Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Философия Средних Веков и Ф. Возрождения.






 

Средневековье – исторический период от падения Римской империи до эпохи Возрождения (4-15 века).

Ф. этого времени формировалась на основе древнегреческой философии и священного Писания.

 

Отличительная особенность средневековой Философии – ее ярко-выраженный религиозный характер.

 

Теоцентризм – понимание мира, в соответствии с которым источником всего сущего является Бог.

 

Креацентризм – мировоззрение, в соответствии с которым Бог из ничего сотворил природу и человека.

 

В средневековой Философии есть 2 периода:

1) патристика (ее представлял Августин Блаженный)

2) схоластика (Фома Аквинский)

 

Для средневековой Ф.характерна борьба 2 направлений: реализма и номинализма по поводу того, что из себя представляют общие понятия или универсалии.

 

Реализм: Универсалии (понятия) первичны, так как они находятся в разуме Бога, они являются первопричиной для существования Вещей, Предметов.

Номинализм: Вещи, Предметы (первичны→ Понятия от них.

 

Важнейшая черта средневековой Ф – креационизм. Т.е. средневековая Ф носит ярко выраженный религиозный характер. Вторая черта – борьба 2 направлений (материализма и идеализма) проявляется в споре номинализма и реализма.

 

 

Эпоха Возрождения.

Возрождение – период перехода Средневековья к Новому времени (14-16 века)

 

Это время, когда феодальный строй уже изжил себя, но буржуазный еще не утвердился.

 

Если мировоззрение Средневековья устремлено в Бога, оно теоцентрично, то мировоззрение эпохи Возрождения устремлено к человеку, оно антропоцентрично. Пропагандируются гуманизм и индивидуализм. Основные идеи философии эпохи Возрождения получили свое проявление в искусстве. Особенно в произведениях Петрарки и Бокаччо.

1)Философия эпохи Возрождения преодолела догматизм религиозной схоластики

2) она содействовала возникновению рациональной философии нового времени

3) она способствовала росту авторитета науки.

 

 

Ф.Нового Времени (16-17 века).

Это время становления буржуазных отношений в Европе, время интенсивного развития промышленности, торговли, век бурных географических открытий.

Религия утрачивает господствующие позиции в обществе и философии.

Развитие капиталистически производственных отношений требует нового нерелигиозного мировоззрения, которое отвечало бы интересам развития науки, тк становление промышленного производства капитализма могло происходить только на основе научного знания законов природы, чтобы использовать их в формировании машинного производства.

Крупнейшее открытие в науке этого времени – открытия Ньютона, Коперника, Галилея, Джордано Бруно.

Широкое распространение – наука механика, соединение традиционного материализма с механикой придает Философии Нового Времени форму механистического материализма.

 

Господствующий метод в познании мираметафизика.

Отличительная особенность: механистический материализм с присущим ему метафизическим методом исследования.

 

Главная задача науки и Философии этого времени – обоснование методов научного познания.

В гносеологии возникает 2 направления: эмпиризм и рационализм.

Последователи эмпиризма – Бэкон, Гоббс, Локк.

Последователи рационализм – Декарт, Лейбниц, Спиноза.

Эти два направления решают вопрос о том, что является источником знания.

 

Эмпирики: источник познания – опыт.

Рационалисты: главный источник знания – идеи, мысли, понятия, которые присущи человеку от рождения (теория врожденных знаний, идей).

 

Так, если рационалисты подчеркивают активную роль мышления, то эмпирики решающую роль в познании отводят опыту.

Оба эти направления сыграли важную роль в процессе развития теории познания.

 

Вывод.

1)Ф Нового Времени нанесла существенный удар по религиозной Философии

2)Она способствовала развитию науки

3)Материалистическая философия Нового Времени была идеологией прогрессивного класса, буржуазии, которая впоследствии подготовила буржуазную революцию в Европе.

4) Ф Нового Времени подготовила почву для немецкой классической Философии.

 

Недостатки Ф. Нового Времени:

1)в ее механистичности

2)в ее метафизичности

3)Материалисты нового времени были идеалистами во взгляде на толкование истории

 

 

Немецкая классическая Философия

Была подготовлена рядом факторов:

1)влиянием Французской буржуазной революции с ее идеологией свободы и равенства

2)промышленной революцией в Англии

3)достижениями естественных наук.

 

Германия конца 18 века – раздробленное феодальное государство с идеалистическим мировоззрением.

Немецкая буржуазия только складывается как класс и отличается своим политическим бесправием

 

Социальное, экономическое и политическое положение Германии конца 18 века наложила заметный отпечаток на немецкую философию того времени. Ей характерен двойственный, противоречивый характер.

 

Величайшие представители немецкой классической философии – Иммануил Кант, Гегель, Фейербах, Фихте, Шиллер и другие.

 

И.Кант (1724-1804). Главное произведение – «Критика чистого разума».

1) Отнтология.

С одной стороны для Канта характерно естественное происхождение Вселенной из Хаоса: Солнечной Системы из первоначальной туманности. Есть множество миров, находящихся в процессе непрерывного возникновения и уничтожения.

С другой стороны конечная первопричина мира – Бог.

2) Гносеология.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.