Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Этические концепции античной философии






Этика Сократа, Аристотеля – см. соответствующие параграфы данной темы (№5 Сократ, №7 Аристотель).

Протагор (485-415), софист, субъективный идеалист.

Бежал из Афин, где за свое сочинение «О Богах» был приговорен к сметной казни.

«Человек есть мера всех вещей: существующих, что они существуют, несуществующих, что они не существуют» (т.н. положение «homo mensura»).

Так как даже один и тот же человек постоянно меняется, то и мнение его тоже меняется.

Т.е. истина всегда субъективна, т.к. высказывается кем-то и зависит от субъективной оценки человека («холодно или тепло на улице»).

Поэтому общезначимая (объективная) истина невозможна. Следовательно, все в мире относительно и субъективно: знания, этические нормы, религиозные представления.

Сторонник этического релятивизма:

«То, что представляется каждому государству справедливым и прекрасным, то и является таковым для него, пока оно таковым считается».

Т.е. справедливость и этика вообще есть понятие субъективное, относительное, для каждого свое.

Эпикур (341-270), афинский философ сторонник эвдемонизма – направления в этике, рассматривающее блаженство и счастье как мотив и цель всех стремлений.

Автор э тики свободы:

Будучи последователем атомистического учения Демокрита, полагал, что свободное перемещение (отклонение) атомов в природе, обеспечивает и соответствующую свободу деятельности человека

Основные идеи:

- Задача философии - помочь человеку стать счастливым и избавиться от душевных страданий.

- Страх перед смертью не имеет смысла, т.к. «когда мы есть, то смерти еще нет, а когда смерть наступает, то нас уже нет».

- Цель счастливой жизни – т.н. атараксия («безмятежность души»), т.е. обретение душевного равновесия (спокойствия) и невозмутимости;

- Норма жизни человека – разумное ограничение желаний и потребностей, именно в этом мудрость человека;

- Стиль поведения и девиз Эпикура: «Живи уединенно!», т.е. призыв к уходу из общественной жизни.

Эпикуризм – учение и образ жизни последователей Эпикура. Эпикурейцы – те, кто не задумываясь, наслаждается материальными радостями жизни.

 

18. Эллинистическая философия заключительный этап древнегреческой и древнеримской философии (3 век до н.э. - 5 век нашей эры).

Скептицизм Основатель - Пиррон (360-270)

Сомнение в достоверности какого-либо знания, т.к. мир изменчив, а человеческие ощущения как и сами люди субъективны и неодинаковы. Поэтому ничему нельзя придавать безусловного значения.

Единственно правильный способ отношения к вещам состоит в воздержании от каких-либо суждений о них.

Стоицизм (III – II век до н.э.)

Основатель – Зенон из Китеона (336-265 до н.э.). Навание школы «Стоя» (место у «Пестрого портика» в Афинах, где Зенон излагал свое учение).

Высшая цель человека – достижение счастливой жизни. Для этого необходимо освободиться от страстей и пороков через апатию - терпение, сдержанность, душевный покой (а – не, патос – страсть).

Человек не свободен, он зависит от судьбы, ф атума (рока): (богатство или бедность, здоровье или болезнь). Он не властен изменить судьбу, но властен изменить свое отношение к жизни. Поэтому нужно со спокойствием переносить в жизни и радости и невзгоды (унижение, страдания, бедность и др.).

Нравственный идеал – быть добродетельным и избегать пороков.

Стоицизм - психологическая защита человека в нестабильном и несправедливом мире.

Неоплатонизм (3-6-й вв. н.э.) последняя форма идеалистической греческой философии

Плотин ( 204-270), объективный идеалист, последователь Платона.

Представители - Я мвлих, Порфирий, Прокл.

Основные идеи неоплатонизма:

Бытие имеет иерархическую (ступенчатую) структуру;

Высшей ступенью бытия является некое идеальное начало - Единое (Благо), лишенное всяких свойств.

Благо есть творческое первоначало, которое последовательно создает все остальное в мире: Ум (мысль) – Мировую Душу (чувство) – Материю.

Существующее единство мира носит не материальный, а идеальный характер.

Задача человека подняться вверх по идеальной (духовной) лестнице: от чувств через мысль к Единому (Благу), непостижимому рационально (умом).

Идеи неоплатонизма положили начало средневековой христианской философии.

 

Особенности и основные понятия Средневековой философии

Особенности:

1) Тесная связь философии с религией и богословием (теологией). Т еология (т.е. богословие) – учение о Боге.

2) Главная задача философии в это время – подтверждать, обосновывать и защищать религиозные догматы (основные положения), изложенные в Библии (к ак источнике знания и истины), представляя ее положения в философских категориях и опровергая ложные аргументы.

Философия была официально объявлена «служанкой богословия» (Пьетро Домиани, богослов).

Основные понятия:

Креацинизм (креатио - создание)– признание и обоснование учения о создании (т.е. сотворении) мира Богом из ничего.

Теоцентризм – признание Бога главной реальностью, определяющей все остальное. Природа сотворена Богом и зависит от него.

Деизм – Бог создает мир, но затем не вмешивается в его существование и развитие.

Теодицея – оправдание Бога в отношении допускаемого им зла.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.