Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные направления в философии. Материализм и идеализм.






Монизм (греч. монос – один) – утверждение, что мир имеет только одно начало (субстанцию): или материальное или идеальное.

Например: первична материальная причина (материя); первична идеальная причина (Бог).

Дуализм (лат. дуа – два)– признание наличия двухравноправных начал (причин чего либо).

Примеры дуализма:

- в онтологии: причинами возникновения и развития мира являются два равноправных начала: и материальное и идеальное (материя и сознание);

- в гносеологии: признание двух разных методов познания действительности (например, эмпиризм и рационализм).

Плюрализм (плюраль – множественность) – признание множественности начал (причин) в мире.

Примеры плюрализма:

- в онтологии: в основе мира лежит несколько равноправных, самостоятельных начал (причин) – вода, воздух, огонь, идеи, Бог;

- в гносеологии (в познании) – признание множественности методов познания (эмпиризм, рационализм, индукция и др.).

Материализм и идеализм:

Два основных направления (течения) в философии (в монизме). Соответственно, их сторонников называют материалистами и идеалистами.

Материализм – направление в философии (в онтологии), полагающее, что мир возник и развивается благодаря материальным причинам (началам). Например: материя, атом, земля, воздух, и т.п. А все идеальное - вторично и возникло благодаря материальному (в том числе, сознание человека).

Поэтом, например, в возникновении и развитии общества материалисты главными движущими силами развития соответственно считают материальную основу общества (экономику), которая определяет все остальное, в том числе идеальные (духовные) сферы – культуру, образование, науку и т.п.

Исторические формы материализма:

Материализм в истории существовал в нескольких формах.

1. Древний материализм (материализм древних греков) - стихийный и наивный. Природа состоит из материальных частиц и существует независимо от сознания. (VI век до н.э – VI в. н.э. Фалес, Демокрит, Гераклит).

2. Метафизический (механистический) материализм: упрощенное понимание первичности материального на основе лишь количественного, механического перемещения тел (Новое время в Европе. 16-17 века. Декарт, Гоббс).

3. Диалектический материализм: мир в своей основе материален и постоянно, качественно развивается. (19-й век. Маркс, Энгельс).

 

Материализм может быть:

- Последовательный материализм: принцип материализма распространяется и на природу и на общество (марксизм).

- Непоследовательный материализм – признание материализма в природе и отрицание его в обществе и в истории (Фейербах).

- Вульгарный материализм – все существующее в мире сводится к материальному, в т.ч. сознание человека (Бюхнер, Фогт, Моллешот).

Идеализм и его разновидности:

Идеализм – направление в философии (в онтологии), полагающее, что основой мира и причиной его возникновения является идеальное (духовное) начало.

Например:

- в природе – Бог, абсолютный разум, понятия и т.п.

- в обществе – идеи, культура, образование, наука.

Две разновидности идеализма: объективный и субъективный

1. Объективный идеализм – утверждение, что основа мира (его причиной) есть объективное идеальное начало, т.е. не зависящее от человеческого сознания.

Например, Бог (в религии), абсолютная идея (у Гегеля), идеи (у Платона), числа (у Пифагора) и т.п.

2. Субъективный идеализм – утверждение, что основа мира – сознание человека. Мир зависит от человеческого сознания, создается им.

Фактически «мир есть комплекс ощущений человека» и не существует вне человеческого сознания (англ. философ Дж.Беркли, 1685-1753).

Например: вишня.

Следовательно, мир всецело зависит от человеческого восприятия, от человеческих ощущений. Он субъективен, так как восприятие мира каждым человеком субъективно. Действительность есть результат духовного творчества субъекта.

Отсюда – ведущая роль человека (субъекта) в преобразовании мира и общества (т.н. субъективный метод в социологии).

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.