Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Развил учение о категориях






(изучал диалектические, парные категории – общее и единичное, причина и следствие, возможность и действительность и др.).

5. Разработал основные принципы диалектической логики (науки о мышлении). Раньше - только формальной логика (Аристотель).

6. Обосновал принцип тождества бытия и мышления, т.е. единство законов внешнего мира и законов мышления.

Заключение: Философия Гегеля - вершина европейской философии того времени. Ее положения (особенно диал. метод) широко использовались в последующей философии, в т.ч. Марксизмом и русской идеалистической философией.

 

 

35. Философия истории Гегеля социальная теория Гегеля, основана на решающей роли разума в истории общества.

1. В бесконечном процессе истории господствует мысль. История есть в первую очередь процесс саморазвития разума (абсолютной идеи).

2. Цель всемирной истории – самопознание мировым разумом самого себя (это - идеализм).

Носителем мирового разума в ту или иную эпоху является народ, находящийся в данный момент в расцвете сил (в 19 в. – Германия).

3. В то же время каждый народ мира вносит свой вклад в развитие мирового разума (китайцы – философию, якуты - сказания, папуасы, негры – медицину и т.д.).

4. Всемирная история есть прогресс общества в развитии свободы:

Этапы развития свободы:

1) Восточный мир: свобода – только для деспота с его произволом и слепым повиновением народа;

2) Греческий, римский миры: свобода в ограниченных пределах, лишь для некоторых (свободных граждан). Есть рабство.

3) Германский мир – полная (?) свобода для всех (политическая и гражданская). В этом – идеализация прусского государства и явное противоречие с самой диалектикой Гегеля, так как полной, т.е. абсолютной свободы не может быть в принципе. В ином случае -развитие прекращается!

5. Прогресс общества Гегель связывал также с разумным государственным устройством.

6. Гегель рассматривает историю как единый неразрывный закономерный процесс развития общества. В нем каждая эпоха, будучи неповторимо своеобразной, в то же время есть закономерная ступень в развитии человечества (человеческого духа).

7. Человеческое общество развивается путем сложения действий отдельных личностей, преследующих собственные интересы. В этом проявляется активность человеческой личности.

Однако в результате пересечения интересов и воль отдельных людей возникают новые объективные обстоятельства, с

которыми люди необходимо вынуждены считаться. Таким образом, случайность (воля отдельных лиц) превращается в необходимость (новую ситуацию). И т.д.

 

36.Фейербах Людвиг (1804-1872) непоследовательный метафизический материалист, атеист, автор антропологической философии. Совершил в своем мировоззрении переход от идеалистической философии Гегеля к ее критике и к материализму.

А. Онтология Фейербаха: Критика религии

В понимании природы - м атериалист, атеист. Главная работа “Сущность христианства” – критика традиционной религии и гегелевского идеализма.

Природа существует сама по себе, независимо от какой бы то ни было философии или сознания. Люди - продукты природы.

Высшие существа, выдуманные людьми, есть лишь фантастические отражения нашей собственной сущности. “Вне природы и человека нет ничего”.

Полностью (метафизически) отрицал всю философию Гегеля, включая и его знаменитую диалектику! К.Маркс: “Вместе с водой он выплеснул из ванны и ребенка».

Материалистические взгляды Фейербаха оказали большое влияние на становление материалистической философии Маркса и Энгельса, а также Чернышевского.

Б. Антропологическая философия (философия человека) Л.Фейербаха:

Главный предмет всей философии - проблема человека. Человек – есть динамичная целостность, совокупность физического и психического, разложимая лишь в абстракции.

Главные вопросы философии: что такое жизнь, любовь, счастье, смерть, бессмертие.

Бог это идеальная (совершенная) сущность человека, освобожденная от телесной оболочки.

Т.к. поту стороннего мира нет, то человечеству надо сообща стремиться к счастью в этой (посю сторонней) жизни.

Отвергая традиционную религию, предложил заменить ее другой религией - любовью человека к человеку. Это единственно истинная религия. На место веры в Бога нужно веру человека в самого себя.

Выводы: У Фейербаха - непоследовательность философских взглядов (сочетание идей материализма и идеализма). Он был:

- материалистом в понимании природы (материя – первична);

- идеалистом в понимании движущих сил существования и развития общества (главный фактор - любовь человека к человеку).

Положительные элементы философии Фейербаха:

1. Обращение к общечеловеческим ценностям, к гуманизму.

2. Привлечение внимания к природе человека и к коренным проблемам его существования.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.