искать новые пути для «исследования и развития». Родители последовательны в своих требованиях, а в воспитательных приёмах практически отсутствуют элементы давления и принуждённого форсирования развития опережающих навыков у детей. Элементы необходимого контроля не выглядят жёсткими и мелочными, а система запретов и поощрений оптимально сбалансирована.

2. Функционально-ригористическая.

Адаптация родительского поведения к потребностям ребёнка сопровождается определённым осознанным контролем, когда для достижения «включённости в проблемы детей» необходимо старание для того, чтобы вникнуть в его переживания. Не всегда успешная реализация такого стремления вносит во внутрисемейную коммуникацию некоторое напряжение и недостаток спонтанности, непосредственности. Несмотря на то, что в такой воспитательной ситуации ребёнок находится в центре внимания, его «личная свобода» подчиняется довольно твёрдой регламентации. Избыточное опекунство родителей выражается в категоричности их позиций, требований, в тенденциях навязать своё мнение и готовые решения, а заведённые в доме порядки и правила подлежат неукоснительному выполнению. Строго контролируется система запретов и - поощрений, а чувство идентичности семьи не «завершено», что проявляется в ситуативных внутренних противопоставлениях ребёнком чувств «Я» и «Мы».

3. Функционально-конформистская.

Родительское внимание к проблемам детей несколько ограниченно. Основу их заботы составляет больше заострённое чувство долга, обязанности, повышенной принципиальности (гиперсоциальность), что характеризует определённую «заданность» в отношениях с детьми. Недостаточный уровень педагогической компетентности родители стремятся восполнить сведениями, полученными на различных просветительских лекциях, либо из средств массовой информации (газеты, журналы, телевидение, радио). Это приводит к тому, что единый родительский воспитательский стиль не сформирован, зависит от тех рекомендаций, которые они считают наиболее приемлемыми. К каждым новым полученным сведениям внимательно прислушиваются, что может поменять стиль воспитания, который при этом почти всегда носит сентенциозный характер. В определённых ситуациях они демонстрируют амбивалентность отношений и их разноплановость. Система запретов и поощрений существует, но часто противоречива. Идентичность данных семей характеризуется существенным противопоставлением «Я» и «Мы», что значительно снижает их стабильность и способность противостоять дестабилизирующим воздействиям, в которых решения, принимаемые родителями, часто носят противоречивый характер.

4. Функционально-реверсивная.

Поведение родителей не всегда носит последовательный характер. Ограниченность воспитательных ресурсов нередко обусловливает их непоследовательные поступки и требования, которые не всегда сопоставимы с возрастными возможностями детей, что влияет на доверительность их взаимоотношений. Родители в таких семьях стремятся направлять развитие ребёнка в соответствии с собственными представлениями в ущерб его реальных потребностей. Чрезмерный контроль объясняется постоянной тревогой по поводу возможных опасностей, неудач, от которых следует оградить ребёнка. В таких семьях обнаруживается склонность к проявлению индивидуализма, что затрудняет выделение в ней явного лидера. Внешние связи выглядят несколько ограниченными, редко устанавливаются новые знакомства и взаимоотношения, при этом охотно и регулярно поддерживаются связи с родственниками и близкими друзьями. Отдых и развлечения чаще ограничиваются семейным кругом (семьей ходили в кино, театр и т.д.). Необходимость расширения социальных контактов может сопровождаться социально-психологическим напряжением. Идентичность и стабильность такой семейной системы, её толерантность к неблагоприятным социально-стрессовым воздействиям оценивается как самая низкая из всех моделей.

ТИПЫ НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ СЕМЕЙ.

Семьи с дефицитом воспитательных ресурсов: неполные, с низким интеллектуальным уровнем родителей; с низким материальным уровнем.

Конфликтные семьи: диссоциированная пара; нежелание преодолеть недостатки характера; неприятие супруга (его установок, культуры, манер).

Семьи с нравственной деформацией: эгоистически ориентированные семьи (достигать своего в ущерб другим, пользоваться чужим трудом, поступаться принципами и т.п.); криминальные семьи; с наркологическими проблемами.

Педагогически некомпетентные семьи: непонимание индивидуальности; с патологическими типами воспитания.

Характеристика асоциальной семьи

Сочетание затяжных, конфликтных внутрисемейных отношений с криминалогической и наркологической отягощённостью.

Нарастающая социальная изоляция с выключением семьи из доверительных или поддерживающих отношений с другими семьями в микрорайоне.

Дети, проживающие в такой семье, испытывают различные формы давления:

а) разъединённость и эмоциональное отвержение со стороны родите
лей;

б) заброшенность и насилие, чувство вины и стыда за поведение других членов семьи, например, алкоголизирующейся матери;

в)они соизмеряют своё поведение и свои отношения с «двойным стандартом правил»;

г) они стремятся перенести стиль внутрисемейных «образцов поведения» на свои взаимоотношения с окружающими, навязать его, если не встречают действенного отпора.

Характеристика конфликтной семьи

«Запутанные отношения» между членами семьи.

Семья с разъединёнными, конфликтно сосуществующими родителями.

Семья с хронической неприязнью между отдельными членами семьи, старшим и средним поколениями, между родственниками по материнской и отцовской линиям.

Общение находится на низком уровне, в нём отсутствуют забота, юмор, радость от общения.

Доминируют разъединение, неприязнь, взаимное перекладывание вины.

Активное нежелание обсуждать проблемы семьи с кем-либо из окружающих сочетается с часто возникающими состояниями тревоги и паники по отношению к семейным проблемам.

Неблагоприятные типы воспитания

Гипопротекция (гипоопека): явная — безнадзорность; скрытая — при показном внимании; потворствующая — при стремлении оградить от постороннего воспитания; явное эмоциональное отвергание — тип «Золушки»; перфекционизм — совершенствование с принуждением; жестокое обращение.

Гиперпротекция (гиперопека): явная - по типу «оранжерейная»; доминирующая - мелочная опека без свободы выбора; потворствующая -по типу «кумира семьи»; компенсаторная - с боязнью, что все плохо; не материнская - близкие родственники.

Повышенная моральная ответственность.

Смены типов воспитания.

Противоречивое.

Критерии неблагоприятных воспитательных условий в семье V

психотравмирующая среда и воспитание должны быть особо значимы для базальных характеристик личности данного ребёнка (инстинкты, темперамент и т.п.);

они должны быть достаточно продолжительными или многократно повторяющимися;

их значение должно усиливаться в критический период развития ребёнка;

• они должны включаться в этиопатогенетические механизмы различных
нарушений психических состояний.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.