Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Российская культура в XIX в.






Развитие системы образования. В течение века проводилось несколько реформ школьного образования: при Александре I были созданы учебные округа, при Николае I было открыто 3 тыс. школ для государственных крестьян, при Александре II стали открываться земские школы и школы грамоты. В целом количество начальных школ увеличилось с 311 (18297 учеников) до 41967 (2347534 уч.). Развивалась также система среднего (гимназии) и высшего образования (университеты и институты). Зна­чительным достижением было открытие высших женских институ­тов - Бестужевских курсов и женского Медицинского института в Петербурге, Высших женских курсов в Москве.

Однако в 1896 г. только 26% населения Империи было грамотным, в то время как в других странах Европы этот показатель превышал 80%. Правительство боялось последствий введения всеобщего начального образования.

Развитие науки. Значительные успехи были сделаны в медицине, математике, химии, физике. Великий русский матема­тик Н.И.Лобачевский создал не­евклидову геометрию. В. В. Пет­ров открыл тепловое и световое действие электрического тока, академик Б. С.Якоби открыл новое направление в техни­ке - гальванопластику. Замечательный русский хирург

Н. И. Пирогов проводил операции по ампутации органов с применением наркоза.

Всемирное значение имели открытия И. М. Сеченова, И. И. Меч­никова, К.А. Тимирязева. И.М.Сеченов явился основоположником отечествен­ной физиологической школы. И.И.Мечников создал первую в России бактериологи­ческую станцию для борьбы с инфекционными заболеваниями. К.А.Ти­мирязев исследовал процесс фотосинтеза, обосновал роль хлоро­филла в этом процессе.

Высокую оценку в мировой науке получили труды ученых-хи­миков Д. И. Менделеева и А. М. Бутлерова. Менде­леев открыл закон периодических эле-ментов и составил на осно­ве этого закона специальную периодическую таблицу. Бутлеров создал теорию химического строения, явившуюся фундаментом современной органической химии.

Большие успехи были сделаны в исторической науке. Труд Н. М. Ка-рамзина «История государства Российского» стал первым научным обзором истории России с древ­нейших времен до начала XVII в. С. М. Соловьев написал обширнейшую (в 29 томах) «Историю России с древнейших вре­мен.

Значительными достижениями отмечено и развитие техники в России. Талантливым военным инженером П. Н.Яблочковым была изобретена дуговая лампа. Русский электротехник А. Н.Лодыгин изобрел электрическую лампу накаливания. В конце столетия А. С. Попов изобрел радио.

Литература. XIX век — самый блестящий период в истории русской ли-тературы. В это время были созданы творения, полу­чившие всемирное признание.

В первой половине XIX в. творили великие русские поэты и писатели А. С.-Пушкин, М.Ю.Лермонтов, Н. В. Гоголь. Популярней­шими литераторами середины - второй половины XIX в. были И.С.Тургенев, Н.А.Некрасов. Л.Н.Толстой, Ф.М.Достоев­ский и А.П.Чехов оставили неизгладимый след не только в отече­ственной, но и в мировой литературе.

Архитектура. В первой четверти века господствовал классицизм. А. Н. Воронихин создал Казанский собор, А. Д. Захаров - здание Главного адми-ралтейства. По проектам К. И. Росси были построены многие дворцы в Петербурге.

С 30-х гг. XIX в. все более распространенным становится так называемая эклектика - смешение разных архитектурных сти­лей. Своеобразный «русско-византийский стиль» был присущ К. А. Тону - автору Кремлевского дворца и храма Христа Спасителя в Москве.

Во второй половине XIX в. продолжалось господство эк­лектики. Наиболее значимыми пост­ройками этого времени стали здания Исторического музея (А. А. Се­менов и В. О.Шервуд), храм Спаса на крови в Петербур­ге (А. А. Парланд).

Живопись. В живописи в первой половине XIX в. господствовал клас-сицизм, центром которого была Академия художеств. Картина Брюллова «Последний день Помпеи» произвела большое впечатление на совре-менников. Важнейшим событием в живопи­си стало творчество А.А.Иванова, автора эпической картины «Яв­ление Христа народу».

Мастер портрета О.А.Кипренский представлял романтическое направление в живописи. Полотна П. А. Федотова были написаны в реалистическом стиле. В кар­тинах «Сватовство майора», «Завтрак аристократа» сатирически изображался быт купцов и чиновников.

Началом нового этапа развития русской живописи стал 1863 г. В 1863 г. лучшие выпускники Академии художеств отказались от конкурса на золотую медаль, порвали с Академией и создали художественную артель. Идейным руководителем артели был И. Н. Крамской. Он возглавил Товарищество передвижников. Особый успех имела картина И. Е. Репина «Бурлаки на Волге». Важнейшие исторические события нашли отражение в картинах художника В. И. Сурикова, как «Утро стрелецкой казни», «Боярыня Морозова», «Переход Суворова через Альпы». В работах художников В.Г.Перова («Тройка»), Н.А.Ярошенко («Кочегар»), Г.Г.Мясоедова («Земство обедает») нашли отражение социальные мотивы. Глубоким психоло­гизмом отмечены портреты Крамского.

Музыка. Во вто­рой четверти XIX в. начался период бурного расцвета русской му­зыки. Подлинно национальную музыку создал М. И. Глинка, кото­рый написал оперу «Руслан и Людмила».

Традиции Глинки во второй половине XIX в. продолжили композиторы «Могучей кучки»: М.А.Балакирев, М.П.Мусоргский, А.П.Бородин, Н.А. Римский-Корсаков. Они использовали народную песню в симфонических и оперных произведениях. Бородин создал оперу «Князь Игорь» по мотивам «Слова о полку Игореве».

Вместе с композиторами «Могучей кучки» блистал великий русский композитор П. И. Чайков­ский, чья слава получила мировое признание (наиболее известны опера «Евгений Онегин», балеты «Лебединое озеро», «Спящая красавица» и «Щелкунчик»).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.