Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Социальные движения в начале XX в.






(Рабочее, национально-освободительное)

Рабочее движение. Быстрое промышленное развитие стран Европы и США, увеличение численности рабочих вело к росту социальных движений.

Началось объединение профсоюзов в федерации. Так возникли Американс-кая федерация труда (АФТ) в США (1886 г.), Всеоб­щая конфедерация труда во Франции (1895 г.) и др. Рабочие выд­вигали требования повышения зарабо-тной платы и установления 8-часового рабочего дня.

В США активным было движение фермеров. Объединяясь в «фермерские аль­янсы» (союзы), фермеры организовывали хранение и сбыт своей про­дук-ции, выступали против монопольных цен на перевозки, которые ус­танавливали железнодорожные корпорации, они также выступали против земельных спекулянтов.

В Италии в начале XX в. большого размаха достигло движение малоземельных крестьян и батраков. Итальянские крестьяне отказывались от уплаты налогов, напада­ли на муниципалитеты (местные органы власти) и помещичьи усадь­бы. В ходе борьбы создавались крестьянские организации - лиги. В 1901 г. была образована Национальная федерация трудящихся кресть­ян. Выступления крестьян безжалостно подавлялись полицией и правительственными войсками.

В 1907 г. Франция была потрясена выступлением крестьян-виноделов. Оказавшись в бедственном экономическом положе­нии, они потребовали от правительства помощи, отказывались платить налоги. Крестьяне объединились в Генеральную конфедерацию виноде­лов, провели несколько крупных демонстраций. В этот период во Франции участились выступления учителей, работников почт, телеграфа, железных дорог. Они добивались повышения своего крайне низ­кого жалованья. В ответ на это правительство инициировало закон, запрещавший государственным служащим организовывать проф­союзы и проводить забастовки.

В начале XX вв. активизировалось феминист­ское движение. Его участницы выступали за равноправие жен­щин с мужчинами в важнейших сферах жизни. Перед первой мировой войной всеобщее избирательное право (распространяв­шееся и на женщин) существовало лишь в Норвегии, Австра­лии и Новой Зеландии. На производстве женщины за равный с мужчинами труд по­лучали в 1, 5-2 раза меньшую оплату. Женщины были нерав­ноправны с мужчинами и в семейных отношениях. Для них ограничивались возможности получить высшее образование, стать, например, врачом, преподавателем в университете или юристом. Нетерпимость подобного положения стала осознаваться осо­бенно остро, по мере того как женщины все больше вовлекались в трудовую и общественную деятельность. Активистки феминистского движения устраивали митинги, публично нападали на официальных лиц, которые, по их мнению, препятствовали предоставлению женщинам права голоса. Достичь поставленных целей феми­нисткам удалось лишь после первой мировой войны.

Национально-освободительная борьба в Индии. Противники колониального режима в 1885 г. объединились в партию Индийский национальный конгресс (ИНК). В его руководстве были сторонники лояльной оппозиции колониза-торам. Но на рубеже веков в ИНК появилось и радикальное направление, вы-ступавшее за активную борьбу против англичан. Все большую популярность получали лозунги свадеши ( отечественное производство) и сварадж (собст-венное правление). С начала 1906 г. движение свадеши стало принимать форму мас­совых выступлений. Произошли забастовки железнодорожников. В ходе стачечной борьбы были созданы профсоюзы. В ответ британцы раз-вернули репрессии против радикальных лидеров ИНК.

В 1914 г. лидером ИНК стал Махатма Ганди. Он создал обще­ственно-поли-тическую программу «ненасильственного несотруд­ничества» с властями. На разработку этой программы оказали опыт революции 1905 г. в России и уче-ние о ненасилии Л.Н.Тол­стого.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.