Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Охрана российских изобретений, полезных моделей и промышленных образцов за рубежом






Общие положения. Действие патентов на объекты промышленной собственности, как правило, ограничивается территорией тех госу­дарств, патентные ведомства которых их выдали. Чтобы разработка пользовалась правовой охраной в других странах, она должна быть там запатентована. Иными словами, обладатель прав на разработку должен (стр.154) составить и падать заявку на выдачу патента во всех тех странах, где он желает получить охрану.

Вполне понятно, что при этих условиях обеспечение охраны раз­работки в сравнительно широких масштабах требует затраты больших сил и средств, которые должны соизмеряться с теми выгодами, на которые может рассчитывать патентообладатель. И хотя за последние годы усилиями мирового сообщества создан механизм, который зна­чительно облегчает процедуру зарубежного патентования, перед патен­тообладателем всякий раз встает немало вопросов, связанных с выбором стран и процедуры патентования, форм и мероприятий, необходимых для реализации объектов техники на внешнем рынке и т. п.

Прежде всего патентообладатель должен решить вопрос относи­тельно целесообразности самого зарубежного патентообладания. Для патентования за границей отбираются разработки, имеющие перспек­тивы коммерческой реализации в виде экспорта продукции, продажи лицензий, создания совместных предприятий и т. п.

Патентование разработок за границей, как правило, целесообразно, если их использование в объектах техники обеспечивает более высокие технико-экономические и иные показатели по сравнению с лучшими зарубежными образцами. При этом есть смысл патентовать лишь такие разработки, за использованием которых можно осуществлять практи­ческий контроль. Если же применение разработки ограничивается внутренними потребностями зарубежных фирм и может быть осуще­ствлено любым заинтересованным лицом лишь на основе сведений, содержащихся в описании, перспективы коммерческой реализации такой разработки на внешнем рынке практически отсутствуют.

Далее, принимая решение о зарубежном патентообладании, заяви­тель должен учитывать требования российского патентного законода­тельства. Патентный закон РФ устанавливает, что патентование разработки за рубежом осуществляется не ранее чем через три месяца после подачи заявки в Патентное ведомство РФ (ст. 35 Патентного закона РФ). В отдельных случаях Патентное ведомство РФ может разрешать патентование разработки за рубежом и ранее указанного срока, но подача заявки в Патентное ведомство РФ все равно необходима.

Наконец, должны учитываться особенности патентного законода­тельства стран патентования и участие этих стран в международных и региональных договорах по охране промышленной собственности. В разных странах к патентоспособности разработок предъявляются раз­ные требования; решения, не охраняемые в одних странах, могут быть вполне патентоспособными в других; по-разному определяется при­оритет заявки и т. п. (стр.155) Порядок зарубежного патентования. На протяжении многих лет патентование разработок за границей было в нашей стране государст­венной монополией, то есть относилось к исключительной компетен­ции специально уполномоченных государственных органов. Ни создатель разработки, ни патентообладатель не имели возможности за свой счет получить иностранный патент либо предоставить зарубежной фирме лицензию на использование разработки. Они могли лишь вы­ступать с соответствующей инициативой, то есть доказывать государ­ственным органам, что такое зарубежное патентование необходимо и принесет государству определенную пользу.

Действующее патентное законодательство исходит из того, что вопрос о зарубежном патентовании и продаже лицензий за границу относится к исключительной компетенции самих патентообладателей Запрет на зарубежное патентование может быть обусловлен лишь соображениями сохранения секретности в отношении разработок, от­носящихся к сфере обороны и государственной безопасности.

Важнейшее значение имеет выбор оптимальной процедуры патентования. Оно может производиться либо в соответствии с требованиями национальных законодательств, либо по процедуре, предусмотренной соответствующими международными договорами. Патентование по национальной процедуре осуществляется, как правило, при выявлен­ной перспективе реализации продукта в отдельных странах или в странах, которые не являются участниками международных конвенций по охране промышленной собственности. В этом случае документы заявки, направляемые в каждую страну патентования, должны быть оформлены по правилам, которые установлены национальным законо­дательством. Кроме того, как правило, необходимо действовать через патентного поверенного, зарегистрированного патентным ведомством соответствующей страны.

При патентовании изобретений за границей по процедуре, установ­ленной Договором о патентной кооперации, заявитель подает одну международную заявку с указанием стран (из числа участниц данного Договора), в которых он намеревается получить патенты. Международ­ная заявка во всех странах оформляется по единым требованиям. Она подается в свое национальное патентное ведомство, которое пересылает заявку в так называемое принимающее ведомство, а последнее — в международный поисковый орган. В роли последних выступают патент­ные ведомства ряда ведущих стран.

Международный поисковый орган проводит по полученной заявке международный поиск с целью выявления уровня техники. По итогам поиска готовится отчет, представляющий собой перечень документов, (стр.156) которые должны быть приняты во внимание при проведении экспер­тизы.

Отчет о поиске направляется заявителю, а также в Международное бюро ВОИС. Для оказания помощи заявителем к отчету прилагаются рекомендации, которые не имеют обязательного характера.

Получив отчет о международном поиске, заявитель самостоятельно оценивает перспективы получения патентной охраны своей разработки в интересующих его странах. Он может изъять свою заявку, сохранить ее в неизменном виде или внести в нее необходимые изменения.

Если перспективы заявки благоприятные, заявитель подает хода­тайство о проведении международной экспертизы, в ходе которой исс­ледуются новизна, изобретательский уровень и промышленная применимость изобретения. Результаты экспертизы оформляются за­ключением, копии которого через Международное бюро ВОИС рассы­лаются в избранные заявителем страны.

Патентование изобретений по процедуре Договора о патентной кооперации требует немалых валютных затрат, которые, однако, оп­равдывают себя, если разработка одновременно патентуется не менее чем в трех—четырех странах.

Патентование изобретений в странах ближнего зарубежья, обеспе­чиваемое Евразийской патентной конвенцией, осуществляется путем подачи заявки в Евразийское патентное ведомство, расположенное в г. Москве.

Евразийское патентное ведомство проверяет правильность оформ­ления заявки, а затем проводит по заявке поиск. Отчет о поиске вручается заявителю и публикуется для всеобщего сведения через 18 месяцев с даты подачи заявки.

Затем, если от заявителя поступает ходатайство, которое должно быть подано по истечении шести месяцев после публикации отчета о поиске, Евразийское патентное ведомство проводит экспертизу заявки по существу.

Решение о выдаче или отказе в выдаче евразийского патента принимается от имени Евразийского патентного ведомства. Выданный евразийский патент имеет силу национального патента во всех стра­нах—участницах Евразийской конвенции.

Наконец, российские заявители могут использовать для получения патентной охраны ряд региональных соглашений о выдаче патентов, действующих одновременно на территории всех стран—участниц дан­ных соглашений. В частности, можно получить так называемый евро­пейский патент, выдаваемый Европейским патентным ведомством (г. Мюнхен), и т.д. (стр.157) Глава 55. ПРАВО НА ИНЫЕ ОБЪЕКТЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ

§ 1. Право на средства индивидуализации участников гражданского оборота и производимой ими продукции (работ, услуг)

Фирменное наименование. Под фирменным наименованием понима­ется то наименование, под которым предприниматель выступает в гражданском обороте и которое индивидуализирует его среди других участников гражданского оборота. Действующее законодательство предъявляет к фирменным наименованиям ряд требований. Прежде всего наименование предпринимателя должно правдиво отражать его правовое положение и не вводить в заблуждение других участников гражданского оборота. В этой связи фирменное наименование должно содержать истинные указания на организационно-правовую форму предприятия (казенное предприятие, общество с ограниченной ответ­ственностью, открытое акционерное общество и т.п.), его тип (госу­дарственное, муниципальное, частное), профиль деятельности (производственное, научное, торговое и т. п.), личность владельца и т. д.

Далее, чтобы выполнять функцию индивидуализации участника гражданского оборота, фирменное наименование должно обладать отличительными признаками, которые не допускали бы смешения одной фирмы с другой. Иными словами, фирменное наименование должно быть новым и отличным от уже используемых наименований.

Наконец, должная степень индивидуализации участников оборота может быть обеспечена фирменным наименованием лишь тогда, когда оно остается неизменным в течение всего времени, пока пользующийся им предприниматель сохраняет свой организационно-правовой статус. Поэтому не допускается произвольное и не обусловленное какими-ли­бо уважительными причинами изменение фирменного наименования. Конечно, принцип постоянства фирмы не должен входить в противо­речие с принципом истинности. Если, например, произошло измене­ние организационно-правовой формы предприятия или сменился его владелец, это должно найти соответствующее отражение в фирменном наименовании.

Предъявляемые к фирме требования определяют и ее структуру. Принято выделять две части фирмы — основную, которая именуется еще корпусом фирмы, и вспомогательную, которую называют добав­лениями. Корпус фирмы, являющийся обязательной частью всякого фирменного наименования, содержит указание на организационно-правовую форму предприятия, его тип и предмет деятельности, а в некоторых случаях и на другие его характеристики. Так, фирменное наименование полного товарищества должно содержать либо имена (стр.158) (наименования) всех его участников и слова «полное товарищество», либо имя (наименование) одного или нескольких участников с добав­лением слов «и компания» и слов «полное товарищество» (п. 3 ст. 69 ГК).

К корпусу фирмы добавляется вспомогательная часть, элементы которой подразделяются на обязательные и факультативные. Обяза­тельным добавлением является специальное наименование предприя­тия, его номер или иное обозначение, необходимое для отличия одних предприятий от других. Роль таких наименований чаще всего выпол­няют различные условные обозначения в виде оригинальных слов (завод «Калибр»), имен собственных (объединение «Светлана»), гео­графических названий (фабрика «Нева») и т.п. Другие добавления, например указания «универсальный», «специализированный», «цент­ральный» и т. п., в том числе сокращенные наименования фирмы (ЗИЛ, ЛОМО, КамАЗ и т.д.), относятся к числу факультативных и могут включаться в фирму по усмотрению ее владельца. Однако все эти добавления, как и элементы корпуса фирмы, должны соответствовать действительности и не вводить в заблуждение других участников обо­рота и потребителей.

В качестве субъектов права на фирменное наименование выступают прежде всего коммерческие юридические лица (п. 4 ст. 54 ГК). Это и понятно, так как практическую потребность в индивидуализации среди других участников гражданского оборота испытывают именно они. Граждане, являющиеся индивидуальными предпринимателями, обыч­но приобретают и осуществляют права и обязанности под своими собственными именами, что, по общему правилу, является достаточ­ным для их индивидуализации. Поэтому до недавнего времени поль­зование фирменными наименованиями со стороны индивидуальных предпринимателей исключалось, что, на наш взгляд, было вполне оправданным решением. В настоящее время ряд норм ГК (ст. 1027 — 1028) дает основания полагать, что позиция законодателя по этому вопросу изменилась, то есть возможность обладания особым фирмен­ным наименованием признается и за индивидуальными предпринима­телями.

Сущность права на фирму заключается в гарантированной лицу возможности выступать в обороте под собственным фирменным наи­менованием. Конкретные формы реализации права на фирму доста­точно многообразны. Под своим фирменным наименованием лицо совершает гражданско-правовые сделки и иные юридические действия, осуществляет личные неимущественные права, защищает свои имущественные или неимущественные права и т.д. Фирмовладелец вправе помещать свое фирменное наименование на вывесках, бланках, счетах, (стр.159) прейскурантах и т. п. Фирменное наименование может использоваться в разнообразных публикациях рекламного характера, объявлениях, аннотациях и т. п.

Наряду с правом на совершение разнообразных действий по ис­пользованию фирменного наименования по своему усмотрению (по­ложительная сторона права на фирму) фирмообладатель вправе требовать от всех третьих лиц воздержания от любых действий, связан­ных с неправомерным использованием принадлежащего ему фирмен­ного наименования (негативная сторона права на фирму).

Характеризуя юридическую природу права на фирму, следует вы­делить несколько свойственных ему признаков. Прежде всего данное субъективное право носит исключительный характер, то есть фирмовладелец обладает монополией на реализацию тех возможностей, кото­рые заложены в данном субъективном праве. Далее, право на фирму относится к числу абсолютных прав, то есть таких прав, которые действуют в отношении всех третьих лиц, обязанных воздерживаться от нарушения правомочий, предоставленных их владельцам. Иными словами, фирмовладельцу противостоит не какое-либо конкретное лицо, обязанное совершить или, наоборот, воздержаться от каких-либо действий, а все третьи лица, на которых лежит обязанность не нарушать право на фирму и не препятствовать фирмовладельцу в осуществлении его правомочий.

Право на фирму часто характеризуется в литературе как личное неимущественное право[87], с чем следует в целом согласиться. Действи­тельно, данное право органически связано с деловой репутацией юри­дического лица, а также правом на защиту чести и достоинства лиц, владеющих предприятием. Однако столь же очевидна связь и даже зависимость материального положения предпринимателя от известно­сти его фирмы и отношения к ней контрагентов и потребителей. Поэтому фирменное наименование нередко получает достаточно кон­кретную стоимостную оценку в составе нематериальных активов пред­приятия, а нарушение права на него может повлечь за собой возмещение причиненных убытков.

Право на фирму носит в принципе бессрочный характер. Это озна­чает, что, приобретя в установленном порядке данное право, лицо может пользоваться им без ограничения каким-либо сроком, то есть до тех пор, пока существует само предприятие и фирменное наименование (стр. 160) правдиво отражает его организационно-правовой статус и иные атрибуты.

Существенной особенностью права на пользование фирменным наименованием является то, что одновременно оно выступает и в качестве обязанности фирмовладельца. Иными словами, лицо не только вправе выступать в гражданском обороте под собственным фирменным наименованием, но и обязано это делать. Данное правило закона установлено в интересах других участников оборота и потребителей, которые вправе знать, с кем они имеют дело.

Право на фирму охраняется на всей территории РФ, а также в соответствии со ст. 8 Парижской конвенции по охране промышленной собственности во всех странах, являющихся участницами данной Кон­венции. Таким образом, рассматриваемое право имеет экстерритори­альную сферу охраны, выходящую за рамки национальных границ.

Вопрос о том, с какого момента возникает право на фирменное наименование, в настоящее время в российском законодательстве в окончательном виде еще не решен. На протяжении многих лет (на практике и сейчас) права на фирму возникали в явочном порядке, то есть приобретались теми юридическими лицами, которые первыми начинали ими пользоваться. Такой порядок предусматривался Поло­жением о фирме 1927 г. и, на наш взгляд, полностью согласовывался с требованиями Парижской конвенции по охране промышленной собственности. Статьей 54 ГК намечен переход к регистрационной системе, при которой необходимым условием возникновения исклю­чительных прав на фирменные наименования будет их специальная регистрация. Это создаст целый ряд довольно сложных проблем, кото­рые должны быть разрешены специальным законом о фирменных наименованиях[88].

Право на фирму является в принципе правом неотчуждаемым. В отличие от других объектов промышленной собственности, которые, как правило, могут свободно передаваться другим лицам на договорной основе, фирменным наименованием может владеть только сам фирмо­обладатель. Право на фирму может быть передано другому лицу лишь одновременно с передачей самого предприятия. Выдача разрешений на пользование фирменным наименованием, которая до недавнего вре­мени российским законодательством исключалась, сейчас может осу­ществляться на основе договоров коммерческой концессии (см. гл. 47 настоящего учебника).

Право на фирменное наименование прекращается одновременно с (стр.161) ликвидацией самого фирмообладателя. Кроме того, можно выделить несколько дополнительных оснований его прекращения. Во-первых, фирмовладелец вправе сам в любой момент отказаться от пользования конкретным фирменным наименованием. Во-вторых, право на фир­менное наименование может прекратиться при переходе предприятия к новому владельцу, если условия такой передачи не предусматривают сохранение за предприятием прежнего фирменного наименования. В-третьих, прекращение права на фирму может быть обусловлено реорганизацией юридического лица, в ходе которой оно может, а иногда и должно изменить свое прежнее фирменное наименование. Наконец, в-четвертых, право лица на дальнейшее пользование конкретным фир­менным наименованием может быть прекращено по решению суда ввиду несоответствия его требованиям закона или нарушения охраня­емых законом прав и интересов других лиц.

Товарный знак и знак обслуживания. Под товарным знаком и знаком обслуживания (далее — товарный знак) понимается обозначение, способ­ное отличать соответственно товары и услуги одних юридических или физических лиц от однородных товаров и услуг (далее — товары) других юридических или физических лиц (ст. 1 Закона РФ «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров»). Чтобы быть признанным товарным знаком, обозначение должно отве­чать ряду условий. Прежде всего товарным знаком признается условное обозначение, своего рода символ, который помещается на выпускаемой продукции, ее упаковке или сопроводительной документации, и заме­няет собой подчас длинное и сложное название (наименование) изго­товителя товара. Далее, необходимым условием правовой охраны товарного знака является его новизна. При этом российский закон, как и законы многих других стран, закрепляет принцип не абсолютной, а относительной новизны условных обозначений, заявляемых в качестве товарных знаков. Это, в частности, означает, что регистрация того или иного обозначения в качестве товарного знака в каких-либо других странах не препятствует признанию данного или сходного обозначения товарным знаком в РФ, если иное не вытекает из международных соглашений, в которых участвует РФ. Наконец, обозначение может считаться товарным знаком лишь тогда, когда оно в установленном законом порядке зарегистрировано. Российское законодательство не охраняет не зарегистрированные в Патентном ведомстве РФ обоз­начения, за исключением так называемых общеизвестных товарных знаков, которые охраняются в силу международных обязательств РФ.

Действующее законодательство различает несколько видов товар­ных знаков. По форме своего выражения товарные знаки могут быть словесными (различные оригинальные слова и короткие фразы), изобразительными (стр. 162) (разнообразные значки, рисунки, изображения), объемными (оригинальная форма изделий или их упаковки) и ком­бинированными (сочетающими в себе элементы названных выше знаков). В зависимости от числа субъектов, имеющих право на пользование товарным знаком, различаются индивидуальные и кол­лективные товарные знаки. Индивидуальный товарный знак — это обозначение, зарегистрированное на имя отдельного предпринима­теля. Коллективным товарным знаком является товарный знак сою­за, хозяйственной ассоциации или иного добровольного объединения предприятий, предназначенный для обозначения вы­пускаемых или реализуемых ими товаров, обладающих едиными качественными или иными общими характеристиками. Конкретные требования, предъявляемые к коллективным товарным знакам, со­держатся в главе 3 Закона РФ «О товарных знаках, знаках обслужи­вания и наименованиях мест происхождения товаров». По степени известности товарные знаки подразделяются на обычные и общеиз­вестные. В качестве обычных товарных знаков выступают любые новые оригинальные обозначения товаров, отвечающие всем крите­риям охраноспособности. В частности, необходимым условием их признания и охраны является обязательная государственная регист­рация обозначения. Общеизвестным товарным знаком признается такое обозначение, которое знакомо широкому кругу потребителей благодаря его использованию для обозначения определенных това­ров. Основной смысл выделения общеизвестных товарных знаков заключается в том, что в соответствии со ст. б1" 5 Парижской конвен­ции по охране промышленной собственности таким знаком обеспе­чивается правовая охрана еще до их регистрации.

Субъектами права на товарный знак могут быть любые юридические и физические лица, осуществляющие в установленном порядке пред­принимательскую деятельность. Указанное право возникает, по общему правилу, с момента государственной регистрации соответствующего обозначения в Патентном ведомстве РФ. В этих целях заинтересован­ное лицо должно составить и подать заявку на регистрацию товарного знака в Патентное ведомство РФ, где она подвергается экспертизе. Экспертиза проводится в два этапа: вначале проверяется наличие всех необходимых документов заявки и правильность их заполнения (пред­варительная экспертиза), а затем заявленное обозначение исследуется на предмет его соответствия требованиям, предъявляемым к товарным Знакам (экспертиза по существу). По результатам экспертизы прини­мается решение о регистрации товарного знака либо об отказе в Регистрации. При несогласии заявителя с решением экспертизы он (стр.163) вправе подать возражение в Апелляционную палату Патентного ведом­ства РФ, а в последующем, опираясь на ч. 2 ст. 11 ГК, обратиться в суд.

В случае положительного решения экспертизы Патентное ведом­ство РФ производит регистрацию товарного знака в Государственном реестре товарных знаков и знаков обслуживания РФ и выдает заявителю свидетельство на товарный знак.

За подачу заявки, проведение экспертизы, регистрацию и выдачу свидетельства на товарный знак, продление срока действия свидетель­ства и совершение иных юридически значимых действий, связанных с товарными знаками, взимаются государственные пошлины, размеры которых определяются Положением о пошлинах за патентование от 12 августа 1993 г.

Юридические и физические лица, зарегистрировавшие на свое имя товарный знак, приобретают право на его использование на всей территории РФ в течение десяти лет. При этом указанный срок рас­сматривается законом лишь в качестве начального периода охраны, который связывается с первичной регистрацией обозначения. В прин­ципе же срок охраны может быть сколь угодно длительным, поскольку действие свидетельства на товарный знак может неоднократно продле­ваться в порядке, установленном ст. 16 Закона РФ «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров».

Сущность права на товарный знак состоит в возможности его неограниченного хозяйственного использования для обозначения про­изводимых и реализуемых товаров. Использованием товарного знака считается прежде всего применение его на товарах, для которых он зарегистрирован, и/или на их упаковке. При наличии уважительных причин использованием знака может быть признано также применение обозначения в рекламе, печатных изданиях, на вывесках, при демон­страции экспонатов на выставках и т. п.

Право на товарный знак является абсолютным и исключительным субъективным правом. Это означает, что только его владелец обладает монопольной возможностью использовать товарный знак и распоря­жаться им, а также запрещать использование товарного знака другими лицами. Использование товарного знака рассматривается законом не только как право, но и как обязанность его владельца. Если товарный знак не используется без уважительных причин в течение пяти лет, его регистрация может быть прекращена досрочно по требованию любого заинтересованного лица.

При использовании товарного знака рядом с обозначением может проставляться предупредительная маркировка, указывающая на то, что применяемое обозначение является товарным знаком (М, ТМ, Ке§. ТМ и т.п.). Незаконное использование предупредительной маркировки в (стр.164) отношении незарегистрированного в РФ товарного знака, если это деяние совершено неоднократно или причинило крупный ущерб, об­разует уголовное преступление (ст. 180 УК РФ).

Владелец товарного знака может распоряжаться знаком в форме уступки права на него или выдачи разрешений (лицензий) на его использование. Уступка товарного знака означает передачу прав на товарный знак его владельцем другому юридическому или физическому лицу в отношении всех или части товаров, для которых он зарегистри­рован. В отличие от этого лицензионный договор предполагает предостав­ление другому лицу права на использование товарного знака на оговоренный в договоре срок. При этом сам владелец сохраняет право на знак и несет все обязанности его владельца. Условия лицензионного договора определяются в целом самими сторонами. В частности, они сами решают вопрос о том, приобретает ли лицензиат исключительное право на пользование знаком или нет, самостоятельно определяют размер и порядок уплаты вознаграждения, устанавливают срок дейст­вия договора и т.д. Однако законом введено два взаимосвязанных обязательных условия: 1) качество товаров лицензиата должно быть не ниже качества товаров лицензиара; 2) лицензиар будет осуществлять контроль за выполнением этого условия. Указанные требования пред­ставляют собой определенную гарантию для потребителей, ориентиру­ющихся на уже известный товарный знак.

Закон предъявляет особые требования к форме договоров об уступ­ке товарного знака и передаче права на его использование. Договоры должны совершаться в письменной форме и регистрироваться в Па­тентном ведомстве РФ. Без регистрации они считаются недействитель­ными.

Право на товарный знак прекращается путем аннулирования его регистрации Патентным ведомством РФ по одному из следующих оснований. Во-первых, это может произойти в связи с прекращением срока действия регистрации, если владелец знака своевременно не позаботился о продлении срока охраны. Во-вторых, основанием для аннулирования регистрации товарного знака служит решение Высшей патентной палаты (которое может быть обжаловано заинтересованны­ми лицами в суд) о досрочном прекращении ее действия по причине использования коллективного знака на товарах, не обладающих еди­ными качественными или иными общими характеристиками. В-треть­их, как уже отмечалось, охрана товарного знака может прекратиться досрочно, если знак не используется без уважительных причин в течение пяти лет. В-четвертых, регистрация товарного знака может быть признана недействительной полностью или частично в течение всего срока ее действия, если она была произведена с нарушением требований, (стр. 165) установленных п. 3 ст. 6 Закона РФ «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров», или в течение пяти лет с даты публикации сведений о регистрации товарного знака в официальном бюллетене Патентного ведомства РФ — по осно­ваниям, установленным ст. 7 указанного Закона. В-пятых, регистрация аннулируется при ликвидации юридического лица — владельца товар­ного знака. В-шестых, основанием для аннулирования регистрации может служить превращение товарного знака ввиду его неконтролиру­емого использования в обозначение, вошедшее во всеобщее употреб­ление как обозначение товаров определенного вида. Наконец, правовая охрана товарного знака может быть в любой момент прекращена в случае отказа от нее владельца, который оформляется в виде письмен­ного заявления, направляемого в Патентное ведомство РФ.

Наименование места происхождения товара. Данный способ инди­видуализации продукции представляет собой название страны, населен­ного пункта, местности или другого географического объекта, используемое для обозначения товара, особые свойства которого исклю­чительно или главным образом определяются характерными для данного географического объекта природными условиями или людскими факторами либо природными условиями и людскими факторами одновременно. Наи­менования мест происхождения товаров, несмотря на сходство с товар­ными знаками, обладают рядом специфических признаков, которые и обусловили необходимость их выделения в качестве самостоятельных объектов правовой охраны. Прежде всего обозначение товара в данном случае должно содержать прямое или косвенное указание на то, что товар происходит из конкретной страны, области или местности. Конкретный способ указания на место происхождения товара может быть любым, важно лишь, чтобы обозначение ассоциировалось у потребителей с определенным местом происхождения товара. В отличие от товарного знака к наименованию места происхождения товара не предъявляется требование новизны. Это и понятно, так как названия географических объектов, включаемые в обозначения товаров, не являются новыми. Наоборот, именно потому, что они известны публике и связываются ею с определенными свойствами товара, который производится в данной местности, они и подлежат правовой охране.

Вторым специфическим признаком наименования места происхож­дения товара является связь обозначения товара с его особыми свойства­ми, которые определяются характерными для данного географического объекта природными условиями и/или людским фактором. Особые свой­ства, которые потребитель вправе ожидать от товара, обозначенного его привязкой к определенному географическому объекту, должны носить стабильный, устойчивый и известный характер. Как правило, (стр.166) они обусловливаются особыми природными условиями географической среды (краснодарский чай, вологодское масло и т. п.) и/или професси­ональным опытом и традициями производства изготовителей товаров, Проживающих в данной местности (хохломская роспись, гжель и т.п.).

Наконец, наименование места происхождения товара становится самостоятельным объектом правовой охраны лишь тогда, когда оно в установленном порядке зарегистрировано в Патентном ведомстве РФ. В этом своем качестве оно ничем не отличается от других объектов промышленной собственности, права на которые появляются у поль­зователей только с момента государственной регистрации.

Субъектами права на наименование места происхождения товара могут выступать как юридические, так и физические лица, независимо от их гражданства и национальной принадлежности. При этом, однако, они должны находиться в той стране, населенном пункте, местности или другом географическом объекте, название которых используется для обозначения товара. Поскольку производством товаров, особые свойства которых исключительно или главным образом определяются характерными для данного географического объекта природными ус­ловиями, могут одновременно заниматься несколько лиц, право на пользование одним и тем же наименованием места происхождения товара закрепляется за всеми ними.

Содержание права на наименование места происхождения товара в своих основных чертах совпадает с содержанием права на товарный знак. Поэтому укажем лишь на имеющиеся отличия. Во-первых, данное право не носит исключительного характера, поскольку, как уже отме­чалось, при наличии предусмотренных законом условий оно может быть предоставлено любому заинтересованному лицу. Во-вторых, закон подходит более широко к понятию использования наименований мест происхождения товаров, относя к нему без каких-либо оговорок не только применение его на товаре или его упаковке, но и использование в рекламе, проспектах, счетах, бланках и иной документации, связан­ной с введением товаров в хозяйственный оборот. В-третьих, в отличие от товарных знаков наименования мест происхождения товаров не могут быть переданы другим лицам.

Определенные отличия имеются и в основаниях прекращения права на наименование места происхождения товара. Причинами аннулирова­ния регистрации данного объекта промышленной собственности до­полнительно выступают исчезновение характерных для графического объекта условий производства товаров с особыми свойствами, а также утрата товаром особых свойств, указанных в Реестре наименований мест происхождения товаров РФ в отношении Данного наименования. Напротив, не использование наименования места (стр. 167) происхождения товара субъектом права на него не приводит к прекращению действия данного права.

Защита прав на средства индивидуализации. В случае нарушения прав на фирменное наименование, товарный знак или наименование места происхождения товара их обладатели могут добиваться восста­новления своих прав, пресечения правонарушений и применения к нарушителям иных предусмотренных законом санкций. Защита ука­занных прав осуществляется в основном в юрисдикционной форме в рамках административной, гражданской и уголовно-правовой проце­дур. Административно-правовая защита нарушенных или оспаривае­мых прав сводится, во-первых, к возможности подачи возражения против регистрации товарного знака или наименования места проис­хождения товара в Апелляционную палату Патентного ведомства РФ с правом последующего обжалования принятого по возражению решения в Высшую патентную палату и в суд; во-вторых, к обращению с заявлением о нарушении правил добросовестной конкуренции в тер­риториальный антимонопольный орган; и, наконец, в-третьих, к по­даче жалобы в вышестоящий орган организации-нарушителя, если таковой у последней имеется.

Общим порядком защиты нарушенных прав на рассматриваемые объекты промышленной собственности является их гражданско-пра­вовая защита, реализуемая в рамках общего, то есть судебного (иско­вого), порядка. Способы защиты, то есть материально-правовые меры принудительного характера, посредством которых производится вос­становление (признание) нарушенных (оспариваемых) прав и воздей­ствие на правонарушителя, в основном совпадают и сводятся к следующему. Прежде всего правообладатели, права которых оспарива­ются или не признаются третьими лицами, могут требовать официаль­ного признания своих прав на соответствующие средства индивидуализации. Такого рода споры обычно возникают на почве реорганизации юридических лиц путем их разделения или выделения.

Наиболее распространенным способом защиты, вытекающим из нарушения рассматриваемых прав, является требование о прекращении незаконного использования фирменного наименования, товарного знака или наименования места происхождения товара. К указанному способу защиты близко примыкает требование об удалении с товара или его упаковки незаконно используемого товарного знака (наимено­вания места происхождения товара) или обозначения, сходного с ним до степени смешения. Если сделать это невозможно без причинения существенного вреда товару, по смыслу закона потерпевший вправе требовать уничтожения самого товара. (стр.168)

В тех случаях, когда вследствие незаконного использования чужого средства индивидуализации у его обладателя возникли убытки, он имеет право на их возмещение в полном объеме. Основная трудность здесь заключается в обосновании истцом конкретного размера упущенной ИМ выгоды. В известной степени эту задачу облегчает абз. 2 п. 2 ст. 15 ГК, гласящий, что «если лицо, нарушившее право, получило вследствие этого доходы, лицо, право которого нарушено, вправе требовать воз­мещения наряду с другими убытками упущенной выгоды в размере не меньшем, чем такие доходы».

В качестве особого способа защиты права на товарный знак и наименование места происхождения товара выделяется опубликование судебного решения в целях восстановления деловой репутации потер­певшего. Такого рода публикация, текст, место и время опубликования которой во избежание дальнейших споров должны быть определены самим судом, подлежит оплате нарушителем.

Названные способы защиты не исчерпывают всех гражданско-пра­вовых средств, с помощью которых обладатели прав на средства инди­видуализации могут добиваться их защиты.

Наконец, защита прав владельцев товарных знаков и наименований мест происхождения товаров обеспечивается уголовным законодатель­ством (ст. 180 УК РФ).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.